|
||
|
Потому что это - родное (Интервью с тюменским исполнителем Иваном Росой) Андрей Леонидович Анисин, к.ф.н. Глобальный мир и русская идея соборной государственности Архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний (Будько). Может ли существовать православный театр? Протоиерей Александр Cулоцкий. Семинарский театр в старину в Тобольске А.А.Тахо-Годи. Впервые о Лосеве как о православном человеке я сказала на 9-й день после его смерти Владимир Игнатьевич Курашов. Философские максимы христианина Итоговый документ первого Фестиваля православных СМИ “Вера и слово” Слово Святейшего Патриарха Сербского Павла на открытии I Фестиваля православных СМИ «Вера и слово» В Москве состоялся I Международный фестиваль православных СМИ "Вера и слово" В.М. Князев. Теологическое образование и современная культура Победители IV межрегионального конкурса-семинара «Православие и СМИ» Артур (Василий) Струков. На русской православной службе в Андалусии Современное состояние духовной культуры народов, проживающих на территории Обь-Иртышского севера Единство, разнообразие и любовь.Интервью с диаконом Андреем Кураевым Церковь и СМИ. А.Н.Крутов, главный редактор журнала "Русский дом" Быть Русской Церковью богослужебно, богословски, эмоционально. Митрополит Антоний Сурожский |
Рассказы о жизни Это произошло в 1889 году с моим дедом Александром по маминой линии родства. Был он простой, добрый, но любитель выпить и побуянить в семье. Семья от этого страдала. Однажды, проснувшись, он говорит: «Я через три дня умру». Все смеются. Дед же со слезами просит у всех прощения. Весь день по хозяйству он так работал, будто торопился сделать упущенное. На второй день пошел по селу из дома в дом просить прощения у односельчан. Все недоумевали, что с ним такое. На третий день рано истопил баню, надел новую белую рубаху, внес лавку, перекрестил ее и начал молиться. Домашние его не тревожили, думали, что заболел. Собравшись за ужином, решили его позвать. Подходят к лавке, где он лежал, а он умер. Лицо светлое, с улыбкой, будто спит. Господь сподобил грешника умереть с покаянием и прощением. Его жена, Пелагея, моя бабушка, была тихая, кроткая, на редкость покорная мужу. Она терпеливо переносила все невзгоды. Не позволяла детям даже думать плохо об отце. Часто видели, как она со слезами молилась: «Господи, помоги ему бедному, немощному, родному моему». У них было десять детей, из которых выжило пять. Прожила она 105 лет. Дети вспоминали, что у нее все косточки болели от побоев, но она никому не говорила. Духовные отцы говорят, что по молитвам родных на земле Господь прощает грешнику на небе, поэтому мы молимся за всех умерших в роду. Ведь некоторые по много лет не могут пройти мытарства, особенно те, за которых не молятся. Церковная молитва перед Богом как труба гремит, поэтому мы заказываем о упокоении обедни, проскомидии, панихиды, литии, сорокоусты. Дома читаем Псалтирь за усопшего, молитвы. Моя знакомая Татьяна рассказала о том, как Господь спас ее единственную дочь от смерти. Она свою пятилетнюю дочку Оксану увезла в деревню на лето к бабушке. Рядом с домом протекала речка. Берег был песчаный и обрывистый. Оксана с двумя девочками пошли играть на берег. Но подружки заметили, что у нее нет ведерка для песочка. «Уходи, - сказали девочки, - мы с тобой играть не будем». Оксана заплакала, обиделась и ушла домой к бабушке. А в это время случился обвал берега. Девочек нашли под обвалом мертвых. Бабушка у Оксаны была верующая. Она молилась о сохранении внучки от всякого зла. Дивны дела Твои, Господи! Нужно молиться о детях, внуках. Крестить их при расставании и благословлять на добрые дела. Дети должны слушаться родителей и уважать их мнение. Нельзя спорить и ссориться в семье. Вот другой случай, который произошел в нашем роду и который заставляет нас не возноситься, а молиться. Тимофей Иванович, первый муж мамы, работал секретарем райкома партии на Правой Волге Самарской губернии. В нем были лучшие человеческие качества: любовь к людям, простота, доброта, чуткость, работоспособность, исполнительность, обязательность. Он мог с себя рубаху отдать нуждающемуся. Народ ему доверял. Выходит постановление ЦК партии о ликвидации монастырей и закрытии церквей по стране. Народ устроил крестный ход к зданию райкома с просьбой не закрывать церкви в их районе. Он обратился со слезами к людям: «Дорогие мои, я член партии, я обязан выполнить это решение ЦК». Народ со слезами ушел. Вскоре он заболел раком горла. Смерть была мученической: сопровождалась зловонием, бинтов не было, кроме всего, его мучили страшные видения чудовищ, от которых он в страхе закрывал лицо руками и кричал, чтобы его оставили в покое, нет сил. Родные плакали, предлагали ему надеть крестик, позвать священника, чтобы исповедовать грехи, покаяться в содеянном. Он отвечал, что каким был, таким и умрет. Умер без покаяния. Родные переживали, потому что Церковь не молится за тех, кто умирает вне Православия. По благословению сильного духовника иногда читают канон Паисию Великому, поемый за избавление от мук умерших без покаяния. Епископ Афанасий (Сахаров) пишет, что если посмотреть на историю последних времен, то очень много таких умерших вне Православия. Оптинский старец Лев (Наголкин) советовал в таких случаях читать молитву: «Помяни, Господи, аще возможно есть душу раба Твоего (имя), отшедшего в жизнь вечную во отступление от Святой Твоей Православной Церкви. