В 1988 году Церковь Православная торжественно отмечала тысячелетие Крещения Руси. За этот период в историю государства Российского вписано множество великих и славных страниц. Земля Русская прославилась многими великими подвижниками благочестия, труда, науки, воинского искусства. Будущее нашего Отечества после 70-летнего периода безбожия многими видится довольно неопределенным. Наш народ, по довольно выверенным и ясным прогнозам аналитиков и простых трезвомыслящих людей, из-за нравственной деградации, почти полного разорения народного хозяйства, критической демографической ситуации ожидают еще более смутные времена, нежели мы пережили в ХVII и ХХ веках. Вновь вполне возможна жестокая братоубийственная междоусобица, полное экономическое и физическое порабощение соседними быстро развивающимися странами и народами.
Современный, воспитанный на демократии человек к таким пессимистическим прогнозам обычно относится довольно скептически. Он живет сегодняшним днем, о будущем не думает и не хочет думать. Он занят только собой. Вся современная массовая культура направлена на то, чтобы человек не думал о вечности. Достаточно посмотреть телевизор и послушать современную популярную музыку. Такое положение дел усугубляется еще тем, что, как в советское время, так и сейчас, народ наш продолжает испытывать голод слышания Слова Божия. Трезвенный и рассудительный голос пастырей Церкви пока еще редко можно услышать. А потому современный человек, как и человек эпохи перед пришествием в мир Христа Спасителя, живет под лозунгами: «Душа, ешь, пей, веселись, ибо все равно завтра умрем», «После нас хоть потоп». Человек старается взять от этой жизни все, часто устраняя со своего пути тех, кто ему в этом мешает. Например, войну в Ираке американский Голливуд попытался превратить в красочное телевизионное шоу. Погружаясь в суету жизни, стараясь угодить своим низменным инстинктам, человеку некогда думать об участи своей души, о Боге и тем более ему некогда думать об окружающих. Так называемое старое поколение коммунистов ныне видит сгущающийся мрак жизни, но, следуя старым идеологическим штампам, в пылу борьбы за власть, чаще всего причину мрака ищет не там, где нужно искать. Бывают, правда, редкие исключения.
Верующий человек всей своей жизнью призван быть устремленным в будущее, в вечность, быть своего рода пророком, провозвестником правды в этом мире, а потому будущее его земного Отечества, окружающих его людей для него не может быть безразлично. Но и он тоже иногда может допускать крайности. Как, например, у нас в России в XVIII веке староверы, которые, в связи с проводившимися в государстве и Церкви реформами, стали отождествлять изменения с пришествием антихриста, а потому целыми селами сжигали себя. Можно указать также на недобрый пример сектантов, в постсоветский период использующих образовавшийся за годы атеизма духовный вакуум для запугивания людей скорым концом мира. Они обещают своим последователям земное тысячелетнее царство. В чем-то своей проповедью они напоминают коммунистов, которые тоже вначале загнали почти всех думающих людей в ссылки и концлагеря, а затем пообещали на обломках старого мира построить коммунистический рай на земле.
Так что же все-таки будет? Где золотая середина между всеми этими крайностями? Неужели мы и дальше так будем деградировать и погибать? Неужели перевелись на Руси богатыри?
Трезвомыслящего духовного человека будущее не ужасает, не повергает в отчаяние, каким бы мрачным его ни прогнозировали, потому что он знает о неминуемой кончине этого мира (о ней подробно описано в Апокалипсисе Иоанна Богослова) потому как он знает, что рано или поздно умрет. Единственное, что его беспокоит, – это итог его жизненного пути. Он старается жить так, чтобы его ни в чем не укоряла совесть, чтоб не быть в этой жизни предателем и подлецом по отношению к другим людям. Он старается бескорыстно сеять вокруг себя любовь и милосердие, чтобы не быть никому в тягость и заработать себе и другим блаженство (счастье) и в этой жизни, и в вечности. Когда он видит вокруг себя предательство, трусость и обман (как видел это в 1917 году российский император Николай II), он не спасается бегством, не отчаивается, а только усиливает свой молитвенный и аскетический труд. В конце концов, хотя в глазах этого мира он кажется побежденным злом, но на самом деле в вечности он оказывается победителем. И для этого мира, хотя это мало кто осознает, он приносит великую пользу, ибо своей самоотверженной любовью значительно пресекает распространение зла.
