По благословению Его Святейшества, Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в период с 11 по 20 октября 2003 года архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий находился в Греции. В поездке его сопровождали проректор по учебно-воспитательной работе и преподаватель Тюменского Духовного училища иеромонах Филарет (Сковородин), а также студент 3 курса Тобольской Духовной семинарии Антоний Сбитнев. Главной целью поездки было посещение Святой горы Афон.
Из Москвы мы вылетели 11 октября. Прибыв в столицу греческого государства Афины и побыв немного в древнем городе, мы добрались затем автотранспортом до г. Верии, где Его Высокопреосвященство архиепископ Димитрий в июне 2002 года участвовал в международной конференции «Человек по апостолу Павлу». В пригороде, в горах, располагается мужской монастырь в честь чудотворной иконы Божией Матери Довр, являющийся резиденцией митрополита Верийского, Наосского и Кампанийского Пантелеимона. Сюда мы прибыли только к вечеру. Его Высокопреосвященство, по традиции, встретили колокольным звоном. Возле храма нашу группу встречали игумен монастыря схиархимандрит Пантелеимон с братией. После обмена братскими приветствиями мы прошли в храм и поклонились святыням монастыря.
В жилом корпусе монастыря нас встретили митрополит Пантелеимон и епископ Самарийский Иерусалимской Церкви Амвросий (владыка Амвросий тоже участвовал в конференции «Человек по Апостолу Павлу»). Как и в прошлом году, нас встретили тепло и радушно. Общались мы с помощью переводчика –насельника монастыря монаха Серафима, долгое время жившего в России.
На следующий день, 12 октября, в воскресенье, мы присутствовали за богослужением в кафедральном соборе в честь преподобного Антония Верийского. В Греции Утреня всегда служится утром, перед литургией. Литургию возглавлял митрополит Пантелеимон. За богослужением им была совершена иерейская хиротония. Примечательной особенностью Таинства священства, совершаемого в Греции, является то, что ставленник непосредственно перед его совершением, на Великом входе, произносит (или зачитывает) речь. Затем слово назидания посвящаемому говорит архиерей. После совершения Таинства, когда владыка говорит «аксиос» (с греческого – «достоин»), ему отвечают прихожане, а не хор, как это бывает при хиротониях в наших храмах.
В трапезной Свято-Пантелеимонова монастыря
|
После трапезы в монастыре мы побывали на месте проповеди святого Апостола Павла в Верии. Затем мы выехали в Фессалоники – северную столицу Греции, расположенную от Верии в 68 км.
В Фессалониках мы посетили древний храм в честь Премудрости Божией (Софии), побывали в храме святителя Григория Паламы, где приложились к раке с его мощами.
К 19 часам нам нужно было быть в женском монастыре в честь Успения Божией Матери, находящемся в пригороде Фессалоник. Здесь мы должны были встретиться с владыкой Пантелеимоном.
Монастырь находится в горах на высоте 300-400 м над уровнем моря. Как и во многих греческих обителях, мы встретили здесь чистоту, порядок, много зелени и цветов. Свободного доступа в монастырь нет, вся территория огорожена и просто так в обитель не попасть. Нас пригласили в архондарик и по обычаю предложили холодную воду, кофе, что-то сладкое. Затем пришла игуменья монастыря. Чуть позже приехали преосвященные Пантелеимон и Амвросий. В беседе владыка Димитрий рассказал о жизни Тобольско-Тюменской епархии, о Тобольской Духовной семинарии, о Сибири вообще. В таких беседах греки, как правило, удивляются больше всего размерам епархии и сибирским морозам. По словам игуменьи монастыря, для греков температура воздуха 5-10 градусов тепла – уже холодно, ну а если минус 30 – для них вообще непостижимо.
На следующий день, 13 октября, в понедельник, рано утром, мы в сопровождении монаха Серафима выехали в Уранополь, чтобы от этого приморского городка отплыть на Афон. Получив в Уранополе визу, мы отплыли на корабле-пароме к Русскому Свято-Пантелеимонову монастырю.
