Сибирская православная газета
  • Документы
  • Послания Архиепископа Димитрия
  • Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Ежегодное епархиальное собрание духовенства и мирян в Тобольске

  • Обращение Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия на ежегодном епархиальном собрании духовенства и мирян в Тобольске 14 марта 2011 года

  • Губернатор Тюменской области В.В. Якушев посетил Ильинский женский монастырь г. Тюмени

  • Патриаршее поздравление Архиепископу Тобольскому Димитрию с 25-летием служения в священническом сане

  • Доклад Высокопреосвященнейшего Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия, ректора Тобольской Православной Духовной семинарии, на X Рождественских образовательных чтениях в Тюмени 8 февраля 2011 года

  • Рождественские послания сибирякам

  • Рождественское поздравление Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия детям 2010/2011 год

  • Рождественское послание Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия пастырям, монашествующим и всем верным чадам Тобольско-Тюменской епархии Русской Православной Церкви 2010/2011 год

  • В Салехарде состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между Прави- тельством ЯНАО и Тобольско-Тюменской епархией

  • Пребывание Высокопреосвя- щеннейшего Димитрия в Новом Уренгое

  • 4 ноября 2010 года – 20 лет Архиерейской хиротонии Высокопреосвященнейшего Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия

  • Нет служения выше архипастырского

  • Пастырь добрый, пастырь строгий

  • Признательность и благодарность земли ялуторовской

  • Тамара Михайловна Ермолаева: «Владыка Димитрий – удивительный человек в своей простоте, живет для Господа и ради веры Господней»

  • Благодатные плоды архипастырских трудов на ниве духовного возрождения

  • Высокопреосвященнейший Архиепископ Димитрий совершил освящение новопостроенных храмов в Сургуте и поселке Солнечном

  • В Тобольске прошел X, юбилейный, съезд «Сибири молодой православной»

  • Обращение Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия, ректора Тобольской Православной Духовной семинарии в связи с началом нового учебного года

  • Ежегодное собрание монашествующих епархии

  • В день памяти священномученика Гермогена Архиепископ Димитрий возглавил Всенощное Бдение и Божественную литургию в корабельном храме

  • Пасхальное послание Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия пастырям, монашествующим и всем верным чадам Тобольско-Тюменской епархии Русской Православной Церкви. 2010 г.

  • Епархиальное собрание в Тобольске 23-24 февраля 2010 г.

  • Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий принял участие в инаугурации нового Губернатора ХМАО-Югры

  • Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий совершил Великопостные богослужения в Тобольске и Тюмени

  • Доклад Высокопреосвященнейшего Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия, ректора Тобольской Православной Духовной семинарии, на IX Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственные основы отечественного образования». 2010 г.

  • Рождественское послание Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия 2009/2010 г.

  • Рождественское послание Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия детям 2009/2010 г.

  • Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий возглавил Рождество-Богородичные торжества в Тюмени

  • Высокопреосвященнейший Архиепископ Димитрий посетил места, где подвизался первый Сибирский святой мученик Василий Мангазейский

  • Обращение Высокопреосвященнейшего Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия к детям по поводу начала Нового учебного года

  • 16-19 августа 2009 года состоялся визит Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия на приходы Салехардского благочиния

  • Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий возглавил торжества в честь Дня Святой Троицы в Тюмени. 2009 г.

  • Всероссийская научная конференция в Тюмени 25 мая 2009 г.

  • Пасхальное послание Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия пастырям, монашествующим и всем верным чадам Тобольско-Тюменской Епархии Русской Православной Церкви 19 апреля 2009 г.

  • Приветственное слово Архиепископа Димитрия к участникам VIII Всероссийской научно-практической конференции «Духовный путь России»

  • Обращение Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия на ежегодном епархиальном собрании 2 января 2009 г.

