Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • В противостоянии либерала и фанатика всегда выигрывает фанатик (интервью с заместителем председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиереем Всеволодом Чаплиным)

  • о. Александр Ельчанинов. Из писем к молодежи

  • 1 сентября - начало учебного года. Cвятые отцы о воспитании и образовании

  • Деревенский рай под покровом храма

  • Летний лагерь "Свеча" Сургутской православной классической гимназии

  • Сохранение духовно-нравственного наследия равноапостольных Кирилла и Мефодия

  • Абитуриенту на заметку

  • Религиозное образование за рубежом

  • Свящ. Сергий Гомаюнов, духовник Вятской православной гимназии. Метод православной педагогики

  • Будущая Россия сидит сегодня за партами. На вопросы отвечают протоиерей Аркадий Шатов и протоиерей Артемий Владимиров

  • Почему я поступаю в Духовное училище

  • «Мужчина и Женщина - по-разному устроенные организмы»

  • «Возьми крест свой…» Конспект урока по основам Православной культуры для 7-го класса

  • Иеромонах Серафим (Роуз). Православное воспитание и окружающий мир

  • Протоиерей Димитрий Смирнов. Что делать с нашими детьми?

  • Протоиерей Артемий Владимиров. Учение и труды земные

  • Протоиерей Сергий Четвериков. Можно ли воспитать религиозность у детей

  • Свящ. Алексий Сысоев, директор Православной классической гимназии “Радонеж”. Смысл и значение православной школы

  • Специфика православной педагогики

  • Духовное образование и духовное воспитание

  • Размышления о школе и детях

  • Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского богословского института. О развитии теологического образования

  • Абитуриенту на заметку

  • Воспитание у школьников бережного отношения к природе и обществу на уроках естествознания. Д.Н. Майоров

  • Уроки нравственного богословия. Из беседы преподавателей вузов г. Тюмени с преподавателем Московской Духовной академии, архимандритом Платоном (Игумновым)

  • Сообщение иерея Вячеслава Горшкова об открытии специальности "Религиоведение" в Тюменском нефтегазовом университете

  • Сообщение о работе кафедры теологии Сургутского государственного университета иерея Антония Исакова

  • Иеромонах Киприан (Ященко). Основы православной культуры как новая образовательная область

  • Что нам навязывают. Размышления по итогам религиоведческого семинара

  • Из выступления Министра образования Россиии Владимира Михайловича Филиппова на XXI Рождественских чтениях

  • Протоиерей Артемий Владимиров. Терпением вашим спасайте души ваша (Лк. 21,19)

  • Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XII Рождественских чтений

  • Н.Д. Зотов-Матвеев.Образование и духовность

  • Д.Н. Майоров. О преподавании предмета «Концепции современного естествознания»

  • Почему я выбрала теологию

  • О новой специальности - теология

  • Non scholae sed vitae discimus (к 300-летию духовногго образования в Сибири)

  • Теологическое образование в России (история и современность)

  • Почему я поступаю в Духовное училище

  • Образование и духовность. Филиппов В.М.,министр образования РФ

  • Вера и нравственность:православные традиции и современность. Н.Д.Никандров, президент российской академии образования

  • Опыт создания учебного пособия по курсу "Основы православной культуры". А.В.Бородина

  • Задачи православного образования. Архимандрит Иоанн (Экономцев), Председатель Отдела религиозного образования и катехизации

  • Нужна ли школьникам православная культура?

  • Учение святителя Григория Богослова о пастырстве

  • Разговор об атеизме. Митрополит Сурожский Антоний

  • Святые об образовании

  • Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) о воспитании детей

  • Мы хотим помочь процессу воспитания

  • Михаил Васильевич Ломоносов "Об узаконениях для гимназистов"

  • Изучение основ Православия в современной школе

  • Иеромонах Серафим (Роуз)"Православное воспитание и окружающий мир"

  • Иван Ильин - русский учитель

  • А.С.Пушкин о народном воспитании

  • Экзамены в Тобольской Духовной Семинарии

  • Обращение к абитуриентам Тобольской Духовной семинарии.

  • Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

  • Музыкальное воспитание в духовной школе

  • Духовно-нравственные аспекты преподавания русской литературы в школе

  • Патриарх о реформе духовного образования

  • Церковь и государственное образование

  • О преподавании общественных дисциплин в школе

  • Много поваров для одного супа

  • Docendo discimus

  • Сильнее Бога нет. Интервью с наместником Свято-Троицкого монастыря, ректором Тюменского Духовного училища, игуменом Тихоном (Бобовым)

  • Уроки милосердия. Из жизни одного святого

  • Коржевский В.Н., преподаватель Тобольской Духовной Семинарии. Смысл образования

  • Пятнадцатиднев

  • Липовка

  • Жатвы много, а делателей мало...

  • Письма о воспитании наследника русского престола (1859 г.)

  • Участники совещания ректоров отвечают на нашу анкету

  • совещание ректоров Духовных учебных заведений русской Православной церкви 20 июня. Тюмень.

  • Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на VIII Международных рождественских образовательных чтениях в год празднования Двухтысячелетия Рождества Христова.

  • О сквернословии...

  • Святые о воспитании детей

  • Резолюция семинара директоров православных лагерей и гимназий.

  • Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в Тюменской области

  • Педагогическое наследие св. Феофана Затворника

  • Обращение Тюменского Духовного училища.

  • Обращение к родителям

  • О проблемах образования.

  • Проблема ценностей как центральная проблема современного воспитания.

  • Мысли о религиозном воспитании детей

  • Продолжая тему. Любовь к духу своего народа.

  • Опыт воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии.

  • Доклад Владыки Димитрия

  • Дни славянской письменности

  • Диакон Дмитрий Лин.

  • Роль системы образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи

  • Праославные гимназии

  • Восьмые Рождественские образовательные чтения

  • Вера и знания

  • Валеология - курс на рифы

  • Безсовестный бес.

  • Архиепископ Димитрий к абитуриентам Духовных Школ: "Прилагайте к себе воспитание души"

  • Письма о воспитании наследника русского престола (1859 г.)

