Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • В противостоянии либерала и фанатика всегда выигрывает фанатик (интервью с заместителем председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиереем Всеволодом Чаплиным)

  • о. Александр Ельчанинов. Из писем к молодежи

  • 1 сентября - начало учебного года. Cвятые отцы о воспитании и образовании

  • Деревенский рай под покровом храма

  • Летний лагерь "Свеча" Сургутской православной классической гимназии

  • Сохранение духовно-нравственного наследия равноапостольных Кирилла и Мефодия

  • Абитуриенту на заметку

  • Религиозное образование за рубежом

  • Свящ. Сергий Гомаюнов, духовник Вятской православной гимназии. Метод православной педагогики

  • Будущая Россия сидит сегодня за партами. На вопросы отвечают протоиерей Аркадий Шатов и протоиерей Артемий Владимиров

  • Почему я поступаю в Духовное училище

  • «Мужчина и Женщина - по-разному устроенные организмы»

  • «Возьми крест свой…» Конспект урока по основам Православной культуры для 7-го класса

  • Иеромонах Серафим (Роуз). Православное воспитание и окружающий мир

  • Протоиерей Димитрий Смирнов. Что делать с нашими детьми?

  • Протоиерей Артемий Владимиров. Учение и труды земные

  • Протоиерей Сергий Четвериков. Можно ли воспитать религиозность у детей

  • Свящ. Алексий Сысоев, директор Православной классической гимназии “Радонеж”. Смысл и значение православной школы

  • Специфика православной педагогики

  • Духовное образование и духовное воспитание

  • Размышления о школе и детях

  • Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского богословского института. О развитии теологического образования

  • Абитуриенту на заметку

  • Воспитание у школьников бережного отношения к природе и обществу на уроках естествознания. Д.Н. Майоров

  • Уроки нравственного богословия. Из беседы преподавателей вузов г. Тюмени с преподавателем Московской Духовной академии, архимандритом Платоном (Игумновым)

  • Сообщение иерея Вячеслава Горшкова об открытии специальности "Религиоведение" в Тюменском нефтегазовом университете

  • Сообщение о работе кафедры теологии Сургутского государственного университета иерея Антония Исакова

  • Иеромонах Киприан (Ященко). Основы православной культуры как новая образовательная область

  • Что нам навязывают. Размышления по итогам религиоведческого семинара

  • Из выступления Министра образования Россиии Владимира Михайловича Филиппова на XXI Рождественских чтениях

  • Протоиерей Артемий Владимиров. Терпением вашим спасайте души ваша (Лк. 21,19)

  • Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XII Рождественских чтений

  • Н.Д. Зотов-Матвеев.Образование и духовность

  • Д.Н. Майоров. О преподавании предмета «Концепции современного естествознания»

  • Почему я выбрала теологию

  • О новой специальности - теология

  • Non scholae sed vitae discimus (к 300-летию духовногго образования в Сибири)

  • Теологическое образование в России (история и современность)

  • Почему я поступаю в Духовное училище

  • Образование и духовность. Филиппов В.М.,министр образования РФ

  • Вера и нравственность:православные традиции и современность. Н.Д.Никандров, президент российской академии образования

  • Опыт создания учебного пособия по курсу "Основы православной культуры". А.В.Бородина

  • Задачи православного образования. Архимандрит Иоанн (Экономцев), Председатель Отдела религиозного образования и катехизации

  • Нужна ли школьникам православная культура?

  • Учение святителя Григория Богослова о пастырстве

  • Разговор об атеизме. Митрополит Сурожский Антоний

  • Святые об образовании

  • Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) о воспитании детей

  • Мы хотим помочь процессу воспитания

  • Михаил Васильевич Ломоносов "Об узаконениях для гимназистов"

  • Изучение основ Православия в современной школе

  • Иеромонах Серафим (Роуз)"Православное воспитание и окружающий мир"

  • Иван Ильин - русский учитель

  • А.С.Пушкин о народном воспитании

  • Экзамены в Тобольской Духовной Семинарии

  • Обращение к абитуриентам Тобольской Духовной семинарии.

  • Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

  • Музыкальное воспитание в духовной школе

  • Духовно-нравственные аспекты преподавания русской литературы в школе

  • Патриарх о реформе духовного образования

  • Церковь и государственное образование

  • О преподавании общественных дисциплин в школе

  • Много поваров для одного супа

  • Docendo discimus

  • Сильнее Бога нет. Интервью с наместником Свято-Троицкого монастыря, ректором Тюменского Духовного училища, игуменом Тихоном (Бобовым)

  • Уроки милосердия. Из жизни одного святого

  • Коржевский В.Н., преподаватель Тобольской Духовной Семинарии. Смысл образования

  • Пятнадцатиднев

  • Липовка

  • Жатвы много, а делателей мало...

  • Письма о воспитании наследника русского престола (1859 г.)

