Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Потому что это - родное (Интервью с тюменским исполнителем Иваном Росой)

  • Конференция "Общее в судьбах и традициях народов Сибири"

  • 625-летие Куликовской битвы

  • Зерно православной веры

  • Андрей Леонидович Анисин, к.ф.н. Глобальный мир и русская идея соборной государственности

  • Татьяна Павловна Савченкова, к.ф.н. (г. Ишим). Петр Павлович Ершов и православие (К 190-летию со дня рождения)

  • Архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний (Будько). Может ли существовать православный театр?

  • Протоиерей Александр Cулоцкий. Семинарский театр в старину в Тобольске

  • А.А.Тахо-Годи. Впервые о Лосеве как о православном человеке я сказала на 9-й день после его смерти

  • Владимир Вениаминович Бибихин. Из рассказов А.Ф.Лосева

  • Владимир Игнатьевич Курашов. Философские максимы христианина

  • Протоиерей Владимир Силовьев,председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви. О повышении качества церковной периодики

  • Митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии. Роль Церкви в СМИ: задачи миссионерского служения журналиста

  • Итоговый документ первого Фестиваля православных СМИ “Вера и слово”

  • Слово Святейшего Патриарха Сербского Павла на открытии I Фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

  • Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II участникам I Международного фестиваля православных СМИ "Вера и слово"

  • В Москве состоялся I Международный фестиваль православных СМИ "Вера и слово"

  • Кто такой хороший человек?

  • В.Я. Саврей. Взаимодействие общества и Церкви в сохранении и развитии национальных, культурных традиций России

  • В.М. Князев. Теологическое образование и современная культура

  • Страсти по "Страстям Христовым"

  • Победители IV межрегионального конкурса-семинара «Православие и СМИ»

  • "Необходимо знать специфику духовной жизни". Интервью с ответственным редактором центральной газеты «Церковный вестник» Сергеем Валерьевичем Чапниным

  • Епископ Элистинский и Калмыцкий Зосима. Образы святых как формирующая основа современных художественных произведений

  • Игумен Герман (Подмошенский). Музеи новомучеников.

  • Артур (Василий) Струков. На русской православной службе в Андалусии

  • Как Валерий Золотухин храм на родине построил

  • Дневник одного христианина

  • Иеромонах Варлаам (Горохов). Значение христианского осмысления жизни для духовного становления человека

  • Как я приняла Святое Крещение

  • Мария Михайловна Васильева. Нужно всего лишь верить

  • Игумен Маркелл Павук. Еще не перевелись на Руси богатыри

  • Сущность христианских страданий

  • Современное состояние духовной культуры народов, проживающих на территории Обь-Иртышского севера

  • Единство, разнообразие и любовь.Интервью с диаконом Андреем Кураевым

  • Неделя Рождественских Чтений. Обзор прессы

  • Церковь и СМИ. А.Н.Крутов, главный редактор журнала "Русский дом"

  • Быть Русской Церковью богослужебно, богословски, эмоционально. Митрополит Антоний Сурожский

  • Будь камешком в реке благодати Божией Разговор с о. Николаем Матвийчуком, настоятелем Свято-Духовского храма из Нефтеюганска, беседа эта проходила после заседания епархиального совета в Тюменском Духовном училище. В беседе участвовал также архимандрит Зосима (Гошунов)

  • Божьи одуванчики

  • Cвободный человек - это аристократ духа. Иоанн Охлобыстин

  • Православие и индейская культура

  • О живом опыте церкви.Беседа с протоиереем Николаем Матвийчуком, настоятелем Свято-Духовского храма г. Нефтеюганска, благочинным Ханты-Мансийского автономного округа

  • Конференция "Православие третьего тысячелетия"

  • О красоте истинной и красоте ложной

  • Купола Тюмени

  • Поход на Золотое озеро

  • О царственном священстве мирян

  • Куда идет христианство

  • Целомудрие - для всех

  • Поминовение усопших

  • Поэт Нина Карташева

  • Духа не угашайте! Поет матушка Людмила Кононова.

  • Дни славянской письменности в Сургуте и Ханты-Мансийске

  • Сосуд немощный

  • Молчаливая революция

  • В защиту Гарри Поттера

  • Исповедь внутреннего человека перед духовным отцом в преддверии Великого Поста в Прощеное воскресенье

  • "Нам есть в чем покаяться!" интервью с Юрием Шевчуком

  • Современное состояние курса «Основы православной культуры»

  • Православие и кризис цивилизации 20 века

  • Семейные ценности в России

  • Песней затронуть сердце человека. О прошедшем в Тюмени фестивале духовной музыки нам рассказал иерей Игорь Хмелев, преподаватель Тобольской семинарии, регент семинарского хора.

