ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№8 2004 г.         

Перейти в раздел [ Культура ]

Кто такой хороший человек?

Николаев Олег Николаевич: Хочется иногда представить, что было бы с миром, если бы все были хорошими? Кто такой хороший человек? Какими качествами должен обладать такой человек? Хотя бы теоретически.

Ольга Сергеевна Калитина: Если я правильно понимаю православное учение о духовном возрастании, то мы не можем в этой жизни посчитать себя достаточно "хорошими", т.к. это то же, что о себе думали фарисеи. Когда я спросила нашего батюшку про атеистов, которые делают много добра, он мне ответил, что такой человек думает о себе, что он хороший: вон, сколько добра людям делаю, не то, что некоторые. Самомнение растет...

Леонид Повар: От Матфея 22:36-40: "Учитель, какая заповедь в законе самая важная? Иисус ответил: - "Люби Господа Бога твоего всем сердцем, всей душой и всем разумом". Это - первая и самая важная заповедь. Вторая, подобная ей: "Люби твоего ближнего, как самого себя". Весь закон и учение пророков основаны на этих двух заповедях.

Вдумайтесь в эти слова Иисуса и скажите, может, ответ о "хорошем" человеке кроится именно в исполнении этих двух заповедей?

Семенченко Сергей Владимирович: Здравствуйте, Олег Николаевич! Преподобный Иустин Попович пишет: "Всякую тварь человек до своего падения ощущал как живую, органическую часть своего существа. Сожительство было целостной, единосущной частью его сознания и самосознания. После падения: всякий человек и тварь - осколки раздробленной грехом души - всеобщей души и всеобщего тела. Чрез Христа-Церковь совершается постепенное зарастание ран существа, срастание, слияние в единую сущность существенно разъединенных грехом частей. Печаль за всех и вся - любовь Христова, - сила, вновь объединяющая всех и приводящая ко Христу.... Приятное чувство при взгляде на луну, листья - это остаток нашего кровного, органического, духовного родства с ними, доказательство нашей единотелесности, единодушности, единосущности. Грех - солипсизм. Христос - агапичное всепримирение" (Иустин Попович "На Богочеловеческом пути", Молитвенный дневник).

"Личность: целостность - самосознание - богообразное самосознание - богосознание, - проникает через всю физическую часть личности, которая до падения органически простиралась на весь мир твари: всю совокупную тварь Адам ощущал как своё тело, как свое расширенное естество, оживляемое, поддерживаемое вселенской, всеединящей благодатью богообразного самосознания. Падение Адама: разрыв, отпадение, умаление личности, расстройство: тварь становится не своей, не личной, безличной, чужой.." (Иустин Попович "На Богочеловеческом пути", Подвижнические и богословские главы, сотница 1, глава 19).

И как говорит преподобный Симеон Новый Богослов:

"Слово, вочеловечившись, волею претерпело все животворящие страсти, ДАБЫ создание Свое, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЕСТЕСТВО, РАССЕЧЕННОЕ ДИАВОЛОМ НА МНОГИЕ ЧАСТИ, правою верою и духовною любовию, ОСВОБОДИТЬ ОТ УЗ АДОВЫХ и, восприняв на Себя, возвести на Небеса".

Посему и о христианах, а значит, потенциально и о каждом человеке, можно сказать словами уже упоминавшегося преподобного Иустина Поповича:

"О, как широк и глубок каждый христианин, он глубже и шире чего бы то ни было: он вмещает в себя небо и землю, словно разливает себя по всему сущему. Воистину всецелый и совершенный Человек, заключающий в Себе ВСЮ тварь, - Богочеловек Иисус Христос" (Иустин Попович "На Богочеловеческом пути", Подвижнические и богословские главы, сотница 3, глава 47).

"...ОДИН зодчий и строитель Церкви - Дух Святой, излившийся на Св. Пятедисятницу. Здесь [в Церкви] все временное - вечно. Каждый христианин - это всегда только одно: повторенный Иисус Христос.Всегда в бесчисленности богочеловеческих бесконечностей" (Иустин Попович "На Богочеловеческом пути", Подвижнические и богословские главы, сотница 2, глава 100).

