Уважаемые участники конференции!
Сегодня мы собрались для обсуждения наиболее актуальных проблем
духовного развития России. Двадцать
лет назад, в год 1000-летия Крещения
Руси наметился перелом в отношениях
государства и Церкви, благодаря которому Россия постепенно вернулась к тем
духовным истокам, с которых началось
ее формирование в рамках восточнохристианской цивилизации.
Говоря о духовном пути России за
последние двадцать лет нельзя не заметить тех масштабных перемен, которые
произошли в нашей стране. Были открыты тысячи храмов и Воскресных школ,
сотни монастырей, возрождена система
православного образования. Для многих
граждан нашей страны Православие
вновь стало тем духовным стержнем,
который определяет основные стороны
человеческой жизни, придает ей непреходящую ценность и смысл. Однако
переход к демократическому обществу
принес не только положительные изменения. Современная Россия стоит перед
лицом проблем, решение которых не
может быть достигнуто исключительно
материальными средствами. Церковь постоянно напоминает о том, что причины
большинства кризисных ситуаций в нашем Отечестве нужно искать в области
духовного состояния его жителей. Критерий духовности должен рассматриваться
как ключ ко многим неразрешенным
вопросам общества.
Первое, на что необходимо обратить
внимание, это истоки общественной
идеологии. В начавшееся третье тысячелетие человечество вошло с обретением
новой надежды, с возрождением идей
гуманизма, которые позволяют рассматривать исторический процесс как поле
реализации сил человека в духовно и социально изменяющемся мире. Но нужно
помнить, что гуманизм в его атеистической интерпретации привел к страшным
последствиям в европейском обществе.
XX век вместо века просвещения стал
самым жестоким столетием, унесшим
миллионы жизней, принесенные в жертву
в угоду тоталитарным режимам. Русские
религиозные философы и писатели еще
в XIX веке изобличали ложь атеистического гуманизма, указывая, что идея
величия человека без Бога неизбежно
приводит к открытому демонизму и, как
результат, к социальным катастрофам.
В эпоху возрождения идей гуманизма
нужно заново взглянуть на произведения
Ф. Достоевского и Вл. Соловьева, суметь
услышать их предупреждение.
Вне контекста духовности не может
быть решен и вопрос о соотношении
понятий «Церковь» и «Государство». В
бездуховном понимании, это два равноправных института власти, отношения
которых могут пониматься только в
категориях взаимоподчинения. Недаром
советская историография представляла историю Церкви как бесконечную
борьбу за власть. Но если помнить о
Божественной природе Церкви, всякое
противоречие снимается. Государство
– необходимый элемент жизни в испорченном грехом мире, где личность
и общество нуждаются в ограждении от
опасных проявлений греха. Церковь заботится о духовном состоянии граждан и
напоминает государству о необходимости
использовать его силу для ограничения
зла и поддержки добра. Сферы деятельности Церкви и государства нередко
совпадают, но их разноприродность не
позволяет говорить о конкуренции во
взаимоотношениях. Примером такого
взаимодействия является подход к решению насущных проблем общества.
Одной из таких проблем является
демографическая. Статистика говорит
о ежегодном сокращении численности
населения России на сотни тысяч человек. И несмотря на то, что государство
в последние годы стремится изменить
сложившуюся ситуацию посредством
материальной стимуляции рождаемости,
население нашей страны продолжает сокращаться год от года. Никакие льготы
и пособия не помогут нормализовать
ситуацию, пока матери продолжают свободно убивать своих неродившихся детей.
Без духовного оздоровления морали, без
восстановления традиционного понятия
семьи, невозможно что-либо изменить.
Государство стало понимать это. Прошедший 2008 год был объявлен Президентом
годом семьи, но сегодня для решения
демографической проблемы нам нужен
не год, а век семьи. Без укрепления
традиционных семейных ценностей невозможно говорить о здоровом обществе.
Здоровье нации зависит от целого
комплекса факторов. Государство призвано заботиться о физическом здоровье нации, поддерживая физкультуру и
спорт, повышая качество медицинской
помощи. Однако сегодня качественная медицинская помощь становится
доступной лишь немногим, и это не
может не вызывать беспокойства. Церковь рассматривает призвание врача
как служение Богу и ближним, и вот
оказывается, что человек в XXI «гуманистическом веке» не может получить
этой необходимой помощи, поскольку
она находится в серьезной зависимости от наличия у него материальных
средств. В еще большей опасности находится духовно-нравственное здоровье
нации. Замечательный православный
мыслитель Эдуард Володихин отмечает, что «Жизнь преподносит горькие
уроки тотального обмана и подтасовок
в сфере духовности, нравственности и
культуры, которые в своем единстве
являются целенаправленной работой по
уничтожению национальной идентичности русского народа, лишению его исторической памяти, размыванию границ
между добром и злом, преднамеренному
превращению православной нации в народонаселение с политеистической, т.е.
