ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№2 2010 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Доклад Высокопреосвященнейшего Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия, ректора Тобольской Православной Духовной семинарии, на IX Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственные основы отечественного образования»

Уважаемые участники конференции! Сегодня мы вновь собрались в этом зале, чтобы обсудить проблемы воспитания молодого поколения в современном динамично развивающемся мире.

В педагогике традиционным является представление об образовании как целенаправленном процессе обучения и воспитания, процессе, центральной составляющей которого является межличностное общение ученика и учителя. Однако сегодня существует устойчивая тенденция к сведению к минимуму межличностного общения педагога и ученика вследствие использования образовательных технологий. Образование превращается в технологический процесс, в котором использование той или иной образовательной технологии может гарантировать получение конкретного практического результата – получения учеником знаний, умений и навыков.

При этом на первый план выступает именно формирование так называемых «образовательных компетенций», которые, как полагают теоретики данной педагогической стратегии, может дать ученику возможность быть более конкурентноспособным на рынке труда. Очевидный диссонанс между технологизацией образования и межличностной коммуникацией, в рамках которой только и может осуществляться воспитание человека, обнаружил себя в наиболее ярко в технологии проведения Единого государственного экзамена. Этот диссонанс вызывает у определенной части педагогической и научной общественности стремление вернуться к традиционным образовательным моделям.

В рамках традиционной отечественной педагогики обучение и воспитание являются двумя неотделимыми сторонами целостного образовательного процесса, процесса становления личности ученика, в котором учитель выступает не просто как более компетентный «носитель информации», транслятор знаний, но как «педагог» – слово, которое в переводе с греческого языка означает детоводитель, т.е. человек, который ведет детей по жизненному пути, помогая им стать самостоятельными личностями. 2010 год объявлен Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым Годом учителя, поэтому в своем докладе я хотел бы акцентировать внимание на роли и призвании учителя в современном образовании.

Призвание учителя в христианском понимании открывается только в контексте осмысления значения этой профессии и смысла жизни каждого человека. Характер учительского труда можно в полной мере осмыслить только как служение. Труд учителя направлен на духовно-нравственное становление детей, то есть на то, что есть наиболее возвышенного в человеке, на открытие в душе ребенка образа Божиего, что вернее всего содействует истинному благу людей.

В пределах школы учителю вручаются важные полномочия: ему передается родительская власть, он учит и воспитывает детей, наказывает и награждает, руководит ими, дает пищу уму и сердцу. Осознавая, что учитель имеет дело с детьми слабыми, неопытными, мало знающими, открытыми и незащищенными, можно сделать вывод о колоссальном доверии к носителю этого высокого звания. Сколь же велика нравственная ответственность того, кто принимает на себя обязанности образования и воспитания детей! Из детей вырастут отцы и матери, и что было воспринято ими в детстве, то отзовется в их старости. В детях – будущее семьи и общества. Посеянное в детстве с годами взойдет и даст плод. Каков он будет? Сколько надо уверенности в себе, в своих силах и мужества, чтобы бестрепетно принять на себя ответственность за этот посев. Высокое звание учителя может быть оправдано только исполнением возложенных на него обязанностей и надежд, ибо целые поколения могут быть воспитаны им для добра. Влияние учителя хотя и не прямо, но, тем не менее, сильно может распространяться и на семьи учеников.

Учитывая высоту и важность должности учителя, каждый, кто готовится к этому жертвенному служению, прежде всего должен понять, имеет ли он призвание к такого рода деятельности. Иметь призвание – значит быть призванным. Кто нас призывает и к чему? Известный русский педагог Светлана Куломзина пишет: «Если общение с детьми, участие в их росте и развитии духовно обогащает вас, если вы чувствуете, что в этом общении сами растете, делаетесь все более самим собой, – вы можете быть уверены, что у вас призвание педагога». На призвание учителя следует смотреть как на дар Божий. Этот дар проявляется уже в детях ранним стремлением помогать учиться другим, делиться с ними знаниями, служить и помогать слабым. Обнаруживается он и в способности просто и вразумительно рассказывать, в способности с теплотою и сердечностью руководить другими.

