ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

         С И Б И Р С К А Я    П Р А В О С Л А В Н А Я    Г А З Е Т А

№1 2003 г.         

Неделя Рождественских Чтений

Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: - Рождественские чтения. - 30 серебряников. - Дети, Церковь и журналисты. - Министр не признал учебник. - Семья - малая Церковь.

26 января 2003 года в Государственном Кремлевском дворце Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II открыл ХI Международные Рождественские образовательные чтения и возглавил первое пленарное заседание. Об этом сообщает сайт “Седмица.Ru”. “В XI Рождественских чтениях принимают участие архиереи и священнослужители Русской Православной Церкви, государственные деятели, ученые, деятели культуры и образования... ХI Международные Рождественские образовательные чтения, организованные Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, посвящены задачам, стоящим перед образованием и культурой России, и осмыслению их в свете Православия”. В числе обсуждаемых проблем были вопросы “о значении Православия для возрождения и преображения жизни Российского общества, о православном осмыслении важнейших проблем современности, о воссоздании русской культуры образования, о воспитании подрастающего поколения в духе высоких идеалов служения Богу и Отечеству”.

По сообщению агентства “Благовест-Инфо” “участники XI Рождественских образовательных чтений поддержали инициативу главного редактора журнала “Русский дом”, предложившего создать федеральный православный телеканал”. Александр Крутов считает, что современные СМИ “искусственно формируют у россиян “спрос на безнравственность”: “В результате разрушительного воздействия СМИ, считает главный редактор “Русского дома”, современное общество “превращается в сборище жрущих и жующих тупоголовых кретинов, радостно ржущих над скабрезностями и матом пошляков-ведущих и хохмачей-артистов, аплодирующих гнусным откровениям якобы реальных героев шоу”. По мнению редактора “Русского дома”, создание православного телеканала “вполне реально”: “Нам необходимо, прежде всего, активнее участвовать в общественной жизни, давать оценку происходящим событиям в приходах, проводить своих людей в исполнительную, законодательную и судебную власть, в СМИ”.

Именно такой попыткой “поучаствовать и дать оценку” происходящим событиям можно назвать акцию “Союза православных граждан” “30 сребреников за самое подлое”, о которой сообщает сайт “Радонежа”: “Союз православных граждан намерен назвать самую недобросовестную публикацию о Церкви и самое тенденциозное издание, а преуспевшему в клевете журналисту будет вручен приз в тридцать сребреников”. Церемония вручения годовой премии прошла 30 января в 15 часов в Центральном доме журналиста в рамках Рождественских чтений: “Для “награжденных” были приготовлены конверты, в каждый из которых было вложено по 30 “сугубо условных серебряных единиц”. В номинации “Самая кощунственная выходка” решено отметить беспрецедентную публикацию в газете “Известия” (5.1.03): в “научном обзоре” некоего С. Лескова “Когда родился Иисус” содержалась хула на Божию Матерь. Нельзя не вспомнить также и опубликованное “Известиями” “письмо читателя”, в котором он грозится “взяться за оружие”, “если священнослужители заявятся в школу” (31.08.02)... В номинации “Самая лживая и тенденциозная статья о верующих” было немало претендентов. Однако наиболее выдающейся мы сочли все же опубликованную в газете “Московский комсомолец” статью Сергея Бычкова “Кукольная болезнь владыки Епифанова”. В этой статье, взяв за повод предстоящие по его мнению “выборы” нового предстоятеля, Бычков выливает ушаты грязи на Священноначалие... В номинации “За особые достижения в антицерковной пропаганде” премией в размере 30 сугубо у.е. награждается “внеконфессиональный” информационный “Портал Кредо. Ру”. "...За все время существования ресурса в любом даже внешне нейтральном репортаже о Русской Православной Церкви они не обошлись без колкостей, умолчаний и передергиваний. Зато потратили немало времени и сил на пропаганду всего, что только можно Церкви противопоставить, в особенности же “альтернативного православия” в его самом что ни на есть “суздальском” варианте”.

