Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Потому что это - родное (Интервью с тюменским исполнителем Иваном Росой)

  • Конференция "Общее в судьбах и традициях народов Сибири"

  • 625-летие Куликовской битвы

  • Зерно православной веры

  • Андрей Леонидович Анисин, к.ф.н. Глобальный мир и русская идея соборной государственности

  • Татьяна Павловна Савченкова, к.ф.н. (г. Ишим). Петр Павлович Ершов и православие (К 190-летию со дня рождения)

  • Архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний (Будько). Может ли существовать православный театр?

  • Протоиерей Александр Cулоцкий. Семинарский театр в старину в Тобольске

  • А.А.Тахо-Годи. Впервые о Лосеве как о православном человеке я сказала на 9-й день после его смерти

  • Владимир Вениаминович Бибихин. Из рассказов А.Ф.Лосева

  • Владимир Игнатьевич Курашов. Философские максимы христианина

  • Протоиерей Владимир Силовьев,председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви. О повышении качества церковной периодики

  • Митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии. Роль Церкви в СМИ: задачи миссионерского служения журналиста

  • Итоговый документ первого Фестиваля православных СМИ “Вера и слово”

  • Слово Святейшего Патриарха Сербского Павла на открытии I Фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

  • Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II участникам I Международного фестиваля православных СМИ "Вера и слово"

  • В Москве состоялся I Международный фестиваль православных СМИ "Вера и слово"

  • Кто такой хороший человек?

  • В.Я. Саврей. Взаимодействие общества и Церкви в сохранении и развитии национальных, культурных традиций России

  • В.М. Князев. Теологическое образование и современная культура

  • Страсти по "Страстям Христовым"

  • Победители IV межрегионального конкурса-семинара «Православие и СМИ»

  • "Необходимо знать специфику духовной жизни". Интервью с ответственным редактором центральной газеты «Церковный вестник» Сергеем Валерьевичем Чапниным

  • Епископ Элистинский и Калмыцкий Зосима. Образы святых как формирующая основа современных художественных произведений

  • Игумен Герман (Подмошенский). Музеи новомучеников.

  • Артур (Василий) Струков. На русской православной службе в Андалусии

  • Как Валерий Золотухин храм на родине построил

  • Дневник одного христианина

  • Иеромонах Варлаам (Горохов). Значение христианского осмысления жизни для духовного становления человека

  • Как я приняла Святое Крещение

  • Мария Михайловна Васильева. Нужно всего лишь верить

  • Игумен Маркелл Павук. Еще не перевелись на Руси богатыри

  • Сущность христианских страданий

  • Современное состояние духовной культуры народов, проживающих на территории Обь-Иртышского севера

  • Единство, разнообразие и любовь.Интервью с диаконом Андреем Кураевым

  • Неделя Рождественских Чтений. Обзор прессы

  • Церковь и СМИ. А.Н.Крутов, главный редактор журнала "Русский дом"

  • Быть Русской Церковью богослужебно, богословски, эмоционально. Митрополит Антоний Сурожский

  • Будь камешком в реке благодати Божией Разговор с о. Николаем Матвийчуком, настоятелем Свято-Духовского храма из Нефтеюганска, беседа эта проходила после заседания епархиального совета в Тюменском Духовном училище. В беседе участвовал также архимандрит Зосима (Гошунов)

  • Божьи одуванчики

  • Cвободный человек - это аристократ духа. Иоанн Охлобыстин

  • Православие и индейская культура

  • О живом опыте церкви.Беседа с протоиереем Николаем Матвийчуком, настоятелем Свято-Духовского храма г. Нефтеюганска, благочинным Ханты-Мансийского автономного округа

  • Конференция "Православие третьего тысячелетия"

  • О красоте истинной и красоте ложной

  • Купола Тюмени

  • Поход на Золотое озеро

  • О царственном священстве мирян

  • Куда идет христианство

  • Целомудрие - для всех

  • Поминовение усопших

  • Поэт Нина Карташева

  • Духа не угашайте! Поет матушка Людмила Кононова.

  • Дни славянской письменности в Сургуте и Ханты-Мансийске

  • Сосуд немощный

  • Молчаливая революция

  • В защиту Гарри Поттера

  • Исповедь внутреннего человека перед духовным отцом в преддверии Великого Поста в Прощеное воскресенье

  • "Нам есть в чем покаяться!" интервью с Юрием Шевчуком

  • Современное состояние курса «Основы православной культуры»

  • Православие и кризис цивилизации 20 века

  • Семейные ценности в России

  • Песней затронуть сердце человека. О прошедшем в Тюмени фестивале духовной музыки нам рассказал иерей Игорь Хмелев, преподаватель Тобольской семинарии, регент семинарского хора.

  • О православной молодежи

  • Исповедь, или почему я православный

  • А. Дюма. Три мушкетера - Православный взгляд

  • Рассказы о жизни

  • О церковной музыке

  • O детях

  • Иеромонах Маркелл о хозяйствовании

  • Иерархические структуры церкви

  • Чудо в Ноябрьске

  • "Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям..."

  • Рассказы бабушки Тамары

  • Про театр и актеров

  • Побег к Богу

  • Обыкновенное чудо

  • О религиозном ханжестве

  • Наркотики. Свой среди чужих, чужой среди своих

  • Сила простой молитвы

  • Песней затронуть сердце человека. О прошедшем в Тюмени фестивале духовной музыки нам рассказал иерей Игорь Хмелев, преподаватель Тобольской семинарии, регент семинарского хора.

    - Кто был организатором фестиваля?

