ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

         С И Б И Р С К А Я    П Р А В О С Л А В Н А Я    Г А З Е Т А

№1 2003 г.         

Церковь и СМИ. А.Н.Крутов, главный редактор журнала "Русский дом"

Ваше преосвященство, досточтимые отцы, братья и сестры!

В своем выступлении хочу остановиться на взаимоотношениях Церкви и средств массовой информации, а именно - почему между Церковью и СМИ не складывается плодотворное сотрудничество. На мой взгляд, прежде всего существует разное представление друг о друге. Если Церковь рассматривает средства массовой информации как средство пропаганды, возможности информации о своей деятельности, то СМИ рассматривают Церковь как конкурента, как своего врага в борьбе за души людей. Принято считать средства массовой информации четвертой властью. Но если все остальные власти ограничивают друг друга: законодательная, исполнительная и судебная, то власть СМИ, ее еще называют медиократия, стремится к преодолению любых ограничений, полной самостоятельности, действию по собственному усмотрению, своей логике. Повышение независимости увеличивает и ее властный потенциал.

Сегодня вместо отражения действительности, информирования общества средства массовой информации, и в первую очередь телевидение, претендуют на большее - на владение умами и жизнью общества, на создание кумиров и идолов общества, на создание новой морали и этики на антихристианских ценностях. Сегодня СМИ - это реальный социально-политический фактор, активно влияющий на общество, экономику, политику, эстетику, определяет и формирует взгляды, вкусы, приоритеты, спрос. Часто ли вы видите по телевидению, слышите по радио, чтобы наши известные или малоизвестные политики, артисты, журналисты, писатели, предприниматели говорили о покаянии, нравственных и моральных ценностях? Совсем нет. Зато пышным цветом льется ложь и клевета, подвергаются осмеянию любовь, семья, честь, Родина, патриотизм. В стране, страдающей от голода и холода, на миллионы людей, еле-еле сводящих концы с концами, изо дня в день обрушивается с экранов телевидения сатанинский хохот цинично веселящихся развратников душ.

Некоторые рассматривают СМИ как некий инструмент общественного контроля за деятельностью властей, но разве могут осуществлять эту функцию сериалы, ток-шоу, обрывочная информация, реклама, случайные комментарии случайных политологов? Конечно, нет. Средства массовой информации занимаются внедрением определенных навязчивых клише. Сегодня главная цель СМИ - заменить реальность на виртуальность. Реальную вещь, событие, личность представить по своему собственному усмотрению. Если Церковь говорит о духовном мире, то СМИ, телевидение вводят человека в мир зримых духов, создаваемых медиократией. СМИ создают заэкранный мир, призрачное бытие, которое заменяет реальное бытие и в конечном счете отменяет его. Люди начинают жить жизнью и событиями духов, поставляемых средствами массовой информации. И если раньше СМИ говорили о том, что есть, что происходит, то сегодня СМИ решают, чему быть, какому событию дать право на существование. Если событие не получило отражения в СМИ, будь то 100-тысячная демонстрация или миллионная, если о ней не говорят в СМИ, то его и не было. Если исполнительная, законодательная и судебная власти манипулируют с реальностью или осуществляют над ней контроль, то СМИ создают свою призрачную реальность по своему усмотрению. Церковь говорит: Господь дал человеку свободу выбора и человек волен выбирать между добром и злом. Человек должен измениться, прийти к Богу, чтобы сделать правильный выбор. Средства массовой информации не говорят, они предлагают свои представления о добре и зле, они вам представят и Бога, и святых, и ангелов, и сатану, и вложат в их уста то, что нужно медиократии, то есть власть имущим. Они так умело предложат вам сделать выбор того или иного товара, той или иной услуги, того или иного кандидата той или иной партии, что вы будете убеждены в том, что это именно ваш выбор, а не продукт пропаганды.

Ну а те, кому ненавистна Россия, верная Богу, ведут сознательное наступление на Церковь. Например, газета "Известия" призывает к реальному расцерковлению. Она пишет: "Религиозное государство изжило себя в принципе, поэтому не должно быть никаких религий, только набор гражданских свобод". Главное - подрубить духовный корень нации - Русскую Православную Церковь. Не случайно и Запад, и российские западники первым делом протащили закон, уравнивающий многочисленные конфессии и секты с Православной Церковью. Только духовно и исторически слепые люди могут не видеть, что этот закон работает против Православия, против русского народа - государственно-образующего духовного стержня, значит, направлен этот закон на разрушение российского государства. Закваской разрушения, или говоря современным языком, "пятой колонной", стала часть российской интеллигенции и номенклатуры, пропитанные духом антиисторичности, антиправославия, антирусскости, захватившая власть в средствах массовой информации и ведущая страну по пути либерализма. Это они превратили средства массовой информации в особый вид оружия массового поражения. В основе либеральных ценностей - понятие свободы человека. Но какого человека? Греховного, падшего. Это будет мир, в котором Христу и его последователям нет места, мир, в котором все продается и покупается, в котором Бога нет и все позволено, символом которого является доллар, а не крест Господень. В этот мир нас и зовут средства массовой информации.

