Уважаемые участники конференции! Наше время, подобно предшествующим эпохам, ставит перед нами множество вызовов, которые требуют принятия правильных и ответственных решений. Россия является многонациональным государством с многовековой историей, богатейшим культурным наследием, и для ее процветания жизненно необходимо не только экономическое благосостояние, но и передача последующим поколениям россиян тех духовных и культурных ценностей, на которых формировалась наша нация.
В ныне существующем порядке устроения нашего земного бытия Церковь наряду со светской властью и гражданским обществом является фундаментальной и системообразующей структурой. Но если светская власть и общество обеспечивают устойчивость, саморазвитие и безопасность человеческого общежития, то высшее содержание и непреходящий смысл ему сообщает религия. Как писал русский религиозный философ протоиерей Василий Зеньковский, «для государства Церковь есть часть его жизни, его совесть, его творческая сила, а для Церкви государство есть внешнее историческое оформление жизни того самого народа (или народов), которые входят в Церковь».
Сегодня в нашем обществе идет множество дискуссий о том пути, по которому должна идти наша страна. Должна ли она во всем ориентироваться на Запад, или, напротив, брать за образец динамично развивающиеся азиатские страны. Однако все большее число людей приходит к убеждению в том, что Россия имеет свое собственное уникальное историческое предназначение и свой собственный исторический путь, в котором можно и нужно искать образцы для построения современной российской идентичности.
Сегодня уже западные социологи, такие как Патрик Бьюкенен и Сэмюэль Хантингтон, признают, что внутренний кризис современной европейской цивилизации обусловлен отходом от базисных христианских ценностей, что привело к снижению рождаемости, созданию общества потребления, пропаганде порока как одного из аспектов либерального понимания свободы человека. Западноевропейский и североамериканский опыт наглядно свидетельствует о том, что теория «плавильного котла», в котором, как ожидалось, должны были безболезненно соединиться и перемешаться культурно-цивилизационные и духовно-исторические традиции выходцев с различных концов света, оказалась глубоко несостоятельной. Такие базовые ценности самоидентификации личности, как национально-культурная и религиозная, оказались намного прочнее, чем либеральное представление об аморфной гражданской идентичности. Следует напомнить, что в отличие от многих стран Запада, Россия в своей истории никогда не знала межрелигиозных войн, ибо под защитой государствообразующей нации, а также при миротворческой поддержке Православия в нашей стране издревле жили бок о бок и трудились на благо Отечества представители различных народностей, вероисповеданий, культурных укладов и национальных обычаев.
Нам представляется, что обеспечение подлинного межнационального и межрелигиозного мира в современной России возможно только при условии религиозно-нравственного воспитания граждан. И начинать это воспитание нужно уже со школьных лет. Уроки толерантности, на которые в последнее время обращены надежды некоторых педагогов светской школы, едва ли могут принести реальную пользу. Формальная политкорректность - это далеко не то же самое, что глубокая религиозно-нравственная убежденность человека в том, что есть благо, а что - грех. И если межнациональная вражда, презрительное и злобное отношение к носителям иных религиозных взглядов - это грех, то именно просвещенная религиозность - а не политкорректность - позволяет людям мирно жить друг с другом в одном обществе.
Взаимодополняющее и деятельное соработничество власти, общества и Церкви во имя народного блага полезно всегда, но оно становится особенно востребованным тогда, когда возникает сугубая необходимость в консолидации народных сил. С точки зрения православно-христианского миросозерцания вполне очевидны глубинные предпосылки сложных кризисных явлений, которые затронули многие страны мира, в том числе и Россию, что не могло не отразиться самым негативным образом на судьбах миллионов наших людей. Эта нравственная деградация обезбоженного общества, порождающая безудержное стремление к обладанию материальными благами, к обогащению любыми средствами. Очевидно, построение гармоничного будущего, надеждами на которое живет наше общество, невозможно без ясного осознания людьми необходимости устроения и осуществления любой деятельности, включая экономическую, производственную, хозяйственную, на прочной нравственной основе. Практическое осуществление этой задачи невозможно без консолидации и практического взаимодействия всех здоровых сил общества. Для обеспечения поступательного и мирного развития страны, своевременного и эффективного решения сопровождающих его проблем необходимо практически развивать идеи социального партнерства государства и общественных институтов, наиболее значимым из которых является Церковь. Первые шаги в этом направлении были сделаны в мае 2010, когда Святейшим Патриархом Кириллом и полномочным представителем президента в Уральском федеральном округе было подписано соглашение о социальном партнерстве. Такое партнерство предполагает не только взаимодействие в строительстве и воссоздании храмов, но главным образом сотрудничество в решении социально значимых вопросов в культурной, информационной и образовательной сферах.
