ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№12 2004 г.         

Перейти в раздел [ Культура ]

Владимир Игнатьевич Курашов. Философские максимы христианина


О смысле жизни и судьбе

  • Вопрос о смысле жизни и смысле смерти - один и тот же вопрос, ответив на один, мы вместе с этим отвечаем и на другой.

  • Думаю, будет правильно сказать, что понятие смысла жизни человека тождественно его индивидуальной миссии в земной жизни.

  • В человеке можно выделить пять ипостасей, или пять начал его природы: телесное, интеллектуальное, творческое, душевное и духовное. Смысл жизни при предельно простом понимании есть конечная цель жизни. Цель жизни по отношению к телу - удовлетворение его физиологии (пища, тепло, свет, транспорт), при помощи так называемых материально-потребительских ценностей. Цель жизни в отношении к интеллекту - удовлетворение его знаниями. Цель жизни по отношению к творческому началу - создание искусственного мира материальных и идеальных объектов, доставляющих так называемое творческое удовлетворение. Цель жизни по отношению к душе - удовлетворение ее положительными чувствами (любовь, дружба, красота, добро). Цель жизни по отношению к духу - обретение единства с высшей гармонией мира, Абсолютным бытием, Богом.

  • Философия печется о спасении человека в посюстороннем (земном) мире: Познай самого себя и будь самим собой! Мировые монотеистические религиозные учения пекутся о спасении человека через познание себя в Боге в посюстороннем мире, чтобы (в том числе) обрести вечное блаженство в потустороннем мире.

  • Если человек не верит, а соответственно и не знает о высших смыслах своей жизни, он спонтанно создает себе временные преходящие цели, но заполняет ими какой-то отрезок своей жизни. Это может быть вполне конкретная цель, хотя бы покупка нового телевизора. Наличие временной цели жизни придает ей временный смысл и это играет успокоительную, до поры - до времени, роль.

  • Человек может быть несвободен только в физическом, или телесном, смысле, в нравственном, моральном смысле он всегда абсолютно свободен.

  • Есть люди, которые порождают потоки жизни; есть люди, которые усиливают и/или поддерживают потоки жизни; и есть люди, которые приспосабливаются к потокам жизни. Под понятием “поток жизни” я имею в виду жизнь человечества в самом широком смысле слова в религии, философии, искусстве, общественно-политическом укладе.

  • Люди первого типа - пророки, святые, мудрецы, гении в науке, политике, искусстве.

  • Люди второго типа - те, которые сознательно и стойко придерживаются принципов соответствующего “потока жизни”. Такие люди достойны уважения, поскольку они способны сохранить устои человеческой жизни. Их свойство - не менять убеждений, не будучи убежденными, что их нужно поменять согласно голосу разума, души и духа, но не в связи с конъюнктурно-прагматическими соображениями. Другими словами, это те, которых принято называть истинно верующими.

  • Люди третьего типа - те, которые захватываются в силу их душевно-духовной слабости любым потоком жизни и, соответственно, переносятся из потока в поток при встрече с более сильным потоком. Худшая разновидность таких людей - сознательные хитроумные прагматики и конъюнктурщики. Наиболее простой и массовый случай - обыватели.

    О счастье и несчастье

  • Счастья либо нет, либо мы его не ценим, либо мы его не осознаем, либо мы его разрушаем сами. Главная причина разрушения человеком собственного счастья в том, что достижение счастья есть достижение высшей цели в земной жизни. Достижение высшей цели - потеря смысла жизни, смысла двигаться куда-либо.

  • Люди сами разрушают свое счастье потому, что не могут вынести тягот счастья: страха потерять его и потерять цель жизни.

  • При состоянии счастья человек не наслаждается им, не живет им, не ценит его, а вынужден под влиянием надежды искать что-то лучшее. Человек живет преимущественно надеждами на лучшее будущее и не ценит счастливые моменты настоящего, он делает свою жизнь в настоящем средством жизни в будущем. Он, в определенном смысле, самоумерщвляет себя, теряя главное преимущество человека - всегда быть целью, а не средством.