Проблема воспитания, поднятая на Рождественских чтениях, не оставила равнодушным и светского журналиста Александра Адамского, творящего для газеты “Время МН”. Свое мнение на проблему воспитания детей и отношение к Церкви он изложил в статье “Дети и церковь”. Автора смущает, с одной стороны, участие министра образования Филиппова и президента Российской академии образования Николая Никандрова в Рождественских чтениях. С другой стороны - позиция правительства: “Как обычно, вынашиваются планы создания совета при министерстве для выработки концепции, стратегии, программы и так далее. Я абсолютно убежден, что создавать подобные советы при министерстве бесполезно. Вообще, ... можно сказать, что образование - слишком сложная и серьезная сфера, чтобы доверять управление ею министерству образования”. О том, кому же можно доверить столь “сложную и серьезную сферу”, автор не сообщает. Видимо, эта тайна известна только журналистам “Время МН”. Но автор статьи сокрушается, что, несмотря на все усилия, его труды пропадают даром: “дискуссии в прессе практически никакого влияния на церковь и министерство не имеют, а явочным порядком происходит внедрение церковной идеологии в образование”, чего бы г-н Адамский не хотел. Почему, опять же автор не объясняет. Это лишнее. Зато он укоряет государственных чиновников в отсутствии слаженной позиции и взывает к высшим, по его мнению, понятиям: “Но есть Конституция и законодательство. И, согласно российским законам, государство не вправе вмешиваться в религиозное самоопределение граждан и тем более насаждать религиозное обучение. А это значит, что любой родитель любой школы вправе сам решать, будет в школе изучаться одна из религий или не будет. Не просто ходить его ребенку на эти уроки или не ходить, а будет или не будет этот предмет преподаваться в школе. И подать в суд на школу, которая без его согласия ввела такой предмет. Что мы и рекомендуем нашим читателям”. Вот какой молодец Александр Адамский! Научил бедных, загнанных в угол родителей, что делать - судиться и требовать возмещения ущерба: “Это, конечно, не “Норд-Ост”, но сумма ущерба тоже может быть немаленькая”. И сколь уместно упоминание Норд-Оста! Какая разница - чеченские террористы на вас напали или вводят в школе “Основы православной культуры” - бегите в суд, требуйте денег и ваши дети вырастут достойными сынами своих родителей и Отечества.

Министр образования Владимир Филиппов все еще пытается объяснить особо сообразительным журналистам, что “религию” в школах преподавать не будут. По сообщению сайта “Страна.Ru”, Владимир Филиппов прямо заявил, что “Преподавать в школах религию нельзя, религию должны преподавать в специальных учебных заведениях”, - пояснил он. Что касается школы, добавил министр, здесь можно говорить о преподавании “не культа и культовых знаний, а основ культуры”. При этом министр решил отмежеваться от обсуждаемого и судимого российскими правозащитниками учебника “основы Православной культуры”: “министр сообщил, что такой учебник не поступал на официальную экспертизу в Министерство образования РФ. Вместе с тем В.Филиппов не исключил, что учебник мог поступить в школы, поскольку до лета 2002 года “любой человек мог написать учебник, а школа могла закупить учебник и по нему преподавать”. В настоящее время принят закон, согласно которому для преподавания в школах могут использоваться только те учебники, на которых стоит гриф Минобразования России”.

