Ваши Святейшества, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры!
Сегодня начал свою работу первый фестиваль православных СМИ «Вера и слово», который призван внести вклад в развитие церковного свидетельства миру, в формирование православной информационной среды. Фестиваль приурочен к 60-летию "Журнала Московской Патриархии" и 15-летию газеты «Церковный Вестник».
"Журнал Московской Патриархии" начал издаваться в 1943 году – трудном и решающем для нашей Родины. Именно в этом году была одержана победа в Сталинградской битве, в сражении на Курской дуге, в результате чего наступил переломный момент в Великой Отечественной войне. В этом же году, признавая авторитет Русской Православной Церкви, власти были вынуждены ослабить свое давление на нее. После восемнадцатилетнего перерыва снова был избран Патриарх Московский и Всея Руси. Со следующего, 1944 года, начал регулярно издаваться "Журнал Московской Патриархии" – главное официальное издание нашей Церкви. В течение долгих лет - это единственное церковное издание, информирующее общество о жизни Русской Православной Церкви и содержащее публикации на духовно-просветительские темы. С 1971 года журнал издаётся на русском и английском языках и распространяется в 67 странах мира.
В конце 80-х годов ХХ века, когда в стране начались политические преобразования, у Церкви появилась возможность учреждения новых собственных изданий. Первым из них стал «Церковный Вестник» –общецерковная периодическая газета. За время, прошедшее с момента выхода в свет ее первого номера, ситуация в области православных СМИ значительно изменилась. Сегодня уже не только синодальные учреждения и епархии, но многие крупные церковные приходы и монастыри имеют свои собственные периодические издания, теле- и радиопрограммы, а также веб-сайты и информационные порталы в Интернете. Кроме того, существует значительное количество СМИ, учредители, которых - церковно-общественные организации.
Сегодня средства массовой информации играют в нашей жизни огромную роль. Но иногда людям представляется, что СМИ подвластно решение всех вопросов бытия, и журналисты начинают применять свои методы для решения вопросов жизни, для которых они явно не приемлемы. Не все подвластно решению рассудком, как нельзя душу измерить циркулем.
Нам представляется, что существующий отрыв журналистики от религии является результатом того, что люди сузили свое видение вещей. В сущности, наше отношение ко всему созданному: к историческому, культурному, научному, должно стремиться к всеохватности информации и бесконечно вдумчивому к ней отношению. Святой Максим Исповедник еще в VI веке говорил о том, что человек создан из двух стихий: духовной, которая его сродняет с Богом, и физической, которая сродняет его со всем сотворенным миром. И роль человека – весь сотворенный мир одухотворить, весь сотворенный мир привести к Богу. Религиозная определенность человека - это высшее и, вероятно, самое универсальное проявление его духовных устремлений, а Церковь – это сфера его религиозного формирования, нравственного воспитания и, в конечном итоге, интеллектуального становления.
Состоявшийся в начале октября этого года Архиерейский собор Русской Православной Церкви в Послании к клиру и мирянам особо отметил, что «насаждение в мире одной системы ценностей является лишь повторением уже знакомой нам тоталитарной практики … Православное мировоззрение должно обладать, по крайней мере, равными правами с секулярным видением мира. Религиозные ценности должны учитываться при осуществлении любых общественных проектов, затрагивающих интересы большого числа людей». Необходимо учитывать эти ценности, в том числе и в сфере государственной информационной политики. В связи с этим, вопросы духовно-нравственной составляющей информационной среды оказываются особенно востребованными. Ибо они призваны выполнять задачи не только информирования и развлечения, но и просвещения, воспитания людей в доброте, честности и трудолюбии. Эта задача современных поколений журналистов, но она стояла и перед нашими отцами и дедами во все прежние века и тысячелетия. Именно глубокая духовность русских летописей и литературы с древних времён обусловила их высокий нравственно-воспитательный характер, способствовала созданию удивительно чистой, действенной и сильной внутренней духовности и культуры человека.
