|
||
|
Потому что это - родное (Интервью с тюменским исполнителем Иваном Росой) Андрей Леонидович Анисин, к.ф.н. Глобальный мир и русская идея соборной государственности Архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний (Будько). Может ли существовать православный театр? Протоиерей Александр Cулоцкий. Семинарский театр в старину в Тобольске А.А.Тахо-Годи. Впервые о Лосеве как о православном человеке я сказала на 9-й день после его смерти Владимир Игнатьевич Курашов. Философские максимы христианина Итоговый документ первого Фестиваля православных СМИ “Вера и слово” Слово Святейшего Патриарха Сербского Павла на открытии I Фестиваля православных СМИ «Вера и слово» В Москве состоялся I Международный фестиваль православных СМИ "Вера и слово" В.М. Князев. Теологическое образование и современная культура Победители IV межрегионального конкурса-семинара «Православие и СМИ» Артур (Василий) Струков. На русской православной службе в Андалусии Современное состояние духовной культуры народов, проживающих на территории Обь-Иртышского севера Единство, разнообразие и любовь.Интервью с диаконом Андреем Кураевым Церковь и СМИ. А.Н.Крутов, главный редактор журнала "Русский дом" Быть Русской Церковью богослужебно, богословски, эмоционально. Митрополит Антоний Сурожский |
Исповедь, или почему я православный
Итак, все сначала. Мои родители не были людьми религиозными, но бабушка и мама верили в Бога. Хотя вера эта была почти языческая: не слушается ребенок, упал, ударился - Бог наказал... Вот такое было представление о Боге. Но зато меня очень серьезно запугали рассказами о всякой нечисти: лешие, домовые, ведьмы... Я боялся один оставаться в комнате. Хотя знал, что "магия - это не от Бога." И вот лет в 14 я прочел в Большой советской энциклопедии, что есть магия белая, направленная на добро, а есть черная - на зло. Но этим пока все и ограничилось. Затем начались телесеансы, от которых меня чуть не стошнило. Но я этому не придал особого значения, а пробовал сам "лечить" руками. Затем, занимаясь восточными единоборствами, стал изучать цигун. Однажды в магазине я случайно открыл какую-то бульварную книжицу "Белая магия", и что я там обнаружил? Молитвы, рецепты, как помочь людям... Вот тогда я и решил: "Почему же мне говорили, что это плохо? Молитвы - к Богу, обращение к светлым силам..." И меня понесло. Я стал скупать всю литературу по магии, бросился практиковать выкатывания, выливания и проч. Но пришел момент, когда я понял: "Не все так просто. Нужно двигаться вверх, а для этого нужна теория." Первое, что попалось, - каббала, вернее, ее оккультная переделка. Далее медитации, трансформации. Классический оккультизм, розенкрейцерство, герметизм, духовная алхимия, каббала Лайтмана, гипнотизм, парапсихология. Меня уже не интересовала простая магия чудес, я жаждал найти истину, постичь действительность. Должен заметить, что к Православию я относился уважительно (какое количество святых!), но считал, что этот путь не для меня: "Кто однажды ощутил аромат розы, тот не сможет оторваться от нее, несмотря на ее шипы" (у розенкрейцеров крест означает веру, а роза - знание). Я даже заходил в православную библиотеку, но там, когда я спросил Златоуста, мне дали журнальчик с одноименным названием, а творений отцов у них в то время не было. Но я прочитал Игнатия Брянчанинова "Слово о смерти" и "Отечник", и что? В "Отечнике" я "нашел" только подтверждение своих воззрений (напр. у аввы Исайи о тайнах), а "Слово о смерти" я воспринял не более как предостережение, мол, нужно быть в общениях с мирами невидимыми осторожным. Так было до определенного времени. У меня внезапно очень странно заболел отец. Я "определил": порча. Самостоятельные обряды приносили лишь временное облегчение, но болезнь прогрессировала. Искали помощи где угодно, только не в Церкви. Нашелся один довольно опытный маг. Он рассказал, как можно определить того, кто наслал порчу. Конечно же, я отказался, чтобы не возбуждать негативных эмоций. Ни маг, ни мои знания так и не помогли - отец умер. Но вот чудо: он узнал, что не крещен. За полгода до смерти крестился. В последний день (за 12 часов до смерти) причастился, исповедав грехи... Слава Богу! Благодаря смерти отца я познакомился с одним интересным священником. Семидесятилетний отец Михаил отличается часто смешным незнанием учения Церкви и при этом особой молитвенностью (часто он молится ночами вплоть до самой службы). Однажды был случай, когда его попросили освятить квартиру, а соседка тех, кто его пригласил, откровенно была ведьмой. И вот ели поднявшись по лестнице о.Михаил встретился на площадке с этой ведьмочкой, которая тут же потеряла сознание. Но об о.Михаиле - отдельный рассказ. Так я начал ходить в храм. У нас появились нормальные православные книжки в библиотеке, и я стал читать все об умной молитве, т.к. считал это "продвинутой" практикой православной медитации. После нескольких сборников прочел "Странника" и бросился с головой в практику. Через некоторое время "опустил" ум в сердце, т.