Исторически сложилось так, что на территории Ханты-Мансийского округа уже более 400 лет сосуществуют две культуры: культура русских и культура малочисленных народов севера. У каждого народа своя история и корни, но, изучая обряды, традиции ханты, занимаясь историей старинного села, где проживает большая часть русского населения, наблюдая и анализируя, невольно приходишь к выводу, что и у того, и у другого народа безнадежно утеряны национальные традиции, которые когда-то были тем, что сегодня мы называем национальным самосознанием.
События начала 20-го века резко изменили жизнь России и людей, населяющих ее. Не обошли они стороной и такие удаленные территории, как Тобольский Север. Новый строй имел свои особенности и, конечно, это не могло не отразиться на духовной культуре.
Сейчас, по истечении времени, мы можем делать выводы и иметь определенную точку зрения. Допустим, период коллективизации, создание колхозов, а потом совхозов, повлекли за собой сселение аборигенов (ханты и манси) в центральные усадьбы, то есть пошел процесс отчуждения от земель, родовых угодий, где люди веками занимались традиционным промыслом. В русских деревнях ханты стали мало говорить на своем языке, пользоваться национальной одеждой и т.д. С того времени появилось целое поколение потерянных людей, не знающих ни языка, ни культуры, т.е традиции, которые следовало бы передавать, оказались не связанными с опытом предшествующей жизни. На сегодняшний день из 360 человек коренной национальности только две семьи посещают свои родовые брошенные деревни с целью проведения там религиозных обрядов. И то только потому, что в семьях находятся люди преклонного возраста - истинные носители материальной и духовной культуры народа ханты. Следовательно, несколько человек зрелого возраста были посвящены в азы сакральной сферы, хотя это не накладывает на них никакой ответственности за передачу знаний, умений, навыков подрастающему поколению, тем более, что у нового поколения совсем другие ценности. А в традиционной культуре должен быть сильным механизм преемственности.
Самобытная культура ханты потеряла многие духовные ценности. На мой взгляд, не лучше обстоят дела и у русского населения. Те русские старинные фамилии, пришедшие в Югру в период освоения Сибири, тоже пережили процесс ассимиляции, в результате получилась своеобразная смесь упрощенных элементов православной веры с языческими обрядами. Это не удивительно, так как миссионерская деятельность в 18-19 веках шла крайне медленными темпами.
За время репрессий в 30-50-е годы двадцатого века на Тобольский Север прибыло много спецпоселенцев, в основном это были русские из центральной России, где еще была сильна православная вера. Но это переселение совпало с периодом, когда любая религия считалась “опиумом для народа”. Чтобы оградить детей от той участи, что постигла их самих, люди старались не говорить о Боге, о светлых религиозных праздниках (к которым мы сейчас уже привыкли). Поэтому дети беспрепятственно шли по указанному пути: Ленин, партия, комсомол. Жизнь в сложнейших условиях выживания и русских привела к тому, что были утеряны принципы народной культуры: устная передача традиций, их подлинность, говор, манера пения, функционирование традиций в системе календарно-обрядового цикла. И здесь мы получили тоже потерянное поколение людей.
Я, может, немного утрирую, но получилось безликое общество людей, даже без национальности в паспорте.
Кто-то назвал человека “неизлечимо религиозным”. Можно посмотреть, как складывается ситуация в этом отношении на примере небольшого села. Основная масса населения, не считая убежденных атеистов, коих меньшинство, - крещеные христиане православные, включая ханты и манси. Многие успели принять крещение в последние десять лет, когда село Шеркалы посещали 4 раза священнослужители. Люди никогда им не задают вопросов, потому что батюшка кажется недосягаемым и поэтому обретенный крестик на шее считают панацеей от всех земных бед. Вызывает интерес у мирян сам процесс крещения, освящения воды, песнопения и вся загадочность действа. Подумаем, на каком уровне люди обрели Бога? Беседуя с ними, узнаешь, что Библию не читают, потому что трудно и не совсем понятно. Почему приезжающие священнослужители не рассказывают сельчанам, живущим вдалеке от действующих церквей, о великом Таинстве Крещения как благодатной возможности духовного возрождения, не объясняют заповеди Господа на языке, понятном для них, адекватном и ясном? Почему у приезжающих всегда нехватка времени и денег? Интересно, что они всегда откликаются на просьбу жителей освятить жилье. По мнению людей, это избавляет от порчи, сглаза, наведенных на их дом. Это подтверждает то, что магия, гадание и колдовство процветают даже в наших отдаленных селениях. Вот в это христиане искренне верят и много знают, потому что в большом количестве есть такая литература. Кто им объяснит, что это неприемлемо для христианина? Никто не боится читать заговоры, делать отвороты-привороты, но боятся вслух сказать слово БОГ. В бытовом общении не принято говорить об этом, человек обычно сразу опускает глаза и мысленно отгораживается. Может быть, это последствия советского атеистического воспитания, но сегодня есть люди, которые открыто и радостно говорят о Боге. В последние годы стало обычным явлением открытие молитвенных домов евангельских христиан-баптистов. Их миссионеры часто заезжают даже в самые глухие деревни. Путешествуют с целью свидетельствования о Боге. Говорят вслух, приглашая каждого человека к беседе. Кто-то уходит от общения с ними, кто-то осуждает, старается опровергать их убеждения. Но их слушают! В Библии сказано:”Имеющий уши да слышит". А вера от слышания. Так почему мы не слышим своих православных миссионеров?
Разве это оправдание, что нет средств ездить по северным поселкам, чтобы приобщать людей к нашей исконно национальной вере?
Кого мы будем винить, когда россияне рано или поздно выберут другую веру?
В сложившейся ситуации с наличием многих серьезных проблем, при объявленной “свободе совести” кто станет “ловцами человеков”? Уже сегодня надо прикладывать общие усилия, чтобы найти единственно правильный путь в возрождении духовной культуры русских как нации.
Наталья крюкова,директор музея с.Шеркалы, Октябрьский район, Ханты-Мансийский округ.
|