В связи с этим Православная Церковь рассматривает функцию средств массовой информации, особенно церковных, в предоставлении человеку не только описаний определенных событий, но и в создании условий для духовного и нравственного становления личности. В соответствии с этим, под информационным служением мы понимаем непрерывный процесс, имеющий корни в прошлом и ведущий в будущее, цель которого - обеспечение связи поколений, передача знаний и традиций и, в конечном итоге, создание условий для целостного духовного, интеллектуального и культурного развития как отдельной личности, так и всего общества в целом. Особая роль в реализации этой задачи принадлежит православной журналистике - внутри Церкви и вне её лона.
В современном мире сложилось так, что люди часто о Церкви думают, как о месте, куда можно прийти, встретить Господа, успокоиться, попросить у Него исцеления, попросить заступления у Божией Матери, а затем, получив просимое, идти обратно в свой дом, возвратиться к прежней своей жизни и ни о чем не беспокоиться. Но это не правильно. Быть православным это не значит, что надо только зайти в храм, надо быть православным и вне храма. Мы должны воспринимать храм как не только место, где обращаемся с просьбами к Богу, но и как место, где получаем от Господа Его поручение, данное ученикам: идти в мир и нести радостную весть о том, что весь мир, каждый человек так Богом любим, что Он «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16). В этом смысле все мы, чада Церкви Христовой, являемся посланниками, именно в этом главный смысл миссионерства. В этом и главная тема православных СМИ – говорить о спасении Богом человека, говорить, имея личный внутренний опыт. Причем этот внутренний опыт должен быть не только повторением, он должен быть частью, сутью жизни и мысли журналиста.
Сейчас необходимо выработать новый язык и новые формы обращения к людям, новые формы миссии через СМИ, более влияющие на душу человека. Окружающий нас мир мало знает о Православии. Даже в нашей стране, традиционно православной, у большинства людей, особенно молодежи, представления о вере сводятся к крашенным яйцам и куличам, а благочестие ограничивается соблюдением обрядов. Поэтому, кроме внешнего свидетельства, православная журналистика должна использоваться для внутренней миссии Церкви, для укрепления и возрастания во Христе ее членов, для обмена опытом церковных учреждений и взаимного обогащения верующих.
Есть ещё одна часть миссии Церкви – пример жизни верующего человека. Миссия апостолов была в том, как они жили верой и имели любовь к ближнему. Люди смотрели на верующих, на христиан, которых жгли на кострах и, как нам рассказывают в древних писаниях, восклицали: «Что это за люди? Как они друг друга любят!». Могут ли теперь люди так сказать про нас, верующих? Можно повторять грамотно слова Символа веры, но часто это не наш опыт. В наше время необходимо задуматься над тем, что могут люди понять, когда мы повторяем то, что писали Отцы Церкви в прежние времена. Нас только тогда поймут и поверят, когда это станет нашим внутренним духовным опытом, нашим внутренним духовным миром. Православным журналистам, которые призваны, прежде всего, выполнять миссию спасения человека, нужен духовный наставник, поводырь, способный привести их к истинной вере и возможности посредством слова выполнить главную миссию спасения человека, а сделать это так непросто. Мы обращаемся к церковным структурам, учредителям православных СМИ, рассмотреть вопрос о назначении к ним духовника.
Для Издательского Совета актуальной задачей в связи с этим является выпуск специализированных изданий для клириков, качественной богословской периодики.
При этом мы не можем «уходить в Церковь» без заботы о тех людях, которые вне лона Церкви, не являются её чадами. А они услышат нас только тогда, когда мы пойдём к ним с горячим сердцем, с пламенем в душе. В связи с этим, обращение Церкви ко всем средствам массовой информации и коммуникации обусловлено миссионерским характером ее служения в современном обществе.
Православная Церковь, имея во все времена неизменную цель - спасение человека, должна выработать способы и методы её достижения в новых условиях, вызванных развитием современных коммуникационных технологий.
