|
||
|
Потому что это - родное (Интервью с тюменским исполнителем Иваном Росой) Андрей Леонидович Анисин, к.ф.н. Глобальный мир и русская идея соборной государственности Архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний (Будько). Может ли существовать православный театр? Протоиерей Александр Cулоцкий. Семинарский театр в старину в Тобольске А.А.Тахо-Годи. Впервые о Лосеве как о православном человеке я сказала на 9-й день после его смерти Владимир Игнатьевич Курашов. Философские максимы христианина Итоговый документ первого Фестиваля православных СМИ “Вера и слово” Слово Святейшего Патриарха Сербского Павла на открытии I Фестиваля православных СМИ «Вера и слово» В Москве состоялся I Международный фестиваль православных СМИ "Вера и слово" В.М. Князев. Теологическое образование и современная культура Победители IV межрегионального конкурса-семинара «Православие и СМИ» Артур (Василий) Струков. На русской православной службе в Андалусии Современное состояние духовной культуры народов, проживающих на территории Обь-Иртышского севера Единство, разнообразие и любовь.Интервью с диаконом Андреем Кураевым Церковь и СМИ. А.Н.Крутов, главный редактор журнала "Русский дом" Быть Русской Церковью богослужебно, богословски, эмоционально. Митрополит Антоний Сурожский |
А. Дюма. Три мушкетера.
Православный взгляд
Примеры заразительны. В то время как одни православно смотрят на "Мастера и Маргариту" (М.М.Дунаев), я решила православно посмотреть на другую знакомую всем книгу - "Трех мушкетеров" Дюма-отца. Картина оказалась неутешительной. Этой книгой зачитывались в детстве многие, но ее влияние на неокрепшие умы никак нельзя назвать положительным. Начнем с того, что главные и "положительные" герои этого романа - дАртаньян, Портос, Атос и Арамис - в самом начале книги демонстрируют, что готовы из-за пустяка, из гордыни, убить своего ближнего, и автор их за это ничуть не осуждает. (Напомню, что Атос вызвал д'Артаньяна на дуэль только потому, что последний случайно толкнул его, Портос - от того, что он обнаружил его бедность, а Арамис - из-за невольной бестактности провинциала). Герои и двух страниц не могут прожить без того, чтобы кого-нибудь не прикончить или по крайней мере не ранить. За первые дни знакомства эта четверка убивает 3 человек, а двум наносит смертельные раны. Впоследствии у них возникает "потребность видеться ежедневно по нескольку раз - ... по поводу какого-нибудь поединка". Считается - по крайней мере авторами предисловий - что "Три мушкетера" полезны юношеству, ибо учат настоящей дружбе. Посмотрим, в чем именно эта дружба заключалась. Основанием ее (так сказать, общими интересами, связывавшими друзей) были "прогулки в полупьяном виде, занятия фехтованием и более или менее остроумные проделки". При этом они были готовы "друг для друга пожертвовать всем - от кошелька до жизни". Не столько ради блага друга, сколько ради удовлетворения им его низменных страстей, - добавлю я. Да, Атос, Портос и Арамис, не спрашивая о цели опасного предприятия, отправляются в Лондон за подвесками королевы. Но все-таки, для чего они рискуют жизнями? Для того, чтобы королева смогла обмануть своего мужа, а д'Артаньян удовлетворить свою страсть к мадам Бонасье. Согласитесь, такие цели едва ли можно назвать чистыми. Д' Артаньян любит твердить о своей чести ("Я честный человек!" - характеризует он себя), но на самом деле он бесчестен, у него нет ничего чистого - даже любви. "Любит" он Констанцию, но его нисколько не останавливает, что она жена его квартирохозяина. Он не "любит" тихо - напротив, он всячески бравирует своей страстью, пытаясь склонить объект своего вожделения к прелюбодеянию. Его "любовь" не включает в себя понятие верности и не мешает ему блудить с другими женщинами - он одновременно был любовником леди Винтер и ее служанки Кэти. Причем блуд для него - не случайность, а норма. Об этом свидетельствует хотя бы следующий диалог: "[Арамис]- Что же касается меня, то я не имею и не хочу иметь любовницы, следуя в этом отношении мудрейшему примеру Атоса, у которого так же, как у меня, нет дамы сердца. [Д'Артаньян]- Но, черт возьми, вы ведь не аббат, раз вы мушкетер!" Таков "честный человек" д'Артаньян. И читая о его похождениях, подростки (а на многих изданиях этой книги даже стоит пометка - "для среднего и старшего школьного возраста") усваивают себе спокойный взгляд на распущенность в отношениях между полами. Не свободны мушкетеры и от заурядного лганья. Арамис придумывает байки о "племяннице богослова", утверждает, что в "душе он - служитель церкви", но выходя из дома, берет с собой три пистолета и шпагу, Портос стремится выставить напоказ свое несуществующее богатство, Атос и д'Артаньян, если и не врут друзьям, то не стыдятся обманывать всех остальных (д'Артаньян, например, в качестве фальшивого предлога для поездки в Англию придумывает болезнь Портоса).
Что уж говорить о такой "невинной" провинности героев, как сквернословие. Речь их (за исключением, пожалуй, Арамиса) пестрит такими высказываниями, как "тысяча чертей!", "черт возьми!" и т.п. Такое обилие чертей в тексте не говорит в пользу его автора(ов). Кроме того, речь "положительных" героев часто служит объектом подражания юных читателей.
Какой из всего этого вывод? А книжка-то не такая безобидная, как кажется на первый взгляд.
| |||||||||||||
Сибирская Православная газета, 2024 г. |