Уважаемые участники конференции, дорогие братья и сестры!
Тема, заявленная в названии нашей секции Рождественских образовательных чтений, актуальна как никогда. В течение длительного времени в нашей стране господствующей была идеология атеизма, одним из основных положений которой являлось акцентирование внимания на случайности происхождения мироздания и слепом, случайном и бессмысленном возникновении жизни и, в конечном итоге, человека от предшествующих ему биологических "предков". Очевидно, что сведение человека исключительно к биологическому виду, к животному, имело своей целью прямую полемику с православно-христианским пониманием человека как уникального творения Бога, созданного по Его образу и отличного от прочего тварного мира. Последствия такого сведения человека к животному оказались поистине катастрофическими и ощущаются нами до сего дня.
Как мы знаем, по существующему законодательству государственная система образования в России носит светский характер. Церковь не может непосредственно участвовать в воспитательном процессе в государственных образовательных заведениях. По букве закона в школе не позволено навязывать то или иное мировоззрение, будь то религиозное или атеистическое. Однако фактически наша современная российская школа никак не может быть названа мировоззренчески нейтральной. Кадровый педагогический корпус, система подготовки педагогических кадров, образовательные программы в значительной степени еще отягощены наследием воинствующего атеизма, официальной идеологии советского государства.
Разумеется, мы прекрасно понимаем, что обеспечить мировоззренческую нейтральность школы невозможно, поскольку образование по определению есть целенаправленный процесс обучения и воспитания, и если обучение в какой-то мере можно условно назвать "нейтральным", то воспитание не может быть нейтральным по определению. Воспитание всегда предполагает формирование определенной системы ценностей, системы понятий, нравственных норм поведения, которые в значительной степени связаны со смысложизненными ценностями конкретной личности. И система ценностей, которую предполагается сформировать у ребенка, в определенной степени зависит от того, какие мировоззренческие ориентиры будут выбраны учителем в процессе обучения и воспитания.
Какие же ориентиры сегодня остаются основополагающими в современной школе в отношении вопросов о происхождении мира и человека? Если мы посмотрим школьный учебник биологии, то нам сразу же все станет понятно. Эти ориентиры ничуть не изменились со времени господства атеистической идеологии. Жизнь рассматривается как естественное явление, возникшее постепенно посредством "случайного" усложнения органических молекул и такого же "случайного" формирования из них первой живой клетки и ДНК как носителя генетической информации. Все дальнейшее развитие жизни продолжает рассматриваться в рамках дарвиновской концепции эволюции, немного усовершенствованной в XX веке и получившей название синтетической теории эволюции, однако ничуть не утратившей своего атеистического характера.
Мы не случайно коснулись курса школьной биологии, потому что именно в этом курсе закладываются основополагающие преставления ребенка о месте человека в мире. И вот он узнает, что совсем не является уникальным созданием Творца, а вполне естественным "продуктом" случайных мутаций и дарвиновского отбора, объектом, возникшим совершенно случайно и обреченном на столь же случайное и бессмысленное исчезновение. В такой ситуации ребенок сталкивается с трудным мировоззренческим выбором, который зачастую самостоятельно сделать еще не способен вследствие отсутствия духовного опыта и знаний, и ему остается трагический выбор одной из двух альтернатив: либо "эволюционная наука", столь горделиво отрицающая существование Бога, либо вера, которая вследствие такого выбора может оказаться не способной разрешить свое глубинное противоречие с разумом.
Однако далее, когда мы начинаем говорить с молодым человеком о ценностях, этот острый вопрос о том, как жить и для чего жить, вновь поднимается во всей остроте. Если я просто представитель биологического вида, успешность которого определяется борьбой за существование в этом суровом мире, то я буду культивировать ценности, такие как: "ешь, пей, веселись, ибо завтра умрем", бери от жизни все" и тому подобное. Совершенно очевидно, что общество, построенное на таких ценностях, обречено на самоуничтожение и вымирание. Как говорил Федор Михайлович Достоевский, в конечном итоге останутся двое, но и они не смогут жить вместе, так что последний в силу неумолимости дарвиновского закона, будет вынужден уничтожить своего спутника, а потом, дойдя до бездны отчаяния и бессмысленности, и самого себя.
Или же все-таки человек лишь по внешности, по своей телесной форме есть представитель животного мира, а по существу своему нечто особое, уникальное, то, что в богословии называется "образом Божиим"? Если это так, то обладая бессмертной душой, искрой Божией, человек призван к тому, чтобы найти путь к той высшей реальности, которая определяет все его бытие. Он должен найти путь к Богу. Следовательно, его жизнь должна иметь высший смысл, выходящий за рамки земного бытия и, следовательно, он должен поступать в своей жизни в соответствии с этим высшим смыслом, то есть должен поступать нравственно, стремиться соблюдать заповеди Божии.
Поэтому так важен наш сегодняшний диалог о православном осмыслении творения мiра, а я бы добавил еще происхождения жизни и человека, поскольку сегодня мы должны помочь нашим детям найти ответы на те вопросы, которые они не могут найти самостоятельно при изучении школьной программы, те вопросы, которые продолжают освещаться с атеистических позиций, а также вопросы, которые умалчиваются официальной наукой, поскольку подрывают основы атеизма. Нам необходим сегодня продуктивный диалог Церкви и научного сообщества для того, чтобы мы могли преодолеть тот мнимый конфликт науки и религии, который продолжают создавать атеистически настроенные авторы учебников. Сегодня нам необходимо стремиться глубже проникнуть в святоотеческое учение о природе человека, цели и ценности его бытия, показать его современность и своевременность, чтобы те нравственные ценности, о которых мы говорим на многих секциях Рождественских чтений, были восприняты нашей молодежью.
|