По свидетельству исследователей, об истории Свято-Пантелеимонова монастыря до XIII в. нет никаких сведений. Хотя монастырь и называется русским, до конца XV в. в нем преобладали греки. Лишь в 1875 г. братия обители – русские монахи – впервые выбрали игумена из своей среды. К концу XIX в. число монахов Пантелеимонова монастыря превышало 1000 человек, а в первой половине XX в., по свидетельству преподобного Силуана Афонского, число насельников достигало 2000.
В настоящее время в монастыре ведутся восстановительные работы. Внешний вид обители нас порадовал чистотой и ухоженностью. Встретили нас хорошо, накормили, устроили, рассказали о внутреннем распорядке монастыря. Мы узнали, что его насельники, как и большинства других афонских обителей, живут по византийскому времени: первый час всегда начинается с заходом солнца.
В Архиерейской гостинице нас встретили архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий и епископ Каменец-Подольский и Городокский Феодор. Они уже некоторое время проживали в Пантелеимоновом монастыре.
Немного отдохнув, мы пошли к 21 часу по афонскому времени (по греческому времени в 16 часов) в Покровский храм обители, где началась Малая вечерня с повечерием перед Всенощным бдением на праздник Покрова Божией Матери. Затем был ужин, непродолжительный отдых и в 24 часа началось Всенощное бдение. Бдение состояло из Великой вечерни, Утрени и Первого часа. Служба продолжалась 5 часов. Возглавил ее архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. Ему сослужили преосвященные Сергий и Феодор. Паломников было около 150 человек. Справа и слева от центрального аналоя с праздничной иконой стояли ковчежцы с главными святынями обители – честными главами святого великомученика и целителя Пантелеимона и преподобного Силуана Афонского.
В Свято-Пантелеимоновом монастыре два небольших хора. Братия поют в три голоса по нотам и обычным киевским распевом. Поют красиво, просто и молитвенно. В храмах монастыря электричество используется лишь на клиросе, остальное освящение – свечами. За богослужением, по афонской традиции, владыка Димитрий читал 103 псалом, «Свете Тихий», «Сподоби, Господи» (в России эти песнопения принято петь). По 6 песни канона преосвященные владыки читали акафист Покрову Божией Матери.
Времени на отдых было всего около 4 часов. В 11:30 (по афонскому времени) состоялась встреча архиерея, затем 3, 6 часы и Божественная литургия. По окончании литургии был отслужен молебен Божией Матери.
У выхода из Покровского храма монастыря располагается небольшая по размерам комната, в которой находятся много частиц мощей угодников Божиих. Мы зашли в нее и приложились к святыням.
Затем состоялась праздничная трапеза. Обед был по-афонски простым и сытным. Помещению монастырской трапезной уже более ста лет. Оно довольно большое. В нем за один раз могут питаться до 800 человек. Все стены трапезной расписаны. Особенно впечатляет изображение во всю стену прохождения мытарств преподобной Феодорой Александрийской. Невольно приходит на мысль, что миновать их не может ни один человек.
Немного отдохнув после трапезы, мы походили по монастырю и его окрестностям. В 21 час началась Вечерня. По традиции, в Свято-Пантелеимоновом монастыре на следующий день после праздника Покрова Божией Матери проводится так называемая Ктиторская служба – день поминовения почившей братии и благодетелей обители. Служба была соборная.
По окончании вечернего богослужения мы поужинали и немного отдохнули. В 24 часа началось Малое повечерие. После канона читали акафист Покрову Божией Матери. Потом был отдых.
15 октября, в среду, в 8 часов началась Полунощница, затем – Утреня, Часы и Божественная литургия. По окончании литургии служили панихиду по почившей братии и благодетелям. Особенностью панихиды было то, что все священники (человек 10-12) вышли на середину храма в епитрахилях и по очереди, один за другим, произносили конечный возглас заупокойной ектении с поминанием почившей братии и благодетелей.
Затем была трапеза, на которой предложили рыбу, что нас удивило. Потом мы спрашивали, почему в среду за трапезой давали рыбу и нам сказали, что это ради Ктиторского дня. В прочие же среды и пятницы (а также и в понедельник) в монастыре бывает одна трапеза без рыбы и без масла.
После трапезы мы поехали на монастырской машине в административную столицу Афона – Карею.
Карея. Встреча с членами Священной Эпистасии
|
С нами поехали владыки Сергий и Феодор, а также насельник Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонах Карион.