е. перевел сознание в область "сердечной чакры". Но вовремя остановился, прочитав свт.Игнатия о молитве. Год я ходил в храм, исповедовался и продолжал заниматься оккультизмом, считая это "тайным знанием", недоступным для профанов. Но вот начали появляться такие маленькие случаи: то прочту св.Григория Паламу о Логосах и энергиях (после этого многие оккультные книги по этому вопросу мне показались не более чем фантазией), то с кем-то поговорю о чудесах в Православии... И, наконец, после появившихся сомнений я "случайно" прочел св.Игнатия Богоносца: "Пришел Христос, и с тех пор стала исчезать всякая магия". До этого я нигде не читал в святоотеческой литературе о запрете или антибожественности магии. Но раньше я совершил обряд розенкрейцеровского посвящения... А дальше... Если кто-нибудь читал роман Соловьева "Волхвы" и "Великий Розенкрейцер", то поймет, какие у меня были чувства и мысли. Я пришел в Церковь, но принес свои оккультные догмы. Да, я не практиковал магию, но я не знал Православия. Для меня было открытием догматическое богословие... Когда я узнал тайну Причастия, смысл Воплощения Слова, мистику Церкви, я полюбил Православие всей душой. Сейчас я многое понял, в чем заблуждался, что делал неправильно. Дальше было много интересного. Наш храм состоял на 70% из бабушек. Естественно, сказки и книжки о старцах меня очень взволновали. И вот кто-то говорит о духоносном старце, что с ним можно поговорить... Я отправился к нему. До этого прочел о лжестарчестве и намерен был испытать батюшку. Долгая дорога по растаявшему снегу меня не испугала (хотя я с детства очень часто болел простудой). Когда я подошел к келлии старца, я стал тихо и начал, как меня научили, про себя молиться. Через 2 - 3 минуты вышел монах с длинной седой бородой и, благословив нас (я был не один), пригласил на трапезу. После этого мы подошли к нему. Я стоял поодаль, пока другие с ним говорили. И вот пришла моя очередь. Беседа с о.Иоанном меня просто поразила: он открыл мне всю мерзость моих грехов, начиная с детства, открыл не моему рассудку, а сердцу, - я плакал, как ребенок. Это действительно оказался настоящий старец, человек духовный, имеющий дары Духа. В оккультизме я пытался познать себя, я искал Истину. Все это я нашел в Православии. "Христос пришел просветить человечество. Существуют различные религии вне Его Откровения, их последователи искренни, но только где не дьяволопоклонство, а где душа действительно пытается обрести Господа. Я хочу сказать, что до того, как люди услышат о Христе, эти религии хороши, но они не приводят вас к цели. Целью же является вечная жизнь и Царство Небесное, и Господь воплотился, чтобы открыть его нам. То есть, Христианство - есть Истина. Вы можете стремиться к различным относительным элементам истины в других религиях. И часто они очень глубоки, но они не открывают Небеса. Только когда Христос пришел на землю и сказал разбойнику: "будешь со Мною в раю" (Лк.23,43), небеса действительно открылись людям."( О.Серафим (Роуз).Беседа с американскими студентами (из книги "Божие откровение человеческому сердцу"). Меня очень интересовал вопрос Иисусовой молитвы. Началось это еще с увлечения оккультными методами, а потом я, увидев высоту Православия, понял, что и мистическая практика выше всех оккультных. Но попытался я сначала подойти к этой практике именно с оккультных позиций (кто на что учился) . Затем я уже понял, что Иисусова молитва - это не медитация. Когда же я пришел к о.Иоанну, то меня интересовали многие вопросы, связанные именно с практикой умно-сердечной молитвы, в частности, как соединяется ум с сердцем. И вот, сижу я в храме, читаю. Подходит ко мне послушник о.Иоанна и говорит: "Батюшка зовет на послушание". Я собрался и пошел. Подхожу к строящейся трапезной, батюшка и говорит: "Помолимся. Читайте Иисусову молитву". Сам он стал за нами и начал также усердно молиться. Я начинаю молиться, и вдруг чувствую, что слезы начинают сами собой литься от умиления в сердце. Само сердце становится каким-то вмещающим любовь, мир, и ум спускается в него (соединяется с ним). При этом ум и сердце, по моим ощущениям, стали одним. Я только плакал от умилительных чувств, от действия Духа. Знаете, словно Дух Сам молится. "Научи же, что ми подобает творити и глаголати"(преп.Симеон НБ). Так показал мне старец, как нужно молиться. Больше у меня этого состояния не было. Показал, видимо, он, к чему нужно стремиться. После таких чувств ни в какой оккультизм не захочется идти.
Я писал, что когда поехал к о.Иоанну, то уже понял, в чем ошибки оккультизма. Хотя не все я понимал. Говорю: "Батюшка, я чародейством занимался". Он кивнул головой печально. Я продолжаю: "Так остались ведь последствия" (у меня в то время остались некоторые экстрасенсорные восприятия). Он посмотрел с такой любовью и сказал: "Ничего, пройдет".
| |||||||||||||
Сибирская Православная газета, 2024 г. |