Кроме того, и особенности современного этапа отечественной истории требуют от Церкви ее активного присутствия в СМИ. Трагические события в Беслане, Москве, в разных регионах страны обнажили нравственные проблемы личности в современном мире и поставили перед обществом необходимость объединить все силы для преодоления духовной и нравственной индифферентности. Мы помним, как в последнее десятилетие ХХ в. СМИ превратились в мощное орудие разрушения официальной идеологии в нашей стране, но, лишив людей прежних идеалов, они ничего не дали им взамен. В информационном пространстве России главенствующее место заняли силы, враждебные Православию, отрицающие бытие Божие и евангельские нормы жизни. На людей постоянно обрушивается негативная информация: и реальные события, и вымышленные сюжеты, которые несут в себе потенциал жестокости, алчности и распущенности. Потакая пороку, делая его привлекательным и предпочтительным, нередко СМИ создают ложное впечатление нормативности греха. Это нельзя признать отражением реальной жизни, которая весьма разнообразна.
Между тем, теперешний этический беспредел не так уж трудно предотвратить. Первое, что напрашивается: ввести в содержание лицензии элементарные нормы нравственности и художественного вкуса, разработать в пределах Федерального агентства печати и массовых коммуникаций механизмы контроля их соблюдения. А поскольку язык денег понятен для коммерческих изданий и вещания, установить ощутимые штрафные санкции. Кроме того, например, на Би-би-си работает более 50 комиссий и советов зрителей, чьим мнением просто невозможно пренебречь. Было бы целесообразно при наших госорганах, ведающих СМИ, создать зрительское и читательское жюри, мнение которого учитывалось бы при выдаче лицензии. Возможна и разработка этического кодекса каждого издания или вещательной компании, наличие этого кодекса и выполнение его также может быть обязательно при выдаче лицензии. Речь здесь идёт не о цензуре, а о нетерпимости к нравственной глухоте - единственной нетерпимости, которая должна не только быть признана, но и существовать в информационной среде нашей страны. Православные же СМИ могут противопоставить пороку и безнравственности свой позитивный многовековой потенциал веры и евангельской любви.
Другим распространенным явлением в СМИ, которому необходимо выработать эффективную церковную альтернативу, является коммерческая реклама. Базируясь на образном восприятии, современная реклама способствует развитию потребительского сознания, обращенного лишь на материальную сферу существования. Часто именно через рекламу идет насаждение порока, вседозволенности, безнравственности в обществе, особенно в молодежной среде. Вместе с тем известно, что образный тип восприятия на протяжении веков широко используется в церковном искусстве. Церковь может использовать этот резерв выразительных средств, для того, чтобы донести Истину о Христе до современного человека. Реклама может быть не только для целей коммерческого продвижения товаров, реклама может быть социальной, служащей продвижению национально значимых идей, укреплению в народе духовных и нравственных ценностей, библейских заповедей. Церковь способна привлечь необходимые финансовые ресурсы для реализации собственной рекламной программы. Подготовив качественный рекламный продукт, используя правовую базу реализации социальной рекламы, появится возможность выхода и на светское рекламное пространство. Кроме того, Церковь вправе обратиться к государству о содействии в размещении социальной рекламы в общественных и государственных СМИ, ибо доходы от рекламы базируются на деньгах потребителей, в том числе и верующих. Они покупают кусок мыла, зубную пасту и т.д., оплачивая при этом их рекламу, а, следовательно, и соответствующие СМИ. Вполне возможно использование позитивного зарубежного опыта направления части доходов от коммерческой рекламы на продвижение социально значимых идей, духовно-нравственных ценностей, на противодействие порокам и вредным привычкам.
Особо следует отметить развитие Интернета. На сегодняшний день влияние компьютерной сети Интернет на жизнь человека и общества вышло далеко за рамки просто современного средства массовой коммуникации и информации. Сегодня Интернет представляет собой совершенно новое пространство жизнедеятельности человека. Это пространство стремительно расширяется с каждым днём. Согласно исследованиям, число активных русскоязычных пользователей Интернета составляет около 6,5 миллионов человек.
Интернет-пространство, таким образом, является обширным полем для совместной деятельности государства, общества и Русской Православной Церкви. Благодаря относительной свободе и широте возможностей Интернета, такое взаимодействие, при минимальных инвестициях, уже на первых шагах будет иметь реальный результат.
Совместное освоение Интернет-пространства в области информации представляется одним из вариантов такого сотрудничества. Именно создание сети популярных православных Интернет-ресурсов, обеспечение широкого доступа к основам духовной традиции России и богословским образовательным ресурсам может сегодня решить общественно-полезную задачу по оздоровлению русскоязычной Интернет-среды.