Многие еще до конца не понимают кажущееся «бездействие» царя Николая II, обвиняют его в малодушии, в неумении предпринять решительные меры по обузданию бунтовщиков. Его открытые враги, наоборот, обвиняли его в жестокости, указывая на так называемое Кровавое воскресенье. Но святой царь так же, как и благоверные русские князья-страстотерпцы Борис и Глеб, видел, что в атмосфере предательства, трусости и обмана предпринять что-то решительное означало бы погубить всех. Может быть, после таких мер нашей страны уже бы не существовало на карте мира, да и сам мир едва бы существовал. Как бывает опасно срочно транспортировать на операцию тяжело больного, чтобы не ускорить его смерть, так же опасно в ту пору было что-то решительное предпринимать. Своим отречением от власти и смертью царь в какой-то мере примирил между собой белых и красных. У многих тогда, правда, уже довольно поздно, раскрылись глаза, и они увидели, что эту братоубийственную войну ловко используют богоборческие закулисные мировые силы зла. Многие тогда увидели, что, кроме земной правды, существует еще Правда Божия.
И в наше время есть еще много людей, которые не преклонили свои колени перед идолами безудержной свободы, наживы и распутства, есть еще много людей, которые готовы постоять за Истину. Такое мужество каждый год проявляют те молодые люди, которые не уклоняются от призыва в Российскую Армию, но честно служат, а порою даже жертвуют своей жизнью, как это было в Афганистане и Чечне. Тем самым они отдают Отечеству свой священный долг. Не меньшая сила воли требуется и тем, кто, следуя особому призванию, поступает в Духовную семинарию, чтобы бескомпромиссно служить Богу и людям, помогать заблудшим людям выбираться из рутинной суеты жизни.
Вузовской молодежи надо иметь большую рассудительность и твердость, чтобы не прельститься кажущимся всесилием современной науки и за чечевичную похлебку, обещание легкой сытной жизни, как библейский Исав, не продать свое первородство, свой талант, увлекшись новыми философскими идеями, не отречься от веры в Бога. Даже детям, которые ныне сидят за школьной партой, надо иметь огромную силу воли и мужество, чтобы не поддаться растлевающему влиянию нездоровой школьной среды: не курить, не употреблять спиртное, наркотики, не увлекаться соблазнительным звуком дискотеки, не прилепляться всей душой к экрану компьютера; девушкам не надевать брюк, не краситься, не растлевать до брака свое целомудрие.
Где та живая вода, которая вселяет в человека такую силу? К сожалению, к источникам такой воды, – в храмы Божии, - ныне пока немногие из молодых людей находят дорогу. Этому, опять же, часто мешает агрессивная растлевающая среда, в которой они находятся. Но и в храме ныне они еще редко могут услышать вдохновляющее на служение людям и борьбу с грехом Слово Божие. Пастыри чаще всего еще по старинке молчат и больше заняты административными и хозяйственными вопросами.
Когда мы праздновали тысячелетие Крещения Руси, то многие были окрылены надеждами на быстрое духовное возрождение нашего Отечества. Последовавший затем стремительный внешний расцвет церковной жизни, строительство храмов, массовое крещение людей, и в то же время нравственное одичание общества, говорят о том, что не совсем оправдались наши надежды. Но есть ли причина для отчаяния? Каждый раз, когда в храм приходят молодые люди и искренне каются в своих грехах, возникает новая светлая надежда, что еще не все потеряно, что еще не перевелись на Руси богатыри.
|