Доклад архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия на всероссийской научно-практической
конференции «Духовно-нравственные ценности в образовательном пространстве России»
Уважаемые участники конференции!
Мы собрались сегодня на эту представительную конференцию для того,
чтобы обсудить пути формирования
духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения, что является
одной из важнейших задач сегодняшней
системы образования. Это во многом
вызвано теми негативными процессами,
которые шли и продолжают идти в нашем обществе, несмотря на позитивные
сдвиги, произошедшие за последние
два-три года.
Ни для кого не является секретом, что в течение длительного времени в
нашей стране происходило разрушение традиционных для России духовных,
нравственных ценностей и идеалов.
Снижение жизненного уровня населения,
рост преступности, пропаганда насилия
средствами массовой информации и
другие негативные общественные явления привели к нарастанию кризиса
самореализации, социализации, доверия
к старшим поколениям и государственным и общественным институтам, что
еще более усилило нарастание в России
духовно-нравственного кризиса. В результате значительная часть современной молодежи оказалась малоспособной
жизненно самоопределиться в новых
жестких современных условиях жизни
общества, не отвергая при этом общечеловеческих ценностей.
Согласно опросам общественного
мнения, проведенным ВЦИОМ, большая
часть нашего общества считает, что
нравственные ценности должны воспитываться в семье, но при этом большая
часть опрошенных также считает, что
семья сегодня не справляется с возложенной на нее задачей вследствие
кризиса семейных ценностей. Следующими по значимости в воспитании нравственности общественными институтами
являются школа и Церковь, именно на
них возлагают надежды в воспитании
нравственных ценностей россияне.
мВажность формирования школой духовно-нравственных ценностей сегодня
осознается не только обществом, но и
государственными институтами. Президент Российской Федерации В.В. Путин
в своей речи 19 ноября 2007 года на
встрече со Святейшим Патриархом
Московским и всея Руси Алексием II
сказал: «Сегодня в средней общеобразовательной школе востребованы
различные формы преподавания знаний о религии». При этом Президент
отметил, что в муниципальных школах
уже сложилась практика преподавания
основ конфессиональных культур — православной, мусульманской и других.
«Думаю, что все эти формы имеют
право на существование. Следовало бы
обобщить накопленный опыт и учесть
необходимость духовно-нравственного
воспитания при разработке образовательных стандартов...». Необходимость
духовно-нравственного воспитания в
школе впервые в новейшей истории
России была закреплена законодательно. Так п. 6 ст. 9 закона РФ «Об
образовании» в редакции от 1.12.2007
указывает, что «Основные общеобразовательные программы … включают в
себя учебный план, рабочие программы
учебных курсов… и другие материалы,
обеспечивающие духовно-нравственное
развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Впервые в федеральном законе акцент сделан на духовно-нравственное развитие и воспитание.
«Общероссийская Программа развития
воспитания в системе образования России» также обращает внимание на то,
что «духовно-нравственное становление
детей и молодежи ... - есть важнейшая
составляющая развития общества и
государства».
В традиционном понимании русской школы термин «образование» включает
в себя и обучение, и воспитание, т.к. образование - это раскрытие в человеке
образа Божия. Ведь очевидно, что школа учит не только наукам, но и приобщает
ребенка к культуре общества, учит его морали, воспитывает. В общем, школа
должна подготовить ребенка к жизни. И родителям вовсе не безразлично,
чему будут учить их детей в школе, как их будут воспитывать и чем они будут
напитаны в нравственном, духовном и культурном отношении. Поэтому широкое проявление потребности в изучении
духовно-нравственной культуры в целом,
а также расширении знаний о культурных корнях Православия в содержании
гуманитарных учебных дисциплин в
российской школе — это естественная
закономерность.
Следует, однако, отметить, что понимание термина «духовность» является
неоднозначным, и от той или иной его
трактовки зависит содержание воспитания детей и самовоспитания педагогов. Все толковые словари трактуют
«духовное» как связанное с религией.
Но нельзя не заметить, что время от
времени о духовности и бездуховности начинают говорить и заведомые
атеисты, не отдавая себе отчета, что,
взывая к духовности общества, они по
существу тоскуют именно о религиозном
начале в человеке. Духовность связана
со смыслом, назначением человека,
его ценностными ориентирами, целями.
Это то, ради чего человек живет и
действует.
Духовность помогает человеку преодолевать рамки материальной заданности, устремиться к соприкосновению
с сакральной реальностью, погрузиться
в глубины понимания, испытать высоту
вдохновения, ощутить свою безмерность
в пространстве и бесконечность во
времени. Недооценка значения духовности может привести к развитию ошибочной позиции и не только в области
воспитания, но и в области обучения,
когда человек превращается в совокупность психофизиологических явлений,
лишенных единого предназначения и
целостности.
Нравственность - это то, как человек
живет и действует. Духовность и нравственность существуют в неразрывном,
целостном единстве. Мировоззрение
как целостная картина мира, как основа
миропонимания, и есть педагогический
эквивалент духовности, т. е. та ее сторона, которая поддается педагогическому
влиянию.
Однако сегодня в гуманитарных
науках стали популярными течения так
называемой «позитивной» направленности, исследующие внутренние резервы
человеческой психики с целью определения путей и средств достижения
индивидом и всем человеческим сообществом благополучия и процветания.