Не имеющий призвания, но взявшийся за учительство только потому, что ему некуда было деваться или не нашлось более выгодного занятия, сам становится мучеником, а для детей – мучителем. Он вечно всем недоволен, его тяготит скромная доля учителя, ему надоедают дети, к которым у него нет любви, учительство не приносит ему радости, он постоянно занят мыслью подыскать профессию повыгоднее и, не находя ее, считает себя жертвою, хотя на самом деле жертвою является школа. Считая свое занятие временным, недовольный учитель не заботится о профессиональном совершенствовании, ему не понять высокой важности своего дела, он охотно тратит время вне школы на развлечения и удовольствия и заботится более о своем спокойствии, чем о благе доверенных ему учеников. Такой учитель обучает плохо, еще хуже у него дело обстоит с воспитанием, ибо между учителем и учениками нет никакой духовно-нравственной связи.

Необходимость призвания для учителя более ясно обнаруживается при рассмотрении условий его служения. Другие должности и звания могут привлекать своими выгодами и удобствами. Учительское звание не обещает ни того, ни другого. При скромном вознаграждении учительство требует самоотвержения. Известный русский православный педагог, профессор Московского университета, оставивший свою научную карьеру ради скромного труда сельского педагога, Сергей Александрович Рачинский сказал об этом так: «Нужен личный подвиг, бесконечно тяжкий, до смешного скромный – и потому великий».

Дети по природе своей склонны к подражанию и восприимчивы ко всему, что их окружает. Они много заимствуют от людей, с которыми находятся в постоянном общении. В раннюю пору, когда дети еще не живут своим умом, они присматриваются к другим людям и незаметно усваивают не только привычки, внешнее поведение, но и взгляды взрослых. Воспитание состоит не в наставлениях, которые дети часто пропускают и которые действуют только на ум, но более всего в личном влиянии учителя, в его живом примере, в его личных качествах, которые так или иначе обнаруживаются в процессе его жизни и деятельности.

Учитель имеет большое влияние на личность ребенка, но влияние это сложнее и тоньше, чем нам обычно представляется. Более всего учитель воспитывает не методами и приемами, а самой своей личностью, и происходит это вполне бессознательно: и учитель, и ученик могут не осознавать, насколько глубоко черты учителя оставляют свой след в ребенке. В школе невозможно никакое педагогическое притворство. Наши немощи и пороки повторяются в наших учениках.

Воспитание являет собой постоянное обновление и возрождение души, исправление внутренней и личной жизни идет через смысловое обогащение, которое должно привести человека к нравственному действию. Покаяние и личное благочестие являются одновременно и волевыми, и нравственными актами в Боге и порождают благоговение – особое свойство личности человека. Благоговение состоит из двух начал: страха и радости. Страх вызван опасением, как бы не навредить душе человека, которого доверили тебе Бог и родители, – душе своего ученика. Радость же происходит оттого, что между людьми происходит встреча.

Основные нравственные качества учителя были выделены русским педагогом XIX в. Сергеем Миропольским в «Дидактических очерках», обращенных к студентам учительских семинарий. Предложенный им нравственный идеал может служить указателем всем педагогам, ищущим образец и идеал в наше не простое для школы время. В основе всех нравственных качеств воспитателя должна лежать религиозность. Искренняя религиозность пронизывает все чувства, намерения и дела человека; она освящает все его внутренние помышления и находит выражение даже во внешности человека; она сообщает ему спокойствие, важность и простоту. Источник религиозности – глубокая, живая вера. Искренняя религиозность полна любви и благих плодов. Она привлекает неиспорченные сердца и неотразимо влияет на детей, которые инстинктивно, по внутренней чуткости своей натуры, угадывают ее правдивость. Поэтому религиозная настроенность в учителе является живой воспитательной силой.

По самой идее своего призвания учитель школы есть верный сын Отечества. Любовь к Родине, освящаемая Церковью, составляет дорогое предание и наследие нашей более чем тысячелетней истории и представляет ту великую народную силу, которая спасала Россию во все годы ее испытаний, объединяла ее, укрепляла, делала сильною внутри и могущественною извне. В этой любви и верности должны воспитываться и наши дети, чтобы и они, сделавшись мужами, готовы были жертвовать всем и даже положить свою жизнь за веру и Отечество, которые в их сознании должны восприниматься неразделимым целым.