         1. Можно извлекать выгоды из всего, но только не из будущего благосостояния русского народа. Но здесь одной искренности мало, надо быть еще уверенным, что мои убеждения действительно не только вполне человеческие, но и вполне русские убеждения. Но, может быть, вы спросите меня, что такое русские убеждения? Знаю ли я их? Где их отыскать? - на это я отвечу вам: что я их не знаю, что я их не нашел, но что они должны быть, что они чувствуются сердцем и что если их можно найти, то конечно уже не заграницей.
         2. . Мне кажется, трудно не видеть, что благоденствие России, а, следовательно, и счастье ее монарха заключаются не в остановке ее развития и не в подражании западным преобразованиям, а в самостоятельном развитии государственного народного организма, вытекающем из сознания действительных народных потребностей, а не из детского желания угнаться за Западом.
         3. . Самый простой человек, если захочет сделать своего полезным русским гражданином, а не космополитом сего мира, вероятно, не прибегнет с просьбою об этом к иностранцу, и особенно к такому, которому язык наш меньше знаком, чем язык давно несуществующих римлян и греков.
         4. . Боже мой! надо быть слепым, чтобы не видеть, как широко раскидывается наша жизнь; но не дай Бог, чтобы она унесла и что-нибудь другое. Немецкая партия имела еще смысл, пока мы шли по стопам Германии, а теперь куда же нам прикажете идти? К атеизму, материализму, к коммунизму и прочим произведениям западной жизни. нет! Боже сохрани! Пусть русский царь будет стоять во главе русской партии, потому что немецкая уже позади народного развития.
         5. Чем выше поставлен человек в обществе, тем более воспитание должно стараться увлечь его красотою и глубиною содержания мысли, идеи; тем прочнее должно оно укоренить в его душе убеждения, что всякая пышность и блеск есть только мишура, стоящая много сил, времени и денег и не имеющая никакого значения ни в истории, ни для благоденствия народа, ни даже для счастья того, кто окружает себя этою пышностию, этим блесом. История чаще всего издевается над пышностью, прикрывающей ничтожество; и наоборот, из самых незначительных нищенских форм выводит неистощимые реки истории. Картина трех распятых на маленьком холме за стенами Иерусалима не заключала в себе ничего пышного и величественного.
         6. <О идеалах> Факты налицо. Во всей нашей новейшей литературе едва ли встречается два-три благородных характера и те принадлежат людям старого, отжившего поколения, к так называемым непосредственным натурам, до которых почти не коснулось ни научное образование, ни жизненная цивилизация. В настоящей литературе нашей не только не создано ни одного благородного характера, для чего, конечно, нужен талант, но даже нет ни одного дидактического или философского сочинения, сколько-нибудь замечательного, которое высказывало бы какие-нибудь положительные философские, общественные или моральные убеждения и высказывало так, чтобы критика не подняла их насмех. Я не говорю здесь о наших богословских сочинениях: о них критика молчит.)
         7. Увы! понижение религиозного уровня почти не служит у нас признаком возвышения образования, и образованное общество, его передовые люди, сильно заподозревают всякое проявление религиозности или в невежестве, и то еще лучше, или в притворстве, или в сумашествии. С каким озлоблением, например, накинулась вся русская журналистика на бедного Гоголя, когда он печатно высказал свои религиозные убеждения. Его обвинили не в экзальтации, не в неприличии тона, в чем действительно можно обвинить его "переписку с друзьями": нет, его, своего прежнего кумира, обличителя общественных язв, обвинили во лжи, в продажности и, столкнув с подножия, которое сами же его подняли, поставили чуть ли не наряду с заклеймленными общественным презрением торгашами литературы. Но когда своею трагическою смертью доказал Гоголь, по крайней мере, искренность своих убеждений, то его, не обинуясь, назвали сумашедшим, хотя до последней минуты в словах и поступках его выражался и здравый ясный ум и непререкаемая воля. странное, дикое явление, указывающее нам всю глубину раны, мертвящую нашу общественную жизнь! Англия, образованнейшая страна мира, благоговеет перед своим Ньютоном именно за то, что в нем бесконечная глубина разума соединялась с бесконечною глубиною редигиозного чувства; а мы, едва выходя из мрака невежества, бросаемся грязью в своих великих людей, если они вздумают признаться, что верят Богу и считают необходимым исполнять Его заповеди и молиться Ему. В Англии религиозность не только может, но и должна идти рука об руку с самым высоким умственным развитием, образованием и гражданскою свободою; а у нас религия признак невежества, безнравственности или безумия! ... Такие резкие противоречия, обличающие всю шаткость, всю ничтожность наших общественных убеждений, попадаются на каждом шагу...
         8. Скажу с уверенностью: общество без высказанных общественных убеждений - самое опасное для правительства: это именно болото, зеленеющее, гладкое, тихое, чуждое бурь,с виду безопасное и заманчивое; но в котором, где ни поставишь ногу, везде провалишься и никогда не найдешь точки опоры.
