Уважаемые участники конференции!
Единство России, стабилизация численности населения и повышение качества жизни являются в настоящее время наиболее актуальными проблемами современного общества и государства. Различные силы взаимодействуют или противостоят в борьбе за единство и национальное богатство нашей страны. Современное общество встречается с большим количеством духовных, нравственных и социальных проблем.
Сегодня за сухими словами: "демографический кризис" - стоит страшная реальность. Давайте задумаемся: ежегодно численность населения страны уменьшается на 700 - 800 тысяч человек! Необходимо остановить процесс вымирания. Демографический кризис не в последнюю очередь обусловлен духовными причинами, связанными с отходом людей от идеалов и ценностей семейной жизни, чистоты отношений между мужчиной и женщиной, понимания высокой значимости каждой человеческой личности. Демографический кризис развивается на почве насаждения в обществе "стереотипов потребительского мировоззрения, попрания христианской морали с ее жертвенностью и устремленностью к высоким идеалам, забвения Бога и следование низменным инстинктам".
Сегодня наблюдается ослабление основ семьи. Большинство браков заканчиваются разводом. Детей рождается меньше, чем убивается во чреве матери. Негативным социальным явлением является увеличение количества брошенных, беспризорных и неухоженных детей. Растет количество детей, лишенных родительского внимания и ласки при живых родителях. Все это свидетельствует о нравственной деградации общества.
Государство, осуществляя большие социальные программы, надеется преодолеть демографический кризис, источник которого видится, прежде всего, в социальной неустроенности человека, в недостатке материальных средств. Церковь, всемерно поддерживая национальные и социальные программы государства, видит главную проблему в духовной поврежденности души человека. Отсюда и успех всех социальных программ будет достигнут при нравственном оздоровлении общества через духовное исцеление каждого отдельно взятого человека. Церковь не смотрит на социальное благополучие как на панацею от язв современности. Главный источник всех социальных язв - в душе человека, и главная социальная работа должна вестись именно в этой области.
Россия всегда обладала способностью воспитывать в своих подданных чувства гражданского долга, принадлежности к единому общественно-государственному делу, скрепляющей и одухотворяющей основой которого было Православие. Национальная идея великой страны, объединяющей множество народов, должна прививать любовь к Отечеству, должна притягивать к себе. Однако в XX веке Россия оказалась в такой ситуации, когда ее лишили духовного богатства, разрушили христианские нравственные ценности и привели к утрате духовных традиций. В годы официального атеизма было сделано все для того, чтобы вычеркнуть Церковь из российской истории, из сознания россиян, поселить недоверие к ней. Целенаправленно готовились учителя и воспитатели, которые должны были стоять на позиции активного неприятия всего, проистекающего из Церкви и рождаемого церковным сознанием. Сегодня мы должны тщательно работать над содержанием образования в нашей школе, освобождать его от идеологии атеизма, восстанавливать историческую правду о Церкви и ее роли в становлении российской культуры, учиться понимать родную культуру как по преимуществу православную.
Воспитание нравственности и патриотизма - это не одна из многих составных частей воспитания - это основа воспитания как такового. Если воспитание вообще имеет место. Сегодня идея воспитания зачастую сужается до чисто социального механизма адаптации и социализации. Напротив, в классической педагогической традиции воспитание связывается с идеями "внутреннего человека", внутреннего мира человека, являющимися для православной христианской культуры определяющими.
Православно-христианские ценности составляют фундамент всей русской культуры, в том числе и в области уклада жизни, экономической и хозяйственной деятельности. Именно Православие в течение многих веков привносит в общественную жизнь и в хозяйственно-экономическую деятельность России духовное начало, организовывает ее нравственно и тем самым укрепляет российскую государственность.
Сегодня очень много с высоких трибун говорится о необходимости вхождения России в мировое образовательное пространство, о приобщении детей к ценностям мировой культуры, о необходимости формирования толерантности. Однако при этом часто забывается о том, что подлинно толерантным может быть только тот человек, который сам сформировался в пространстве своей родной культуры. Если человек не умеет ценить свою собственную культуру, он не будет ценить никакой культуры.
|
Современный американский аналитик Сэмюэль Хантингтон в своей известной книге "Столкновение цивилизаций" доказательно демонстрирует идею, что правильное представление о современном мире - это представление о мире многих цивилизаций, каждая из которых имеет в качестве основы собственную традиционную религию. В основе западного мира лежат христианские конфессии протестантизма и католицизма, исламская цивилизация основывается на мусульманской традиции. Хантингтон указывает, что Россия является сердцевиной православной цивилизации. Колебания России между различными системами ценностей он расценивает как источник ее геополитической слабости. Современные представления об универсальной (глобальной) цивилизации, согласно Хантингтону, не имеют под собой достаточного фундамента. Это миф, способствующий успешному продвижению ценностей, поведенческих стандартов и социальных технологий западного мира во внутрь других цивилизаций, с иными ценностями и укладами.
