|
||
|
Потому что это - родное (Интервью с тюменским исполнителем Иваном Росой) Андрей Леонидович Анисин, к.ф.н. Глобальный мир и русская идея соборной государственности Архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний (Будько). Может ли существовать православный театр? Протоиерей Александр Cулоцкий. Семинарский театр в старину в Тобольске А.А.Тахо-Годи. Впервые о Лосеве как о православном человеке я сказала на 9-й день после его смерти Владимир Игнатьевич Курашов. Философские максимы христианина Итоговый документ первого Фестиваля православных СМИ “Вера и слово” Слово Святейшего Патриарха Сербского Павла на открытии I Фестиваля православных СМИ «Вера и слово» В Москве состоялся I Международный фестиваль православных СМИ "Вера и слово" В.М. Князев. Теологическое образование и современная культура Победители IV межрегионального конкурса-семинара «Православие и СМИ» Артур (Василий) Струков. На русской православной службе в Андалусии Современное состояние духовной культуры народов, проживающих на территории Обь-Иртышского севера Единство, разнообразие и любовь.Интервью с диаконом Андреем Кураевым Церковь и СМИ. А.Н.Крутов, главный редактор журнала "Русский дом" Быть Русской Церковью богослужебно, богословски, эмоционально. Митрополит Антоний Сурожский |
Дни славянской письменности в Сургуте и Ханты-Мансийске
В один из приездов Святейшего Париарха в Тюмень на пресс-конференции его спросили о возможности сделать Православие государственной религией. Его Святейшество строго ответил, что этого ни в коем случае не нужно допускать. И действительно, зачем соединять святую Церковь с тем монстром, коим является на сегодня наше государство? Вспомним, как разжижился народ Божий, когда Константин Великий сделал христианство государственной религией. В Церковь пришли те, кто ни за что не пришел бы в нее в годы гонений. Прихожан потеснили захожане. Сегодня это все более отчетливо понимается в государственно-церковные праздники, такие как празднование Дней славянской письменности и культуры, приуроченные к дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В этом году с 21 по 25 мая в Сургуте и Ханты-Мансийске прошли традиционные научно-практические конференции «Славянские чтения». В Сургуте конференция была организована городским отделом культуры и колледжем русской культуры имени Знаменского. На конференцию были приглашены гости из Москвы, Петербурга, Тобольска и Тюмени. Но, к своему удивлению, докладчики нашли актовый зал колледжа, где должна была проходить конференция «Славянский мир: традиции, коллекции, тексты», полупустым. Проректор Тобольской Духовной семинарии протоиерей о.Алексий Сидоренко, открывая конференцию, передал участникам благословение правящего архиерея - архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия, а также напомнил собравшимся о духовном значении Славянских чтений: "Мы празднуем День славянской письменности и культуры, празднуем память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян, которые дали нам грамоту, ввели богослужебные тексты, перевели Священное Писание на славянский язык и тем самым создали славянское сообщество в духовном смысле. Они дали язык богословский, метафизический, преподали нам уроки духовного совершенствования. В связи со спорами вокруг понятия культуры необходимо подчеркнуть, что культура в той традиции, которую оставили святые Кирилл и Мефодий, понималась, конечно, иерархически, как и устроение человека. Есть духовная составляющая бытия человека, есть физическая. То, что дали святые Кирилл и Мефодий, - это высшая духовная составляющая бытия человека, его высший строй, духовная гармония, язык, на котором он может осмысливать свою судьбу, свои стремления. Если бы мы внимательно прислушались к тому завещанию, которое оставили нам Кирилл и Мефодий, то многое стало бы в нашем обществе более совершенным и гармоничным, не было бы такого смешения, когда под понятие культуры попадает все, что угодно, потому что нет критериев определения подлинной культуры. Мне кажется, что празднование Дней славянской письменности и культуры должно нас подвигнуть именно к этому осмыслению. Прекрасно, что этот праздник стал государственным, но от нас всех зависит, чтобы дело возрождения славянской культуры набрало самостоятельный ход, чтобы оно не зависело только от инициатив администрации, от того, что поступила команда сверху, а стало потребностью людей, которые работают в институтах, школах, которые определяют духовный уровень современного общества, современную культуру. По большому счету, от этого зависит судьба России. Поэтому хотелось бы пожелать, чтобы усилия участников этой конференции оказались плодотворными, чтобы наследие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия было бы востребовано современным человеком, современным обществом, духовно бы обогащало нас, и мы становились бы богаче, здоровее – все наше общество, вся наша Россия". Затем выступил преподаватель ТДС В.Н.Коржевский с докладом «Основы христианской культуры», о проблемах духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения рассказал протоиерей о. Виктор Дорофеев, сотрудник столичного просветительского центра «Покров». После перерыва с докладом должен был выступить преподаватель МГИМО Резван Е.А. со странным для праздника докладом «Древнейший перевод Библии на арабский язык». Но слушателей, недоумевающих, зачем говорить об арабах в день славянской письменности, порадовали изменением программы, так как она строилась не по смыслу читаемого, а по регалиям выступавших. Под руку подвернулись сотрудники петербургского журнала «Звезда» В.Г.Попов, А.Я.Гордин и А.Ю.