         9. Нет сомнения, что воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека.
         10. Воспитание, лишенное единства убеждения, не решившееся ни на какое положительное направление, не давая человеку никакой общественной идеи, к которой бы он мог привязаться, открывает ему две дороги: или сделаться эгоистом, или утопистом; то есть или обманывать правительство и грабить народ, или кинуться в первую попавшуюся утопию и при малейшей неосторожности погибнуть без пользы. Жить со вредом или погибнуть без пользы?
         11. <О Помазаннике Божием> Неограниченной власти, в смысле неограниченного произвола, нет на земле - да нет и на небе, потому что если религия и приписывает Творцу неограниченность власти, то не потому, чтобы Он мог делать добро и зло, но потому, что Ему не нужно ограничивать себя, ибо зло невозможно для Существа, вся сущность Которого есть Благо. Русский народ видит в царе своем помазанника Божия, верит, что "сердце его в руце Божией", верит, что Сам Бог укрепляет это сердце в борьбе со злом и что неограниченный русский монарх находит достаточное ограничение в собственном своем сердце, управляемом Божественным промыслом. Словом, в русском народе покорность царю есть только земное выражение покорности промыслу Божию. Наука общества должна только укрепить и развить ту же самую мысль; она должна показать до очевидности ясно, что не одни только законы физической природы, но и законы природы духовной, законы религии, законы души человеческой, законы жизни общественных организмов и законы истории ограничивают неограниченного монарха бесконечно более чем каждого из его подданных, и что нарушение этих законов так же неизбежно отмщается духовными болезнями и духовными страданиями, как нарушение законов физической природы болезнями и страданиями физическими... Право изменять законы, конечно принадлежит монарху, но должно соединяться в нем с глубочайшим уважением святости закона. Священнослужитель, приготовляя Евхаристию своими грешными руками в то же самое время благоговеет перед нею, как перед величайшею святынею. Царствование по вере народа есть также совершение высокого таинства помазанником Божиим! Христианское государство не может быть несвободно. Спаситель кровию Своею освободил каждого христианина; но христианская свобода состоит не в рабском подчинении необузданным страстям , а напротив, в ограничении себя законами религии, нравственности и разума: в этом же состоит и неограниченность, то есть свобода христианского монарха, стоящего по воле Божией во главе христианского народа.
         12. Тогда как в древнем мире государство как растение, возникало из незаметного семени, развивалось, мужало и потом, достигнув апогея своего развития, неизбежно начинало склоняться к упадку, в христианском государстве жизнь государства вечна, по крайней мере, вечна по земному, если его общественная нравственность развивается на основании евангельских законов. Такое государство, целью развития которого является христианский недосягаемый идеал, не может одряхлеть или умереть; оно обладает вечною силою обновления,какою обладает слово Спасителя. Многие государства Европы начинают уже расплачиваться бессмысленностью потрясений за массу пребывающего безверия; но милосердный Творец да спасет от этого Россию через руки своих помазанников. Но христианство есть жизнь, а не догмат, и отделение религии от жизни лишает жизнь религии и религию жизни. Если опасен атеизм, то не менее случайно и опасно идолопоклонство, сохранение же догматов веры на всякий случай, для собственного счастья в этом мире и спасение души в будущем, лукавое отделение религии от жизни есть ни что иное, как идолопоклонство, оскорбляющее религию и оскорбляющее жизнь. Не сказал ли Спаситель, что кто хочет спасти душу свою, тот погубит ее, и кто погубит ее ради веры и ближних сових, то спасет ее? Это вечно живая основа христианства и кто удаляется от нее, то удаляется разом от христианства и от жизни.
         13. Мы учимся тремя путями: или путем опыта и собственного наблюдения, - путем, ведущим к порочным, но скудным результатам, для которого жизнь человеческая слишком коротка; или нас учат другие: этим путем мы приобретаем менее чем обыкновенно полагают; или, наконец, мы учимся, подчиняясь бессознательно влиянию сильнейших, уже образовавшихся характеров. Образование, передаваемое этим последним путем, едва ли не самым быстрым , ведет к изумительным результатам.

    ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ (1861 г.)
         14. Не может быть ни малейшего сомнения, что воскресные школы - одно из деятельных средств для предупреждения народного разврата и тех пролетарских стремлений, которые ведут, конечно, ник чему хорошему... Пришедшие почувствуют, что и они и люди и христиане, другими глазами взглянут на самих себя, и это удержит их от многих пороков, проступков и преступлений. (94)
         15. Трезвый и просвещенный религией и образованием рассудка народ
         * лучшее ручательство за благоденствие государства, его спокойствие, силу и богатство. (95)

    Константин Дмитриевмч Ушинский.


    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.