ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№2 2004 г.         

К.п.н.иеромонах Киприан (Ященко). Основы православной культуры как новая образовательная область

Ваше Высокопреосвященство, многоуважаемые руководители области, честные отцы, коллеги, братья и сестры!

Мы рады тому, что Тюменская земля первая откликнулась на эхо Международных Рождественских чтений. Действительно, только мы подвели итоги Рождественских чтений в Москве, как через день в Тюмени открылась конференция «21 век: образование и духовно- нравственное воспитание». Подобное происходит уже третий год и становится доброй традицией. На Московских Рождественских чтениях - главном форуме года - мы слышали очень содержательный доклад министра образования В.М. Филиппова. В его докладе и в докладах многих выступавших звучала скорбь о том, в каком состоянии сейчас находится современное образование и подрастающее поколение. Министр также поскорбел о том, что в последний раз работники образования собирались в Кремлевском Дворце съездов несколько лет назад на учительском съезде, когда принималась национальная доктрина образования.

Сегодня мы все с вами являемся свидетелями масштабного проекта, который осуществляется на основе национальной доктрины образования. Я хочу процитировать этот документ: «Модернизация образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение, развитие национальной культуры, воспитание патриотов России, граждан государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью».

Разве Церкви не по пути с государством при выполнении таких задач? Если задача государства состоит в том, чтобы на земле не происходил ад, то задача Церкви - устроение райской жизни в душе каждого человека. Церковь всегда воспитывала в человеке уважение к традиции, к укладу жизни, созидала фундамент нравственности и благочестия, придавала нравственному воспитанию духовную первооснову, устремляла человека к высоким идеалам. И в современном обществе, как мы уже слышали из докладов, которые звучали сегодня, и в выступлениях на Рождественских чтениях, идут мучительные поиски новой формы существования нашей системы образования. Общество отошло от мировоззренческих основ, которые утверждались на безверии и атеизме, а к основам, которые бы допускали полноценную веру, мы еще не пришли. И вот этот путь, как путь бегства из Египта в страну обетованную, у иудеев занимал сорок лет. У нас еще идет второй десяток лет. Может быть, нам потребуется еще тридцать лет, чтобы пройти этим путем, а может, мы осознаем, какие практические шаги нам нужно сделать, и дойдем за два-три дня. В этом духовном поиске участвует вся система образования, духовенство, педагоги, руководители. Мы должны вместе подумать, как нащупать содержательное и смысловое наполнение образования, определить, какая должна быть мировоззренческая ориентация у наших выпускников. Это не менее важно, чем их дальнейшее поступление в вузы и получение ими качественного образования.

Я приведу пример флагманов нашего образования - МФТУ и МФТИ. На протяжении последних пяти лет все выпускники этих вузов уезжают за рубеж. В России никто не остается. Государство вкладывает колоссальнейшие средства, просеивает через систему олимпиад самых талантливых детей. А потом все эти научные жемчужины покидают Россию. Ну хоть бы один остался! Мне самому приходилось решать дилемму одного такого выпускника. Он поехал к старцу Кириллу и спрашивает: «Как мне быть? Я хотел бы остаться в России, но в ней нет ни одного учреждения, в котором бы меня приняли на работу. Я решаю такие математические задачи, которые в России никто не решает. Если меня где и возьмут на работу, то будут платить две-три тысячи рублей, а за рубежом мне предлагают двадцать-тридцать тысяч долларов». С одной стороны, ему предлагают за большие деньги работать за рубежом, с другой стороны, то, чему он учился, оказалось не востребовано в России. Это одна из трагедий, которые происходят в нашем образовании.

Сейчас ряд академиков Российской академии образования во главе с В.С. Ледневым, создателем всех наших основных стандартов, провели детальный и очень основательный анализ всей системы образования. Они пришли к выводу, что по теории Ушинского, которую упоминал в своем докладе владыка Димитрий, в нашей системе образования присутствуют все компоненты, кроме одного, главного, который был выброшен большевиками в семнадцатом году. Это компонент духовно-нравственного образования. В дореволюционной России существовал предмет, который это духовно-нравственное содержание в себе кристаллизовал, он назывался «Закон Божий». В системе образования каждый предмет бинарно присутствует во всей системе образования как общий предмет, и как растворенный и внедренный во все остальные предметы.

Сейчас мы стоим на пороге того, чтобы вернуть в образование тот предмет, в котором кристаллизовалась духовность и нравственность. Чтобы он был корректно интегрирован во всю гуманитарную и естественную сферу, в дополнительное образование, в систему воспитания.

Нужно, чтобы полноценное восстановление той традиции, которая существовала в российском образовании, произошло естественным образом. Уже пятый год работает Координационный совет по взаимодействию между Министерством образования и Русской Православной Церковью, который возглавляют архиепископ Климент и зам. министра образования Л.С. Гребнев. В рамках этого совета проходит ряд серьезных обсуждений по трем основным ключевым проблемам: управленческо-юридической, связанной с введением новой образовательной области, проблемой содержания курса и проблемой кадров.

Что касается юридической стороны, то две недели назад вышел сборник, в который были включены нормативно-правовые акты и документы, обосновывающие введение образовательных духовно-нравственных предметов на школьном, региональном и федеральном уровне. Здесь обобщен весь опыт, который мы имеем в Воронежской, Смоленской, Курской области, на федеральном уровне, а также мировой опыт других стран.