Арьев, которые, устроив «выездное заседание редакции», рассказали сургутянам о нелегкой жизни современных литераторов в эпоху, когда никто не хочет читать толстых журналов. Следующий день конференции был еще малолюднее. Несмотря на это, было зачитано немало докладов. О.П.Ваганова с заявленной темой «Русский алфавит. Загадки первопечатников» объявила, что сейчас «она расскажет сказку о братьях Кирилле и Мефодии», добавив, что нам, славянам, очень повезло, что мы не пишем на глаголице, и для устрашения собравшихся пустила по рядам листы с саморучно изображенными глаголичными буквами. Ю.К.Чистов, директор петербургской Кунсткамеры, необычным способом рассказал об этнографических коллекциях кунсткамеры: история создания столичного музея уродов проецировалась на экран, а он читал то, что было написано на экране голосом учителя начальных классов детям, не знающим грамоты. Видимо, катастрофические настроения настолько возросли среди интеллигенции, что докладчик счел, что чтение уже стало большой редкостью. Доклад о символическом языке вещей, на примере формирования Славянской коллекции Российского этнографического музея, сделал О.В. Лысенко, постмодернистски подчеркнувший многополярность смыслов славянских украшений в их языческом посыле, но ни слова не сказавший о христианстве, все эти славянские смыслы преобразившем. С докладом «Художественный текст: эстетическая ценность его элементов» выступил профессор СурГУ Усминский О.И., погрузивший слушателей в тонкости современной русской поэтики, его коллега Малова Е.Г. рассказала об актуальных проблемах речевой культуры. О диалоге культур обских угров и русского старожильческого населения ХМАО рассказала Молданова Т.А. сотрудник Института обско-югорских народов, заметив, что традиционные русские и угорские ценности в сознании современных детей вытесняет телевидение. Завершилась конференция праздничным концертом. На следующий день большая часть выступавших на празднике отправилась в Ханты-Мансийск, чтобы принять участие и в здешней подобной конференции «Славянский мир: история и традиции». Наряду с «агитбригадой» докладчиков в автобусе ехала шумная группа бесцеремонных молодых людей, которая на каждой остановке выбегала и густо дымила сигаретами. Но двусмысленные шутки этой развеселой ватаги сменились суетой при подъезде к Ханты-Мансийску, когда они стали надевать… подрясники! Оказалось, что эти молодые люди – праздничный хор московского ставропигиального Свято-Данилова монастыря. Прихожане в Покровском храме Ханты-Мансийска встречали хор, выстроившись в ряд, желая получить благословение «монахов из Свято-Данилова». От «монахов» же за десять верст несло табачиной, и все развеселые их шутки касались неуместности постной трапезы в пятницу. Но более всего хор поразил своим выступлением на концерте в КСК «Дружба». После исполнения тропаря Кресту и «Боже, царя храни!», они стали петь вполне светские песни типа студенческой «Налей, налей!» Канонарх притопывал ножкой, «монахи» весело хихикали и подмигивали друг другу. Апофеозом стало исполнение «Как ныне сбирается вещий Олег». Канонарх развернулся к залу и, продолжая притопывать ножкой, стал по слогам дирижировать залом «Так гро-мче му-зы-ку иг-рай, орке-стр…», как это делают опытные массовики-затейники, требуя подпевать и аплодировать, «Мы по-бе-ди-ли, и вра-аг бе-жит, бе-жит, бе-жит», певцы на сцене стали раскачиваться, как баварцы на пивном фестивале. «Так за Ца-ря, за Ро-ди-ну, за ве-ру мы гря-нем гро-зное «Ура! Ура! Ура!». Зал аплодировал, канонарх притопывал и бил в ладоши. - Ряженые, - подумалось, - хлестаковы. Ну, понятно, набрали певцов-безбожников, ездят они по всему миру, поют, но зачем же в подрясники-то их рядить? Конференция в Ханты-Мансийске и вовсе провалилась. Зал был пуст. Докладчики читали доклады друг для друга. Не пришли ни учителя, ни чиновники, ни студенты. То ли их не пригласили, то ли им просто не интересно. Малочисленная публика посудила-порядила о проблемах воспитания подрастающего поколения. К окончанию конференции из Нефтеюганска приехала Воскресная школа Свято-Духовского прихода. Вот их-то выступление и стало истинным праздником святых Кирилла и Мефодия. Пасхальные песнопения, прекрасные танцы в великолепных костюмах, театральные постановки и песенки-сценки, все вызывало живейший отклик в сердцах откуда не возьмись появившейся публики, заполнившей почти весь зал. Благочинный Ханты-Мансийского округа протоиерей Николай Матвийчук, привезя свою Воскресную школу, не словами докладов, а самим делом показал, как нужно работать с подрастающим поколением, воспитывая их христианами и патриотами. Так хотелось поблагодарить его от всего сердца, но уже во время выступления кто-то из чиновников расстроил батюшку, прошипев: «Что это вы выставляете себя здесь, отец Николай?» Мы обратились к батюшке с некоторыми вопросами:
- О.Николай, как часто выступает с концертами ваша Воскресная школа?
- Отец Николай , а как долго идет подготовка, где вы берете материал, костюмы? Вы их где-то заказываете или дети своими руками их делают?
- А кто занимается подбором и содержанием программ? Вы привлекаете к этому кого-либо?
- На ваших концертах видно, что все идет от сердца, от души.
И грусть, и радость остались в душе от этого праздника. Радость от того, что есть еще вот такие Воскресные школы, где ребята своими силами делают и декорации, и костюмы, и самый праздник, и печаль, что в такую школу ходит всего 300 человек, что же делать со всеми остальными? Печаль осталась и от того, что по старой советской привычке столь важные просветительские мероприятия проводятся для «галочки», а не для людей, которые так нуждаются сегодня в Слове Божием, в надежде, утешении, в любви к своему Отечеству и его истории.
| |||||||||||||
Сибирская Православная газета, 2024 г. |