Время, в которое мы с вами живем и трудимся, налагает особый отпечаток на наши размышления о судьбе молодого поколения. Дети, подростки и молодые люди в наши дни являются той частью современного российского общества, которая является наиболее духовно незащищенной, потому что нравственно дезориентирована с самого раннего детства. Приходилось видеть малышей, которые гораздо чаще слов «мама» и «папа» произносят фразы из телевизионной рекламы. Потом в жизнь ребенка приходят компьютерные игры, затем - привносимые извне представления о «красивой» жизни как цели нашего рождения в этот мир, о способах ее быстрейшего и наименее трудоемкого достижения, затем идеалом становятся звезды с картинок «гламурных журналов», молодежь начинает копировать поведение своих кумиров, и, не находя удовлетворения своим безмерно растущим потребностям, калечит свою жизнь грехом. А между тем молодые годы всякого нормально развивающегося индивидуума — это самое трудное и ответственное время становления человеческой личности. Это время поисков жизненного идеала, которому стоило бы посвятить всего себя и отдать все силы своей души, это время обретения нравственных опор своего существования. И нам необходимо помочь молодым людям в обретении этой нравственной опоры. В силу того, что подрастающее поколение зачастую оказывается беззащитным перед лицом человеконенавистнических идеологических соблазнов и лжеучений века сего, Церковь считает необходимым повсеместное преподавание основ религиозной культуры и нравственности.
В 2010 г. в 19 регионах России прошел эксперимент по апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики», в рамках которого родители и учащиеся 4-5-х классов имели возможность выбора одного из шести направлений: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы иудаизма, основы буддизма, основы религиозных культур и основы светской этики. Распространение этого опыта на другие регионы России планируется в 2012 году, и чтобы развеять опасения, связанные с введением данного курса, мне бы хотелось познакомить вас с некоторыми итогами эксперимента.
В мае 2010 года был проведен экспертный опрос представителей органов исполнительной власти субъектов России, руководителей образовательных учреждений, педагогов и родителей, среди которых осуществлялась апробация курса. Данные опроса свидетельствуют о положительном отношении представителей органов исполнительной власти к введению в учебный процесс школ нового курса «Основы религиозных культур и светской этики». По их мнению, изучение учебного курса окажет существенное воздействие, прежде всего, на воспитание культуры межнационального общения, уважение к культурным, религиозным традициям народов России и духовное, культурное развитие детей. Это отмечают более 70% экспертов. Свыше половины опрошенных считают, что новый курс будет способствовать формированию уважительного отношения к различным мировоззрениям и религиям, расширению кругозора детей и повышению их нравственности. Экспертный опрос педагогов, участвовавших в апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики», показал, что 98 % педагогов положительно относятся к введению курса. При конкретизации ответов о положительном эффекте введения учебного курса выясняется, что, по мнению педагогов, положительное значение введения нового курса скажется, в первую очередь, на расширении кругозора детей, их духовном и культурном развитии (73,2%). Более двух третей опрошенных отметили, что введение курса будет иметь положительное влияние на воспитание культуры межнационального общения России, уважения к культурным, религиозным традициям (68,3%); повышение нравственности детей (68,3%). 63,9 % респондентов считают, что курс окажет положительное воздействие на формирование уважительного отношения к различным мировоззрениям и религиям, 41 % отмечает формирование уважительного отношения к старшим, патриотизма и гражданской солидарности - 39,0%. на формирование ценностей здорового образа жизни - 23,3%; на воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни и снижение уровня преступности, наркомании в подростковой среде - 28,3 % и 21,5% соответственно.