  • Рождественское послание Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия пастырям и всем верным чадам Тобольско-Тюменской епархии Русской Православной Церкви

  • Обращение архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия Пастырям и пастве Тобольско-Тюменской Епархи Русской Православной Церкви

  • ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия, ректора Тобольской Православной Духовной семинарии участникам и гостям VIII съезда ММОД «Сибирь молодая православная»

  • Нравственность как основа образования. Выступление на конференции

  • 5-6 июня 2008г. Приветственное слово архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия участникам VIII Межрегионального конкурса-фестиваля "Православие и СМИ"

  • 27 апреля 2008 г. Пасхальное обращение к детям Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия

  • 27 апреля 2008 г. Пасхальное послание Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия пастырям, монашествующим и всем верным чадам Тобольско-Тюменской Епархии Русской Православной Церкви

  • Обращение Высокопреосвященнейшего Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия на ежегодном епархиальном собрании 18 марта 2008 года

  • В Тобольске с 18 по 20 марта проходило Епархиальное собрание духовенства и мирян во главе с управляющим Тобольско-Тюменской епархии Архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием

  • Доклад архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия на всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственные ценности в образовательном пространстве России»

  • 2007 г. Пасхальное послание архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия

  • Приветственное слово архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия к участникам секции "Православное осмысление творения мира" XV Международных образовательных Рождественских чтений

  • Доклад Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия на VI Рождественских образовательных чтений Тюмень 2007 г.

  • Архиепископ Димитрий: "Церковь готова к сотрудничеству в духовно-нравственном воспитании"

  • Рождественское послание Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия 2007 г.

  • Рождественское поздравление Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия детям 2007 г.

  • Обращение Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия, Ректора Тобольской Православной Духовной Семинарии, к школьникам и студентам ко Дню Cлавянской письменности и культуры, празднуемом 24 мая 2006 года.

  • Пасхальное послание архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия пастырям, монашествующим и всем верным чадам Тобольско-Тюменской епархии русской православной церкви

  • 14 марта в Тобольске прошло ежегодное епархиальное собрание. Из выступления архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия.

  • Приветственное слово архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия участникам VI Межрегионального конкурса-фестиваля "Православие и СМИ"

  • "Православное понимание любви и брака и их подмены" ДОКЛАД Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия на XIV Рождественских образовательных чтениях 2.02.2006 г., г. Москва

  • Рождественское обращение к детям Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия, ректора Тобольской Православной Духовной Семинарии 2006 г.

  • Рождественское послание Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия 2006 г.

  • 15-летие возрождения Тобольско-Тюменской епархии

  • Обращение Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия к участникам конференции "Православие и Медицина: перспективы развития взаимоотношений в Тюменском регионе"

  • Наталья Ларина. Пастырь земли Тюменской

  • Пасхальное послание архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия детям

  • Сообщение проректора по научной и учебной работе Тобольской Православной Духовной семинарии протоиерея Алексия Сидоренко

  • Слово архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия на ежегодном епархиальном собрании

  • Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. Церковь и СМИ

  • Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. Воспитательная роль телевидения в обществе

  • Рождественское послание архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия

  • 60-летие – Великий отзвук многовековой истории нашего края

  • Духовно-нравственное воспитание молодежи – необходимое условие процветания России

  • Обращение Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия к Президенту РФ и участникам Собрания представителей северных территорий России

  • Приветственное слово архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия участникам IV межрегионального семинара "Православие и СМИ"

  • "Возрастать из силы в силу". Из пресс-конференции с архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием на конкурсе "Церковь и СМИ"

  • Российская православная педагогическая традиция и воспитание подрастающего поколения. Доклад Архиепископа Димитрия на курсах преподавателей по предмету "Основы православной культуры"

  • Пасхальное послание архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия пастырям, монашествующим и всем верным чадам Тобольско-Тюменской епархии Русской Православной Церкви

  • Обращение Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия к участникам Епархиального собрания духовенства и мирян

  • Духовно-нравственное воспитание - необходимое условие процветания России в 21 веке

  • Рождественское послание Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия

  • Рождественское интервью и Высокопреосвященнейшим Димитрием, Архиепископом Тобольским и Тюменским

  • Архиепископ Димитрий посетил Грецию и Афон

  • Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий: "Теологическое образование востребовано"

  • Обращение Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия к участникам Епархиального собрания духовенства и мирян

  • Дефицит любви к Родине

  • Участников конкурса-семинара "Православие и СМИ" приветствовал Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий

  • Наступил великий пост. Интервью с Высокопреосвященнейшим Димитрием, архиепископом Тобольским и Тюменским

  • Владыка Димитрий поздравил журналистов с их профессиональным праздником

  • Рождественское послание Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

  • Cлово Высокопреосвященнейшего Димитрия, архиепископа Тобольского и Тюменского на рождественский пост

  • Итоги года подводит Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий

  • class=ulДуша - это дыхание Божие

  • Обращение Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия по поводу государственной переписи населения

  • Обращение Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия к руководителям учебных заведений, преподавателям, студентам и учащимся

  • Архиепископ Димитрий:"Вся моя радость в церкви"

  • Поломничество в Грецию

  • Архиепископ Димитрий посетил Cловению

  • Обращение к губернатору Тюменской области С.С. Собянину

  • Пасхальное послание архиепископа Димитрия

  • Слово Архиепископа Димитрия к священству епархии

  • Обращение Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия к участникам ежегодного Епархиального собрания

  • Слово Высокопреосвященнейшего Димитрия, Архиепископа Тобольского и Тюменского, на открытии конкурса-семинара "Православие и средства массовой информации"

  • Воспротивиться иродовым слугам

  • Обращение Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия к участникам I фестиваля Православной духовной музыки "Любовь святая"

  • Рождественское послание архиепископа тобольского и тюменского Димитрия.

  • Пост - Предвестник добрых дел. Слово Высокопреосвященнейшего Димитрия, архиепископа Тобольского и Тюменского на начало Рождественского поста.

  • Обращение Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия к участникам областного форума "Общественное согласие"

  • Пасхальное послание архиепископа Димитрия

  • Обращение Архиепископа Димитрия к участникам Епархиального собрания духовенства и мирян 8 марта 2000 года

  • Письмо архиепископу Димитрию из США.

  • Разговор в Духовном училище о поездке в Америку

  • Отчет о поездке архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия в Соединенные Штаты Америки.

  • Воспротивиться иродовым слугам. В областной библиотеке прошла встреча Архиепископа Димитрия с интеллигенцией города

         Честные отцы, братия и сестры!

         В эти дни хочется пригласить всех проникнуться тем событием, которое отмечает человечество уже на протяжении многих веков – рождение Христа. Оно, конечно, было предопределено. В Библии дана картина сотворения мира видимого и невидимого, материального и духовного, рассказано, как Бог сотворил человека как венец природы, как наделил его божественными свойствами, как дал ему завет жить в добре, исполнять волю Божию. Волю, которая была для человека благая, жизнеутверждающая. Он призвал человека быть творцом, возделывать землю, мир вокруг себя. Это свойство самого Творца, человек продолжал Божие дело. Так жил человек до тех пор, пока не нарушил волю Божию. Пока по своеволию, или «по научению лукавого», не познал, что есть зло, вкусил плод греха. Его природа стала разделяться, внутри человека стали происходить процессы борения добра и зла. Как премудро сказал Достоевский, «в мире дьявол борется с Богом, зло борется с добром, а поле битвы – сердца людей». Человек по своему хотению, своеволию познал грех, нарушил волю Божию и тем разжег войну страстей в своем сердце. По мере того, как его сердце охватывают страсти греховные, божественная составляющая угасает в человеке. Господь после падения человека дал надежду, что придет в мир мессия и поможет спасению человека от зла, поможет в этой борьбе. Библейский период повествует, как по мере того, как отдельные люди и целые народы теряли понятие о Боге, связь с Ним, все большие нестроения проявлялись в их жизни. Появлялось больше вражды, ненависти, неприязни. Люди забывали, что мы здесь, на земле, лишь временно, как при пути, и никто не мог и не сможет при дороге остаться, он должен куда-то идти. Когда человек забывает о Боге, он теряет цель, а цель его – чтобы за короткий период жизни бренного тела его душа пришла к Богу, к тому дыханию, которое он получил от Бога. Это сказано просто и ясно в Священном Писании. Если же человек не исполняет волю Божию, противится ей, творит грех, то есть враждует с Богом, то божественная составляющая угасает в человеке и на это место приходит демонское, злое. Пребывая в этом борении, человек должен все время помнить о цели своего пути. Если эта цель, как стремление к Богу, к идеалу, к первоисточнику жизни, у человека теряется, то он в этой жизни блуждает туда и сюда, бесцельно завершается его жизнь. Жизнь, которая очень коротка. Человек живет всего 25-30 тысяч дней. Если Господь судит жить сто лет, то это будет 36 тысяч 500 дней. Как легко все это просчитать! Как это кратковременно, если сравнить с вечностью! Понятие вечность приложимо лишь к душе, к той божественной составляющей, которую должен человек сохранить в своей жизни.