Для обеспечения полноценного и наиболее продуктивного участия в процессе освоения Интернет-пространства учреждениями, входящими в систему средств массовой информации Русской Православной Церкви, представляется необходимой разработка и реализация программы «Открытое православное просвещение», с поэтапной реализацией следующих задач:
- создание Интернет-центра, координирующего реализацию и развитие Программы;
- создание Интернет-портала, который включал бы в себя информационные и научно-образовательные разделы, виртуальную библиотеку богословской и русской литературы и искусства, поисковую систему, каталог православных Интернет-ресурсов, сервис бесплатной почты, форумы, чаты и ряд соответствующих сервисов;
- разработка федеральной «карты» подключений православных СМИ к сети Интернет;
- разработка специальной Программы по профессиональной ориентации православных журналистов в Интернете и ее реализация на базе центральных изданий и вещательных компаний Русской Православной Церкви;
- создание системы дистанционного обучения курсу «Православная журналистика» и проведения научно-богословских и церковно-образовательных интерактивных семинаров и конференций.
Безусловно, без помощи и участия государства реализация ни одного из вышеперечисленных пунктов Программы, имеющих целью предоставление гражданам Российской Федерации возможности открытого доступа к православным информационным ресурсам, содействие созданию полноценной единой информационной среды и, в конечном итоге, оздоровление Рунета – в полном объёме затруднена. При этом возможно содействие государства в участии Русской Православной Церкви в соответствующих разделах Федеральной целевой программы «ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ», которая разработана на период с 2002 по 2010 годы.
Одной из острых проблем формирования целостного информационного пространства Русской Православной Церкви является отсутствие общецерковной концепции информационного служения. Образ Церкви подчас создается людьми, далекими от Церкви. Есть случаи, когда в политических или иных целях невоцерковлённому человеку средства массовой информации создают имидж церковного. Так в обществе формируется упрощенный вариант «православности», который не требует соблюдения канонов и правил церковной дисциплины, когда посты признаются излишней строгостью, богослужения – не обязательными, исповедание веры – частным делом, а жизнь по вере – не для всех. Мы не можем признать их точку зрения, потому что она не приводит к спасению, и является искажением аскетического учения Церкви. Встречаются примеры, когда позицию Православной Церкви заведомо стремятся вытеснить со страниц общественных СМИ, мнение священноначалия и представителей Церкви исказить или цинично прокомментировать. Примером служит обсуждение вопроса о введении курса «Основы православной культуры» в школьное обучение, когда возможность высказаться по этому вопросу в средствах массовой информации предоставлялась чаще противникам, чем сторонникам.
В связи с этим встаёт вопрос о путях выработки общецерковной позиции по формированию образа Церкви в СМИ, создания собственных информационных каналов, способных сделать церковную миссию независимой. Необходимо развивать сотрудничество между центральными и епархиальными изданиями, православными радио- и телепрограммами. Причем, не подавляя их творческий потенциал, не администрируя, а помогая росту профессионального мастерства, объединяя информационный потенциал православной журналистики.
Несомненно, что это потребует больших финансовых вложений, но если не сделать это сейчас, то в будущем придется вложить еще больше.
Сразу возникает вопрос о кадрах православных журналистов, работающих на всём российском информационном пространстве. Становится необходимым введение предмета православной журналистики в духовных учебных заведениях. Выпускник духовной школы должен иметь навыки работы с прессой. В государственных вузах возможно открытие отделений журналистики на теологических факультетах. Необходимо при Издательском Совете, центральных православных изданиях организовать специальные мастер-классы и обучающие семинары для сотрудников епархиальных СМИ. Мы надеемся на помощь в этом вопросе Союза журналистов России.
В заключение хочу сказать, что сегодня мы создаём основу будущей России. От средств массовой информации во многом зависит, какой будет наша Родина – великой державой, объединившей, силой веры и преданности Отечеству, на своих просторах многие народы и национальности, или слабой и разобщённой, живущей в мире бездуховности и пороков.
|