- Владыка, подходит к концу 2003 год. Какие события этого года, на ваш взгляд, являются самыми значительными?
- Значительно то, что в этом году мы праздновали трехсотлетие Духовного образования в Сибири. Это не просто далось, потому что нужно было привлечь административные органы и государственную систему образования, учебные заведения. Все-таки наше общество еще страдает искалеченным восприятием истории: почему-то до сих пор стесняются Духовного образования. И вот совпадение, интересная историческая параллель: наша школа устроялась указом Петра Первого - главой государства и в год трехсотлетия епархию впервые посетил нынешний глава государства –
Президент России В.В.Путин. Он присутствовал на молебне в нашей главной святыне – Софийско-Успенском соборе Тобольского Кремля, общался с учащимися Тобольских Духовных школ.
Среди особо знаменательных событий этого года было празднование 100-летия прославления Серафима Саровского и всея России чудотворца. Это великий подвижник нашей Церкви, который жил близко к нам - в 19 веке. Он пользуется уважением, почтением не только в православном мире, но и среди неправославных людей. Удивительно, что в своей жизни он не совершал каких-то великих, значимых государственных событий, как, скажем, преподобный Сергий Радонежский, спасший и объединивший Русь. Но его тихая молитва оказалась тем самым подвигом, который нужен был в 19 веке – шумном, лукавом, замудреном веке, веке просвещения. Своей тихой молитвой в пустыне преподобный Серафим повернул взор многих к этому образу жизни и, как прославляет Церковь, он стяжал дух мирен, дух благодати Божией и тем помог тысячам людей. Он учил: «Стяжи дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя». Он показал нам пример молитвы, умиротворения души и за этот подвиг он и прославляется Церковью.
- Год тысячелетия Крещения Руси был знаменательным для всей Русской Церкви и в этот год вновь открылась Тобольская семинария. Является ли нынешний юбилей поворотным для нашей епархии?
- Да, год тысячелетия Крещения дал импульс для развития Духовного образования. Так и сейчас мы надеемся, что 2003 год дал импульс для развития Тобольских школ. Сейчас ведется подготовка к государственной аккредитации нашей семинарии, в связи с чем мы проводим реформу системы Духовного образования. Меняем программы, рассматриваем дополнительные предметы. Конечно, всегда хочется достичь большего. Но когда разумно подходишь к рассмотрению этих проблем, видишь, что все доброе делается по милости Божией. Милость Божия такова, что десять-двадцать лет назад нельзя было и мечтать о таком развитии семинарии, даже подумать об этом нельзя было. Возможно ли было в семидесятые годы открыть Православную гимназию?
Вас в тюрьму посадили бы только за такие мысли!
- Владыка, я думаю, что даже и в 19 веке никто не мог бы подумать, что в Тобольске могут быть такие Духовные школы, какие они есть сейчас.
- Конечно, они возродились в обновленном виде, на достаточно высоком уровне и образования, и воспитания. В этом заслуга и современной системы образования, поскольку все, кто стоял у истоков сегодняшней семинарии и кто стоит сейчас, труженики на ниве Духовного образования, они получили основательный фундамент знаний в светской образовательной системе. И сегодня важно упразднить противостояние между духовным и светским образованием. Это противостояние делается искусственно теми, кто враждебен нашей традиции и истории. Потому что нет никаких противоречий между духовным и светским образованием. Все это – наше наследие, наша традиция и культура. Вовсе мы не претендуем на какое-то особое положение Духовных школ. Но то непонимание, неприятие, которое иногда встречаешь в недрах чиновничьей структуры образования – это и есть враждебность к традиционной русской культуре образования. Надо признать, что многие века вся система русского образования была в Церкви. И нельзя этим пренебрегать или глумиться над этим, надо смотреть, какие плоды приносит Духовное образование с его традицией воспитания. Какое бы мы ни дали идеальное светское образование, если не будет этого воспитания как связи с историей, с традициями своего народа, то даже высокограмотный человек, но не имеющий внутри нравственного стрежня, будет никудышным и бесполезным, а, может, и будет приносить вред. Тот же врач, учитель, даже будучи хорошим специалистом, но без нравственного измерения своей деятельности, будет калечить и губить людей.