         Библейский период показывает, что человеку невозможно самому исполнить предначертание Божие – сохранить свою вечную душу – от греха и порока. Господь вместе с душой – дыханием Божиим – придал и определенные силы духовные, которыми являются ум, воля, чувства, совесть. Когда человек удаляется от Бога, эти силы души разрушаются, ослабевают, и человек не может разуметь, что добро и что зло в его жизни, в мире, в людях, человек не может проявить волю, чтобы противостоять злу и удержать себя в добре. Третья составляющая – совесть – в человеке меркнет, искажается, вплоть до самого низменного состояния – сожженной совести. Человек с такой совестью начинает творить беззакония, как сказано в Писании, «не устнет, пока не сотворит зла».

         Господь, даровав эти свойства, или иными словами – естественный нравственный закон для человека, при этом дает ему и другой – сверхестественный - нравственный закон , который изложен в Священном Писании. Это один и тот же закон, но он записан как бы на скрижалях сердца человека и на скрижалях книг священных. Первое его изложение было дано Моисею и прочим пророкам. В последующем этот сверхестественный закон был изложен в Новом Завете самим Христом. То, что мы сегодня и празднуем в событии пришествия Христа на землю.

         Казалось бы, просто и ясно. Есть закон, данный Богом на скрижалях сердца. Есть понятие добра и зла, и внешне всякий человек, даже отъявленный преступник, если он не упал до состояния сожженной совести, старается представлять свои поступки в каком-то добром свете, оправдывая их, объясняя их, перетолковывая, хотя со стороны и видно, что любое искажение голоса совести совершается в угоду той или иной страсти, охватывающей человека. Видя, что человек не может исполнить закон (в Писании говорится, «несть человек жив, если не согрешит»), Бог дает ему обетование пришествия в мир Христа-спасителя. Богочеловека, Сына Божьего, который, по Священному Писанию, исправляет разрушенный грехом в человеке образ Божий. В себе самом Христос-Спаситель через исполнение всех заповедей исправляет нарушенную человеческую природу и призывает всех привиться, как к лозе, к Христу, облечься в нового человека, то есть стать христианином. Рождество Христово открывает новую эру в жизни человечества, новый период в жизни человека, когда он может в себе самом через восприятие Христа восстановить разрушенный грехом образ Божий.