В Карее сосредоточена законодательная, административная и исполнительная власти Святой Горы. Последнюю представляет так называемая Священная Эпистасия, состоящая из 4 членов, в соответствии с делением афонских монастырей на 4 пентады (пятерки). С ними у нас и произошла встреча.
Члены Священной Эпистасии избираются на один год. На момент нашего приезда ее протэпистатом (председателем) являлся насельник Хиландарского монастыря иеромонах Стефан. Беседовали мы около получаса. Переводил отец Карион. По традиции нам предложили холодную воду, ципуру и что-то сладкое. Говорили о жизни Святой Горы, о положении дел в России, о духовной жизни в Церкви. Члены Священной Эпистасии отметили благочестие русских паломников, которое их очень радует. В ходе разговора мы узнали, что в настоящее время на Афоне общее количество монашествующих достигает 1700 человек.
У иконы Божией Матери "Достойно есть"
|
После встречи Преосвященным вручили официальный документ о посещении ими Святой Горы, а потом всем – памятные подарки. Выйдя из здания, мы сфотографировались с членами Священной Эпистасии. Затем нас проводили в древний храм Успения Божией Матери (построен в X в.), где в Алтаре находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Достойно есть».
Недалеко от храма находится скит в честь святителя Саввы Сербского. Здесь нас встретил монах-серб Никодим. Он показал нам келью, в которой подвизался будущий святитель, провел в небольшой храм. Затем отец Никодим угостил нас, по обычаю, холодной водой и лукумом (напоминает мармелад, но более сладкий), вручил памятные подарки. Немного побеседовав с ним, мы направились в Иверский монастырь, расположенный от Кареи в 5 мин. езды. Здесь приложились к известной всему православному миру чудотворной иконе Божией Матери «Иверской», прочитали перед ней акафист. Монастырь восстанавливается. Чувствуется, что рабочих рук в обители не хватает.
Возвращаясь, мы проехали в греческий монастырь Пантократор. Здесь тоже ведутся ремонтные работы. В храме обители находится чтимая икона Божией Матери «Геронтисса», то есть «Старица». Мы приложились к этой святыне.
В храме Андреевского скита | Затем мы посетили Андреевский скит, построенный русскими монахами. В настоящее время (к большому нашему сожалению) он принадлежит грекам. Как нам сказали, до недавнего времени Адреевский храм скита являлся самым большим на Балканах. И в настоящее время храм имеет богатую церковную утварь. Главной святыней храма является честная глава святого апостола Андрея Первозванного. Мы приложились к ней. В храме находится много других частиц святых угодников.
В Свято-Пантелеимонов монастырь мы вернулись поздно вечером. Поужинали и пошли на Малое повечерие, которое по Уставу совершалось в притворе храма святого великомученика Пантелеимона.
На следующий день мы помолились за литургией. После трапезы насельник монастыря иеродиакон Аристоклий проводил нас на мельницу, где подвизался преподобный Силуан Афонский. В небольшом храмике, примыкающем к келье Преподобного, мы приложились к иконе Спасителя в иконостасе – к той самой, в которой Угодник Божий увидел живого Христа. Мы прочитали акафист Иисусу Сладчайшему.
В 12:00 (по греческому времени) должен был подойти корабль, на котором нам следовало возвращаться. Игумен монастыря архимандрит Иеремия, духовник обители иеромонах Макарий и другие братья тепло с нами прощались. Когда мы выходили из ворот монастыря, братия встречали архиепископа Самарского и Сызранского Сергия.
На пароме мы благополучно добрались до Уранополя. Далее на автомашине поехали в Фессалоники и поздним вечером приехали в монастырь Довра.
17 октября, в пятницу, мы вновь побывали в Фессалониках, с целью поклониться мощам святого великомученика Димитрия Солунского. Приложившись к раке со святыми останками Угодника Божия, мы побыли немного в городе. Наше внимание привлекли апельсиновые деревья, часто встречающиеся на улицах. Несмотря на осеннюю пору, на деревьях созревали плоды.
Вечером мы ужинали вместе с владыкой Пантелеимоном. Владыка Димитрий подарил ему книги о Тобольске, диск с записью хора Тобольской Духовной семинарии и панагию. Вечером же мы попрощались с Владыкой и братией монастыря, так как рано утром нам следовало выезжать.