атеистической и потенциально сатанинской идеологией».
В первую очередь, такое положение
опасно для современной молодежи, которая буквально впитывает в себя все
«модные» тенденции. Большое влияние
на формирование морального облика
молодежи оказывают СМИ . Немецкий
социолог Ульрих Бек справедливо отметил, что СМИ могут быть как носителем
культуры, так и средством манипуляции.
Молодежь является самой мобильной,
подвижной и энергичной частью нашего
общества. Именно ей предстоит стать
основой для дальнейшего развития России. К сожалению, на нашу молодежь
приходится и основной удар идеологии потребительства, в чем не последнюю роль
играют средства массовой информации и
реклама. Церковь видит серьезность этой
проблемы, поэтому духовно-нравственное
воспитание и просвещение молодежи,
основанное на наших исконно православных традиционных ценностях, является
приоритетным направлением ее деятельности. Отрадно, что государство, объявив
2009 год годом молодежи, декларирует
свою небезучастность к проблемам подрастающего поколения. И в этом отношении у государства и Церкви обширное
поле совместной деятельности.
Если влияние безнравственных телепередач может быть пресечено внимательными родителями, то бороться
с недостатками современной системы
образования способны немногие. В
преамбуле к закону об образовании говорится, что образование есть процесс
воспитания и обучения. Замечательные
русские педагоги Константин Дмитриевич
Ушинский, Сергей Александрович Рачинский, Николай Иванович Ильминский настаивали на том, что воспитание должно
вестись в нескольких направлениях: в
физическом, умственном, эстетическом,
духовно-нравственном и религиозном;
причем, главенствующую роль они отводили именно духовно-нравственной стороне. Нужно с сожалением констатировать,
что современная школа не имеет традиционной духовной основы, способной
дать полноценное воспитание. Поэтому
Церковь отстаивает свою позицию, выражающуюся в необходимости введения
образовательной области – «Духовно-нравственная культура». Отрадно, что
сегодня эту необходимость стало осознавать и министерство образования и
науки. Однако на этом пути Церкви и
государству предстоит преодолеть еще
множество проблем и непонимания.
Важным вопросом, требующим отдельного рассмотрения, является вопрос
о соотношении нравственности и права.
В современном обществе права человека рассматриваются исключительно
в юридических категориях, в то время
как христианская мораль подразумевает
приоритет обязанности перед правом.
Человек, в первую очередь, призван к
служению ближним.
Важным вопросом является соотнесение хозяйствования с духовными основами. В условиях рыночной экономики
богатство провозглашается самоцелью
человеческой жизни. Стремление к этой
цели становится самой распространенной причиной нарушения закона, как
юридического, так и нравственного. Ложность этого пути очевидна. Православная
общественность выразила свое мнение
по этому поводу в важном документе
«Свод нравственных принципов и правил
хозяйствования», принятом Всемирным
Русским Народным Собором в феврале
2004. «Богатство - не самоцель. Оно
должно служить созиданию, достойной
жизни человека и народа» – гласит один
из первых пунктов документа. «Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить
о духовном смысле жизни. Не забывая о
личном благе, нужно заботиться о благе
ближнего, благе общества» – считают
составители документа.
Наконец, отдельного обсуждения требует вопрос о религиозной жизни в современной России. Россия XXI века – страна
поликонфессиональная. В Министерстве
Юстиции зарегистрированы 68 независимых друг от друга конфессий. В нашей
стране все религиозные конфессии равны
перед законом. Однако равенство перед
законом не означает действительного
равенства конфессий, поскольку традиционные конфессии России, в особенности
Православие, внесли значительный вклад
в формирование российской культуры,
духовности, государственности, менталитета народа, и этот вклад никак не может
быть уравнен с вкладом так называемых
«новых религиозных движений». Именно
поэтому чрезвычайно важно, чтобы государство, ориентируясь на нормы европейского законодательства в сфере религии,
осуществляло совместно с традиционными
конфессиями России партнерство в таких
сферах, как образование и воспитание
детей и молодежи, социальных проектах,
сохранении исторического и культурного
наследия России.
Все обозначенные темы заслуживают
детального рассмотрения. В завершении
хотел призвать всех участников конференции к конструктивной работе по
заданным направлениям.
|