Все эти цитаты святых Отцов привел я Вам, Олег Николаевич, как мой ответ на Ваш вопрос: Кто такой хороший человек? Какими качествами должен обладать такой человек? ХОТЯ БЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИ.

Николаев Олег Николаевич: Когда я был маленький, мне казалось, что я очень хороший. И думал, что если бы все были такие, то земля превратилась бы в Рай. Казалось бы, что тут сложного? Хотя бы самую малость, которая ничего не стоит. Любить своих ближних, уважать родителей, не грубить людям, работать честно, не воровать, в подъезде и лифте не плевать (а то зайти невозможно), к девушкам не приставать, не пить, не курить, не гоняться за модой, читать только достойные книги, смотреть только достойные фильмы, слушать только достойную музыку, не предавать друзей (да и вообще никого), не лгать, не сплетничать, не загрязнять природу, не сквернословить, быть добрым ко всем, не мусорить на улице, не сморкаться в общественных местах (замучили уже), не спорить со старшими (даже если они не правы), не изменять жене (это я не про себя), помогать бедным, кататься только на велосипеде, ходить в горы, купаться в море (времени нет), посмотреть наконец на звезды, и т.д., и т.п. до бесконечности, до любви к Богу. Представляете, если бы все были такими (ну и я в том числе)! Думаю, что лет за пять мир бы изменился до неузнаваемости).

Павлов Максим: "Хочется иногда представить, что было бы с миром, если бы все были хорошими". -Тогда ни у кого не возникал бы вопрос - должно ли быть добро с кулаками. Тогда все были бы готовы подставить правую щеку, но никто не бил бы по левой. Тогда никто не спорил бы, законны ли аборты. Тогда люди бы удовлетворялись духовным общением и не равлекались бы страстями и пороками. Тогда, наверное, все земляне были бы взяты в рай, как пророк Илия...

Это мечты, А реальность в том, что от христианина требуется именно такая жизнь в настоящем бытии.

Герасимов Олег: "Хороший" - это который с Богом. Или, как пишут святые отцы, "ходит пред Богом" (вспоминая при этом Еноха (Быт.5,22)). А любая другая "хорошесть" - интеллигентность, там, совестливость - не имеет самостоятельной ценности и может рассматриваться лишь как своего рода "побочный эффект".

Парадокс (или закономерность?) заключается в том, что людям, стремящимся быть с Богом, вдоволь перепадает и от ближних, и от дальних, так что подчас и повода-то проявить свои душевные качества (так чтобы ВСЕМ стало бы очевидно: вот - ХОРОШИЙ человек) не представляется. Поэтому, я думаю, не стоит, стремясь приблизиться к Богу, рассчитывать на то, что Вы непременно станете при этом "хорошим человеком" (ну, в расхожем смысле этого слова). Скорее наоборот: столько всякого из души повылезает - только удивляться будете, откуда в Вас это.

...А что касается Вашего вопроса "что было бы с миром" (ну, если размечтаться, знаете ли), то - у Достоевского есть замечательная и очень подходящая к месту картинка: «Сон смешного человека».

Федорук Максим Максимович: Кто такой хороший человек? Да собственно в житиях святых все написано.

От редакции "СПГ": Сама этимология русских слов «хороший» и «плохой» имеет глубокий христианский смысл. «Хороший» происходит от «хороб», имеющего два смысла «хоробрый» - смелый и «хоронить», то есть буквальный смысл получается: «воин, смело сражающийся на поле брани, погибший и торжественно погребенный как герой». Вспомним евангельскую параллель: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15,13).

"Плохой" же происходит от слова «полох», обозначающего человека трусливого, покинувшего поле боя и спрятавшегося за кустами, лишь бы спасти свою жизнь.

Памятуя слова Достоевского, что добро борется со злом и поле их битвы – это сердце человека, наполним наше сердце храбростью, ибо все мы – воины Христовы.

Быть хорошим значит служить Богу и людям. В этом служении мы вряд ли будем выглядеть хорошими, но «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6,4).

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.