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя». Моя мама, Евдокия, трудную жизнь прожила. Она рано лишилась отца. Осталась молодой вдовой с маленьким ребенком после первого брака. Второй брак, как она говорила, был счастливым. Василий Иванович, мой отец, москвич, родом из дворянской семьи, образованный, интеллигентный. У них родились еще двое детей, но жить не пришлось. Началась Великая Отечественная война. Он погиб, не дожив до Победы пяти месяцев. Смерть первого мужа перевернула ее взгляды на религию. Она стала верующей. Религия в то время высмеивалась и считалась уделом недалеких людей, но мама ходила в церковь, не взирая на насмешки и унижения. С помощью Божией она в среде атеистической школы воспитала нас верующими. Во время войны с ней был случай, который укрепил в нас, детях, веру. В войну зимы были суровые. Посреди зимы кончилось у нас топливо. Где взять? Отправляется она со старшей дочерью, Таисией, в лес за валежником. Набрали его много и заблудились. К вечеру поднялась пурга. Одежонка ветхая. Замерзают. Спать потянуло. Присели. Вдруг появился свет, который показывал дорогу. Встали, пошли по нему и вышли из леса. Только вышли, и свет пропал. Мне было тогда пять лет, брату один год. Плачем, ждем их, зовем, кушать хотим. Плакали - плакали да так и уснули. Утром просыпаемся, а в квартире жарко. Мама с сестрой спят. Как мы обрадовались им. Господи, слава Тебе, что в трудные моменты нашей жизни Ты всегда приходишь к нам на помощь. Теперь мы уже знаем, что у Бога надо не только просить, но и благодарить Его за помощь. Когда с нами так бывает в жизни, мы заказываем в церкви Благодарственный молебен, читаем дома благодарственные молитвы. «Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе». Часто вспоминаю своего первого пастыря из Сызрани прот. Анатолия. Он закончил Московскую духовную академию. Нас познакомила Раичка: «Вот, батюшка, Валентина, о которой я Вам рассказывала». «Давно на исповеди была? – обратился он ко мне. - Подготовьтесь к исповеди». После службы оказалось, что нам по пути возвращаться. Разговорились. Переходим мост, а внизу удивительной красоты природа. Он читает стихи Пушкина, Баратынского и спрашивает: «Кто написал? Да, какой дар дал им Господь». Перешли на тему о человеке, взаимоотношениях людей. Он начал цитировать из Шиллера, Шекспира, Достоевского. Чем больше касаемся разных тем, тем больше удивляет знаниями. Иду и думаю: «Вот тебе и «быдло» в черной рясе». Внешне он худой, в ветхом пальто. Не подумаешь, что у него такие разносторонние знания. В церкви он становился строгим. Службу вел ровно, спокойно, чинно. На исповеди все удивлялись: «Откуда он знает тайны?» Я была свидетельницей, как одна женщина подошла к нему на исповедь и вышла вся красная со словами: «Откуда он узнал, что на мне нет крестика? Проводил купить, одеть, а потом подойти». Благословил он меня ехать в Москву по одному гражданскому вопросу, а перед этим организовал встречу с юристом, говорит: «Сначала поедешь к пр. Сергию Радонежскому, а потом по назначению». Я про себя думаю: «На что поеду? Денег нет». Он достает билеты, подает их мне: «Вот тебе билеты туда и обратно». Удивлению моему не было конца. Не покидала мысль: «Что же за удивительного человека в наше время встретила, что живет заботами о других?» Была счастлива, что Господь привел меня к такому пастырю, что получала от него то, что мне было необходимо: теплоту, заботу обо мне, о детях. Где он брал силы? Господь, конечно, его укреплял. Был такой случай: на день рождения моей дочери Натальи не было у меня денег. Плакала я потихоньку от детей. Слышим голосок Раички: «Кто дома? У кого сегодня праздник? Батюшка не смог прийти, передает подарок». Конфеты в очень красивой коробке, книга Пришвина. Открываем ее, а на первой странице – большая сумма денег. Мы с Раичкой заплакали. После смерти Раички он благословил мне домик монахинь, говоря: «Такова воля матушки Анастасии». Три года сберегал домик для меня, но, видимо, воля Божия другая, то ли враг не пустил, то ли не достойна я святого места.
Приезжаю в отпуск и рассказываю о себе. Он мне говорит: «Молись Пресвятой Богородице Путеводительнице да покайся, что не выполнила обещание вернуться через три года», а сам грустный. До сих пор он в глазах моих стоит и тот домик, где начиналась моя духовная жизнь.
| |||||||||||||
Сибирская Православная газета, 2024 г. |