Массовый опрос родителей (2004 чел.) и детей (4700 чел.), участвовавших в проведении эксперимента, свидетельствует о том, что 91,5% родителей выразили положительное отношение к введению в учебный процесс школ нового курса «Основы религиозных культур и светской этики». Более половины из них руководствовались при этом тем, что он будет способствовать расширению кругозора, духовному и культурному развитию детей. Немногим менее половины опрошенных считают, что новый курс будет способствовать формированию уважительного отношения к различным мировоззрениям и религиям, воспитанию культуры межнационального общения, уважения к культурным, религиозным традициям народов России, повышению нравственности детей.
Опрос руководителей образовательных учреждений, участвовавших в эксперименте, показал, что положительно к введению данного курса относятся до 90 % руководителей, а каждый пятый из опрошенных экспертов считает, что знания, предоставляемые в рамках нового учебного курса, скорее не могут или совсем не могут преподаваться детям в рамках основных общеобразовательных социально-гуманитарных дисциплин (история, обществознание, окружающий мир, литература, мировая художественная литература и др). Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на определенные опасения, руководители школ в целом положительно оценили введение нового курса в школьную программу, так как он способствует формированию у учащихся представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, пониманию их значения в жизни современного общества.
По окончании эксперимента в октябре-ноябре 2010 г. Общественной палатой был проведен опрос более 700 родителей, который показал, что 78 % православных родителей и 71 % неверующих родителей относятся положительно к преподаванию основ религиозных культур в школе. Каждый третий участник опроса отметил, что вследствие изучения курса его ребенок стал добрее и терпимее. Участники опроса свидетельствовали, что между школьниками не возникало никаких конфликтов, связанных с преподаванием данного курса. Сотрудники министерства образования и науки также не получали никаких сигналов о конфликтах, связанных с преподаванием курса, чего так боялись либерально-атеистически настроенные религиоведы. Сегодня можно говорить о том, что опасения, что модульность курса приведет к росту межрелигиозной и межнациональной нетерпимости в школьной среде, не имеют под собой никаких оснований, напротив, 41% участников опроса сказали, что вследствие изучения курса дети стали лучше понимать представителей других религий.
Однако мне бы хотелось акцентировать внимание не только на том, что данный курс способствует лучшему взаимопониманию людей с разными религиозными взглядами и убеждениями, но также на том, что этот курс нацелен на формирование шкалы нравственных ценностей. К сожалению, в некоторых регионах России существовали негативные примеры, когда родители вынуждены были «выбрать» по указанию органов управления образованием курс «основ светской этики». Отсутствие возможности выбора курса отметили до 20% опрошенных родителей.
