|
||
|
Потому что это - родное (Интервью с тюменским исполнителем Иваном Росой) Андрей Леонидович Анисин, к.ф.н. Глобальный мир и русская идея соборной государственности Архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний (Будько). Может ли существовать православный театр? Протоиерей Александр Cулоцкий. Семинарский театр в старину в Тобольске А.А.Тахо-Годи. Впервые о Лосеве как о православном человеке я сказала на 9-й день после его смерти Владимир Игнатьевич Курашов. Философские максимы христианина Итоговый документ первого Фестиваля православных СМИ “Вера и слово” Слово Святейшего Патриарха Сербского Павла на открытии I Фестиваля православных СМИ «Вера и слово» В Москве состоялся I Международный фестиваль православных СМИ "Вера и слово" В.М. Князев. Теологическое образование и современная культура Победители IV межрегионального конкурса-семинара «Православие и СМИ» Артур (Василий) Струков. На русской православной службе в Андалусии Современное состояние духовной культуры народов, проживающих на территории Обь-Иртышского севера Единство, разнообразие и любовь.Интервью с диаконом Андреем Кураевым Церковь и СМИ. А.Н.Крутов, главный редактор журнала "Русский дом" Быть Русской Церковью богослужебно, богословски, эмоционально. Митрополит Антоний Сурожский |
Иромонах Маркелл (павук), преподаватель Тобольской Духовной Семинарии.
Можно ли быть добрым христианином и вместе с тем хорошим хозяйственником? В наше время этот вопрос звучит не праздно. Поэтому Святительский праздник 29 октября для духовенства Тобольско-Тюменской епархии в этом году проходил по-особому. После праздничного Богослужения, крестного хода с мощами святителя Иоанна и традиционного торжественного акта священники не сразу разъехались по своим приходам, а собрались вместе на собрание, чтобы высказать свои проблемы, требующие скорого решения. Все еще серьезной остается проблема пастырского окормления новообразующихся приходских общин, но этот вопрос благодаря стабильным выпускам из Тобольской Духовной семинарии постепенно теряет свою остроту. Гораздо насущней стоит вопрос о жизнеобеспечении уже существующих приходов. Как южные, так и относительно богатые северные приходы постоянно сталкиваются с тем, что у них не хватает средств для того, чтобы рассчитаться за коммунальные услуги, выплатить заработную плату рабочим и служащим. Тем более они не могут начать строительство новых храмов (которые в больших городах ныне очень нужны), открывать Воскресные школы и православные гимназии, развивать программы помощи бедной части населения. Например, в Нижневартовске на 300-тысячное население города приходится всего лишь один сравнительно небольшой храм и одна гимназия. Очень нуждаются в храмах жители новых микрорайонов городов Тюмени, Тобольска и других мест. Очень много прекрасных храмов в вымирающих поселках юга Тюменской области, которые почти невозможно возродить из-за скудости людских и материальных сил. Например, в небольшом поселке Булашово Тобольского района, где проживает всего 700 человек, а в первый класс местной школы ходит всего 6 детишек, недалеко от автострады на Тюмень частично сохранилась прекрасная каменная церковь Покрова Божией Матери 1840 года постройки. Там возобновились регулярные богослужения, которые проводят преподаватели и студенты семинарии, но у членов общины нет никаких средств, чтобы сделать ремонт крыши, которая находится в аварийном состоянии, и придать храму первозданную красоту. А какая красивая, но полуразрушенная Преображенская церковь, возвышающаяся по дороге в Абалакский монастырь! А сколько полуразрушенных храмов погибает в старом Тобольске? Кто и когда их сможет восстановить? А сколько сейчас ходит полуголодных, полураздетых людей, которые тоже нуждаются в помощи не только соответствующих государственных структур, но и Церкви? Некоторые приходские общины до сих пор вынуждены арендовать храмы у администраций городов и поселков, просить помощь у коммерческих структур, попадая в некоторую зависимость от них. В такой ситуации все безоговорочно согласились с пожеланием владыки Димитрия, архиепископа Тобольского и Тюменского, что настало время через взаимодействие северных и южных приходов развивать собственную хозяйственную материальную базу, как умели это делать, без