Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Потому что это - родное (Интервью с тюменским исполнителем Иваном Росой)

  • Конференция "Общее в судьбах и традициях народов Сибири"

  • 625-летие Куликовской битвы

  • Зерно православной веры

  • Андрей Леонидович Анисин, к.ф.н. Глобальный мир и русская идея соборной государственности

  • Татьяна Павловна Савченкова, к.ф.н. (г. Ишим). Петр Павлович Ершов и православие (К 190-летию со дня рождения)

  • Архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний (Будько). Может ли существовать православный театр?

  • Протоиерей Александр Cулоцкий. Семинарский театр в старину в Тобольске

  • А.А.Тахо-Годи. Впервые о Лосеве как о православном человеке я сказала на 9-й день после его смерти

  • Владимир Вениаминович Бибихин. Из рассказов А.Ф.Лосева

  • Владимир Игнатьевич Курашов. Философские максимы христианина

  • Протоиерей Владимир Силовьев,председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви. О повышении качества церковной периодики

  • Митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии. Роль Церкви в СМИ: задачи миссионерского служения журналиста

  • Итоговый документ первого Фестиваля православных СМИ “Вера и слово”

  • Слово Святейшего Патриарха Сербского Павла на открытии I Фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

  • Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II участникам I Международного фестиваля православных СМИ "Вера и слово"

  • В Москве состоялся I Международный фестиваль православных СМИ "Вера и слово"

  • Кто такой хороший человек?

  • В.Я. Саврей. Взаимодействие общества и Церкви в сохранении и развитии национальных, культурных традиций России

  • В.М. Князев. Теологическое образование и современная культура

  • Страсти по "Страстям Христовым"

  • Победители IV межрегионального конкурса-семинара «Православие и СМИ»

  • "Необходимо знать специфику духовной жизни". Интервью с ответственным редактором центральной газеты «Церковный вестник» Сергеем Валерьевичем Чапниным

  • Епископ Элистинский и Калмыцкий Зосима. Образы святых как формирующая основа современных художественных произведений

  • Игумен Герман (Подмошенский). Музеи новомучеников.

  • Артур (Василий) Струков. На русской православной службе в Андалусии

  • Как Валерий Золотухин храм на родине построил

  • Дневник одного христианина

  • Иеромонах Варлаам (Горохов). Значение христианского осмысления жизни для духовного становления человека

  • Как я приняла Святое Крещение

  • Мария Михайловна Васильева. Нужно всего лишь верить

  • Игумен Маркелл Павук. Еще не перевелись на Руси богатыри

  • Сущность христианских страданий

  • Современное состояние духовной культуры народов, проживающих на территории Обь-Иртышского севера

  • Единство, разнообразие и любовь.Интервью с диаконом Андреем Кураевым

  • Неделя Рождественских Чтений. Обзор прессы

  • Церковь и СМИ. А.Н.Крутов, главный редактор журнала "Русский дом"

  • Быть Русской Церковью богослужебно, богословски, эмоционально. Митрополит Антоний Сурожский

  • Будь камешком в реке благодати Божией Разговор с о. Николаем Матвийчуком, настоятелем Свято-Духовского храма из Нефтеюганска, беседа эта проходила после заседания епархиального совета в Тюменском Духовном училище. В беседе участвовал также архимандрит Зосима (Гошунов)

  • Божьи одуванчики

  • Cвободный человек - это аристократ духа. Иоанн Охлобыстин

  • Православие и индейская культура

  • О живом опыте церкви.Беседа с протоиереем Николаем Матвийчуком, настоятелем Свято-Духовского храма г. Нефтеюганска, благочинным Ханты-Мансийского автономного округа

  • Конференция "Православие третьего тысячелетия"

  • О красоте истинной и красоте ложной

  • Купола Тюмени

  • Поход на Золотое озеро

  • О царственном священстве мирян

  • Куда идет христианство

  • Целомудрие - для всех

  • Поминовение усопших

  • Поэт Нина Карташева

  • Духа не угашайте! Поет матушка Людмила Кононова.