Конечно, то, что Президент посетил Духовный образовательный центр в Тобольске, говорит о том, как сейчас государство относится к Церкви. Это – отношения уважения. И нужно отметить, что для Церкви таких благодатных возможностей для возрождения никогда не было. Сегодня нет тех сковывающих объятий, какие были, например, в послепетровский период истории, когда Церковь была институтом государства. Сегодня Церковь свободна. И в меру возможности государство обращает внимание на наши нужды.
- С другой стороны, сегодня в обществе нет никакого другого авторитета, кроме Церкви. Прошедшие выборы показали, что все депутаты подчеркивали свою лояльность к Церкви, полагая, что это единственная нить, связывающая все электоральное пространство.
- Да, эти выборы прошли цивилизованно – не было этого навязчивого приставания к Церкви со стороны кандидатов. И те депутаты, что прошли в законодательные властные структуры, они, я знаю, искренне доброжелательны к нам, они поддерживают нас, потому что видят положительную роль Церкви в обществе. При том, что Церковь - вне политики, можно усмотреть, что отношение к ней – как лакмусовая бумажка, определяющая политические партии. Мы можем видеть, как те или иные политические объединения, тайно или явно враждебно относящиеся к Церкви, очень много потеряли на последних выборах. А иные и вообще в Думу не прошли. Конечно, были и партии, лживо объявляющие себя околоцерковными, но народ очень скоро понял это, и они не прошли на выборах.
- Как складывались отношения епархии и администрации области?
- Надо сказать, что у нас сложились очень добрые и хорошие отношения с администрацией области. Губернатор С.С.Собянин прекрасно понимает, что Церковь незаконно была репрессирована, незаконно были отобраны все храмы и церковное имущество. И что мирным путем, постепенно, поэтапно нужно восстановить справедливость. Губернатор отмечает, что долг государства – восстановить эти порушенные и поруганные святыни, пусть они служат своему прямому молитвенному назначению. Такова твердая позиция губернатора, и многие из чиновников это сегодня понимают. Конечно, не сразу все далось. Сначала сложилась законодательная база, были постановления Правительства и Президента о возвращении церковного имущества. Но чиновники не спешили, всегда находили повод, чтобы не решать эти вопросы, как того требуют элементарные нормы нравственности. Ведь Церковь незаконно репрессировали, незаконно отняли имущество, нужно вернуть, извиниться, начинать восстанавливать. Но сегодня, слава Богу, и в этом вопросе мы видим пробуждение общественного сознания.
- Как складывалась жизнь Тобольского Духовного центра в этом году? Что нового в жизни Тобольских Духовных школ?
- Тобольские Духовные школы с каждым годом укрепляются. Конечно, хотелось бы, чтобы и материальная база поспевала за численным увеличением состава учащихся, за реформой образования. И по сей день мы не можем собрать у себя достойный компьютерный класс, хотя информатика уже преподается, не хватает учебных помещений. Но нужно отметить, что в семинарии сложились прекрасные преподавательские кадры, устойчивая образовательная база.
- Владыка, адаптация Духовного образования к светским стандартам не повлечет ли за собой каких-то сложностей?
- Мы сближаем образование в плане нормативов: количество часов, требования к предметам. Но духовного содержания предметов мы не удаляем. К примеру, предмет «нравственное богословие» не воспринимается светской системой образования. Хорошо. Мы делим предмет «нравственная философия» и «христианская этика», где изучаем того же Канта и философов-моралистов, что и в любом вузе, оставляем общую схему преподавания, общий каркас преподавания, но наполняем его духовным содержанием. Для светского подхода к изучению нравственных аспектов нет единого источника знания, а у нас он всегда под рукой – это Священное Писание. Для вузовской нравственной философии истина – это искомое, а для нас истина – это Христос. И ничего лучше человечество не придумало и не придумает. Для научного подхода в плане стандартизации образования все это не имеет значения, а для нас духовный компонент любого предмета – это главное. Нам важно, чтобы наши студенты получили духовную закалку, получили духовный иммунитет ко всякого рода интеллектуальной грязи, которой немало кругом, возьмите хоть тот же Интернет. Враг порождает множество соблазнов, а современный молодой человек должен научиться этим соблазнам противостоять. Мы становимся более открытыми миру, той среде, где нам надлежит служить. Но мы это делаем вкупе с духовными наставниками, которые берегут наших учащихся, помогают им разобраться в мирских хитросплетениях.
