|
||
|
Потому что это - родное (Интервью с тюменским исполнителем Иваном Росой) Андрей Леонидович Анисин, к.ф.н. Глобальный мир и русская идея соборной государственности Архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний (Будько). Может ли существовать православный театр? Протоиерей Александр Cулоцкий. Семинарский театр в старину в Тобольске А.А.Тахо-Годи. Впервые о Лосеве как о православном человеке я сказала на 9-й день после его смерти Владимир Игнатьевич Курашов. Философские максимы христианина Итоговый документ первого Фестиваля православных СМИ “Вера и слово” Слово Святейшего Патриарха Сербского Павла на открытии I Фестиваля православных СМИ «Вера и слово» В Москве состоялся I Международный фестиваль православных СМИ "Вера и слово" В.М. Князев. Теологическое образование и современная культура Победители IV межрегионального конкурса-семинара «Православие и СМИ» Артур (Василий) Струков. На русской православной службе в Андалусии Современное состояние духовной культуры народов, проживающих на территории Обь-Иртышского севера Единство, разнообразие и любовь.Интервью с диаконом Андреем Кураевым Церковь и СМИ. А.Н.Крутов, главный редактор журнала "Русский дом" Быть Русской Церковью богослужебно, богословски, эмоционально. Митрополит Антоний Сурожский |
Песней затронуть сердце человека.
О прошедшем в Тюмени фестивале духовной музыки нам рассказал иерей Игорь Хмелев, преподаватель Тобольской семинарии, регент семинарского хора.
- Кто был организатором фестиваля? - Организовали фестиваль комитет по культуре областной администрации, главные управления по культуре администраций Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов и Тобольско-Тюменское епархиальное управление, а также областной координационно-методический центр национальных культур и народного творчества при Тюменском государственном институте искусств и культуры. - Кто был инициатором этого большого дела, объединил всех? - Идея фестиваля принадлежала институту искусств, а конкретнее Валентине Дмитриевне Петровой, профессору института, декану музыкального факультета. - Сколько коллективов выступило на фестивале? - Порядка двадцати коллективов. Они приехали из южных районов Тюменской области, из Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов. Был, например, коллектив из Бердюжья, что удивительно, и неплохо выступил. Не сравнить, конечно, с Сургутом, Нижневартовском или Тюменью – крупными городами, но очень неплохое было выступление, чего трудно было ожидать от райцентра. - Кто был фаворитом фестиваля, его несомненным лидером? - Нельзя сказать о фаворите, ведь программа была не конкурсная, а фестивальная. Конечно, духовной музыке более приличествует звучать в храме, а не в зале, здесь она несколько не на своем месте. Но я считаю, надо проводить такие фестивали. Народ у нас отучили ходить в церковь, так хотя бы в концертных залах люди могут послушать духовные песнопения и музыку. Опять же, духовная музыка лучше звучит в храме, но ведь не во всех храмах исполнительское искусство на высоте. Если храму содержать профессиональный хор, ему надо хорошо платить, нужен регент православный, воцерковленный. Поэтому на фестивале было представлено не церковное пение, а церковная музыка, даже музыка современных композиторов на религиозные тексты такого концертного, а не церковного плана. Например, произведения Свиридова, Алябьева, Чайковского, Рахманинова. - В церкви музыка вообще предназначена для того, чтобы лучше донести до верующего смысл богослужебных текстов… - Конечно, смысл церковного пения – облечь слова в музыку и этим помочь им дойти до сердца человека. - А на фестивале важнее эстетическое восприятие? - Да, в нашей культурной традиции православная музыка воспринимается как некий сегмент в общемузыкальном пространстве, кусочек, который стоит наравне с остальными. Сейчас из нее сделали своеобразный заповедник на сцене, она смотрится в каком-то законсервированном виде, музыку на религиозные темы пишут исключительно для исполнения на сцене. Она не воспринимается как храмовое действо, а только как часть культурного пространства. - Был ли возрастной ценз на фестивале? - Нет, были и детские хоровые коллективы, в частности, из Тюмени, потому что принимать детей из других городов сложно, негде их размещать. Возвращаясь к вопросу о фаворитах, можно все-таки назвать хор «Гармония», которым руководит Л.М.Панова. Этот хор давно держит пальму первенства среди детских коллективов. Он представляет школу искусств г.Тюмени. В народном хоре из Советского, наоборот, были представлены люди довольно солидного возраста. В хорах из Сургута, Губкинского, в основном, исполнители 30-40 лет. Программа фестиваля была насыщенная. С утра проводилась репетиция сводного концерта, который должен был звучать в заключительный день фестиваля, днем шли репетиции тех коллективов, которые выступали вечером. В пять часов вечера начинался концерт-прослушивание коллективов, из которых выбирались те номера, которые прозвучат на гала-концерте. - Было общее грандиозное песнопение? - Конечно. Очень интересно прошел сам гала-концерт. На сцене было около трехсот человек, столько же в зале. Некоторые песнопения исполнялись отдельными хорами, другие – всей этой хоровой массой или двумя-тремя хорами. На сцене, например, представители Губкинского и Сургута исполняли вместе «Слава в вышних Богу…» Бортнянского. Это 250-300 человек. Самое же грандиозное песнопение было в финале – прозвучала песня из оперы «Жизнь за царя» Глинки – «Славься, славься ты, Русь моя». Пели все шестьсот человек, с фонограммой, с колокольным звоном. Это было что-то непередаваемое, такое редко где услышишь. - Публики было много? - К сожалению, на днях прослушивания посторонних зрителей было мало, в основном свободные коллективы слушали своих коллег. Для них это очень полезно, когда еще у них была бы такая возможность. А на гала-концерте был полный зал. - В общем, определенную духовную пользу люди получили? - Конечно, я думаю. Кроме того, на концерте звучала и народная музыка. К сожалению, русская песня в народе вымирает, ее не поют, как раньше, за застольями. Меньше становится и хорового творчества в массах, самих народных хоров становится все меньше, дорого каким-то маленьким поселкам содержать творческие коллективы. Хоровое искусство в массовом виде сходит на нет. - Зачем хоры создавать, раньше люди все сами могли спеть, поколениями воспитывались на народных песнопениях? - А где? Они не изучаются нигде. Их негде теперь услышать. - Может быть, лучше было бы проводить фестивали как раз русской музыки, чтобы ее слышали? А то приходят на концерт духовной музыки, Богу никто не молится, красота ради самой красоты, культура ради культуры. - Где-то вы, может быть, правы. Эстетическое наслаждение люди получали, а о религиозном никто не говорил. Тема молитвы, религиозности поднималась только на открытии фестиваля и в конце, когда выступал владыка Димитрий. - То есть тут был элемент красоты, эстетичности, который в свое время послов князя Владимира привел вообще в Церковь. Такой миссионерский фестиваль… - Может быть. Все-таки радостно, что за десять лет, прошедших после распада СССР, уже возникли, даже в глубинке, коллективы, которые достаточно профессионально исполняют духовные песнопения. Это радует. Все равно духовная музыка оказывает незаметное, подспудное воздействие, душа облагораживается, дух возвышается. Она не проходит бесследно для людей. | |||||||||||||
Сибирская Православная газета, 2024 г. |