|
||
|
Потому что это - родное (Интервью с тюменским исполнителем Иваном Росой) Андрей Леонидович Анисин, к.ф.н. Глобальный мир и русская идея соборной государственности Архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний (Будько). Может ли существовать православный театр? Протоиерей Александр Cулоцкий. Семинарский театр в старину в Тобольске А.А.Тахо-Годи. Впервые о Лосеве как о православном человеке я сказала на 9-й день после его смерти Владимир Игнатьевич Курашов. Философские максимы христианина Итоговый документ первого Фестиваля православных СМИ “Вера и слово” Слово Святейшего Патриарха Сербского Павла на открытии I Фестиваля православных СМИ «Вера и слово» В Москве состоялся I Международный фестиваль православных СМИ "Вера и слово" В.М. Князев. Теологическое образование и современная культура Победители IV межрегионального конкурса-семинара «Православие и СМИ» Артур (Василий) Струков. На русской православной службе в Андалусии Современное состояние духовной культуры народов, проживающих на территории Обь-Иртышского севера Единство, разнообразие и любовь.Интервью с диаконом Андреем Кураевым Церковь и СМИ. А.Н.Крутов, главный редактор журнала "Русский дом" Быть Русской Церковью богослужебно, богословски, эмоционально. Митрополит Антоний Сурожский |
Свободный человек - это аристократ духа
Ставший известным в 90-е годы деятель отечественного постмодернизма Иван Охлобыстин стал православным священником во многом из-за небольшой поломки автомобиля на трассе Москва-Ярославль. Об этом и о многом другом он рассказывает в интервью корреспонденту "НГ-религии". - Известно, что в священный сан вас рукоположил митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Как это случилось? - Однажды меня попросили подвезти до Софрино митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира (Икима). Мой джип стоял на ремонте, поэтому я взял "Ниву" у жены. В дороге прокололось одно колесо, это произошло далеко от технической службы. У меня была "запаска", и вместе со мной митрополит катал колеса до технической службы, помогал их прокачивать. Для меня владыка Владимир был великим человеком! Я его очень почитал и считал великим писателем, а тут... такой лютый конфуз. В дороге у нас было гигантское количество времени, чтобы митрополит рассказал мне о своей жизни, а я - о своей. Он сказал мне: "Напрасно ты потерял так много времени. Ты родился священником". И хотя, по мнению многих православных иерархов, митрополит Владимир совершил безумный поступок, рукоположив меня в священнический сан, сегодня он для меня является и учителем богословия, и великим писателем, и парадоксальным историком и психологом. - В какой семье вы родились, кто ваши родители? - Я родился в семье военного хирурга. Когда мама с папой разошлись, некоторое время жил у бабушки под Малоярославцем, потом переехал в Москву. Я - дитя бетона. Моя мама - дивный человек, это отдельная песня, это "Гимн о буревестнике". Моя мама - очень ответственный и надежный человек, "пионерка - тугая коса". Кстати, если бы в 70-годы ей сказали отдать за Брежнева свою и мою жизнь, она бы, не задумываясь, сделала это. - Ваша жена тоже "пионерка - тугая коса?" - Моя Оксана - многодетная мать. К вечеру она очень устает и просто одуревает от детей. Их у нас было четверо, а только что родился пятый - дочь. Мы ее назвали Иоанной. Надо иметь гигантское терпение, чтобы выдерживать все их шалости. Бывает, что мы срываемся, кричим и даже иногда порем детей. Кстати, мы не против порки и считаем, что лучше ребенка выдрать ремнем, чем кричать на него. После этого у детей и сон здоровее, и аппетит лучше. - В некоторых семьях, не только православных, родители стали ограждать детей от телевизора и компьютера. Как вы к этому относитесь? - Компьютер - это железяка, так же, как и телевизор. Одно дело, если дети смотрят по телевизору добрый детский фильм о благородных героях, а потом начинают им подражать. Дети начинают осознавать, что хорошо, а что плохо. Другое дело, если дети смотрят такие передачи как ,"Алчность"... Там взрослые люди предают друг друга за две копейки. А прошедшая передача "За стеклом"? Бедные ребята, по сути дела, занимались порнографией, чтобы получить квартиру. Все, что мы видели на экране, - это трагедия общества... - Отец Иоанн, нужно ли в современных школах изучать Закон Божий? - Конечно, было бы неплохо, если бы начальные представления о теологии были получены ребенком еще на уровне школы. И, может быть, Закон Божий надо ввести в границах урока истории? Дети должны знать культурные ценности трех основных религий. Но я боюсь, что в связи с маленькими зарплатами учителей и общим равнодушием многие педагоги холодно отнесутся к этому важному предмету, и он может превратиться в зубрежку. - Что нового произошло в вашей жизни в последние полтора-два года? - Во-первых, я учился и много читал богословской литературы. В этом у меня большой пробел, непозволительный для священника. Потом я писал сценарий для фильма по воспоминаниям Патриарха и параллельно вел работу над фильмом "Жития святых". Снято уже три серии по 26 минут каждая. Несколько раз я ездил по личным делам в Азию. Совсем недавно меня пригласили на работу в администрацию Президента Путина, точнее, в Управление делами Президента. Жизнь была довольно насыщенная, всего сразу и не вспомнишь. - Сколько серий будет в фильме "Жития святых" и в