  • О православной молодежи

  • Исповедь, или почему я православный

  • А. Дюма. Три мушкетера - Православный взгляд

  • Рассказы о жизни

  • О церковной музыке

  • O детях

  • Иеромонах Маркелл о хозяйствовании

  • Иерархические структуры церкви

  • Чудо в Ноябрьске

  • "Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям..."

  • Рассказы бабушки Тамары

  • Про театр и актеров

  • Побег к Богу

  • Обыкновенное чудо

  • О религиозном ханжестве

  • Наркотики. Свой среди чужих, чужой среди своих

  • Сила простой молитвы

  • А. Дюма. Три мушкетера. Православный взгляд

         Примеры заразительны. В то время как одни православно смотрят на "Мастера и Маргариту" (М.М.Дунаев), я решила православно посмотреть на другую знакомую всем книгу - "Трех мушкетеров" Дюма-отца. Картина оказалась неутешительной. Этой книгой зачитывались в детстве многие, но ее влияние на неокрепшие умы никак нельзя назвать положительным.

         Начнем с того, что главные и "положительные" герои этого романа - дАртаньян, Портос, Атос и Арамис - в самом начале книги демонстрируют, что готовы из-за пустяка, из гордыни, убить своего ближнего, и автор их за это ничуть не осуждает. (Напомню, что Атос вызвал д'Артаньяна на дуэль только потому, что последний случайно толкнул его, Портос - от того, что он обнаружил его бедность, а Арамис - из-за невольной бестактности провинциала). Герои и двух страниц не могут прожить без того, чтобы кого-нибудь не прикончить или по крайней мере не ранить. За первые дни знакомства эта четверка убивает 3 человек, а двум наносит смертельные раны. Впоследствии у них возникает "потребность видеться ежедневно по нескольку раз - ... по поводу какого-нибудь поединка".

         Считается - по крайней мере авторами предисловий - что "Три мушкетера" полезны юношеству, ибо учат настоящей дружбе. Посмотрим, в чем именно эта дружба заключалась. Основанием ее (так сказать, общими интересами, связывавшими друзей) были "прогулки в полупьяном виде, занятия фехтованием и более или менее остроумные проделки". При этом они были готовы "друг для друга пожертвовать всем - от кошелька до жизни". Не столько ради блага друга, сколько ради удовлетворения им его низменных страстей, - добавлю я. Да, Атос, Портос и Арамис, не спрашивая о цели опасного предприятия, отправляются в Лондон за подвесками королевы. Но все-таки, для чего они рискуют жизнями? Для того, чтобы королева смогла обмануть своего мужа, а д'Артаньян удовлетворить свою страсть к мадам Бонасье. Согласитесь, такие цели едва ли можно назвать чистыми. Д' Артаньян любит твердить о своей чести ("Я честный человек!" - характеризует он себя), но на самом деле он бесчестен, у него нет ничего чистого - даже любви. "Любит" он Констанцию, но его нисколько не останавливает, что она жена его квартирохозяина. Он не "любит" тихо - напротив, он всячески бравирует своей страстью, пытаясь склонить объект своего вожделения к прелюбодеянию. Его "любовь" не включает в себя понятие верности и не мешает ему блудить с другими женщинами - он одновременно был любовником леди Винтер и ее служанки Кэти. Причем блуд для него - не случайность, а норма. Об этом свидетельствует хотя бы следующий диалог: "[Арамис]- Что же касается меня, то я не имею и не хочу иметь любовницы, следуя в этом отношении мудрейшему примеру Атоса, у которого так же, как у меня, нет дамы сердца. [Д'Артаньян]- Но, черт возьми, вы ведь не аббат, раз вы мушкетер!" Таков "честный человек" д'Артаньян. И читая о его похождениях, подростки (а на многих изданиях этой книги даже стоит пометка - "для среднего и старшего школьного возраста") усваивают себе спокойный взгляд на распущенность в отношениях между полами.

         Не свободны мушкетеры и от заурядного лганья. Арамис придумывает байки о "племяннице богослова", утверждает, что в "душе он - служитель церкви", но выходя из дома, берет с собой три пистолета и шпагу, Портос стремится выставить напоказ свое несуществующее богатство, Атос и д'Артаньян, если и не врут друзьям, то не стыдятся обманывать всех остальных (д'Артаньян, например, в качестве фальшивого предлога для поездки в Англию придумывает болезнь Портоса).

         Что уж говорить о такой "невинной" провинности героев, как сквернословие. Речь их (за исключением, пожалуй, Арамиса) пестрит такими высказываниями, как "тысяча чертей!", "черт возьми!" и т.п. Такое обилие чертей в тексте не говорит в пользу его автора(ов). Кроме того, речь "положительных" героев часто служит объектом подражания юных читателей. Какой из всего этого вывод? А книжка-то не такая безобидная, как кажется на первый взгляд.

    Коцюба Виктория



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.