- Какова роль современного семинариста в несении духовной миссии среди населения нашего грандиозного региона?
- Мы расширяем наше миссионерское служение. Мы понимаем, что теория делает наших выпускников грамотными и образованными,
но важно сделать их приспособленными к современному обществу. И вот миссионерские поездки, а они начинаются для семинаристов со второго полугодия третьего курса и продолжаются на четвертом и пятом курсах, помогают приспособиться к нашей действительности. Семинаристы в разных городах, посещая школы, детдома, тюрьмы, хосписы, больницы, начинают входить в контакт со своей будущей паствой и уже учатся искать ответы на сложные вопросы, предлагаемые сегодняшней действительностью. Поездки помогают им найти мотивы для более глубокого изучения духовных дисциплин, они ощущают востребованность своего образования. Вернувшись в семинарию, они ищут у наставников и в библиотеке выходы из тех «тупичков», в которые ставят их современные условия. Это миссионерское общение с населением нашего региона делает их вдумчивыми и неравнодушными людьми.
- Взаимодействуют ли Духовные школы со светскими вузами области?
- Мы тесно общаемся в Тобольске с пединститутом, участвуем в конференциях и семинарах. Наши студенты выступают с научными докладами на межвузовских конференциях.
- Возможно ли приглашать студентов из светских вузов для проведения научных семинаров в Тобольской Духовной семинарии?
- Мы готовы к подобным встречам, если к этому готовы администрации и студенты светских вузов. Иногда мы предлагаем подобные инициативы, но наталкиваемся на безразличие современного студенчества. В большинстве своем они имеют потребительское отношение к учебе, для них главное - получить зачет и развлекаться. Видимо, максимально загруженная система образования подавляет желание понять и разобраться в главных вопросах человеческого бытия. Получается специалист без радения в сердце, без желания самосовершенствоваться, познавать духовный мир. Мы бы с удовольствием пригласили к нам историков, социологов, политологов. Проводили бы совместные круглые столы, конференции, семинары, для студентов бы проводили познавательные экскурсии. Но пока – это делается с трудом. Видимо, там ждут каких-то директив сверху, особых средств на организацию таких мероприятий. Но нужно всего лишь желание встретиться с древнейшей в Сибири Тобольской Духовной школой или пригласить в любой из вузов, чтобы поговорить об общих проблемах, поделиться научными интересами и достижениями. Хотелось бы, чтобы исчезло разделение между светскими и духовными вузами. Страна-то ведь одна, народ один.
- В епархии существует несколько православных гимназий. Как складывается их жизнь по сравнению с общеобразовательными школами?
- Отрадно, что у нас сегодня уже одиннадцать гимназий в епархии. Потихоньку они крепнут. В большинстве своем они получают поддержку и понимание со стороны государства, хотя нередко имеет место и равнодушное отношение со стороны чиновников от образования. Не всегда это равнодушие злонамеренное. Трудно у нас идет вопрос о финансировании православных гимназий. Но ведь здесь обучаются дети наших налогоплательщиков. Гимназии имеют образовательную лицензию и аккредитацию, мы помогаем государству в большом деле образования и воспитания. Но все же есть такой чиновничий подход: «Вы нам не нужны…» Хотелось бы, чтобы совесть пробуждалась у тех, чья рука замахивается на такие образовательные православные учреждения или пытается отмахнуться от них, потому что это – недолжное исполнение своей профессиональной обязанности. Их профессиональный долг – поддерживать образование. Почему же, если гимназия соответствует всем необходимым стандартам, не поддержать ее работу? Безразличие в таком вопросе – это критерий безнравственности. И все же с каждым годом и эта проблема уходит. Мы готовимся в 2004 году отметить 10летний юбилей первой православной гимназии в Тобольске.