Наша школа поставлена в наиболее благоприятные условия для воспитания религиозности и любви к Отечеству, в котором Церковь и государство составляли единое целое на протяжении почти тысячелетия. Бытие и первоначальная судьба нашего Отечества были тесно связаны с деятельностью людей, которых Церковь чтит как своих святых (святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга, святой благоверный князь Александр Невский), с ними русский человек находится в живом общении через молитвы и церковные службы. Православие руководило совестью нашего народа – от царя до бедняка. Провидению угодно было, чтобы грамотность и просвещение наши освятились трудами славянских первоучителей святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Таким образом, жизнь для Бога в Церкви и жизнь для Церкви в Отечестве являются не искусственным измышлением, но живым фактом истории русского народа. Наша школа, стремясь воспитать чувство патриотизма в детях, должна находиться в союзе с Православной Церковью, дух и учение которой объединяют весь русский народ в одну семью.

Основу русской народности составляет Православие. Под его благотворным влиянием народ рос и креп в течение всей его исторической жизни, под его влиянием развились и все другие особенности его характера. Вера служит неиссякаемым источником нравственной силы народа, является залогом его будущего. Обращаясь к нравственным качествам нашего народа, мы находим многие черты его характера, такие, как смирение, удивительная выносливость, участливость в судьбе бедного, сироты, обиженного, готовность идти на помощь нуждающемуся, правдивость, простота и душевность, радушное гостеприимство, семейность, стремление жить общиной, где все основывается на взаимопомощи и подчинении личных интересов общим, трудолюбие, довольство своим жребием и так далее. Все нравственные качества народа коренятся в его вере. Народ это инстинктивно сознает, и поэтому религиозное образование составляет его душевную потребность.

Чтобы любить свою национальность и служить ей от полноты души, нужно ценить ее и проникнуться ее духом. Национальность нужна в воспитании не для того, чтобы вызвать в детях гордость и преувеличенное самомнение, а для того, чтобы сохранить и утвердить в их сознании и сердце дорогое достояние народной истории, заветы и лучшие идеалы старины, чтобы при свете этих идеалов совершенствовать свою жизнь.

Добросовестность составляет высокое нравственное качество учителя и состоит в непосредственной связи с живым чувством долга. Добросовестный человек не примет на себя обязанностей учителя легкомысленно, не чувствуя к этому призвания, а приняв обязанности, будет смотреть на их исполнение как на нравственный долг. Имея сильное и живое чувство долга, учитель не успокоится, пока не исполнит его, и при малейшей погрешности, при малейшем отступлении от истины в своем деле будет чувствовать себя неспокойным. При неудачах не станет обвинять других, ссылаться на обстоятельства, неудобства своего труда, но прежде всего в себе самом будет искать причины неудачи и средства для исправления дела.

Учитель должен иметь твердо установившийся характер. Слабохарактерность или бесхарактерность в воспитателе хуже всего. Если человек сегодня запрещает то, что разрешал вчера, сегодня желает одного, завтра другого, сегодня следует одним правилам, а завтра другим, сегодня слаб, завтра жесток или говорит одно, а делает другое, он не может быть воспитателем. Характер дает человеку устойчивость, последовательность в действиях и нравственную силу, которая особенно отражается на дисциплине в школе. Нужно сильно любить детей, чтобы иметь к ним снисхождение и не раздражаться. Детей нельзя мерить взрослою мерою.

Нужно понимать детские потребности и несовершенства. Тот не годится в учителя, кто при всякой неудаче и погрешности ребенка выходит из себя, гневается. Молодые учителя отличаются недостатком терпения. Иногда это недостаток молодости, иногда свойство характера, склонного к преувеличению. Такие учителя иногда «оскорбляются» неуместными действиями учеников и приходят в негодование, что совершенно напрасно. Ученик не может оскорбить учителя, потому что оскорбление предполагает равноправность. Он может совершить невежливый поступок, доставить неприятность, но не оскорбить. Еще хуже, если учитель, забывая свое положение, начинает мстить ученику – это уже совсем безнравственно и не достойно учителя. Тут уже не может быть и речи ни о каком нравственном влиянии.