Сегодня для всех очевидно, что только Русская Православная Церковь, сохранив верность Святому Православию, осталась незыблемым основанием бытия России. И видя, что Русская Церковь укрепляется духом, возрастает ее значение во всех сферах жизни, СМИ прилагают огромные усилия, чтобы исковеркать православные души русского народа. А так как ее нельзя изменить сменой строя и идеологии, то от нас требуют изменения самой нашей духовной природы, умертвления православного ядра нашей культуры. Сегодня на это направлена работа почти всех средств массовой информации и самого министерства культуры, возглавляемого Швыдким. Год назад Президент Владимир Путин призвал телевизионщиков - нужно создавать созвучные времени системы культурных ценностей. Причем, не только создавать, но и тиражировать, внедрять в сознание. И телевизионщики, то есть медиократия, откликнулись созвучными времени ценностями - тупыми развлекательными программами, якобы, реальными шоу, "последними героями", шоу "За стеклом", "Окна", "Фабрика звезд", "Гаремами" и сериалами про бандитов. Деньги при этом решают все. Средства массовой информации и прежде всего, телевидение стали мощным разрушителем нравственных устоев общества. Люди воспринимают и строят жизнь по правилам и законам, предложенным телевидением, но этика и мораль, которые планомерно и последовательно формирует телевидение, построены на антихристианских принципах: агрессия, добей упавшего, оттолкни слабого, насилие, развал семьи и блуд, отсутствие уважения к чужому горю, ненависть вместо любви и сострадания. Разве не показательно, что многие подростки восприняли трагедию в Москве в "Норд-Осте" как шоу "За стеклом"-3. Общество превращается в сборище жрущих и жующих тупоголовых кретинов, радостно ржущих над скабрезностями и матом пошляков-ведущих, хохмачей-артистов, аплодирующих гнусным откровениям, якобы, реальных героев шоу. На самом деле, подставных лиц. Один министр культуры Швыдкой со своей культурной революцией типа "секс - двигатель культуры", чего стоит. Телевидение сегодня, это надо понимать, - главный растлитель людей. Это оно делает из бандитов героев сериалов и нашего времени, это оно делает героями тех, кто больше сожрет червей и товарищей на острове. Главное - поразить, ошеломить, шокировать зрителя, вызвать у него низменные страсти и мысли. Сегодня молодежь в восторге от "Бригады", которую показало государственное телевидение. Какие мальчики, какое братство, большая мужская дружба! Из бандитов сделали романтиков. И что получили? "Мне 10 лет, - пишет Алена Пичинина из поселка Пензенской области, - и я не могу жить без героев бригады". И сколько таких Ален по России? И когда рванет телевизионная бомба?

Обычно теледельцы говорят, что никто никого не заставляет смотреть то, что противоречит вашим убеждениям или культурным запросам. Это оправдание моральной нечистоплотности, ибо у миллионов людей ни того, ни другого сегодня нет, особенно у детей. Они воспринимают увиденное как модель для подражания. Журналисты газеты "17 октября" провели исследование телевизионного дня России. Итог: 202 убийства, 160 драк, 66 пьянок, 302 черных новости из информационных программ. Такова сегодняшняя Россия. Говорят, спрос определяет предложение. Ложь. На телевидении предложение во многом определяет спрос. Между этими понятиями существует диалектическая связь, здесь нет того, что если зритель чего хочет, то ему и показывают, что он желает. На самом деле зритель хочет того, что ему предлагают по телевидению. О цинизме руководителей телевидения говорит высказывание Александра Окопова, до недавнего времени одного из руководителей РТР, государственного телевидения: "Я считаю, что наше телевидение, в частности РТР, не только не совершает никакого преступления по отношению к обществу, а даже наоборот - оно лучше, чем общество при нынешнем состоянии материальной жизни могло бы себе позволить".