         Сами события Рождества многому нас учат. Седьмого января я был приглашен в православную гимназию в Тобольске, и детишки показали сцену у вертепа, в котором родился Христос. Лежит младенец в пещере, приходят пастушки. Это те, кто живет в простоте и чистоте сердца, в трудолюбии, в постоянной заботе о пасомых овцах. Они первые сподобились услышать весть ангельскую о пришествии Христа. Первые сподобились увидеть Христа. Затем в сценке участвуют мудрецы с Востока, которые были высокообразованными людьми своего времени. По мудрым книгам, знакам времени они узнали о пришествии Христа. По приходе в Вифлеем они обратили на себя внимание царя Ирода, который тоже захотел увидеть Христа. Если у мудрецов не было злого намерения, стало так, что они пришли и поклонились Христу, принесли Ему дары – ладан, золото и смирну. Ирод же замышлял истребить Христа. Святые отцы говорят о нем – «без умец» - без ума, то есть одна из составляющих его духовную природу была уже разрушена, ибо замыслил несбыточное – посягнуть на убийство Бога. Ирод пришел в ярость, когда узнал, что волхвы поклонились, но не вернулись к нему, ушли в свою страну. Он увидел в этом знак посмеяния, и зло его вылилось наружу. Тогда с отчаянием он решил увидеть Христа. В этой сценке показывают, как Ирод приходит в неистовство и приказывает истребить всех младенцев младше двух лет. Это трудно сопоставимое для многих пришествие Бога на землю и кровопролитие младенцев, убийство неповинных. Кто был в Вифлееме, видел, что рядом с пещерой, где родился Христос, есть крипта, где находятся косточки убиенных младенцев. Тысячи были убиты. Человек без разумения может положить это в вину Богу. А если размыслить, то тут же и ответ от Бога: вы же были свободны, человек сам взрастил это зло на земле, и так зло ответило на величайшее событие. По-другому зло не могло ответить. Эта сценка меня побудила потом встать и с ребятами провести диалог. «Скажите, Ирод ведь мертв?» – «Да» (В сценке показывали, как он мучился и умирал, и в Писании говорится «Ирод умроша и замроша Ирод», то есть умирая, умирал, в муках) – «А слуги Ирода, которых он послал убивать?» (по идее они тоже должны быть наказаны) – «Нет, слуги живы». Слуги ходят и мечом зла посекают младенцев. Если мы задумаемся и соотнесем с тем событием – пришествием Христа и жертвоприношением тысяч младенцев – другие события. А не то же чинили, когда разрушали храмы, уничтожали монастыри, духовенство? Без причины. Просто зло выплеснулось наружу. Сегодня слуги Ирода посекают мечом зла души и тела неповинных младенцев, насаждая в них жестокость, алчность, разврат. Вместо того, чтобы запечатлеть Богомладенца Христа хотя бы в дни Рождества, нам насаждают каких-то идолов, драконов, обезьян, змей. Это тоже инструменты слуг Иродовых, которые, попирая добрые традиции нашего народа, исконно православные, насаждают чуждое, враждебное, пагубное для наших детей и для нас, для нашего Отечества. Значит, слуги Ирода еще действуют, а мы не различаем этого действия. Мне кажется, задача нашего праздника – это возрождение. Как на вопрос Никодима Христос сказал: «Надо вновь родиться от воды и Духа». Родиться через освящение своего сердца, души и через укрепление и освящение сил души – разума, воли, чувств, совести. Тогда не напрасен будет приход в мир Иисуса Христа, тогда мы не встанем на сторону Ирода и его слуг, тогда мы не станем слугами Ирода, насаждая зло и истребляя добро, чистоту, нравственность в себе, в людях. Если не будет у нас таких размышлений, попытки правдиво ответить себе, говоря по-медицински, поставить диагноз состоянию души и общества, в котором мы живем, тогда мы будем пребывать в некотором самообольщении, самообмане, тогда наша духовность будет угасать изо дня в день, из года в год, тогда наш путь лишен цели, того указателя веры, которым руководствовались наши боголюбивые предки на протяжении многих веков.

         Но надо сказать, что с каждым годом наше сознание, сознание общества пробуждается, отрезвляется, и все больше людей находят в себе силы правдиво отнестись к своей истории, к Матери-Церкви, к своей традиционной культуре, духовности. Хотелось бы, чтобы к этому приложилось и действие, которое должно следовать вслед за осознанием истины, - восприятие правды и истины в себе, проявление деятельной любви по отношению к этой правде и истине. Если мы любим историю, Отечество, мы должны любить ту духовную традицию, православную веру, в которой это Отечество созидалось, утверждалось и формировалось.

         Пусть те благодатные дары, которые принес на землю Христос-Спаситель, будут спасительными для каждого из нас, понятными, приятными, и чтобы мы воспользовались дарами Божьими для укрепления себя в этой жизни, для утверждения доброй нравственности, для освящения этой жизни. Тогда нам откроется смысл жизни и путь, по которому всем нам должно идти, духовная радость наполнит наши сердца, и мы будем жить в союзе с Богом, в союзе мира, любви с Богом и друг с другом.

         затем Владыка Димитрий ответил на вопросы

    - Какие грехи смертные, как они опасны для нас?

