"Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?" (Мф. 7, 3)
У человека, впервые приходящего в храм, часто создается впечатление, что большая часть прихожан наших храмов - люди пожилые. Кто-то с юности сохранил веру в себе и пронес ее через всю жизнь. А кто-то из них пришел к Богу, только оказавшись на пороге вечности, под конец земной жизни. Как бы то ни было, но сейчас многие "несостоявшиеся православные" совершенно серьезно объясняют свое отсутствие в храме Божьем тем, что не нашли там ничего, кроме грубого одергивания и хамства со стороны бабулек ("Юбку-то короткую зачем напялила? А губы-то намалевала, экая бесстыдница!").
Людей, хлынувших в Церковь после годов безбожия, сильно возмущают такие вещи: мы-то представляли, что нас встретят "ангелы в белых одеждах" с распростертыми объятиями и со счастливой улыбкой на устах, а здесь такое... И не выдерживает подобного обращения наше самолюбие: с гордо поднятой головой зарекаемся - больше ни ногой в эту "обитель показного благочестия".
А давайте задумаемся, чья тут вина? С каким настроением мы идем в храм Божий? Не идем ли мы в церковь, как в драматический театр, желая внести в свою малодуховную жизнь разнообразие, новые впечатления, предъявляя к службе претензии как к спектаклю с яркими красочными декорациями (прости меня, Господи, за такое сравнение!). Как случайно зашедшие посетители, "захожане", а не прихожане, приходим к Богу, чтобы выпросить, выторговать за свои свечки здоровья, семейного уюта, намекая, что, мол, не мешало бы и материального благополучия ("зарплату хоть бы прибавили в следующем месяце"). Порой до того доходит духовная слепота, что не отдаем себе отчета в том, что относимся к Богу потребительски, ожидаем от Него мгновенного исполнения желаний, подобно взмаху волшебной палочки. А заслужила ли я, Господи, просимое своей жизнью, вымолила ли со слезами у Тебя милости? Вряд ли приходят такие мысли в минуты "благочестиво-вдохновенного" порыва. Не до этого - надо успеть поставить свечу в единственный свободный подсвечник, пока никто не занял, а то ведь "не дойдет до Бога-то". Вот и получается: "Брачный пир готов, а званные не были достойны" (Мф. 22,8).
Не пытаясь даже узнать, как нужно вести себя в храме, приходим и выглядим для других прихожан, как пришельцы с другой планеты. При этом обижаемся, когда получаем резкий ответ, пытаясь выяснить с нескрываемым равнодушием: "А куда свечку-то за здоровье поставить?" (не Кому, а куда...). В книжку заглянуть или прочесть разъяснительные листочки "для вновь прибывших", наклеенные на дверях каждого храма, конечно же, бывает некогда.
Для старушки-прихожанки (впрочем, как и для любого искренне верующего человека) храм, церковная служба - это, прежде всего, святыня. Поэтому нетрудно догадаться, с каким чувством она воспринимает "захожан", ищущих в храме не спасения души, а удовлетворения собственного любопытства. Да, грубость и откровенная неприязнь противоречат христианским добродетелям. Но ведь эти бабули такие же рабы Божьи со своими грехами и пороками, как и мы все. И каждая из них даст ответ на Страшном Суде за то, что не показала любовь Христову людям, не отнеслась к ним с пониманием и смирением. По сути своей мы все духовно больные, а Церковь - лечебница, где исцеляются души. Сам Спаситель говорит об этом: "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф. 9, 12-13).
Недооцениваем мы наших пожилых прихожанок... А ведь в не таком далеком прошлом они показали себя истинными женами-мироносицами, которые не побоялись пойти за распятым Христом. Не они ли были тылом и защитой Православия, когда богоборческие власти, подобно фашистским налетчикам, набросились на Тело Христово - Святую Церковь, растаскивали, оскверняли и под конец уничтожили все русское, все духовное, что есть в человеке.
Не они ли - эти старушки - отмолили Россию, когда их великообразованные умные сыновья в советские времена относились к Церкви как "пережитку старых времен" и "опиуму для народа"? Не они ли, собираясь у стен полуразрушенных храмов на молебны, отмолили нынешних христиан - и молодых, и старых? В то время как другие позволяли себе сомневаться или соглашаться, что "там что-то есть", они просто и верно молили Господа спасти души наши. Они берегли материнские "намоленные" иконки и пожелтевшие листки из дореволюционного Евангелия. Они крестили сыновей, уходящих на фронт, и молили Бога за внука, ушедшего в Афганистан и Чечню. Втайне от сыновей и дочерей-партаппаратчиков крестили своих внуков, и, пользуясь заслуженным авторитетом матери, вели непритязательные богословские споры с внуками, когда те, как последнюю истину, возвещали, что "космонавты летали, а никого там не видели". Это им, неусыпным стражам храмов сегодняшних, ангелам-хранителям тысячелетних традиций Православия на Руси, мы должны поклониться, входя в храм Бога Живого. Потому что Он - Христос - утешитель нашей юности и их старости, но их старость весомее, потому что за ней - жизнь и печаль ее, и радость, и вера - та, что согревает всякого.
И вечная память тем, кто отошел уже ко Господу в вере и надежде воскресения. А тем, что и ныне одернут входящего за яркую помаду, короткую юбку, перегар или громкий смех, - наше почтение. Оставим осуждение за воротами церковными, взойдем в храм к Врачу нашему небесному в ощущении своей греховности, а их, бабушек церковных, воспринимать будем как заботливых медсестер, которые и укольчик больной могут поставить, и лекарство горькое дать, но это все - для нашего же выздоровления.
Всмотримся в них, в церковных бабулек, сестер наших во Христе, может, они, шустрые, подадут нам, немощным, неспособным даже и головы своей оторвать от ложа греховного, той воды, которой, если попробуешь раз, то "не будешь жаждать вовек", ибо она, по слову Господа, "сделается источником воды, текущей в жизнь вечную". Будем молиться за них, и их попросим молиться о нас. Их молитва - в уши Господни.
Вероника Петрук
|