Тюменская Областная дума приняла закон о том, чтобы предмет «Основы православной культуры» был введен в региональный компонент образования. Это достаточно полное легитимное условие для того, чтобы в школах можно было вводить этот предмет как факультативный. Это уже сделано в Курске, Белгороде, Смоленске и других городах.

Второй вопрос – содержание предмета. Уже полтора года назад министр образования подписал информационное письмо, в котором был определен стандарт и рекомендовано содержание для разработки учебных программ. После долгих обсуждений, в конце 2003 года по заказу Координационного совета вышел сборник, в котором был обобщен весь опыт по созданию содержательной части предмета «Основы православной культуры». Здесь опубликованы лучшие учебные программы, концепции и библиография для всей образовательной области. Этот сборник одобрен как Министерством образования РФ, так и Русской Православной Церковью. Сейчас уже стоит вопрос не столько о программах, сколько о конкретных разработках. В конце этого сборника опубликован конкурс «Мы идем на урок православной культуры». Он обращен к учителям и преподавателям и даже к студентам духовных школ и светских ВУЗов. Конкурс достаточно легкий. Преподавателям предлагается описать самый удачный урок, пробудивший в учениках душу, совесть, нравственность. Победители этого конкурса определятся после Пасхи. Лауреатов ожидает паломническая поезда в Бари к святителю Николаю и денежные премии.

Педагоги, которые работают в школе, могут подписаться на еженедельную газету «Воскресная школа». По ней учителям легко готовиться и проводить беседы с учениками. Помимо еженедельных публикаций в газете мы начали разрабатывать методические пособия для учителей общеобразовательных школ на каждый месяц. Уже вышли пособия для начальных классов объемом около трехсот страниц. Те, кто работает в области духовно-нравственного образования, знают, как тяжело подобрать материалы. Иногда нужно перевернуть целую библиотеку, а времени не хватает. Эти пособия облегчают труд педагогам, дают основание для проведения бесед или занятий. Вы можете оформить на них подписку или приобрести.

Так же у нас начался выпуск экспериментальных учебников. Мы чувствуем всю ответственность и понимаем, насколько важно не поранить детей. Содержание должно сохранять всю чистоту Православия и учитывать все те потребности, которые есть у современных школьников. Особенность этих учебников заключается в том, что на первых занятиях детям дается представление об окружающей их красоте в мире. И только на четвертом уроке задается вопрос: «А кто же такую красоту создал?». Так Бог как творец красивого мира онтологически входит в сердечко маленького ребенка. Все, что красиво, все, что истинно, все доброе, все, что с любовью, – от Бога. Также был переработан утвержденный Святейшим Патриархом и одобренный Координационным советом учебник А.Бородиной, из-за которого было много шума и провокационных исков, но это никакого отношения к содержанию не имеет. Вот уж правда говорят, что нет пророка в своем Отечестве. В Фессалониках на конференции среди лучших учебных изданий был выставлен и учебник «Основы православной культуры». Сейчас он переводится на греческий и еще на шесть европейских языков. Поэтому я думаю, что нам нужно не отвергать, а попробовать воспользоваться тем, что у нас уже есть.

Сейчас ведется разработка подобных учебников на Украине, в Курске, Смоленске, Калининграде. Работает множество авторских коллективов. Наше дело - скоординировать их деятельность, чтобы в данной области объявились самые искусные люди. Мы с радостью будем сотрудничать с творческими группами, которые готовы писать такие учебники.

Предположим, по милости Божией, через два-три года у нас будет полный комплект учебных пособий с первого по одиннадцатый классы, и тогда возникнет вопрос: «А кто будет преподавать эти предметы школьникам?» Священники очень заняты, у них много богослужебной практики. Нам кажется, что самый идеальный вариант - это когда преподают верующие учителя, а священники должны помогать им разбирать наиболее сложные вопросы, вдохновлять их, поздравлять школьников на праздники.

Как же подготовить педагогов? Сейчас существует несколько возможностей. Первый путь – это курсы подготовки преподавателей "Основ православной культуры" при богословских школах. При Московской Духовной академии за прошлый год было подготовлено более семисот педагогов. На летние курсы ожидается более тысячи людей, которые хотят повысить свою квалификацию. Поскольку существует большая потребность в специалистах, то этим летом в Троице-Сергиевой Лавре курсы пройдут с 20 по 27 июня и с 1 по 7 июля. Это будет интенсивный лекционный курс, иногда он достигает десяти лекций в день. С лекциями выступают самые выдающиеся люди - политики, руководители Думы, лучшие богословы, культурологи, педагоги, психологи, методисты, авторы учебников. По окончанию курсов, в случае успешной сдачи экзаменов, слушатели получают сертификаты государственного образца от университета Шолохова и от Московской Духовной семинарии. Потом они приезжают в свои города и начинают организовывать подготовку кадров.

Второй путь – проводить подготовку через государственные педагогические вузы. Здесь очень показателен опыт Твери. В Тверском педагогическом университете уже пять лет существует специализация по православной культуре. Такая же специализация существует и в Курском государственном вузе.

Ну и третий путь – это институты повышения квалификации, с которыми мы очень много работаем. Раньше говорили, что кадры решают все, а я скажу, что хорошие духовные личности решают все. Если будут яркие духовные личности, тогда мы большие дела сделаем, у нас будет совсем другое подрастающее поколение. А если у нас будет совсем другое поколение, то у нас будет другая экономика и другая страна. Спаси вас Господи.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.