Любой народ с развитым культурным самосознанием, любящий свое Отечество и заботящийся о его благе и процветании, прежде всего, печется о том, чтобы передать будущим поколениям основополагающие ценности национальной культуры. Каждая педагогика должна нести и действительно несет на себе ярко выраженную печать культуры, которой она принадлежит. Она реализует функцию передачи знаний, умений, навыков, ценностей, опыта трудовой и творческой деятельности, опыта духовной жизни, характерных именно для данной культуры. Для того, чтобы общество могло выжить и сохранить свою уникальную культуру, должна осуществляться передача тех духовных, ценностных ориентиров, на которых держалось общество на протяжении сотен лет. Если этого не происходит - общество начинает заболевать, начинает переживать духовный кризис. Известный русский мыслитель ХIХ века Алексей Степанович Хомяков в свое время писал о том, что воспитание есть действие, посредством которого одно поколение приуготовляет следующее за ним к деятельности на историческом поприще отцов. Т.е. воспитание - это процесс передачи культурных, нравственных, мировоззренческих ценностей от одного поколения к другому. Если эта передача прерывается, прекращается воспитание.
Большой ошибкой было бы противопоставлять ценности отечественной культуры и ценности "общечеловеческие". Вечные идеалы Истины, Добра, Красоты, Жизни, Любви во всякой культурной традиции приобретают свои особые конкретно-исторические черты, определенные неповторимой судьбой данного народа, данной культуры.
Важнейшей составной частью и ядром культурного наследия народов являются культурообразующие конфессии, составляющие основу цивилизационного многообразия современного мира. Для России такой конфессией является Православие. В Российской Федерации православные по рождению составляют 76% населения, принадлежащие к исламу - около 15%, к протестантам, несмотря на значительное количество зарегистрированных организаций, относится всего лишь 2% населения страны. Православие является сегодня единственной общественно значимой силой, способной служить делу единения народов Российской Федерации.
Определяющее значение в становлении культурной идентичности граждан России имеет приобщение к православной культуре. Ориентация отечественного образования на ценности православной традиции позволяет реализовать неотъемлемое право человека и народа на образование, обеспечивающее свободный доступ к национальному и мировому культурному и духовному наследию.
Для сохранения духовных и нравственных традиций необходимо обеспечить историческую преемственность поколений, воспитать молодежь в духе любви и уважения к Отечеству, развить способность понимать и ценить культуру Отечества, беречь и приумножать культурное наследие. Эти задачи требуют изменения ценностных ориентиров современной школы. Необходимо переоценить отношение к религиозной традиции и ввести в школьное образование содержание, связанное с традиционной религиозной культурой России, прежде всего, - с православной традицией. Такой педагогический опыт сегодня широко представлен в России, его следует оценить позитивно, он развивается, дает положительные результаты, совершенствуется, однако, к глубокому сожалению, остается практически не востребованным региональной образовательной системой.
Учитель - один из первых, кто являет растущему человеку облик культуры, раскрывает ее перспективы. Важно, чтобы этот облик был целостен и перспективы не искажены. Мы уверены, что опыт встречи с православной традицией на этом пути необходим для человека нашей культуры, и эту встречу призван организовать добросовестный учитель.
Сегодня значительная доля богатейшей сокровищницы православной культуры, к сожалению, до сих пор остается практически неизвестной ученикам нашей школы. Они практически ничего не знают об истории русской святости, о православной духовности. Известный русский мыслитель Георгий Петрович Федотов в свое время писал: "В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России; в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути. Верим, что каждый народ имеет собственное религиозное призвание, и, конечно, всего полнее оно осуществляется его религиозными гениями. Здесь путь для всех, отмеченный вехами героического подвижничества немногих. Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки. Если мы не обманываемся в убеждении, что вся культура народа в последнем счете определяется его религией, то в русской святости найдем ключ, объясняющий многое в явлениях и современной, секуляризированной русской культуры".
Без знания русских святых школьнику невозможно не только постижение во всей глубине русской культуры, но и затруднительно изучение истории. Начиная с преподобного Антония, пришедшего в Киев с Афона и поселившегося в варяжской пещере над Днепром, Святая Русь за тысячелетие своей истории явила миру различные лики православной святости. И понять нашу народную, государственную историю вне ее связи со строителями Святой Руси невозможно. Это знание необходимо, прежде всего, для воспроизводства духовных оснований самоидентичности российских граждан на будущее. Наши святые и были воплощением той русской национальной идеи, которая помогла построить могучую державу. Они и сейчас обозначают для нас нравственные координаты духовного пространства, где следует вести поиск национальной идеи для новой России.
Сегодня, говоря о возможных путях взаимодействия государства и Церкви в области духовно-нравственного просвещения народа, следует обратить внимание, что сама возможность такого взаимодействия предполагается, а отнюдь не запрещается светским характером нашего государства. В большинстве стран Европы, являющихся светскими государствами, тем не менее, осуществляется социальное партнерство государства и Церкви, религиозное образование является неотъемлемым элементом образовательных программ в государственных школах. Сейчас у нас есть возможность взять то лучшее и ценное из мирового опыта, что мы утратили за годы господства атеистической идеологии.
Ныне актуальной является задача создания нормативной базы для сотрудничества системы образования с общественными организациями, включая и Русскую православную церковь, в деле воспитания подрастающего поколения в традициях своего народа. Сегодня нам необходимо совместно восстановить социальные механизмы, поддерживающие достоинство человеческого труда, достоинство познания и творчества, достоинство семьи, материнства и детства. Большая часть работы здесь выпадает на долю образования, играющего важную роль в становлении мировоззрения человека. Только совместными усилиями через воссоздание исторической правды и справедливости мы сможем возродить наше Отечество.
|