    - Есть смертные грехи, которые в каждом молитвослове перечисляются. Вы можете прийти в храм на исповедь и попросить батюшку вам их перечислить. Но есть и такое понимание: смертный грех – всякий грех, который приводит к умерщвлению духовной жизни души, то есть к порабощению души человека грехом. Здесь можно поразмышлять, приложить к себе. Что нас духовно умерщвляет, делает нас живыми только по телу, то и есть следствие смертного греха. Есть и тяжкие грехи, которые в большой степени разрушают духовное состояние человека, делают из него животное.

    - Разрешается ли красить волосы православным женщинам в неброские, неяркие цвета?

    - Если правду говорить, то не надо искажать человеческий образ в себе. Это же искажение, враг любит приукрашивать. Но всякие бывают случаи, лучше поговорить об этом индивидуально со священником. Зависит от возраста человека, положения в обществе, семейного положения. Замужней женщине это, думаю, ни к чему, она уже свой выбор сделала. Скорее это свойственно молодым девушкам, которым еще нужно сделать свой выбор и выглядеть нужным образом в нужном месте, но, конечно, все нужно делать в меру. Все-таки это вопрос индивидуальный.

    - Почему в Тюмень не привозят чудотворные иконы: Почаевскую, Феодоровскую, другие?

    - Привезут. Мы пытались, но не укладывались в расписание, по которому возили эти иконы. Но я говорил об этом, будет выделено время. Когда возили Феодоровскую, нам давали два дня. Что такое для Тюмени два дня? Месяц, два месяца, тогда, может быть, мы отогреемся немного духовно. А два дня для галочки? Мы говорили, если откровенно, хотя бы о двух неделях. Это нас еще ожидает. Но я бы при этом хотел призвать вас всех: давайте приготовимся, надо быть достойными этого. Ведь это величайшие святыни, и будет величайшая радость. А не будем готовиться, так и не почувствуем.

    - Что нового скажете об ИНН?

    - Ничего не скажу. Я не налоговый инспектор. На последнем заседании Синода, членом которого я сейчас являюсь, рассматривался этот вопрос. Он не имеет никакого религиозного значения. Поверьте, не имеет. Это номер налоговой карточки. А номер паспорта? Водительского удостоверения? По номеру водительского удостоверения можно узнать, кто вы такой. Государственная Дума сейчас приняла поправку, что это номер не налогоплательщика, а номер налогового счета. Так он теперь называется. Это чисто механическая, машинная операция. Когда говорили о том, что номер присваивается человеку, Церковь во весь голос выступила против, все мировое сообщество осудило это, когда в нацистских лагерях людям присваивали номера, писали их на руке. Сейчас уже и в Думе поняли, что надо считаться с традицией, с населением, нельзя принимать решения бездумно. Теперь это называется номер налогового счета. Религиозного значения и тот номер не имел. Сколько нам за нашу жизнь присваивали номеров! В гардеробе раздеваемся, и то нам номерок выдают, может, и с цифрами 666. Но нельзя быть язычниками, верить в какие-то символы, знаки, которые никакого религиозного значения для человека, для его души не имеют. Хочется, чтобы мы не уводили свое сознание в сторону цифр, совпадений, снов, видений. Лучше концентрировать свой ум на добре, истине, Боге.

    - Когда будет открыт храм в Суерке, Боровском районе?

    - Как будет там священник, так будем открывать. Сразу невозможно. В 1990 году было восемь храмов в епархии, сейчас 154.

    - Как Вы считаете, третья мировая война уже началась?

    - Вернусь опять к словам Достоевского. Война не прекращается, война добра со злом, дьявола с Богом. Человеческая вражда – фрагмент той войны. Разве можно назвать нормальным, что берут в плен наших ни в чем не повинных солдат, над ними издеваются, их расстреливают, хотя все понимают систему тогдашнего Советского Союза, когда в армию все призывались. Нарушаются все международные конвенции, соглашения. Это явное распоясавшееся зло. Это и есть война. Мировая. Во всем мире. Может, третья, а может, и больше.

    - Как Вы отличаете духовные, душевные и телесные болезни? Когда надо идти в больницу, когда в храм?