  • Живя одним днем, мы избавляемся от страха будущего - оно нас не интересует, избавляемся от проблем обретения или потери целей в жизни - думать о них бессмысленно, если не думаешь о дне завтрашнем, избавляемся от будоражащей наше счастье надежды.

  • Не только надежда, но и пессимизм могут удерживать человека в жизни. Пессимизм является не плохой философско- мировоззренческой терапией: он поддерживает жизненный тонус, избавляя от череды разочарований, радуя приятными неожиданностями. При этом необходимо условие - это должен быть “пессимизм стоический”, то есть ожидание худшего должно сочетаться с силой духа, отсутствием страха перед ожидаемыми невзгодами, бедами, моральным и физическим злом во всех проявлениях.

  • Каждый день, просыпаясь, нужно говорить себе: "Я люблю всех людей, не жду от них ничего хорошего и буду проживать полноценно, а не пропускать и откладывать все малые радости, которые дает день сегодняшний".

    Примечание. Такая установка ни в коем случае не основана на убеждении что все люди дурны, а содержит только установку ожидания «не жду».

  • Душевная и интеллектуальная жизнь человека находится не только в измерениях физического времени. Душевная жизнь человека не экстенсивная, а интенсивная категория. Сколько раз и как долго нужно любить, дружить, наслаждаться, печалиться, страдать, переживать для полноценной жизни? Совершенно очевидно, что хотя бы раз и не важно как долго.

  • В отличие от взрослых дети живут практически полностью в сегодняшнем дне, т.е. они живут действительно, а не виртуально.

  • Человек погружается в виртуальные искусственные миры (художественная литература, театр, кино, интернет), в первую очередь, чтобы преодолеть подсознательно страх перед жизнью и смертью в естественном мире.

  • Время жизни и время счастья — понятия, не имеющие отношения к физическому ходу времени, так как жизнь измеряется не часами и минутами, а событиями.

  • Счастье - это, конечно же, врожденный природный дар, редко и мало зависящий от внешней судьбы.

  • Жить одним днем значит научиться получать удовольствие от всего хорошего в этом дне, такая позиция совершенно не исключает планирования дня завтрашнего, лишь бы это планирование и ожидание дня завтрашнего не заполнило всю жизнь. Тогда и жизни никакой не будет — ведь мы живем всегда «сегодня» «сейчас».

  • Счастье может быть без денег и деньги - без счастья.

  • Хорошие люди счастливы уже тем, что они, как и все, судят обо всем по себе и видят вокруг значительно больше хороших людей, чем их есть на самом деле.

  • В исконном русском языке есть понятие “Белый свет” - это Вселенная во всем ее размахе, а “Беловодье” - мир мифической страны с благодатной жизнью. Слишком хорошо мы изучили нашу землю и вряд ли остается надежда найти Беловодье как географическое место. «Беловодье» - это мир души человека, поэтому настоящую свободу и светлый мир человек может найти только в самом себе.

    О любви

  • Любовь - ощущение целостности и всеобщей гармонии Абсолютного бытия, а дети - явление этой целостности и гармонии. Любовь - это сигнал их будущих детей, которые пробиваются на свет.

  • Любовь женщины и мужчины сама по себе - это метафизическое чувство мировой гармонии, доступное человеку в его земной жизни. Это чувство Абсолютного бытия через гармонию двоих. В силу этого любовь и счастье - разные понятия, поскольку любовь не есть счастье.

  • Любовь между людьми - это рискованное предприятие, поэтому люди чаще от нее шарахаются при первом намеке.

  • Любовь есть тогда, когда ты ощущаешь счастье, покупая билет на трамвай.

    О религиозности

  • В постановке вопроса о существовании Бога нет ничего как неразумного, так и нет ничего ненаучного. На каком основании человек может считать себя венцом природного творения? На том же основании, что и черепаха, живущая в нашей квартире, считает, что мимо нее ходят и бубнят неразумные двуногие.