    - Организовали фестиваль комитет по культуре областной администрации, главные управления по культуре администраций Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов и Тобольско-Тюменское епархиальное управление, а также областной координационно-методический центр национальных культур и народного творчества при Тюменском государственном институте искусств и культуры.

    - Кто был инициатором этого большого дела, объединил всех?

    - Идея фестиваля принадлежала институту искусств, а конкретнее Валентине Дмитриевне Петровой, профессору института, декану музыкального факультета.

    - Сколько коллективов выступило на фестивале?

    - Порядка двадцати коллективов. Они приехали из южных районов Тюменской области, из Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов. Был, например, коллектив из Бердюжья, что удивительно, и неплохо выступил. Не сравнить, конечно, с Сургутом, Нижневартовском или Тюменью – крупными городами, но очень неплохое было выступление, чего трудно было ожидать от райцентра.

    - Кто был фаворитом фестиваля, его несомненным лидером?

    - Нельзя сказать о фаворите, ведь программа была не конкурсная, а фестивальная. Конечно, духовной музыке более приличествует звучать в храме, а не в зале, здесь она несколько не на своем месте. Но я считаю, надо проводить такие фестивали. Народ у нас отучили ходить в церковь, так хотя бы в концертных залах люди могут послушать духовные песнопения и музыку. Опять же, духовная музыка лучше звучит в храме, но ведь не во всех храмах исполнительское искусство на высоте. Если храму содержать профессиональный хор, ему надо хорошо платить, нужен регент православный, воцерковленный. Поэтому на фестивале было представлено не церковное пение, а церковная музыка, даже музыка современных композиторов на религиозные тексты такого концертного, а не церковного плана. Например, произведения Свиридова, Алябьева, Чайковского, Рахманинова.

    - В церкви музыка вообще предназначена для того, чтобы лучше донести до верующего смысл богослужебных текстов…

    - Конечно, смысл церковного пения – облечь слова в музыку и этим помочь им дойти до сердца человека.

    - А на фестивале важнее эстетическое восприятие?

    - Да, в нашей культурной традиции православная музыка воспринимается как некий сегмент в общемузыкальном пространстве, кусочек, который стоит наравне с остальными. Сейчас из нее сделали своеобразный заповедник на сцене, она смотрится в каком-то законсервированном виде, музыку на религиозные темы пишут исключительно для исполнения на сцене. Она не воспринимается как храмовое действо, а только как часть культурного пространства.

    - Был ли возрастной ценз на фестивале?

    - Нет, были и детские хоровые коллективы, в частности, из Тюмени, потому что принимать детей из других городов сложно, негде их размещать. Возвращаясь к вопросу о фаворитах, можно все-таки назвать хор «Гармония», которым руководит Л.М.Панова. Этот хор давно держит пальму первенства среди детских коллективов. Он представляет школу искусств г.Тюмени. В народном хоре из Советского, наоборот, были представлены люди довольно солидного возраста. В хорах из Сургута, Губкинского, в основном, исполнители 30-40 лет. Программа фестиваля была насыщенная. С утра проводилась репетиция сводного концерта, который должен был звучать в заключительный день фестиваля, днем шли репетиции тех коллективов, которые выступали вечером. В пять часов вечера начинался концерт-прослушивание коллективов, из которых выбирались те номера, которые прозвучат на гала-концерте.

    - Было общее грандиозное песнопение?

    - Конечно. Очень интересно прошел сам гала-концерт. На сцене было около трехсот человек, столько же в зале. Некоторые песнопения исполнялись отдельными хорами, другие – всей этой хоровой массой или двумя-тремя хорами. На сцене, например, представители Губкинского и Сургута исполняли вместе «Слава в вышних Богу…» Бортнянского. Это 250-300 человек. Самое же грандиозное песнопение было в финале – прозвучала песня из оперы «Жизнь за царя» Глинки – «Славься, славься ты, Русь моя». Пели все шестьсот человек, с фонограммой, с колокольным звоном. Это было что-то непередаваемое, такое редко где услышишь.

    - Публики было много?

    - К сожалению, на днях прослушивания посторонних зрителей было мало, в основном свободные коллективы слушали своих коллег. Для них это очень полезно, когда еще у них была бы такая возможность. А на гала-концерте был полный зал.

    - В общем, определенную духовную пользу люди получили?

    - Конечно, я думаю. Кроме того, на концерте звучала и народная музыка. К сожалению, русская песня в народе вымирает, ее не поют, как раньше, за застольями. Меньше становится и хорового творчества в массах, самих народных хоров становится все меньше, дорого каким-то маленьким поселкам содержать творческие коллективы. Хоровое искусство в массовом виде сходит на нет.

    - Зачем хоры создавать, раньше люди все сами могли спеть, поколениями воспитывались на народных песнопениях?

    - А где? Они не изучаются нигде. Их негде теперь услышать.

    - Может быть, лучше было бы проводить фестивали как раз русской музыки, чтобы ее слышали? А то приходят на концерт духовной музыки, Богу никто не молится, красота ради самой красоты, культура ради культуры.

    - Где-то вы, может быть, правы. Эстетическое наслаждение люди получали, а о религиозном никто не говорил. Тема молитвы, религиозности поднималась только на открытии фестиваля и в конце, когда выступал владыка Димитрий.

    - То есть тут был элемент красоты, эстетичности, который в свое время послов князя Владимира привел вообще в Церковь. Такой миссионерский фестиваль…

    - Может быть. Все-таки радостно, что за десять лет, прошедших после распада СССР, уже возникли, даже в глубинке, коллективы, которые достаточно профессионально исполняют духовные песнопения. Это радует. Все равно духовная музыка оказывает незаметное, подспудное воздействие, душа облагораживается, дух возвышается. Она не проходит бесследно для людей.



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    2
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2025 г.