ущерба для духовной жизни, в допетровскую и дореволюционную эпоху. Действительно, как свидетельствует история, 1/3 всех земель на территории государства Российского в допетровскую эпоху принадлежала Церкви. Это один из факторов, почему голос Церкви в ту пору звучал довольно весомо и к нему прислушивался как простой народ, так и власть имущие. Но когда государственные и ученые мужи, из-за ослабления в обществе аскетического идеала, по гордыне ума своего, стали пренебрегать уставом Церкви и увлекаться западным образом жизни и соответственно впитывать в себя и западный, искаженный протестантами и католиками, лик Христа, тогда началась насильственная секуляризация церковных земель и имущества. Наш Тобольский святитель Павел (Конюскевич) вместе со святителем Ростовским Арсением (Мациевичем), одним из первых невинно пострадал за то, что открыто выступил против проводившейся государством секуляризации церковных земель и имущества в пользу государственной казны. Следствием секуляризации стало искусственное разделение российского общества на церковное и светское, что позже привело к трагическим событиям 1917 года и последующего периода. После октябрьского переворота, Русской Церкви фактически был подписан смертный приговор. В обществе в результате атеистического воспитания было сформировано резко отрицательное отношение к Церкви. Ее считали покровительницей богачей, буржуев. Следовательно, по идее Ленина, вместе с буржуазией Церковь должна была быть уничтожена. Ее лишили прав юридического лица, т.е. по сути поставили вне закона. При таком положении ни о какой хозяйственной деятельности не могло быть и речи. Существовавшие приходские общины большей частью заботились лишь о том, чтобы их совсем не закрыли. Священники в Церкви могли быть лишь безгласными требоисполнителями. После так называемой перестройки к Церкви стали относиться терпимо, но большинство людей старой коммунистической закалки, которые ныне продолжают находиться у кормила власти, хотят видеть в ней лишь красивый музейный экспонат, привлекающий многочисленных туристов, но категорически против того, чтобы Церковь развивала свою просветительскую и хозяйственную деятельность. И это в то время, когда в школе совсем перестали заниматься воспитанием, и для поддержания порядка в некоторых школах приходится дежурить вооруженным спецназовцам. Ныне многие осознают, что без традиционного православного воспитания нельзя решить ни общественных, ни школьных проблем, но когда речь заходит о конкретном взаимодействии церковных и государственных структур, то почти на всех уровнях власти продолжают ссылаться на старый большевистский декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, или говорят, что у нас многоконфессиональное государство, в котором нельзя кому-либо давать предпочтение. Если же и принимаются программы взаимопомощи, то они в большинстве своем носят лишь декларативный характер, ибо существует масса государственных законов, которые не дают эти программы приводить в действие. Когда же отдельные инициативные священники, вопреки всем запретам, пытаются сдвинуть то или иное доброе дело с мертвой точки, тогда в ход идет старое оружие атеистов - огульное шельмование священников и всех верующих. Вспомним недавний судебный процесс над наместником Свято-Троицкого монастыря г. Тюмени игуменом Тихоном (Бобовым), неприятную тяжбу епархии с музеем-заповедником в г. Тобольске. И надо честно признать, что ныне многие церковные люди, даже имеющие высшее светское и духовное образование, почти не знают, как заниматься хозяйственной деятельностью так, чтобы не только самим выжить, но и всех нуждающихся в помощи людей духовно и материально поддержать и принести Церкви и государству реальную пользу. Те, кто приходят и устраиваются на работу при храме из мира, к сожалению, не скоро осознают, что в Церкви не работают, а совершают служение и ищут не своей пользы, но пользы общей. А потому, они хотя и обладают достаточным профессионализмом в своем деле, но часто по гордыне и самолюбию или по причине других пороков при первых же трудностях замыкаются в себе, дистанцируются от верующих людей, а затем из-за одиночества и непонимания уходят. В допетровскую эпоху своеобразными НИИ (научно-исследовательскими институтами) были монастыри. Они