Решение проблем образования, воспитания, сохранения нравственной и духовной целостности - звенья одной проблемы - выживания России как государства и русских как нации. Демографический вопрос - это индикатор сегодняшней России - ее бед и проблем. Об этом говорилось на Всероссийской конференции “Демографический кризис как комплексная проблема”, о которой рассказывается в статье “На России поставлен крест”, опубликованной на сайте “Правда.Ru”. “Среди множества интересных и ярких выступлений доклад доктора медицинских наук Игоря Гундарова все-таки выглядел настоящей сенсацией. По словам Гундарова, наука теперь официально признает то, что раньше категорично отрицала: наличие в человеке некой субстанции под названием “душа”. Более того, ученые рассматривают болезнь этой самой души в качестве основной причины демографического кризиса”. По словам ученых, “нынешний демографический кризис в России характеризуется не столько спадом рождаемости, сколько небывалым уровнем смертности. Медики даже говорят о сверхсмертности. Ежегодно население страны сокращается на 0,7 процента... Если угасание нации будет происходить теми же темпами, то через 13 лет россиян станет меньше на 15 миллионов”. “Не обнаружив истоков демографической катастрофы в реальной действительности, ученые обратили свои взоры в сторону ирреального мира. Отцы науки заново проштудировали труды религиозных деятелей, вспомнили божественные заповеди, проанализировали список смертных грехов. ... Призвав на помощь данные госстатистики, они выяснили, что чем чаще люди нарушают заповеди, тем выше показатели смертности”. Именно так возникла теория отторжения души: раньше у россиян была душа, “ориентированная на равенство и братство”. Но в 90-х годах “душу эту ампутировали острым политическим скальпелем и пересадили на ее место другую - “капиталистическую” - душу... Новая чужеродная душа не прижилась и стала отторгаться организмом нации, как порой отторгается трансплантированная почка. Поэтому нация стала умирать... Профессор Гундаров считает, что теперь нам надо срочно реанимировать нравственное начало и даже экономику строить на принципах нравственности и справедливости”.

По сути, демографы лишь подтвердили то, о чем уже две тысячи лет говорит Церковь. Изменения нужны. Но насадить “сверху”, приказом любовь к ближним невозможно. Она должна терпеливо выращиваться с детства, и корни ее - в семье. Именно поэтому сегодня все больше и больше становится актуальна проблема настоящей семьи, христианского брака. Об этом - телевизионная передача “Православной энциклопедии” “Христианский брак - Таинство Любви”, текст которой опубликован на сайте “Седмица.Ru”. Начало разрушению семьи было положено еще после революции: “Сразу после революции большевики отменили церковный брак и заменили его гражданским. О Таинстве создания семьи стали говорить грубо и просто - сойтись. Идеологи семейной реформы утверждали, что на смену семье скоро придет индивидуальная половая свободная любовь. Опомнились только в середине 1940-х гг., когда в стране катастрофически упала рождаемость... Сегодня общественная мораль менее строга: по данным статистики 70% людей считают гражданский брак нормой”. В нашу жизнь возвращается Таинство Венчания. О нем рассказывает декан факультета церковной журналистики Российского Православного университета, клирик храма св. мученицы Татьяны при Московском государственном университете священник Владимир Вигилянский: “Брак, совершаемый через венчание в Церкви, действительно, является Таинством. Апостол Павел говорит, что брак, между мужчиной и женщиной - это великая тайна. Прочность семьи зависит от очень многих обстоятельств. Человеку мало любить и тянуться к другому человеку, еще нужно дружить с ним, нужно его уважать... Церковь придает венчанию очень большое значение, поскольку речь идет о создании не только семьи, но и малой церкви... В церковном браке супружеская любовь только укрепляется с годами”. Всем также знакома история любви святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских Чудотворцев: “их путь к семейному счастью прошел через испытания болезнью, социальным неравенством и изгнанием из родного города. Супруги умоляли Господа позволить им завершить жизнь вместе. В тот день Феврония, ставшая инокиней Евфросинией, вышивала в своей келии воздух для храма. Тут к ней явился посланник от умирающего князя Петра. Феврония попросила подождать, пока закончит работу. И только в третий раз, когда князь сказал: “Уже бы хощу преставитися и не жду тебя”, Феврония воткнула в свою работу иголку. Смерть святые встретили вместе, и даже она их не разлучила. Петра и Февронию пытались похоронить раздельно, но на утро “обретошася святии во едином гробе”.

Анна Гальперина

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.