Любовь, свойственная каждому христианину, особенно нужна тем, кто занимается воспитанием людей. Любовь есть живая сила, образующая из школы добрую семью, где учителю уготовано положение отца. Любовь порождает доверие, а доверие порождает любовь. Если учитель проникнут любовью истинной, бескорыстной, самоотверженной, верной, назидающей, терпеливой, снисходительной, ласковой, серьезной и твердой, как высоко и трогательно описывает ее апостол (1 Кор. 13, 4.7), то воспитательное влияние его будет сильным и плодотворным. Эта любовь для своего выражения не требует слов, но показывает себя делами. Плодом ее будут взаимная любовь и доверие учеников к учителю, привязанность к нему, а вследствие этого и послушание – свободное, без принуждения. Однако истинная любовь не есть потворство, уступчивость всякому капризу и желанию, поблажка дурным наклонностям ребенка. В этом отношении она строга и даже сурова. Строгая и наставительная, она бдительна в предохранении ребенка от ошибок и всего дурного, решительна в принятии мер против зла, которое грозит человеку гибелью. Она справедлива в похвале и порицании, в награде и наказании.

Размышляя об образе учителя, который представлен С. Миропольским в «Дидактических очерках», с грустью приходится осознавать, что в современном либеральном мире многие из традиционных отечественных образовательных ценностей и норм не только оспариваются, но и намеренно отвергаются, тем самым снижая воспитательную роль учителя и всей системы образования. В особенности оспаривается необходимость религиозности педагога и необходимости религиозного духовно-нравственного образования. В секулярном обществе религия становится исключительно личным делом каждого человека, она все более исключается из общественной жизни. Но секулярный мир не останавливается на достигнутом, он вторгается в семью, требуя от нее того, чтобы воспитание осуществлялось в соответствии с его принципами. Приведу пример. Незадолго до Рождества в Германии были подвергнуты тюремному заключению несколько отцов из христианских семей, выходцев из России, которые отказались отправлять своих детей на уроки полового воспитания в начальной школе. Традиционные ценностные ориентиры сегодня становятся не только предметом дискуссии, но подвергаются серьезной критике и давлению со стороны либеральных кругов. Однако если мы хотим говорить о воспитании, то мы не можем придумать иных ценностей, кроме тех, которые веками формировали наше Отечество, которые оказывали решающее влияние на характер и образ жизни русского человека.

Светскость современного государства и светскость образования в государственной и муниципальной школе сейчас вовсе не означают их нерелигиозного, тем более — антирелигиозного характера. Светскость государства гарантирует взаимное невмешательство государства и религиозных объединений в дела друг друга. Конституция России признает идеологическое многообразие российского общества, которое составляют люди разных мировоззрений, разного отношения к религии, а закон «Об образовании» обязывает учитывать это мировоззренческое разнообразие в содержании обучения и воспитания детей в школе (п. 4 ст. 14). Введение изучения основ религиозных культур и светской этики является непосредственной реализацией этих правовых норм в практике.

Говоря о роли Русской Православной Церкви в православном образовании и воспитании детей в светской школе, я бы сравнил нашу работу с миссией, обращенной ко всем желающим слышать, учиться и возрастать на основе традиционных духовно-нравственных ценностей нашего Отечества. Она может быть успешной только при содействии органов государственной власти, педагогического сообщества, родительской общественности. Только так может быть достигнута цель, определяемая благословением Святейшего Патриарха и решением Президента России, состоящая в том, чтобы опыт православного образования стал доступным всем гражданам России, желающим вернуться к своим духовным и культурным корням, больше узнать о православной культуре и приобщиться к ней как живой, непрерывной традиции. Сегодня мы призваны не только к диалогу в этой сфере, но к осуществлению конкретных практических шагов на благо нашего Отечества, во имя будущего России.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2025 г.