  • Участники совещания ректоров отвечают на нашу анкету

  • совещание ректоров Духовных учебных заведений русской Православной церкви 20 июня. Тюмень.

  • Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на VIII Международных рождественских образовательных чтениях в год празднования Двухтысячелетия Рождества Христова.

  • О сквернословии...

  • Святые о воспитании детей

  • Резолюция семинара директоров православных лагерей и гимназий.

  • Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в Тюменской области

  • Педагогическое наследие св. Феофана Затворника

  • Обращение Тюменского Духовного училища.

  • Обращение к родителям

  • О проблемах образования.

  • Проблема ценностей как центральная проблема современного воспитания.

  • Мысли о религиозном воспитании детей

  • Продолжая тему. Любовь к духу своего народа.

  • Опыт воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии.

  • Доклад Владыки Димитрия

  • Дни славянской письменности

  • Диакон Дмитрий Лин.

  • Роль системы образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи

  • Праославные гимназии

  • Восьмые Рождественские образовательные чтения

  • Вера и знания

  • Валеология - курс на рифы

  • Безсовестный бес.

  • Архиепископ Димитрий к абитуриентам Духовных Школ: "Прилагайте к себе воспитание души"

  • Сильнее Бога нет. Интервью с наместником Свято-Троицкого монастыря, ректором Тюменского Духовного училища, игуменом Тихоном (Бобовым)

    - Отец Тихон, по долгу службы вы занимаетесь православным воспитанием, образованием. Как вы относитесь к попыткам правительства реформировать систему народного образования?

    - Действительно, школа реформируется и должна реформироваться. Но насколько до меня доходят сведения, предлагаются разные подходы к реформированию системы образования, разные методики, программы. Нет единогласия. Например, наши выпускники медакадемии, уезжая работать за границу, вынуждены сдавать там дополнительный экзамен, и не все из них проходят. Это говорит о том, что пробелов в образовании у нас хватает. Но есть и положительные моменты. Конечно, все хорошее, что предлагает министерство, надо принять. Но предметы по половому воспитанию в школе не выдерживают критики. Действительно наступают последние времена, когда, как сказал Господь: “ Когда приду - найду ли веру”. Или в последнее время сложилось такое понимание - убивающий человека тем самым служит Богу. Вот подобные нововведения в образовании как раз убивают человека. Представьте себе, детей учить половой жизни?

    - Но в этом есть логика - чем раньше человек узнает, откуда берутся люди, тем лучше. Меньше будет семейных, медицинских проблем.

    - Простите, мы прекрасно различаем, что есть грех, а что есть богоугодное дело. В данном случае мы используем западные программы обучения, которые направлены на растление молодежи. У старшего поколения это вызывает, мягко говоря, недоумение - неужели и кошку с собакой учить совокуплению? Это не укладывается в нашем сознании. Разве подобное можно преподавать детям? Надо хоть немного различать возрастные характеристики. А как относиться к телепередачам, которые массированно проповедуют насилие? В данном случае какие-то темные силы ополчились против России. Другого объяснения нет. Иначе зачем все это выдавать за чистую монету, рекламировать?

    - На ваш взгляд, необходимо в средних школах ввести обязательные предметы по религиозному воспитанию?

    - В настоящее время в Тюмени существует православная гимназия. Мы же не отрицаем преподавание необходимых дисциплин - химии, алгебры, биологии, литературы и т.д. Но образование необходимо сочетать с воспитанием именно на православной, религиозной основе вообще. Хочу вам в свою очередь задать вопрос -о чем свидетельствует тот факт, что российских специалистов, не говоря уже о тех, кто имеет ученую степень, студентов старших курсов скупает заграница? Это говорит об интеллекте нашего народа. Разве это не результаты того учения, которое было в свое время преподано русскому народу через образование и Церковь? Именно при церквях располагались учебные заведения: Киевская бурса впоследствии преобразовалась в Киевский университет. Славяно-греко-латинская академия - в МГУ. При церквях давали образование, и Церковь контролировала образование. Результаты этого, как я уже сказал, в том, что российская наука - самая лучшая в мире. И я придерживаюсь однозначного мнения - образование должно сочетаться с воспитанием, с православным воспитанием.

    - Православная гимназия - одна на весь город. А школ - сотни. Как здесь решить этот вопрос?

    - На законодательном уровне. Я скажу, что общее образование у нас слишком политизировано, и оно, как это ни странно, трудно поддается сближению с Церковью. Вспоминается один случай. Пришла как-то ко мне учительница, я еще преподавал в то время в семинарии, и попросила помощи. Она верующая, преподавала в школе факультативно закон Божий. У нее было много учащихся, очень интересные уроки проводила. Приехала комиссия из Тюмени и закрыла Воскресную школу. Через некоторое время приехала другая комиссия и, узнав, чем занималась учительница, давай ее хвалить, призывать передавать опыт другим учителям. Вот отношение к православному, религиозному воспитанию в народном образовании. Поэтому невозможно одним махом сделать школы православными. К тому же нет квалифицированных преподавателей. Мало того, что они должны быть подготовленными, они должны быть искренне верующими.

