Праздник установлен в память Преображения Господа
нашего Иисуса Христа перед
учениками на горе Фавор. О
нем рассказывается в трех
синоптических Евангелиях: от
Матфея (17: 1-6), Марка (9: 1-8),
Луки (9: 28-36). Празднование
совершается 19 августа.
В последний год Своего общественного служения, находясь в
Кесарии Филипповой, Господь в
преддверии грядущих страданий
начал открывать ученикам то, что
«Ему должно идти в Иерусалим и
много пострадать от старейшин и
первосвященников и книжников, и
быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16: 21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов и
особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «будь
милостив к Себе, Господи! да не
будет этого с Тобою!» (Мф. 16: 22).
Заметив скорбь учеников и желая
облегчить ее, Иисус Христос обещает некоторым из них показать
ту славу, в какую Он облечется по
своем отшествии: «Истинно говорю
вам: есть некоторые из стоящих
здесь, которые не вкусят смерти,
как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем»
(Мф. 16: 28).
Спустя шесть дней Господь в
сопровождении учеников отправился из области Кесарии Филипповой
в пределы Галилеи. Остановившись
у горы Фавор, Он взял с собой
трех учеников – Петра и братьев
Заведеевых: Иакова и Иоанна – и
взошел с ними на вершину помолиться. Однако
апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9: 32).
Во время их сна Господь Иисус Христос
преобразился: «И когда молился, вид лица
Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9: 29). Очнувшись от
сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах
с исходящим от него ярким светом. Христос
беседовал с двумя мужами – пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. Когда
беседа Христа с Моисеем и Илией подходила
к концу, апостол Петр проникся дерзновением
и сказал: «Наставник! хорошо нам здесь быть;
сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и
одну Илии» (Лк. 9: 33). Петр, которому предназначено быть одним из созидателей Церкви
Христовой во всей вселенной, собрался построить «три кущи» (три палатки) для Учителя
и явившихся им пророков. Он все еще смотрит
на Иисуса Христа по-земному и ставит Его наряду с Моисеем и Илией. «Но Иисус, – пишет
преп. Ефрем Сирин, – тотчас показывает ему,
что не имеет нужды в его скинии, что Он есть
Тот, Кто в продолжение сорока лет делал в
пустыне скинию из облака отцам его». «Когда
он еще говорил, – повествует св. евангелист,
– се, облако светлое осенило их; и се, глас из
облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его
слушайте» (Мф. 17: 5).
При этих словах апостолы в сильном страхе
пали ниц. В это время слава Господня, а вместе
с ней и пророки, скрылась от них. Господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря:
«встаньте, не бойтесь» (Мф. 17: 7) Подняв глаза,
апостолы никого не увидели, кроме Господа Иисуса. Они стали спускаться с горы. Дорогою Господь
заповедал им никому не говорить о видении до
тех пор, пока Он не примет страдания и смерть
и не воскреснет в третий день. Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры
об увиденном.
Однако величие Преображения не ограничивается только чудесным созерцанием учениками
Божества Христова, просиявшего через завесу
Плоти Его. В свете Фавора перед нами открывается одновременно и все домостроительство
Божие о спасении мира, что и отобразили
весьма ясно в своих творениях святые песнословцы, составители стихир и канонов на день
Преображения. «Соединив в Себе Божество и
человечество неслиянно. Ты показал нам на
Фаворе угль Божества... и тем изумил Моисея
с Илиею и верховных из апостолов» (2-й канон, песнь 5-я, тропарь 3-й). Поэтому-то, узрев
«Божество во плоти, блистающее на Фаворе»,
Моисей и Илия познали в Нем Того, «Которого
они в древности провозвестили истинным Богом» (1-й канон, песнь 5-я, тропарь 1-й), а ныне
пришедшего «от Девы Отроковицы... человеком
на избавление» (на стиховне стихира на малой
вечерне). Ныне уразумели все, Кто такой Иисус,
Сын Бога Живого. Он – Тот, Который некогда
явился Моисею прикровенно «в огне и купине»,
а затем «на горе законодательства... в древности во мраке»; сейчас же открылся въяве,
«в неприступном свете Божества» (2-й канон,
песнь 1-я, тропарь 3-й).
Моисей и Илия приблизились на Фаворе к
Преобразившемуся Христу. Это «закон и пророки» предстоят своему Владыке как рабы,
исполнившие Его повеления. Совершив все то,
что Он указывал на Синае и на Хориве, и на
прочих местах Богоявления, они сейчас как бы
слагали перед Владыкой свои полномочия. Они
полны священного трепета: вот Господь идет в
Иерусалим завершить их дела и принять крест
ради спасения людей. Пророки удалились. Кончились древние преобразования, исполнились
пророчества. Воссиял свет Фавора. На земле
– Сын Возлюбленный, Совершитель закона и
Домостроитель спасения людей.
Праздник Преображения Господня отмечается
Православной Церковью, начиная с IV века, со
времени построения св. равноап. Еленой на горе
Фавор храма, посвященного этому событию.
В русской народной традиции Преображение
называется Вторым или Яблочным Спасом,
т.к. его справляют одновременно с поспеванием яблок. На Руси специально к этому дню
яблоки везли целыми возами, и каждый более
или менее зажиточный человек считал своим
долгом раздать плоды бедным и больным. До
этого дня не полагалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов. В Православном
календаре праздник приходится на Успенский
пост, но, начиная с этого дня, разрешается есть
яблоки и фрукты, освящение которых проводится
в конце праздничной Литургии.
Православный календарь.ru
|