Исполнительная власть традиционно выступает как центр решений и требований и стремится ограничить власть СМИ и считает, что может управлять средствами массовой информации, но в виртуальном мире правит не исполнительная власть, а образ исполнительной власти: виртуальный президент, виртуальный председатель правительства, виртуальные губернаторы и чиновники и т.д. Все решения исполнительной власти претворяются через Шустеров, Познеров, Киселевых, Сванидзе, искажаются и подаются людям как истинные. СМИ устраивают посмешище и над исполнительной, и над законодательной властью. Возьмите ту же Думу, она тоже стремится выражать интересы разных групп общества, влиять на реальность, представлять себя в средствах массовой информации как властный институт, но в итоге она предстает в телевизоре как сборище демагогов, объект для насмешек. СМИ формируют лидеров, политиков, депутаты становятся статистами медиократии, владельцев СМИ. СМИ подменяют не только судебную власть, но и суд Божий. Они оспаривают судебные решения, намекая на их несправедливость, проводят ток-шоу и выносят приговоры по важным делам, имитируя судебные процессы, навязывают мнение, что все власти связаны с преступностью и только СМИ объективны. Предлагая зрителям сериалы, романтизирующие братков, детективы и криминальную хронику, СМИ внушают зрителям, что аморальные явления - это норма, а власти коррумпированы и не вызывают доверия. В результате они подменяют собой судебную, исполнительную и законодательную власть. СМИ любят обвинять все и всех в коррумпированности, в незаконном обогащении - не только светские власти, но и Церковь, но при этом они сами не подлежат обвинению в коррупции. Они, как жена Цезаря, вне подозрений.

Таким образом, современные средства массовой информации отличаются от прежних. Если раньше СМИ были средством пропаганды, исполняя заказ власти, то сегодня они внушают свою ценностную систему и сами становятся политикой, продавая и подавая себя как великую ценность. Ведущие телепрограмм становятся хозяевами человеческих душ, и люди измеряют мир их ценностными установками. Поэтому нет ничего удивительного, что СМИ отказывают Церкви в времени. Было бы удивительно, если бы они своему конкуренту дали возможность проповедовать его взгляды. СМИ сами формируют интересы тех или иных групп общества, делают модной ту или иную идеологию, то есть создают общество по своему вкусу, а встречая общественное сопротивление, они пытаются внушить обществу, что оно еще не готово, что надо перестраиваться и брать пример с цивилизованных стран. Медиократия - власть средств массовой информации - стала возможной в постхристианском мире, в обществе, отвергающем Христа, христианские ценности. Обратите внимание - государственные каналы РТР, "Культура", ОРТ содержат налогоплательщики, то есть народ России. НТВ принадлежит Газпрому, который тоже в большей степени принадлежит государству. Тогда почему российское телевидение не может сеять разумное, доброе, вечное? Почему культуру тысячелетнего государства представляет узкий круг Хазановых, Петросянов, Швыдких и им подобных людей, которые русскую культуру, я уж не говорю о Православии, ни в грош не ставят? Это говорит о том, что власть в большинстве своем антиправославна, антиисторична. Телевидение, оплаченное народом, должно быть народным. Коммерческое телевидение не должно растлевать народ. И сделать это не так уж трудно. Нужно, как говорится, только власть употребить, применить диктатуру закона. Но нынешняя власть в государстве молчаливо наблюдает за осквернением душ граждан и не останавливает льющийся с экранов, газет и журналов разврат, разрушение морали и нравственности, когда все продается - красота, Родина, человеческая жизнь и все покупается - честь, должность, человек и тем самым государство разрушает и себя, и его граждан.


А.Н.Крутов
Национальные средства массовой информации должны превращать аудиторию читателей и зрителей в народ. Если этого не происходит, то это, мягко говоря, антинациональные средства массовой информации. И хотя Церковь, слава Богу, отделена от государства, она не должна и не может быть отделена от общества, ибо член общества и составляет тело Христово. Поэтому нам необходимо прежде всего активнее участвовать в общественной жизни, давать оценку происходящим событиям в приходах, проводить своих людей в исполнительную, законодательную и судебную власть, в средства массовой информации, добиваться открытия православного телеканала, ведь нашли возможность открыть спортивный канал, почему бы не открыть православный? Если этого не делать, то, как верно подметил русский мыслитель Иван Александрович Ильин, "невозможно, чтобы дрянные люди со злой волею обновили и усовершенствовали общественную жизнь. Жадный пустит в ход все средства, чтобы обогатиться неправедным путем, продажный все продаст, бездуховный превратит всю жизнь в тайное и явное преступление. Если внутри смутно, нечисто, злобно, жадно, скверно, то не поможет никакая внешняя форма, никакой запрет, никакая угроза". "Россия, будь такой, какой ты нужна Христу" - в этих словах архимандрита Иоанна Крестьянкина четко и ясно выражена национально-государственная идея, в служении которой предстоит жить России в 21 веке. Уверен, что нужно начать, а Господь поможет.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
Современные сказки Религия и СМИ

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2017 г.