  • Икона не совсем то, что называют произведением искусства. Искусство создает искусственные объекты, т.е. объекты, не существующие в природе. В природе нет машин, нет зданий, нет поэм, нет романов, нет романсов. Икона указывает на связь со Святым духом и то, что изображено на ней, не может быть просто самовыражением или мироощущением художника.

  • Некоторые понимают религиозность как партнерские или рыночные отношения с Богом: я тебе это, а ты мне вот это.

  • Главное взаимоотношение человека с Богом - это любовь, а она - не технология ритуалов и исполнения Закона.

    Об эзотерических обществах, кумирах и о нас с вами

  • Серая масса дураков успешно выживает среди умных людей, объединясь в партии, общества, союзы, корпорации.

  • У всех тайных обществ есть только идиотские ритуалы и одна серьезная тайна, что у них нет никаких тайн, в смысле знаний о неизвестных непосвященным силах и умении управлять ими, правда, это знают не все «посвященные». Сила их в скрытом и партийном принципе «один за всех и все за одного».

  • Если быть честным, то каждый западный человек скажет: никакой особой тайны при изучении восточных текстов или из речей восточных учителей он не узнал.

  • Уверен, что многие прорицатели, экстрасенсы, астрологи, врачеватели начали свою карьеру в результате удивления после того, как их полнейший вздор был принят с вниманием и восторгом.

  • Блаватская - журналистка-международница, не владеющая никакой «тайной доктриной», но однажды удивившаяся, как падки люди на «тайны».

  • Зигмунд Фрейд наградил все человечество комплексами, которыми страдал сам. Этот подход не редкость: у Достоевского многие герои романов страдают «падучей», у Толстого выставлен ряд героев - патологических ревнивцев.

  • Аврелий Августин прав, утверждая, что зло — это ничто. В обычной речи эта глубокая философская мысль вполне укоренена: «он полнейшее ничтожество» - более сильное выражение, чем «он - настоящее дерьмо».

  • Теперь уже не ново, но верно и актуально: Не человек владеет информацией, а информация владеет человеком и является его кумиром.

  • Internet - это общение никого с никем.

  • Модные сейчас предвыборные технологии — это только и только технологии передачи власти олигархам, т.е. лицам, которые «одним миром мазаны». Ход истории, к счастью, от них, конечно, не зависит.

  • Постмодернизм с его сомнением во всем и неверием в какую- либо определенность пронизывает всю современную культуру, всех нас. Обратите внимание, как часто употребляется выражение «как бы» и вы услышите: как бы хотел, как бы подумал, как бы серьезно, как бы женщина, как бы мужчина, как бы истина, как бы заблуждение и т.д., и т.п. Изгоните его из своего лексикона!

    О нравственности и праведности, добре и зле, преступлении и наказании

  • При строгом рассмотрении этические учения всегда уходят основаниями в метафизику, т.е. либо в философию, либо в религию; в позитивных науках нет никаких оснований для утверждения нравственных принципов.

  • Праведность ни самого себя, ни другого человека невозможно определить по количеству праведных и неправедных поступков. Определяемая черта праведника - постоянное осознание всех своих грехов в помыслах и действиях, раскаяние в них и неустанное стремление к преодолению их. Поэтому можно сказать, что верующий человек - это не тот, кто без греха, а тот, кто стремится не упустить из осознания и личного суда каждую свою несправедливость.

  • Культура и нравственность человека определяются не внутренним содержанием, а внешним поведением — у каждого бывают разнообразнейшие помыслы и чувства, но только культурный человек владеет своей внутренней стихией.

  • За деньги человек у человека может купить все, кроме души, но: душу у человека может купить дьявол, но душу может спасти Бог.

  • Подвижников уже, видимо, почти нет, а если есть, попробуйте назвать именно тех известных артистов, врачей, священников, кто бы оставил столицы и уехал служить людям не в деревеньку с речкой и березовой рощей, а в периферийный поселок, где пыль и мусор, пьянство и преступность, болезни и нищета.

  • «Маленькие» люди часто улыбаются и внешне доброжелательны, но очень часто считают более обеспеченных и удачливых своими должниками и врагами.