    - Сначала надо прийти в храм, а потом в больницу. Эти болезни отличит священник. Мне сейчас в рамках нашей встречи не передать навыки отличия, это вопрос многотрудный. Даже священник лишь с опытом начинает понимать различие духовных и душевных болезней. В жизни присутствует и то, и другое. Нарушение психики – болезнь для врачей, но происходит оно не без влияния греха. Зло разрушает психику, то есть душу.

    - Когда будет построена часовня в 4 микрорайоне?

    - Мы, конечно, ратуем за строительство храмов, но надо понять: не Церковь строит их, как институт, как структура, а народ строит, мы с вами. Когда мы объединимся, соберемся, когда в нашем сознании придет все в порядок, тогда везде будут восстановлены храмы, часовни. Поймите, Церковь – не организация, в плане которой записано такое-то строительство на такой-то год. Надо, чтобы из нашей души вышло такое желание. Церковь только благословляет и освящает, совершает определенные таинства и молитвы.

    - На святки принято гадание, ворожба. Грех ли это?

    - Конечно, грех. В святки надо святить, попеть народные песни, а остальное – ворожба, гадание, предсказания – от лукавого. Все это уводит опять наше сознание от истины.

    - Каким снам можно верить?

    - Никаким. Надо верить Богу.

    - Хотелось бы, чтобы в тюрьмы почаще ходили священники.

    - Мы стараемся, чтобы они ходили, но так, чтобы хватало физических сил. Вот сейчас мы посетили реабилитационный центр для подростков и центр реабилитации наркозависимых. Поверьте, это нелегко, даже при мощной поддержке за спиной. Выйдешь, и хочется помолиться. Также в тюрьмах. Это нужно, и мы будем это делать, насколько хватит сил у духовенства.

    - Собирать ли пожертвования на строительство церкви в Южном микрорайоне? Будет ли она строиться?

    - Конечно, будет. Только нужно организовать совместную группу с участием иконописной школы, студентов-архитекторов строительной академии. Можно приехать в Тобольск, посмотреть, как трудятся иконописцы, у них тоже есть элементы архитектуры.

    - Я родился в староверской семье, крещен. Что мне делать?

    - Нужно подойти к священнику, есть определенные правила, предписания. Я хочу сказать, что здесь нет ничего, что бы нас разделяло. Просто какое-то смущение, когда определенные традиции возвели в обряд догмы, и на этом стали разобщаться. Я учился в академии со старообрядцами, все у нас такое же. Поэтому нужно просто подойти к священнику, и он разъяснит все.

    - Как Вы относитесь к общественно-патриотическим движениям?

    - Общество должно как-то объединяться, только для благих целей, чтобы не было греховного эгоизма.

    - Как наладить работу Церкви с этими движениями?

    - Церковь этим вообще-то не занимается. Церковь есть сама по себе. Если эти движения хотят двигаться к Церкви, пусть приходят в храм, вот и все. А Церкви ходить и с кем-то налаживать связи – это не ее функции. Это инструмент политического действия. Церковь открыта, храмы стоят, пожалуйста, приходите. Некоторые политические движения хотят себя увидеть на фоне иконостаса, особенно в периоды предвыборной борьбы, но этого не должно быть. Я ко всем движениям отношусь одинаково. Если они православные, пусть приходят, для меня важно лишь, у него движение в храм или из храма. А обоснования можно любые подвести – и патриотические, и другие. Говорят, дорога в ад устелена добрыми намерениями. Вот многие движения и протаривают себе такую дорогу. Церковь себя не отождествляет ни с каким движением или политической партией. Даже с точки зрения возраста ей это не солидно: Церкви третье тысячелетие идет, а движения, как мотыльки, возникают и исчезают.

    - Что Вы считаете пагубным для подростков?

    - Это очень большой вопрос. Мы разработаем лекторий в семинарии, где дадим коллегиальный ответ на этот вопрос. Очень много, конечно, в нашей жизни пагубного. Иродовы слуги ходят по миру и творят беззакония, хотят убить Христа, но уже не в одной пещере, а в сердце каждого отдельного человека, насадить туда свои тлетворные, греховные навыки, пороки – жестокость, безнравственность, опустошенность, бездуховность. То есть христоубийство продолжается. А конкретно каждую книгу или телепередачу характеризовать не хватит ни времени, ни средств. Надо себя просто поставить перед вертепом и подумать, кто мы: пастухи трудолюбивые, мудрецы в поиске истины (это критерий науки – искать истину, а не оправдание своим убеждениям) или мы слуги Ирода, убивающие младенцев?