  • Дни славянской письменности в Сургуте и Ханты-Мансийске

  • Сосуд немощный

  • Молчаливая революция

  • В защиту Гарри Поттера

  • Исповедь внутреннего человека перед духовным отцом в преддверии Великого Поста в Прощеное воскресенье

  • "Нам есть в чем покаяться!" интервью с Юрием Шевчуком

  • Современное состояние курса «Основы православной культуры»

  • Православие и кризис цивилизации 20 века

  • Семейные ценности в России

  • Песней затронуть сердце человека. О прошедшем в Тюмени фестивале духовной музыки нам рассказал иерей Игорь Хмелев, преподаватель Тобольской семинарии, регент семинарского хора.

  • О православной молодежи

  • Исповедь, или почему я православный

  • А. Дюма. Три мушкетера - Православный взгляд

  • Рассказы о жизни

  • О церковной музыке

  • O детях

  • Иеромонах Маркелл о хозяйствовании

  • Иерархические структуры церкви

  • Чудо в Ноябрьске

  • "Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям..."

  • Рассказы бабушки Тамары

  • Про театр и актеров

  • Побег к Богу

  • Обыкновенное чудо

  • О религиозном ханжестве

  • Наркотики. Свой среди чужих, чужой среди своих

  • Сила простой молитвы

  • О церковной музыке

         Церковное пение, которое вы слышите, если приходите в храм Божий, имеет давнюю историю, давнюю традицию. Благодаря преемству этой традиции мы сохраняем церковное предание. А церковное пение является непосредственной частью церковного предания. Многое в Церкви изменялось, и в том числе и пение. В середине 17 века произошло коренное изменение традиций пения, но несмотря на это, несмотря на реформы, благодать, которая существует в храме за богослужением, остается неизменной. Какое бы ни звучало пение в храме, суть богослужения не меняется.

         Церковное пение в древности существовало в монодийном виде, то есть в унисонном. Это было знаменное пение с небольшими разновидностями древнерусского многоголосия. Сейчас это пение вновь возрождается, оно изучается в духовных школах и внедрено уже в некоторых храмах. Возможно, не всю службу поют унисонным пением, а отдельные фрагменты, но есть храмы, например, Ханты-Мансийский, где всю службу звучит знаменное пение. Но и партесное пение, которое было внедрено в наши храмы в середине 17 века, можно исполнять бесстрастно, спокойно, и оно тоже будет восприниматься православными верующими. Конечно, в советский период во время богослужения пели люди, которые были работниками искусств. Они приносили свое в храм, исполняли по-своему песнопения, как они переживали их. Сейчас, когда появились духовные школы в Русской Православной Церкви, этому вопросу уделяется много внимания. Мы стараемся исправлять то, что было запущено за 70 лет советской власти. В частности, церковное пение отличается тем, что это в первую очередь донесение смысла богослужения, то есть слова, текста. Это должно быть на первом месте, а мелодия – мелос должна помогать раскрытию смысла богослужебного текста. Это главное отличие. Но, как говорит Василий Великий, чтобы догматические, нравоучительные истины хорошо воспринимались верующим человеком, ложились на сердце, так было Богу угодно, чтобы они были донесены через мелодию. То есть мелодия служила тексту, как философия является служанкой богословия. Мы, слушая богослужебное пение, должны не увлекаться мелодией, музыкой, гармонией, а помнить о молитве, о тексте. Сейчас, когда в духовных школах введено изучение древнерусского пения, истории церковного пения, этому уделяется много внимания. На первом курсе семинарии, например, введено шесть часов в неделю на изучение церковного пения. Дело в том, что церковное пение имеет огромную объединяющую силу, консолидирующую, собирающую. Ничто так не может объединить людей, семью как пение. Когда мы слышим в храме совместные молитвы, например, «Символ веры», соборная молитва окрыляет нас, объединяет общину. Так и в духовных школах церковное пение перерождает вчерашних школьников. Несомненно, это таинство. Изучая церковное пение, ребята меняются. Они облагораживаются, сердца их становятся мягче, они не стесняются петь, как это было раньше. Поют с удовольствием, не только в храмах, но и вне их.

         Пресвитер Климент Александрийский сказал: «Правильное пение – это правильная жизнь». И наоборот, правильная жизнь означает правильное пение. Дай, Господи, чтобы нам всем было легко и правильно петь в православных храмах. Спаси вас Господи!

    игумен Максим (Дмитриев)



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.