- Владыка, а какой образовательный уровень найдут родители в православных гимназиях?
- Жизнь показывает, что выпускники наших гимназий поступают в вузы - а это главный критерий образовательного уровня. Уровень вполне достаточный и соответствует государственному стандарту. И этот уровень даже выше общепринятого. В наших гимназиях – небольшие классы, индивидуальный подход плюс система воспитания. В гимназиях нет проблем курения, пьянства, наркомании. Это в обычную школу родители отдают своего ребенка с боязнью, что он оттуда принесет. Я знаю даже случаи, родители мне жаловались, что в школах хулиганы специально заражали детей СПИДом. У нас уровень воспитания в гимназиях на порядок выше.
Мы стремимся к раздельному образованию. Чтобы мальчики и девочки раздельно учились, но совместно общались на вечерах и праздниках. Поэтому родители не должны сомневаться – уровень образования у нас достаточно высокий. Но самое главное - дети получают у нас хорошее воспитание, то есть и благочестивые привычки, и знание вековых традиций нашего народа. А это дорогого стоит.
- Как развивается работа в Воскресных школах на приходах епархии?
- Воскресные школы тоже крепнут и развиваются, но самое главное, что при этих школах появляются единомышленники. Ведь Воскресная школа – это не только батюшка, а те, кто рядом с ним: родители и педагоги, которые отвечают за дополнительное образование детей. Здесь мы видим и клубы, и кружки. Прекрасная школа сложилась в Нефтеюганске. Там есть кружок кройки и шитья, кружок приготовления православной пищи, проводятся уроки рисования, есть даже своя школа хореографии. Ребятишки дают общегородские концерты на Рождество, Масленицу и Пасху. Отрадно, что в прошлом году коллектив этой Воскресной школы стал лауреатом общероссийского конкурса «Пасха красная» в Москве. Представляете себе, общероссийский конкурс победили дети из Воскресной школы маленького северного городка рядом с питерскими и московскими профессиональными коллективами!
Популярными стали в нашей епархии детские конкурсы и фестивали. Вот, например, фестиваль «Духовная песнь православной Сибири», который проводится в дни осенних каникул. В эту осень съехалось более 600 детей. Приехало около 30 коллективов из Екатеринбурга, Иркутска, Челябинска… Фестиваль становится межрегиональным. И это тоже – плод работы Воскресных школ. Прошел конкурс детского рисунка, конкурс стихотворений.
Конечно, еще не во всех городах можно такими школами похвалиться, но в епархии есть уже свои маячки, на которые можно ориентироваться, у которых можно учиться.
- Владыка, в этом году в зале соборов Храма Христа Спасителя в Москве вы получали награды за деятельность епархиального отдела по работе с молодежью. Как развивается миссия среди молодежи нашей области?
- Да, наш епархиальный отдел стал лауреатом премии
«Обретенное поколение» за программы движения «Сибирь молодая Православная». Это – высокая оценка, данная нам не для того, чтобы гордиться, но чтобы не снизить достигнутый уровень. Надо развивать работу с молодежью. Надо, чтобы молодежное движение было не забюрокраченным, чтобы доклады и отчеты не скрыли подлинно христианского молодежного служения в епархии, плодотворного общения, в котором бы возрастали добрые и ответственные христиане. Чтобы это была живая жизнь в православной традиции.
- Существуют ли совместные проекты по взаимодействию епархии с Вооруженными Силами?
- Наши взаимоотношения заметно активизировались в прошедшем году. И это важнее для самой армии. Вот сейчас в Тюмени – святые мощи Александра Невского. Ну, как можно, чтобы военные не поклонились ему, ведь это же верховный главнокомандующий Святой Руси. Для них он – пример. Орден в честь святого Александра Невского не смогли отменить даже в безбожные времена. Как и прежде, сегодня окропляются знамена, благословляются воины, отправляющиеся служить в горячие точки. Проводятся совместные семинары и консультации.