    - Как Вы относитесь к церкви «евангелистов»?

    - Это агрессивная тоталитарная секта, действующая по методу вербовки. Их инструкции разработаны, несомненно, где-то в учреждениях, подобных ЦРУ. Россия православная тысячу лет строилась, как христианская страна, и приехать к нам, пользуясь физической немощью Церкви – не духовной, а физической, ее истребляли 70 лет, пользуясь разрушенной ментальностью российского человека, для того чтобы насаждать нам чуждую идеологию. И не забывайте, что их центр за рубежом – это источник снятия информации. Теперь не надо готовить шпионов, в каждом городе есть своя секта, она принимает всяких посланцев, те получают информацию и передают ее дальше. Идет процесс политической «увязки» России через различные структуры. Это цель насаждения сект. И вы должны знать простую эволюцию этого вопроса: первое тысячелетие христианство было единым, потом в середине 11 века происходит раскол, появляется западная церковь – католицизм. Еще пятьсот лет существовали две церкви: православная (Божиим промыслом Россия приняла Православие) и католическая. И уже в 16 веке в недрах католичества происходит раскол, возникает протестантизм в виде многочисленных учений и сект. Из всего этого вырастают социализм, коммунизм, сатанизм и все эти «измы» несут в Россию. Пусть там бы они и развивались, но там их создают, как штаммы бактерий, а прививать везут в Россию, на душу православной страны. Это видно невооруженным взглядом. И нет никаких дел милосердия, спасения России, только погибели ее. Инструкции сект очень созвучны с инструкциями революционеров начала 20 века, содержание то же, только словесно звучит более современно, более религиозно. Император Александр, умирая, говорил, что у России друзей нет на этом диком Западе. Когда его спросили, почему, он ответил, что, во-первых, она православная страна, а во-вторых, она несметно богатая. Одна шестая часть суши сдерживается без всяких войн и потрясений в то время, как вся Европа превратилась в лоскутное одеяло государств и княжеств. Мы должны ценить свою принадлежность к Православию, понять ее цену и помочь людям не обольщаться. Да, наша Церковь-мать сейчас физически слабая, но духовно богатая. Мне представляется такая картина: лежит мать избитая, ее 70 лет били, разграбляли, раздевали, глумились, а она потихоньку встает, но слышит, как по комнатам шушукаются – «иди-иди к нам, у нас за границей есть такая богатая мамочка, она тебе подарки даст, денег». Покупают немощных людей. Но я думаю, Церковь встанет, потому что благодать Божия поднимает. Тот, кто Церковь предает, он и свою мать предаст. Многие опомнятся. В своей первой поездке на Афон я посетил старца Паисия, рассказал об этой нашей печали. Это был 1994 год, епархию заполонили секты, а у нас только разрушенные храмы. Старец ответил: «Не тратьте силы на них, это бесполезно, обличайте их, но главное – уделите силы семинарии. Вырастут пастыри, народ придет в себя, как блудный сын, поймет, что его дурачить приехали. Что у него, Родины нет? Матери-Церкви? Что, его предки тысячу лет были глупее его или этих иеговистов, адвентистов и прочих аферистов? Нет. И тогда Церковь окрепнет. Народ Божий топнет ножкой, и все это, как грязь, отвалится». Этот процесс уже и идет. Только совсем уж обезумевшие, безрассудные готовы продать и мать, и Отечество непонятно чему и непонятно, ради чего. Может, потому, что там понятней, доступней? Сознание людей сначала опускают до безнравственности, а потом можно и молиться под гитару. Дорогие мои, давайте будем все это понимать, размышлять, и все, что Церковь предлагает, приносить себе в пользу, налагать на свое сердце. Тогда и праздник нам будет в радость, и Рождество будет нам приносить пользу возрождения духовного, укрепления нас, нашей матушки России и нашей Матери-Церкви.



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.