    - А в это время сектанты, западные проповедники захватывают наши умы, проникают в школы, семьи. Им это как-то удается в обход всех норм и законов.

    - Это действительно острая проблема. Идет разъединение народа. Это не просто так. Один ученый, философ сравнил ситуацию в стране с масштабным военным наступлением - сначала массированный артобстрел, а затем десант. В 1917 году больше всего пострадала Церковь. Большевики в первую очередь разрушили не государство, а Церковь. Представить себе сегодня трудно, что на свободе тогда осталось всего три епископа, остальные были арестованы, казнены, сосланы. А сейчас, если хотите, ровными шеренгами топает десант. И не только школы страдают от этого, но и тюрьмы, дома престарелых. Приезжают с подарками, с благотворительной помощью и одновременно с проповедями. А Россия была православной и должна оставаться православной.

    - Но мне кажется, что Православная Церковь придерживается позиции невмешательства. Это, наверное, и хорошо и плохо одновременно. Она не настолько агрессивна, как секты или западная церковь. Но ведь так можно никогда и не дождаться, что человек обратится к Богу.

    - Господь сказал: “Приходящего ко мне не отвергну вон”. Всем, кто обращается в церковь, мы помогаем. Кстати, у меня под рукой недавний номер газеты “Труд”, где один журналист также обвиняет Православную Церковь в бездействии - смотрите, как иностранные проповедники ходят по улицам, в автобусах, на вокзалах, они не дремлют, стучат в двери, предлагают свои книги, брошюры, приглашают на проповеди, а православные сидят. Вспоминается такой случай. Ехал я в автобусе и вдруг вбегает молодой человек, начинает кричать -”Халлилуйя. Мы все братья и сестры, приходите к нам, мы все друг друга любим. Халлилуйя. Будем вместе молиться”. А теперь представьте на минуту, если меня в таком виде увидят мои прихожане в Тюмени. Да они скажут, что батюшка немного того. Единственное, что мы должны - исполнить закон Божий и горе тому, кто не благовествует. Мы стараемся, где это необходимо, помогать немощным, ущемленным. Посещаем тюрьмы, дома престарелых. Но вот буквально час назад у меня была староста Ильинской церкви в Килках. Они окормляют детскую колонию в Винзилях. За двадцать дней, что она была в отпуске, в колонии успели уже побывать сектанты из Америки с богатыми подарками. Первое, о чем они спросили воспитанников колонии, - зачем вы кресты носите и поклоняетесь иконам. Напомню слова Достоевского - “Дьявол борется с Богом, зло борется с добром и поле битвы - сердца людей”.

    - На конференции, посвященной Дню славянской письменности, меня поразил ваш доклад о распространении наркомании, СПИДа в молодежной среде. Хотелось бы узнать, какой выход из этой страшной ситуации предлагает Православная Церковь?

    - В этом случае я всегда привожу в пример роман “Плаха” Чингиза Айтматова. Если помните, роман остался незаконченным. Когда три священника приехали к писателю в Киргизию, первое, что они спросили, - почему главным героем произведения он выбрал православного семинариста, а не представителя другой религии? И Айтматов ответил, рассказав такую историю. Однажды он в одном из университетов Швейцарии читал лекцию. После лекции студенты захотели взять автограф. И кто-то из них незаметно для Айтматова положил на стол книгу. Когда писатель раскрыл ее, это оказался “Новый завет” на киргизском языке. Уже дома, прочитав Евангелие, писатель сказал сам для себя - если бы Магомет был на кресте, он бы сошел с креста. А Господь отдал душу и жизнь за род человеческий.

    Второе, что спросили священники, - почему роман не закончен? На что писатель ответил - мы все вместе должны подумать, как закончить роман, как покончить с наркоманией. У нас же в стране идет деградация нации. Наверное, с наркоманией надо бороться иными методами. Преследовать не наркоманов, а торговцев, распространителей. Ко мне приходят родители со слезами - батюшка, отпойте единственную дочь, единственного сына. Но Церковь не отпевает наркоманов. Да, по мирским законам это болезнь, даже из института не имеют права отчислить за употребление наркотиков. А по православным законам - это грех, порок. Поэтому борьба с наркотиками - наша общая задача: и здравоохранения, и образования, и органов правопорядка, и церкви. У Церкви имеется определенный опыт реабилитации наркоманов. При крупных монастырях работают реабилитационные центры. Ближайший к Тюмени расположен в селе Чимеево Курганской области.

    - Отец Тихон, глупо спрашивать, но вы верите, что Россия останется православной?

    - Другого быть не должно. Я верю. Об этом говорили еще старцы. Потому что сильнее Бога нет.

    И.Филатов ("Возрождение")



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.