- Как складываются отношения епархии со средствами массовой информации?
- Хотелось бы, чтобы современные СМИ не были источником зла и насилия, источником греха. Чтобы они участвовали в духовном просвещении жителей нашего региона, несли возвышенные идеалы инициативного служения на благо нашего народа. Чтобы они людей духовно и нравственно укрепляли. Нельзя же так беспощадно и безнравственно обращаться с душой народа.
У нас каждый год проходит семинар «Церковь и СМИ». Он все больше и больше собирает журналистов, которые поднимают духовную и нравственную тематику. Думаю, что такие встречи как раз и помогают СМИ вносить в нашу жизнь элементы традиционной культуры, элементы доброй нравственности.
- В этом году прошли исторические встречи на высшем уровне представителей Русской Православной Церкви Зарубежом и Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Есть ли перспективы сближения?
- Да, этот год был знаменателен известной встречей Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с представителями Синода Русской Православной Церкви Зарубежом. И сейчас прошел Собор Зарубежной Церкви, на котором принято определение о проведении согласительных консультаций с Московским Патриархатом. В ближайшее время появится совместная комиссия для рассмотрения вопросов о совместном общении, это очень положительный момент в жизни нашей Церкви. Сближение относится и к внутренней жизни нашей епархии. Не хотелось бы никого осуждать, но у нас есть люди, которые отошли от Матери-Церкви.
- Да, есть некоторая напряженность в отношениях со священниками и прихожанами «зарубежных» храмов на территории нашей епархии, с их стороны слышатся обвинения в «сергианстве» по отношению к православным Московского Патриархата.
- Такие обвинения – это позиция неправославная, нехристианская. Сказано: «Не судите, да не судимы будете» (Мф.7,1). Разве мы жили в ту эпоху, в которую адресуются эти обвинения? Нет. Господь милостив, может быть, те, кого они обвиняют, уже стоят пред Богом оправданными? Может быть, те, от кого они яростно ищут покаяния, в Таинстве исповеди слезами омыли свои грехи? Здесь нужен дух примирения, дух милосердия, терпения, а не гордыня. Не нужно сегодня ворошить былое, которому судья один Господь, нужно искать примирения. Легко было из-за рубежа, где-нибудь в Америке или Европе, за чашечкой кофе рассуждать и осуждать распятую большевиками Русскую Церковь, а здесь любой священник каждый день подвергался опасности быть арестованным и убитым, не говоря уже о епископате. Церковь выживала по законам того государства безбожного, которое Господь попустил России, не без вины и тех, кстати говоря, кто за границу убежал. Все мы должны быть объединены в покаянии.
Поэтому прошедшая встреча послужила примером христианского диалога. Диалога милости, покаяния, рассуждения и молитвы к Богу, чтобы Господь покрыл все противоречия человеческие Своей милостью. И совсем не по-христиански осуждать тех, кто отошел в мир иной. А что касается простых верующих, то здесь нужно рассуждение и любовь.
Для меня лично эти обвинения вообще не имеют никакого смысла. С детства, с юности я не могу эти обвинения принять. Я в этой осуждаемой Церкви крестился, я в ней исповедовался и причащался, я в этой Церкви получал благодатные Дары, получал свое спасение. И можно ли мне обсуждать или осуждать теперь своего духовника, о котором я не помню ничего, что бы смущало мою душу в нравственном или духовном плане? Это было поколение чистых и достойных людей. Я и сегодня понимаю, что все эти обвинения и недопонимания строятся на немощи человеческой.
Священство и прихожан Зарубежной Церкви в Европе и Америке я признаю и понимаю, но священство и прихожан Зарубежной Церкви у нас, здесь, на канонической территории Московского Патриархата я не понимаю. Это не укладывается в каноническую норму: «Одна епархия – один епископ». Я не осуждаю их, но мне непонятно, как эти люди, нарушающие церковные каноны, думают перед Богом ответ давать? Сколько мы знали в истории Церкви ересей и расколов, и все ересиархи были людьми и образованными, и нередко внешне нравственными, благочестивыми, прекрасными ораторами. Но их обуревала гордость, когда в запале осуждения не разглядеть своих грехов. Сучок в глазе брата раздувается во весь горизонт, но на самом деле – это бревно в собственном глазу. Двух правд не бывает. И если уж написано, что не может быть на одной канонической территории без воли епископа другого храма, то не литургисайте, не совершайте Таинств. А тут столько противоречий от непослушания. Надо уметь друг друга тяготы носить (Гал. 6, 2).
