|
||
|
1 сентября - начало учебного года. Cвятые отцы о воспитании и образовании Летний лагерь "Свеча" Сургутской православной классической гимназии Сохранение духовно-нравственного наследия равноапостольных Кирилла и Мефодия Свящ. Сергий Гомаюнов, духовник Вятской православной гимназии. Метод православной педагогики «Возьми крест свой…» Конспект урока по основам Православной культуры для 7-го класса Иеромонах Серафим (Роуз). Православное воспитание и окружающий мир Протоиерей Сергий Четвериков. Можно ли воспитать религиозность у детей Сообщение о работе кафедры теологии Сургутского государственного университета иерея Антония Исакова Иеромонах Киприан (Ященко). Основы православной культуры как новая образовательная область Что нам навязывают. Размышления по итогам религиоведческого семинара Протоиерей Артемий Владимиров. Терпением вашим спасайте души ваша (Лк. 21,19) Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XII Рождественских чтений Д.Н. Майоров. О преподавании предмета «Концепции современного естествознания» Non scholae sed vitae discimus (к 300-летию духовногго образования в Сибири) Теологическое образование в России (история и современность) Образование и духовность. Филиппов В.М.,министр образования РФ Опыт создания учебного пособия по курсу "Основы православной культуры". А.В.Бородина Михаил Васильевич Ломоносов "Об узаконениях для гимназистов" Иеромонах Серафим (Роуз)"Православное воспитание и окружающий мир" Духовно-нравственные аспекты преподавания русской литературы в школе Коржевский В.Н., преподаватель Тобольской Духовной Семинарии. Смысл образования совещание ректоров Духовных учебных заведений русской Православной церкви 20 июня. Тюмень. Резолюция семинара директоров православных лагерей и гимназий. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в Тюменской области Проблема ценностей как центральная проблема современного воспитания. Опыт воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии. Роль системы образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи Архиепископ Димитрий к абитуриентам Духовных Школ: "Прилагайте к себе воспитание души" |
Сильнее Бога нет.
Интервью с наместником Свято-Троицкого монастыря, ректором Тюменского Духовного училища, игуменом Тихоном (Бобовым) - Отец Тихон, по долгу службы вы занимаетесь православным воспитанием, образованием. Как вы относитесь к попыткам правительства реформировать систему народного образования? - Действительно, школа реформируется и должна реформироваться. Но насколько до меня доходят сведения, предлагаются разные подходы к реформированию системы образования, разные методики, программы. Нет единогласия. Например, наши выпускники медакадемии, уезжая работать за границу, вынуждены сдавать там дополнительный экзамен, и не все из них проходят. Это говорит о том, что пробелов в образовании у нас хватает. Но есть и положительные моменты. Конечно, все хорошее, что предлагает министерство, надо принять. Но предметы по половому воспитанию в школе не выдерживают критики. Действительно наступают последние времена, когда, как сказал Господь: “ Когда приду - найду ли веру”. Или в последнее время сложилось такое понимание - убивающий человека тем самым служит Богу. Вот подобные нововведения в образовании как раз убивают человека. Представьте себе, детей учить половой жизни? - Но в этом есть логика - чем раньше человек узнает, откуда берутся люди, тем лучше. Меньше будет семейных, медицинских проблем. - Простите, мы прекрасно различаем, что есть грех, а что есть богоугодное дело. В данном случае мы используем западные программы обучения, которые направлены на растление молодежи. У старшего поколения это вызывает, мягко говоря, недоумение - неужели и кошку с собакой учить совокуплению? Это не укладывается в нашем сознании. Разве подобное можно преподавать детям? Надо хоть немного различать возрастные характеристики. А как относиться к телепередачам, которые массированно проповедуют насилие? В данном случае какие-то темные силы ополчились против России. Другого объяснения нет. Иначе зачем все это выдавать за чистую монету, рекламировать? - На ваш взгляд, необходимо в средних школах ввести обязательные предметы по религиозному воспитанию? - В настоящее время в Тюмени существует православная гимназия. Мы же не отрицаем преподавание необходимых дисциплин - химии, алгебры, биологии, литературы и т.д. Но образование необходимо сочетать с воспитанием именно на православной, религиозной основе вообще. Хочу вам в свою очередь задать вопрос -о чем свидетельствует тот факт, что российских специалистов, не говоря уже о тех, кто имеет ученую степень, студентов старших курсов скупает заграница? Это говорит об интеллекте нашего народа. Разве это не результаты того учения, которое было в свое время преподано русскому народу через образование и Церковь? Именно при церквях располагались учебные заведения: Киевская бурса впоследствии преобразовалась в Киевский университет. Славяно-греко-латинская академия - в МГУ. При церквях давали образование, и Церковь контролировала образование. Результаты этого, как я уже сказал, в том, что российская наука - самая лучшая в мире. И я придерживаюсь однозначного мнения - образование должно сочетаться с воспитанием, с православным воспитанием. - Православная гимназия - одна на весь город. А школ - сотни. Как здесь решить этот вопрос? - На законодательном уровне. Я скажу, что общее образование у нас