каком жанре он сделан? - Это публицистика. В фильме есть куски из старого кино, например, из "Александра Невского". Российская история - это не только битвы и сражения. Иногда самая главная битва - это человек и его победа над самим собою. Благочестие и подвиги святых не могут быть скучными, поэтому я делаю фильм так, чтобы зритель был захвачен сюжетом. В идеале в моем фильме должно быть 365 серий, на каждый день года у нас память того или иного святого... Святая Русь - это реальное понятие. - А чем еще, кроме съемок фильма, вы сейчас занимаетесь? - Я занимаюсь программой реабилитации священнослужителей и бизнесменов в кинематографе, литературе и средствах массовой информации. В советские времена этой проблемой занимался пятый отдел КГБ. В головы людей удалось вдолбить, что священник - это "отец Федор с колбасой", который прячет за иконку накраденное золото и пистолеты... Духовенство и бизнес - это явления, без которых не может существовать ни одно нормальное общество. У нас есть немало людей, которые на своих горбах, за счет своего собственного здоровья сумели наладить свое дело. В советское время эти люди были простыми инженерами, а сейчас они стали богатыми людьми. Но стоит ли их за это осуждать? За такими людьми будущее. - Вы действительно считаете, что богатые люди могут принести пользу Церкви? Может быть, они просто хотят искупить свои грехи? - Сейчас в Церковь приходит много состоятельных людей. Они отстаивают службу, целуют руку священнику. Чем руководствуются эти господа, для меня до сих пор остается загадкой. Ясно одно, что бытующее представление о капиталистах как о завсегдатаях публичных домов и игорных заведений давно неверно. Они нашалились, обзавелись принципами и крепкими семьями. А пережитый ими на стадии первичного накопления капитала в 90-х годах риск лишил их сегодня животного страха перед смертью. В спасительном подвиге Иисуса они предпочитают видеть благородство Бога, пожертвовавшего Собой ради спасения людей, и уже потом все остальное. И это как раз является показателем качественного преобразования олигархии в аристократию. - По-вашему, все богатые люди обладают качествами аристократа? - Нет, конечно. И среди бизнесменов есть хамы. Например, Гусинский, прости меня, Господи. Сколько я ни разговаривал с этим человеком, сколько я с ним ни встречался, ни одной беседы он не проводит без мата или без глубочайшего пренебрежения ко всем окружающим его людям... - Встречались ли вы с Владимиром Путиным? И что вы думаете о наших известных политиках? - Нет, встречи с Президентом пока не было. Он нормальный мужик и, слава Богу, здоровый, что самое главное. Кстати, к Ельцину я неплохо отношусь до сих пор. Мой светский учитель Ролан Быков считал, что для переходного периода именно такой костолом, как Ельцин, и нужен был. А вот к Гайдару, который пустил по миру миллионы пенсионеров, я имею большие претензии. Я уважаю Илью Клебанова, Владимира Рушайло, которых знаю лично. С уважением отношусь к Борису Громову. Я вообще не равнодушен к военным, ведь у меня отец тоже офицер. Долг и присяга для них - это как клятва Гиппократа для врача. Таким офицерам хвала и честь. - А что вы думаете о русской национальной идее? - У каждого народа есть своя великая национальная идея. Она, как правило, одна и та же: всех победить, всех покорить и всех завоевать. А великая русская идея направлена на то, чтобы не дать реализоваться никакой другой национальной идее. Любая рациональная идея, которая находится вне духа и идет от головы, а не от сердца, приводит к катастрофе. Так уже было в истории. В России ведь "утонули" все: и Гитлер, и Наполеон... "Утонут" и другие. Если уничтожать всех и останется только один русский, он ни за что на свете не даст развиться какой-нибудь национальной идее. Все равно русский, несмотря ни на что, умудрится добраться до "красной кнопки". А вообще... это может показаться немного экзальтированно, но русскому человеку лучше всего соответствует образ духовенства. Наш народ душевный, и в этой душевности заложена наша суть. - Ходили слухи, что вы получили награду от Святейшего Патриарха. Это действительно так? - Никаких наград от Святейшего Патриарха я не имею. Владимир Путин подарил мне часы. А вот киношных наград у меня полно - штук тридцать, наверное. - Что такое, по-вашему, свобода? - Не знаю, каждый решает по-своему. Я убежденный монархист. Но я подчеркиваю - монархист разумный и без истерики. Для себя я не вижу оснований подчиняться никакому человеку, если над ним не произведен церемониал миропомазания. Не знаю, как будет в будущем выглядеть монархия. Но сам монархический принцип единства управления государством сохранялся даже в советские времена. Что Хрущев, что Брежнев - это все те же самые царьки. Единственно, их власть не была освящена Церковью. Для человека есть только одна свобода - это свобода от греха. Если человек позволяет себе быть свободным от греха, нормальным семьянином, не ворует и не убивает, позволяет себе быть традиционно ориентированным, скажем, в сексуальном плане - это и есть свобода. А все остальное - это распутство... Распутство и свобода - это разные вещи. Свобода - это воля. "Вольному - воля, смелому коня"... Свобода должна привести к самой главной свободе - свободе духа. Несвобода - это распутство, а свободный человек - это аристократ духа. | |||||||||||||
Сибирская Православная газета, 2024 г. |