- Часто говорят, что мы живем в стране крещеных безбожников. Есть ли какие-то изменения в практике катехизации желающих принять Святое Крещение?
- Мы проводим катехизацию взрослых и детей, организуем Воскресные школы. Но нужно сознавать, что Церкви, немощной после стольких лет безбожия, противостоит машина человеческого растления. Как во время войны было понятие «пушечного мяса», так вот теперь есть «мясо для потехи»: человек, не задумывающийся о своей жизни, но желающий одних лишь развлечений. Вот лозунг дьявольский – бездумное развлечение: «пей, ешь, веселись». Вот дух потребительства. А ради чего? Наш народ не для того работал тысячу лет, чтобы бездумно кануть в неизвестность, но чтобы крепло наше Отечество, возрастала наука, образование и воспитание. А какое образование, если народ тут же растлевается? Набрасывание силка удовольствий и развлечений – это самоистребление народа. Но нам нужна духовная трансформация.
- В стране есть опыт длительной, иногда сорокадневной подготовки ко Крещению. Всем ли это нужно?
- Нужно пробовать. Нужен реальный опыт разных подходов к катехизации населения. Подход должен быть дифференцированным. Люди сегодня обленились, не понимают, что катехизаторы им же хотят блага, хотят привить принципы духовной самозащиты. Чтобы не уловили их сектанты легкой приманкой. Здесь нужно взвешенное размышление и опыт. Нужно выводить из тех, кто получил начальную катехизацию, тех, кто готов принять больше, которые могут вместить больше. Но и тех, кому и два дня оглашения – много, нельзя оставлять без Крещения, потому что они могут впасть в уныние, что тоже на руку силам зла. Таинство все-таки изменяет человека, и потом за него можно будет молиться. В решении этого вопроса нужен взвешенный, разумный подход. Совершенствованию катехизации предела нет, потому что катехизация – это приближение к Богу, путь к совершенству. Христос сказал: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48) – вот идеал катехизации. Человек должен понимать, что катехизация – это время не потерянное, но время обретенное, через него он прилепляется к культуре и традициям своего народа.
- И последний вопрос. Приближаются святые дни Рождества Христова. Многие из наших соотечественников просто не знают, как праздновать эти святые дни. Что нужно знать человеку, который, может быть, впервые хочет приблизиться к Тайне Боговоплощения?
- Каждый год мы проживаем, что-то сделать успеваем, что-то не успеваем. Нужно научиться реально воспринимать действительность, довольствоваться тем, что Господь дал нам сделать. И просить Бога, чтобы мы могли в будущем сделать хоть что-то на благо души, Церкви, Отечества. Приблизились Рожественские праздники, хотелось бы, чтобы эти святые дни были восприняты как можно большим числом людей. А условие этого восприятия – чистота сердца. Как Господь сказал, что только чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5, 8). Эту чистоту сердца мы получаем, когда освобождаемся от лукавого, от греха, от порока. А лукавый изгоняется только постом и молитвой. И вот когда мы приуготовляем себя очищением к великому празднику, Господняя милость коснется нашего сердца, нашей души, укрепит наш разум и волю и освежит наши чувства. Самое главное чувство - это религиозное, самое главное проявление его – это совесть, то есть голос Божий.
Хочу поздравить с Рождеством Христовым и пожелать, чтобы наступивший год не был для нас годом пустой праздности и легкомыслия, чтобы мы подумали о жизни, укрепили бы свою чистоту сердечную, чтобы свет Христов укреплял нас во все дни.
Спаси и укрепляй всех вас Господь!
Беседовал М.Ю.Бакулин
|