При этом формируется новая, чуждая
традиционным нормам нравственности
система ценностей, которая включает в себя такие понятия как частная
жизнь, профессиональная деятельность,
локальные сообщества и человечество
в целом. «Разумный путь», «человек
- творец судьбы», «качество жизни» -
таковы некоторые клише, выражающие
направленность этих усилий. При этом
утверждается, что только при использовании сильных качеств человека можно
помочь ему достичь удовлетворения
жизнью, реализовать возможности. В
рамках этого взгляда человек развивает свою «самость», стремится к идеалу
уверенного в себе преуспевающего
человека. Образцом для подражания
становятся не честность и порядочность,
а успешность. Однако установлено, что
в действительности человек, достигший
названных результатов, лишь внешне
оказывается погруженным в коммуникативную среду, а его внутреннее
одиночество усугубляется, шаг за шагом
опустошается душа. На основе позитивистской шкалы ценностей невозможно
построение нравственно здорового
общества.
Духовно-нравственное воспитание
включает в себя несколько аспектов,
одним из которых является аксиологический. Создание системы ценностей
- это одновременно и основа, и цель
воспитательного процесса. Русский философ И.А. Ильин писал: «образование
не должно отделяться от духовного
воспитания... Все, что воспитывает духовный характер человека, все хорошо
для России. И обратно..., все, что не
содействует этой цели, должно быть
отвергнуто, хотя бы оно было принято
всеми остальными народами». Разрыв
с прошлым народа - его религией,
культурой, национально осознанным
историческим бытием ведет к разрушению самосознания народа, а затем к
духовной и физической гибели.
Наша цивилизация - это христианская
православная цивилизация. Те ценности, которые мы сегодня разделяем - так
называемые общечеловеческие ценности
- это в действительности христианские
ценности. Влияние христианства реализуется главным образом через Церковь,
но не только непосредственно через нее.
Просвещающему воздействию подвергаются и те, кто находится вне Церкви, и
это видно в особенности в наше время.
Целостность воздействия религии на человека выражается в том, что нет такой
деятельности, такого поведения, такой
сферы бытия, которые были бы чужды
религиозному влиянию, не имели бы с
религией никакого соприкосновения, не
подвергались бы оценке с религиозных
позиций. Базовыми ценностями православно-христианской культуры являются
милосердие, целомудрие, смирение,
послушание, терпение, умеренность,
трудолюбие.
Сегодня существует потребность в целостном воспитательном процессе,
который органично соединил бы воспитательные силы школы, Церкви и
жизненной среды. Образование играет особую роль в духовно-нравственном
возрождении России. Это уникальная сфера жизни народа, общества, где
соединяются духовное и материальное; прошлое, настоящее и будущее;
происходит преемственная передача от поколения к поколению культуры,
зарождается и формируется облик современного человека. Именно здесь, на
наш взгляд, необходимо объединение усилий государства, Церкви и общества
вокруг центральной темы: образование для будущего России.
Сегодня Русская Православная Церковь предложила государству в лице
Министерства образования и науки Российской Федерации «Концепцию
включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего
образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой
образовательной области учебного плана
«духовно-нравственная культура». Концепция обсуждалась и была одобрена
на конференции, посвященной месту духовных и нравственных ценностей в
образовательных стандартах нового поколения, проводившейся 20-21 декабря
2007 г. в г. Калуге. Данная концепция предполагает, что в новом поколении
федеральных образовательных стандартов будет присутствовать отдельная
образовательная область учебного плана
«духовно-нравственная культура», в рамках которой будет предусмотрено изучение с учетом культурной и религиозной
принадлежности родителей и учащихся изучение таких культурологических
предметов как «Основы православной культуры». Основы культуры других традиционных религий России и предмета
«Философия и этика».
Дать школьникам систематические
знания о духовной культуре и этических
традициях своего народа, его религии,
причем в согласии с тем вероучением
или убеждением, которого придерживаются в семье, — это задача, которую
призвана решать современная российская школа, откликаясь на запрос российской семьи, граждан России.
Попытки создать некий единый для
всех школьников курс духовно-нравственной культуры на размытой мировоззренческой основе — это путь в никуда.
Общие гражданские ценности, российский патриотизм у детей школа должна
воспитывать, и она их воспитывает при
изучении детьми основных гуманитарных
предметов — истории, обществознания,
литературы и так далее. Делать это
надо лучше, никто с этим не спорит,
но не за счет размывания различий
между религиями, верующими и неверующими. Демократический характер
современного российского государства
предполагает учет мировоззренческих и
культурных особенностей разных социальных групп. В частности, религиозная
часть российского общества имеет право
на реализацию своих специфических
образовательных потребностей в государственной и муниципальной системе
образования. Конституционный принцип
светскости Российского государства не
препятствует взаимодействию органов
государственной власти с религиозными
организациями по вопросам образовательных потребностей граждан. Такое
взаимодействие является общепринятой
практикой во многих современных демократических светских государствах.
Сегодня эта международная практика
является востребованной в нашей
стране, она служит укреплению фундаментальных нравственных ценностей,
позволяя сделать более стабильным и
прочным российское общество.
Хотелось бы пожелать, чтобы те возможности по духовно-нравственному
воспитанию подрастающего поколения, которые имеются в нашей образовательной системе, оказались своевременно
реализованными в рамках совместных образовательных инициатив Церкви и
системы образования, чтобы мы общими усилиями смогли воспитать подрастающее поколение добрым, нравственным,
любящим свое Отечество и его культуру и стремящимся приумножить то национальное достояние, которое вверено ему
нашими предками.
Димитрий, АРХИЕПИСКОП
ТОБОЛЬСКИЙ И ТЮМЕНСКИЙ
РЕКТОР ТОБОЛЬСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ
ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ
|