Конечно, каждый человек имеет право на воспитание детей в том мировоззрении, к которому относится сам, но при этом не следует навязывать это мировоззрение другим. Анализ учебных пособий по предмету «основы светской этики», проведенный ведущими учеными России (академиком Гусейновым А.А., доктором юридических наук профессором Понкиным И.В. и др.) показывает, что целый ряд понятий этого учебного пособия противоречит нормам общественной морали. Даже светские авторы рецензий отмечают, что «содержание модуля «светская этика» нельзя исправить и довести до приемлемого состояния никаким редактированием». Вот конкретный пример. «Альтруист хочет, чтобы всем было хорошо... Альтруизму противостоит эгоизм... Другое дело - разумный эгоизм. Разумный эгоизм - способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу». Но можно ли представить себе, чтобы одной из целей государственной образовательной политики было провозглашено формирование у школьников «разумного эгоизма»? Можно ли воспитать нравственного человека, одновременно внушая ему мысль о том, что «моральные нормы нигде не записаны и не существует единого свода моральных норм»? По оценкам экспертов, учебное пособие по «основам светской этики» содержит в себе множество фрагментов, в которых в искаженном виде преподносятся ключевые понятия, относящиеся к сфере этики и морали. Ряд утверждений пособия противоречит современным научным представлениям об этике и правилам логики. Учащиеся 4 класса узнают, например, о том, что «в ходе исторического процесса развития общества менялись представления о добре и зле», о том, что «блага не всякая жизнь, а жизнь хорошая» (это что, перифраз рекламы «жизнь хороша, как ни крути»?), о том, что «в обществе есть специальные организации, которые следят за тем, чтобы люди соблюдали правила и нормы, это прокуратура, суд, милиция». Если представления о добре и зле у людей постоянно менялись, что удержит обучающихся по этому курсу детишек от того, чтобы и в своей жизни изменить представления о добре и зле и начать действовать вопреки нравственным нормам? Ах да, их должны удержать прокуратура, суд и милиция... Авторам этого учебника хочется напомнить снова слова русского философа Льва Тихомирова: «Если у общества утрачено понятие греха и стыда, то порядок в нем не может поддерживать даже полицейский, который сам - прямое порождение общества, утратившего понятие греха и совести». Мы уже видим следствия утраты обществом понятия греха и стыда. Со всей беспощадностью нам явлены не только итог нравственного падения и духовного оскудения человека и общества, но и осознание, что без духовно-нравственного оздоровления нации у России нет будущего ни в экономическом смысле, ни как явления мировой истории и культуры.
«Культура - это святыни народа, святыни нации», - писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Наши предки создали великую русскую культуру, которая принадлежит всем людям. Духовная часть культуры - это всеобщее достояние. Пользоваться мудростью и глубиной духовной культуры сможет человек, владеющий хотя бы первоначальными знаниями о православной культуре. Нередко молодые люди, посещая Русский музей, Эрмитаж, Третьяковскую галерею, рассматривая росписи храмов, не понимают, кто изображен и что это означает, читают стихи и не понимают значения слов и смысла, заложенного поэтом. Невозможно отрицать, что православная культура оказала влияние на всю российскую культуру в целом: на литературу, музыку, театр, архитектуру, историю, живопись, военное дело, законодательство, повседневную жизнь людей. Через шедевры русского зодчества, иконописи, древней книжности, воплотивших в себя духовные и эстетические идеалы наших предков, мы раскрываем перед учениками, учителями и родителями нравственные идеалы нашего народа, обращаем внимание на эти примеры как на эталоны поведения, которые должны заставить задуматься о своей жизни.
Отечественная школа поставлена в наиболее благоприятные условия для воспитания религиозности и любви к Отечеству, поскольку в России Церковь и государство составляли единое целое на протяжении почти тысячелетия. Бытие и первоначальная судьба нашего Отечества были тесно связаны с деятельностью людей, которых Церковь чтит как своих святых (святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга, святой благоверный князь Александр Невский), а светская история помнит как созидателей российской государственности. Провидению угодно было, чтобы грамотность и просвещение наши освятились трудами славянских первоучителей святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Таким образом, жизнь для Бога в Церкви и жизнь для Церкви в Отечестве являются не искусственным измышлением, но живым фактом истории русского народа. Церковь - это реальность, которая объединяет нас поверх всех различий, - есть различия в служении, но не в ценности. Задача Церкви всегда, во все века заключалась в том, чтобы примирять людей. Она является духовной Матерью для людей самых разных национальностей, самого разного социального положения, самых разных возрастов.
Наша школа, стремясь воспитать чувство патриотизма в детях, может и должна находиться в диалоге и взаимодействии с Православной Церковью, дух и учение которой объединили народы России в одну семью. По моему глубокому убеждению, ответственность за сохранение нашего наследия и воспитание будущих поколений несут все граждане нашей страны. Только совместными усилиями Церкви и представителей науки, культуры и искусства мы сможем научить наших детей адекватно воспринимать и ценить то духовное и культурное наследие, которое по крупицам собирали наши предки на протяжении многих столетий.
|