не только были рассадниками благочестия в народе, но и образцовыми хозяйствами, на которые равнялись в своей жизни крестьяне. На Севере, например в Соловецком монастыре, монахи даже умели выращивать виноград. Ныне монастыри, после долгих лет запустения и разорения лишь начинают возраждаться. В такой ситуации для приходских общин велико искушение, подобно сектантам, замкнуться в узком кругу своей малой общины и, ссылаясь на неправильно трактуемые известные евангельские слова о суете мира и опасности богатства, совсем отстраниться от заботы о просвещении и материальном благосостоянии всех страждущих. Но ныне настает время, когда надо освежить в памяти свои догматические познания и научиться применять их в реальной жизни. «Христос - духовный и телесный», - по дороге на мученическую смерть учил в начале II века святой Игнатий Богоносец. Также учат и отцы IV Вселенского (Халкидонского) собора. Они ясно исповедуют две природы во Христе: божественную и человеческую. Соответственно Христос пришел спасти не только нашу душу, но и тело. Значит и мы, пастыри Церкви Христовой, должны заботиться не только о духовном благоустроении (нравственности) наших пасомых, но и их материальных потребностях. При этом мы должны научиться это так делать, чтобы материальное не заслоняло духовное и, наоборот, духовное не заслоняло материальное. Как это научиться совмещать? На этот вопрос тоже дают ответ святые отцы Собора: «Две природы во Христе соединяются неслитно, неслиянно, неразлучно и нераздельно». При этом очень важно соблюсти иерархию ценностей. То есть на первом месте у нас должна всегда стоять забота о духовном (молитве, посте, покаянии), а потом о материальном. Кто же, но причине гордыни и маловерия нарушает иерархию ценностей, тот уклоняется в две крайности: либо в грубый материализм, либо в сектантство. Наш русский народ до сих пор пока еще болеет и тем, и другим… На следующий день праздничных мероприятий с полезными и назидательными беседами перед духовенством епархии выступили архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, наместник Абалацкого монастыря архимандрит Зосима (Горшунов), проректор семинарии протоиерей Алексий Сидоренко, заведующий Регентским отделением игумен Максим (Дмитриев). Отец Зосима просил обратить внимание духовенства на то, что смертный грех необходимо врачевать наложением посильной для согрешившего епитимии, иначе человек закостеневает в пороке и не может до конца раскаяться. Но в то же время не должно быть и чрезмерных требований по отношению к согрешившим, чтобы невольно их не отторгнуть от Церкви. Духовенство также одобрило, а Епархиальный Совет утвердил образец объявления «Таинства и требы, совершаемые в нашем храме», которое разработало Тюменское благочиние. Согласно объявлению, все требы теперь будут совершаться не за фиксированную плату, а за посильную жертву. Возможно, что такое правило облегчит путь для вхождения в Церковь сомневающимся и колеблющимся в вере людей, которые, по внушению сектантов, смущаются установленной платой за требы. Таинство Крещения должно совершать священнику только после прохождения желающими креститься огласительных занятий. Как рассказал иерей Михаил Денисов из города Ишима, на их приходе возрождение древней практики оглашения способствует тому, что большая часть крещеных становятся постоянными прихожанами храма. А без оглашения или после краткого формального оглашения, крещеные почти никогда позже не посещают храм. Очень назидательным и живым был рассказ игумена Максима (Дмитриева) о правилах постановки на приходах клиросного пения. Участники собрания были приятно удивлены, что в городе Ханты-Мансийске уже давно в храме все богослужение поется знаменным распевом, хор изучил знаменную грамоту и поет не по нотам, а по крюкам. После молитвы под такое пение партесное пение кажется грубым и страстным. В конце лекции группа знаменного хора семинарии исполнила для духовенства ряд песнопений. Многие батюшки загорелись желанием возродить знаменный распев и у себя на приходах. На такой хорошей ноте, вселяющей надежду на возрождение и процветание Православия в нашем суровом Сибирском крае, завершились праздничные мероприятия по случаю Святительского дня. | |||||||||||||
Сибирская Православная газета, 2024 г. |