  • Преступление и наказание - это один и тот же акт, поэтому, по сути, после преступления существенно только покаяние.

  • У представителей так называемой интеллигенции грехов чаще всего больше, чем у так порицаемых уличных грабителей: сколько адвокатов и судей оправдало известных им преступников, сколько сердобольных матерей «отмазали» своих детей от службы в армии; сколько уважаемых артистов, преподавателей, художников, музыкантов и высоких чиновников «устраивали» своих родственников и знакомых куда-либо вне конкурсов и правил!... А ведь за всем этим судьбы оттесненных от места под солнцем людей! Ткните пальцем в интеллигента, появившегося со сладкими речами на экране телевизора и вы попадете в того самого скрытого матерого преступника, на совести которого искалеченные судьбы людей, имена которых нам неизвестны.

  • Преступление и наказание. Хрестоматийный образ преступника — это грабитель на дороге со знаменитой фразой: Кошелек или жизнь! Сына Синицына встретил на одной из улиц Москвы сын Деревяшкина и, поколотив его, отнял вдобавок 200 руб. Об этом знает вся Москва, и Деревяшкин-младший осуждён. Пора покончить с преступностью! Справка: недавно сын Синицына по протекции поступил учиться в московский вуз, где «по конкурсу» из-за этого не прошел сын Деревяшкина. О синяках младшего Синицына знают все. Об исковерканной судьбе младшего Деревяшкина не знает даже он сам.

  • Ханжество — одна из характернейших черт человека. Справка: лучшие любители природы, воспевшие флору и фауну в стихах и прозе, одновременно браконьеры или охотники и рыболовы- любители.

  • Видимая скромность украшает не всех людей, так как выражает часто либо порок хитрости, либо порок глупости, либо, наконец, порок нелюбви к самому себе.

  • Наши ближайшие родственники одновременно и лучшие друзья, и наибольшие враги. Вспомните, сколько неприятностей вам принесли чужие люди и сколько ближайшие? (Не случайно один из отцов христианской церкви сказал, что и жизнь, и смерть от наших близких).

  • Кто нравственнее? Подчиненные постоянно «перемывают косточки» начальству и ругают его при каждом случае. Начальство это делает редко.

  • Чистосердечно раскаявшегося грешника Бог может простить, если даже грешник тиран или убийца. Но как может раскаяться в своем последнем проступке самоубийца?

    О здоровье и болезни

  • Нет ни полностью больных, ни полностью здоровых людей. Больные - это те, кто рассказывает о своих недомоганиях другим, а здоровые - это те, кто не рассказывает о них. Поэтому часто «больные» переживают «здоровых».

  • Болезнь — это часть твоего «Я», но именно часть, поэтому не она тобой правит, а ты над ней властвуешь всей своей целостностью.

  • Если вы больны физически, душевно, или каким-либо пороком - займитесь изменением своего мировоззрения с помощью философии и избавь вас, Господи, от «помощи» разноименных «практиков-целителей» тела и души.

    Максимы и мудрости на разные случаи жизни

  • Сильный - не тот, кто не падает, а тот, кто падает и вновь встает.

  • Если вы не делаете ничего с надрывом и неудовольствием - значит вы ничего не делаете для своего лучшего будущего. Удовольствие доставляет только деятельность с сиюминутными или непосредственно завтрашними результатами.

  • Все по-настоящему хорошее дается с трудом, как правило, с надрывом и долготерпением.

  • Если человек что-то постоянно хвалит, то это означает, что он сильно сомневается в справедливости своих похвал. Чаще всего это имеет место, когда человек говорит о своем выборе.

  • Ясное различение смыслов понятий важно и в обыденной жизни. Особенно плохо различаются смыслы слов «понять», «простить» и «оправдать». Мы можем понять и по христиански простить няню, которая бросила на улице ребенка и забежала к приятелю, но не оправдать ее.

  • Если человек постоянно замечает и прилюдно ругает какой-то вид порока у других, то это значит, что он сам им обладает в значительной степени.