В субботу, рано поутру, мы выехали в сторону Афин, в монастырь Параклит. Монастырь находится в 40 км от столицы Греции в селении Оропос. Здесь нас встретили очень хорошо. Игумен монастыря схиархимандрит Тимофей жил в детском возрасте в России, в Воронеже. В 1948 году вместе с родителями он переехал в Грецию. Монастырь Параклит был основан в 1963 году. Отец Тимофей второй его игумен. Он хорошо говорит на русском языке. Монастырь занимается в основном издательской деятельностью – издает книги на русском, греческом, румынском, болгарском, сербском, китайском, якутском и других языках. Большую часть изданного они рассылают по монастырям и епархиям многих стран.
Монастырь выглядит чистым и ухоженным. Обитель живет по афонскому уставу (но богослужение совершается по новому стилю). Женщины в монастырь не допускаются. Они могут исповедываться в небольшом храмике возле монастырских ворот.
В монастыре нас любезно встретил схиархимандрит Тимофей. Мы немного побеседовали с ним в архондарике. Потом отец Тимофей провел нас по монастырю, показал храм. Примечательно, что иконы и росписи храма – дело рук братии монастыря. В храме совершенно не используется электричество, освещение – свечами и лампадами. По подсчетам отца Тимофея в год на освещение храма уходит около 750 литров оливкового масла, столько же – в пищу.
В 18:30 началось вечернее богослужение. В притворе был совершен 9-й час, затем в самом храме началась Великая вечерня. Братия поют в два голоса – спокойно и молитвенно. Хотя мы и не понимали слов молитв, но по окончании богослужения чувствовали себя так же, как и после службы в России, когда все читаемое понятно.
После службы был ужин. Отец Тимофей, по афонской традиции, передал владыке игуменский жезл. Затем в притворе храма состоялось Малое повечерие с чтением акафиста Божией Матери.
По воскресным дням подъем в монастыре в 3:30 утра. В 4:30 начинается Полунощница, затем Утреня, Первый час и Божественная литургия.
По окончании богослужения в архондарике обители состоялась встреча с прихожанами монастыря. Было около 40 человек мужчин. Владыке задавали разные вопросы: каково общее положение дел в России, чем живет современная молодежь, будет ли Русская Православная Церковь переходить на новый стиль, как складываются взаимоотношения Русской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом и др.
После встречи состоялся легкий завтрак. После завтрака нам показали библиотеку монастыря. Она просторная и светлая. Здесь находятся книги, изданные и издаваемые монастырем. Их пока не очень много (может быть 3-5 тыс.), но библиотека производит хорошее впечатление. В полдень состоялся обед, после которого совершался чин о Панагии.
Во второй половине дня, попрощавшись с о. Тимофеем, мы выехали в Афины. Здесь побывали у древнего Акрополя и затем прибыли в международный аэропорт, из которого вылетели в Москву.
Поездка оставила у нас хорошее впечатление. Посещая греческие монастыри и храмы, мы увидели много полезного. У наших собратьев по вере можно поучиться гостеприимству, культуре общения, стремлению к чистоте и порядку. Приметили мы и то, что, узнавая ближе православные традиции Греции, более понятными нам становились и наши отечественные традиции. И это закономерно, ведь именно от греков 1000 лет назад мы приняли Святую Православную веру. Теперь же задача и русского, и греческого народов – сохранить ее в чистоте, утвердить делами.
На следующий день, во вторник, владыку Димитрия принял в своей резиденции Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. На встрече владыка рассказал о поездке, поделился впечатлениями о том, как живет Святая Гора Афон и братская Элладская (Греческая) Православная Церковь. Святейший Патриарх передал благословение пастырям и пастве древней Тобольской епархии. В беседе Его Святейшество отметил, что для духовных учебных заведений Тобольска настоящий учебный год особый – год празднования 300-летия образования в Сибири. Интересуясь программой празднования юбилея, Святейший Патриарх предложил включить в нее приезд в 2004 г. хора Тобольской Духовной семинарии в Москву, а также организовать выставку, посвященную 300-летию появления первой школы в Сибири, которую можно было бы провести в рамках 60-летия образования Тюменской области.
Иеромонах Филарет
(Сковородин)
|