слишком политизировано, и оно, как это ни странно, трудно поддается сближению с Церковью. Вспоминается один случай. Пришла как-то ко мне учительница, я еще преподавал в то время в семинарии, и попросила помощи. Она верующая, преподавала в школе факультативно закон Божий. У нее было много учащихся, очень интересные уроки проводила. Приехала комиссия из Тюмени и закрыла Воскресную школу. Через некоторое время приехала другая комиссия и, узнав, чем занималась учительница, давай ее хвалить, призывать передавать опыт другим учителям. Вот отношение к православному, религиозному воспитанию в народном образовании. Поэтому невозможно одним махом сделать школы православными. К тому же нет квалифицированных преподавателей. Мало того, что они должны быть подготовленными, они должны быть искренне верующими. - А в это время сектанты, западные проповедники захватывают наши умы, проникают в школы, семьи. Им это как-то удается в обход всех норм и законов. - Это действительно острая проблема. Идет разъединение народа. Это не просто так. Один ученый, философ сравнил ситуацию в стране с масштабным военным наступлением - сначала массированный артобстрел, а затем десант. В 1917 году больше всего пострадала Церковь. Большевики в первую очередь разрушили не государство, а Церковь. Представить себе сегодня трудно, что на свободе тогда осталось всего три епископа, остальные были арестованы, казнены, сосланы. А сейчас, если хотите, ровными шеренгами топает десант. И не только школы страдают от этого, но и тюрьмы, дома престарелых. Приезжают с подарками, с благотворительной помощью и одновременно с проповедями. А Россия была православной и должна оставаться православной. - Но мне кажется, что Православная Церковь придерживается позиции невмешательства. Это, наверное, и хорошо и плохо одновременно. Она не настолько агрессивна, как секты или западная церковь. Но ведь так можно никогда и не дождаться, что человек обратится к Богу. - Господь сказал: “Приходящего ко мне не отвергну вон”. Всем, кто обращается в церковь, мы помогаем. Кстати, у меня под рукой недавний номер газеты “Труд”, где один журналист также обвиняет Православную Церковь в бездействии - смотрите, как иностранные проповедники ходят по улицам, в автобусах, на вокзалах, они не дремлют, стучат в двери, предлагают свои книги, брошюры, приглашают на проповеди, а православные сидят. Вспоминается такой случай. Ехал я в автобусе и вдруг вбегает молодой человек, начинает кричать -”Халлилуйя. Мы все братья и сестры, приходите к нам, мы все друг друга любим. Халлилуйя. Будем вместе молиться”. А теперь представьте на минуту, если меня в таком виде увидят мои прихожане в Тюмени. Да они скажут, что батюшка немного того. Единственное, что мы должны - исполнить закон Божий и горе тому, кто не благовествует. Мы стараемся, где это необходимо, помогать немощным, ущемленным. Посещаем тюрьмы, дома престарелых. Но вот буквально час назад у меня была староста Ильинской церкви в Килках. Они окормляют детскую колонию в Винзилях. За двадцать дней, что она была в отпуске, в колонии успели уже побывать сектанты из Америки с богатыми подарками. Первое, о чем они спросили воспитанников колонии, - зачем вы кресты носите и поклоняетесь иконам. Напомню слова Достоевского - “Дьявол борется с Богом, зло борется с добром и поле битвы - сердца людей”. - На конференции, посвященной Дню славянской письменности, меня поразил ваш доклад о распространении наркомании, СПИДа в молодежной среде. Хотелось бы узнать, какой выход из этой страшной ситуации предлагает Православная Церковь? - В этом случае я всегда привожу в пример роман “Плаха” Чингиза Айтматова. Если помните, роман остался незаконченным. Когда три священника приехали к писателю в Киргизию, первое, что они спросили, - почему главным героем произведения он выбрал православного семинариста, а не представителя другой религии? И Айтматов ответил, рассказав такую историю. Однажды он в одном из университетов Швейцарии читал лекцию. После лекции студенты захотели взять автограф. И кто-то из них незаметно для Айтматова положил на стол книгу. Когда писатель раскрыл ее, это оказался “Новый завет” на киргизском языке. Уже дома, прочитав Евангелие, писатель сказал сам для себя - если бы Магомет был на кресте, он бы сошел с креста. А Господь отдал душу и жизнь за род человеческий. Второе, что спросили священники, - почему роман не закончен? На что писатель ответил - мы все вместе должны подумать, как закончить роман, как покончить с наркоманией. У нас же в стране идет деградация нации. Наверное, с наркоманией надо бороться иными методами. Преследовать не наркоманов, а торговцев, распространителей. Ко мне приходят родители со слезами - батюшка, отпойте единственную дочь, единственного сына. Но Церковь не отпевает наркоманов. Да, по мирским законам это болезнь, даже из института не имеют права отчислить за употребление наркотиков. А по православным законам - это грех, порок. Поэтому борьба с наркотиками - наша общая задача: и здравоохранения, и образования, и органов правопорядка, и церкви. У Церкви имеется определенный опыт реабилитации наркоманов. При крупных монастырях работают реабилитационные центры. Ближайший к Тюмени расположен в селе Чимеево Курганской области. - Отец Тихон, глупо спрашивать, но вы верите, что Россия останется православной?
- Другого быть не должно. Я верю. Об этом говорили еще старцы. Потому что сильнее Бога нет. | |||||||||||||