|
||
|
Потому что это - родное (Интервью с тюменским исполнителем Иваном Росой) Андрей Леонидович Анисин, к.ф.н. Глобальный мир и русская идея соборной государственности Архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний (Будько). Может ли существовать православный театр? Протоиерей Александр Cулоцкий. Семинарский театр в старину в Тобольске А.А.Тахо-Годи. Впервые о Лосеве как о православном человеке я сказала на 9-й день после его смерти Владимир Игнатьевич Курашов. Философские максимы христианина Итоговый документ первого Фестиваля православных СМИ “Вера и слово” Слово Святейшего Патриарха Сербского Павла на открытии I Фестиваля православных СМИ «Вера и слово» В Москве состоялся I Международный фестиваль православных СМИ "Вера и слово" В.М. Князев. Теологическое образование и современная культура Победители IV межрегионального конкурса-семинара «Православие и СМИ» Артур (Василий) Струков. На русской православной службе в Андалусии Современное состояние духовной культуры народов, проживающих на территории Обь-Иртышского севера Единство, разнообразие и любовь.Интервью с диаконом Андреем Кураевым Церковь и СМИ. А.Н.Крутов, главный редактор журнала "Русский дом" Быть Русской Церковью богослужебно, богословски, эмоционально. Митрополит Антоний Сурожский |
О церковной музыке Церковное пение, которое вы слышите, если приходите в храм Божий, имеет давнюю историю, давнюю традицию. Благодаря преемству этой традиции мы сохраняем церковное предание. А церковное пение является непосредственной частью церковного предания. Многое в Церкви изменялось, и в том числе и пение. В середине 17 века произошло коренное изменение традиций пения, но несмотря на это, несмотря на реформы, благодать, которая существует в храме за богослужением, остается неизменной. Какое бы ни звучало пение в храме, суть богослужения не меняется. Церковное пение в древности существовало в монодийном виде, то есть в унисонном. Это было знаменное пение с небольшими разновидностями древнерусского многоголосия. Сейчас это пение вновь возрождается, оно изучается в духовных школах и внедрено уже в некоторых храмах. Возможно, не всю службу поют унисонным пением, а отдельные фрагменты, но есть храмы, например, Ханты-Мансийский, где всю службу звучит знаменное пение. Но и партесное пение, которое было внедрено в наши храмы в середине 17 века, можно исполнять бесстрастно, спокойно, и оно тоже будет восприниматься православными верующими. Конечно, в советский период во время богослужения пели люди, которые были работниками искусств. Они приносили свое в храм, исполняли по-своему песнопения, как они переживали их. Сейчас, когда появились духовные школы в Русской Православной Церкви, этому вопросу уделяется много внимания. Мы стараемся исправлять то, что было запущено за 70 лет советской власти. В частности, церковное пение отличается тем, что это в первую очередь донесение смысла богослужения, то есть слова, текста. Это должно быть на первом месте, а мелодия – мелос должна помогать раскрытию смысла богослужебного текста. Это главное отличие. Но, как говорит Василий Великий, чтобы догматические, нравоучительные истины хорошо воспринимались верующим человеком, ложились на сердце, так было Богу угодно, чтобы они были донесены через мелодию. То есть мелодия служила тексту, как философия является служанкой богословия. Мы, слушая богослужебное пение, должны не увлекаться мелодией, музыкой, гармонией, а помнить о молитве, о тексте. Сейчас, когда в духовных школах введено изучение древнерусского пения, истории церковного пения, этому уделяется много внимания. На первом курсе семинарии, например, введено шесть часов в неделю на изучение церковного пения. Дело в том, что церковное пение имеет огромную объединяющую силу, консолидирующую, собирающую. Ничто так не может объединить людей, семью как пение. Когда мы слышим в храме совместные молитвы, например, «Символ веры», соборная молитва окрыляет нас, объединяет общину. Так и в духовных школах церковное пение перерождает вчерашних школьников. Несомненно, это таинство. Изучая церковное пение, ребята меняются. Они облагораживаются, сердца их становятся мягче, они не стесняются петь, как это было раньше. Поют с удовольствием, не только в храмах, но и вне их.
Пресвитер Климент Александрийский сказал: «Правильное пение – это правильная жизнь». И наоборот, правильная жизнь означает правильное пение. Дай, Господи, чтобы нам всем было легко и правильно петь в православных храмах. Спаси вас Господи!
| |||||||||||||
Сибирская Православная газета, 2024 г. |