  • Кризис - удел сильных личностей и сильных государств, у слабых может быть только уныние и роптание. Выход из кризиса всегда сопровождается положительными моральными и/или материальными приобретениями.

  • Говорят, что строить человеческие отношения чрезвычайно сложно. Их строить просто - нужно поддерживать отношения с теми людьми, отношения с которыми у вас благоприятные (по крайней мере для вас и по вашему пониманию) и отстраняться или вовсе расставаться с людьми, с которыми у вас отношения неблагоприятные. Переделать человека, или, другими словами, изменить его по своим меркам - дело невозможное. Примечание: такая позиция не помешает вам и любить всех людей, и прощать всех.

  • В компании нет диалогов, но есть одни монологи. Чередование высказываний в ситуации встречи нескольких людей - не есть диалог. Поскольку интеллигент - это, прежде всего, тот, кто чувствует и слышит другого, то интеллигентов среди нас немного.

  • Скорей всего у вас нет друзей, а только приятели и партнерские отношения. Есть ли среди ваших знакомых хоть кто-то, кто решится продать нужную для дела и семьи машину, чтобы выручить вас от смертельно угрожающего долга?

  • Есть люди, которых можно назвать «30-процентниками» ввиду их замаскированного паразитизма. Мы легко выявляем тех, кто явно скуп на деньги, явно ворует ваши идеи, ваши силы, ваше время. Выделять их легко потому, что их паразитизм суть форма неосознаваемой болезни. Гораздо опаснее трудно различимые и сознательно паразитирующие «30-процентники». Присмотритесь, однако, чуть пристальнее к своему окружению и вы таких найдете. Эти люди и вкладывают деньги, когда что-то покупается вскладчину, и покупают подарочки, и переносят с вами одну-две тумбочки во время ремонта, но все это они делают под постоянным внутренним контролем личной выгоды: вы дарите им идею, они вам - ксерокс статьи, вы помогаете переносить им два кубометра досок, они - две тумбочки, вы у них в гостях бываете редко и минимальное время, чтобы не причинить неудобств, - они как хронофаги высиживают у вас, если им просто делать нечего, если вы к общему столу в магазине покупаете коньяк - они несутся в отдел, где покупают яблоки. Важно, что такого типа люди работают по системе и медленно, но верно паразитируют на ваших физических, душевных, интеллектуальных, материально-финансовых силах. Если вы с такими людьми связаны по жизни (близкий приятель, супруг), то вам грозят в будущем потеря здоровья и преждевременная смерть. Они же будут поживать на энергетической подпитке за счет вас. Выявите, наконец, своих «30-процентников».

  • Большая часть неуспехов в нашей жизни связана не с какими- либо серьезными препятствиями, а с неосознаваемыми нами легкой леностью и легкой трусостью: мы откладываем разговор на завтра, мы проходим мимо нужной двери с мыслью вернуться попозже, мы откладываем свой вопрос, мы изучаем инструкции по применению лекарства не до конца. Просто помните: Стучитесь и откроют вам!

  • Человек говорит себе: «Все пропало!» - намного раньше, чем когда действительно все пропало: друг еще не покинул вас, поезд еще не уехал, дверь еще не закрыта, жизнь еще не окончена.

  • Меня однажды с сочувствием спросили: «Почему у тебя плохое настроение?» Я ответил: «Это мое настроение и оно мне нравится».

  • Не всегда нужно оберегать близких; они лучше сами сберегут себя.

  • Люди осуждают в тебе не то, что в тебе плохо, а то, что плохо в них.

  • От физкультуры не станешь умней.

  • Каждый современный человек — потомок людей, выживших в разнообразнейших экстремальных условиях холода и голода, коварства и измены, войн и социальных катаклизмов. Потенциал нашей физической и психической живучести значительно больше, чем нам кажется.

  • Выход всегда есть.
  • [ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

    Статьи последнего номера На главную

    ИСКОМОЕ.ru
    православная
    поисковая
    система
    Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
    Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
    Современные сказки Религия и СМИ

    Официальный сайт Тобольской митрополии

    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

    Православный Сибирячок

    Сибирская Православная газета 2017 г.