Великие события, которые происходят сейчас во всем мире и нашей стране, имеют свою историю. История из потаенного бытия вышла на свет Божий и требует от каждого из нас адекватного ответа, требует соучастия в глобальном мировом значимом действии истории. Я живу в прекрасной гостинице «На семи холмах», вместе со мной в этой гостинице живут эмиссары транснациональных компаний, которые в городе отстаивают юридическими методами нероссийские интересы. Говоря о глобальных событиях, нам кажется, что это где-то далеко, но они происходят здесь и сейчас.
Что мы можем противопоставить этой глобальной политике, когда мы на собственной земле можем стать пасынками и изгоями? Противопоставить этому можно только одно – силу. И наша сила в субъектности, в личных духовных качествах. Я не против глобализма, я не против единства мира, он сущностный - мы все от Адама произошли и каждый из нас является носителем родового человеческого начала. Но можем ли мы нести это родовое начало, вот вопрос. Кто является субъектом нынешних глобальных изменений, происходящих в мире? Как образовался этот субъект? Свято место пусто не бывает. Провозглашается этот субъект в истории с позиции силы. Провозглашается народ и держава, которая с позиции силы и власти устанавливает свой регламент и порядок, и я, как всякий находящийся в здравом уме, против такой формы глобализма. Мы за всеединство, но не всеединство однообразия, всеединство казармы, а за всеединство многообразия, где единство людей – это единство свободных личностей, имеющих человеческое, национальное достоинство, людей, объединенных в истине любви, в истине жизненного интереса. За такой глобализм мы должны бороться.
Нынешний глобализм казармы имеет свою идеологию, которая, в свою очередь, имеет эзотерический, религиозный характер. Ведь заявить, что некий народ или некий человек будет распоряжаться судьбами других людей значит присвоить себе функцию Бога, функцию безапелляционного судьи с позиции поддерживающей его власти. Фактически тот мировой глобализм, который существует сейчас, имеет под собой эзотерическую основу. Эта основа инфернальная, по сути, это идеология безбожия. До меня прозвучало выражение «прыжок в варварство», так вот он произошел не случайно. Эти вещи планируются, эти вещи создаются, на них тратятся огромные миллиарды долларов, чтобы создать варварское сознание безнравственности, когда все общечеловеческие ценности попираются. И утверждаются ценности «человек человеку волк».
Что можно противопоставить этому глобализму? Прежде всего, национальную культуру. Под ветром глобализма может устоять только то, что укоренено в традиции народа. Человек, не утративший исторической памяти, не утративший критериев различия добра и зла, может противостоять этому. Но сейчас, как выяснилось, укорененности в национальной культуре недостаточно. Мы имеем противника, сила которого безмерна, и здесь человек не может обойтись без Божией помощи.
В этих условиях необходимо теологическое образование. То теологическое образование, которое дает нам «броню света», как называется книга, которую я видел здесь, на прилавке, посвященную жизни Иоанна (Снычева), архиепископа Санкт-Петербургского и Ладожского. Теологическое образование – это введение традиционной культуры в духовную жизнь человека. Оно нисколько не противоречит традиционной национальной культуре, поскольку всякая национальная культура от теологического образования получает свое развитие. В теологическом образовании речь идет о духе традиции, об истине традиции, поэтому оно востребовано сейчас в нашей жизни. Теологическое образование призвано выявить истинный путь к Богу и показывать ложные пути.
Сейчас в кинотеатрах Екатеринбурга идет фильм «Страсти Христовы», и под афишей этого фильма есть подстрочник: «не рекомендуется смотреть этот фильм беременным женщинам, людям со слабой психикой» и т.д. В фильме откровенно и реалистично показаны последние дни жизни Иисуса Христа, фильм гениальный. Но не рекомендуется смотреть его всем, человек не готов к этому. Действительно, у большинства людей потребительское представление о религии. Религия и движение к Богу становятся игрой в мистику, приятным времяпровождением. Достижение вершин всемогущества и силы без личных усилий. Поэтому фильм - это соблазн для современного сознания. Увидеть подлинное предстояние человека перед Богом, увидеть, что означает быть близким Богу, служить Ему. Увидеть лик сатаны - не тот, что в «Мастере и Маргарите», симпатичный, решающий все Воланд. В фильме показаны реальные отношения Бога и сатаны, Бога и человека. Показан реальный образ Иуды. Вот и оказывается, что этот фильм нельзя смотреть современным людям – они не готовы к его восприятию. Так вот одна из задач теологического образования - вывести наше сознание из сентиментальности, из потребительского отношения к религии. Религия – это особое предстояние перед Богом, это аскеза, это требовательность к себе, это ответственность, это величайшая работа сердца и ума. Такое зрелое, мужественное отношение к религии призвано воспитать теологическое образование.
В нашем обществе идет некая эйфория от того, что новые русские повернулись к религии. Борис Ельцин и нынешний Президент посещают храм и молятся, но лично я отношусь с неким скептицизмом к этому. Храмы построят, но кто пойдет в эти храмы? Чем надо заплатить за строительство этих храмов, на какие уступки надо пойти, чтобы их получить? Поэтому вопрос возрождения истинной религиозности - это еще и вопрос искушения мира с властью. А если эта власть, как говорили, - «прыжок в варварство»? Господину Путину подали проект о введении цензуры на телевидении, а он его не подписал. Это вопрос соотношения сил. На мой взгляд, теологическое образование должно очень трезво оценивать эту ситуацию. Церковь выжила в условиях воинствующего атеизма и сейчас возрождается, но не станет ли она игрушкой в объятиях либерального капитализма? Этот вопрос мы тоже ставим перед студентами-теологами, раскрывая перед ними проблему разоблачения и показа ложности либеральной идеологии.
Теология – это истина традиционализма, утверждающая, что есть абсолютное основание для различения, что такое добро и что такое зло, что такое безобразное. Если послушать идеологов, а я много их слушал, все они, как зачарованные, говорят об одном и том же - что критерия истины не существует. В основу надо положить ошибочность человеческого сознания. Мы должны быть толерантны, и гносеологическое основание для толерантности состоит в том, что никто не знает правды. Я, как русский человек, должен остеречься заявлять о своих особых правах русского человека, потому что я не знаю правды с точки зрения мирового глобализма, поэтому я должен быть толерантным. Нет, господа, истина существует и с точки зрения истины Бог существует. Нынешние новые русские, построившие цивилизацию золотого унитаза, говорят, что Бога нет, что они сами боги. Соединенные Штаты Америки, которые сейчас творят беспрецедентный произвол, утверждают, что они богоизбранная нация.
Я своим студентам-теологам на лекции говорю, как в Евангелии от Иоанна рассказывается о том, как Никодим, книжник и фарисей, пришел к Иисусу Христу и спросил Его, почему Он не спасает свой богоизбранный народ, почему не делает его властителем над всеми народами. На что Иисус отвечает: «Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь» (Иоанн., 14,6). Истину Иоанн понимает в духе Платона. Истина есть то объективное условие, при котором мы различаем ценности жизненные и смертельные (инфернальные). У меня есть глаза и предмет моего воззрения, но для того, чтобы я увидел этот предмет, необходим свет. Бог – это свет, Он показывает и все освящает в ясном свете. Предательство он показывает как предательство, например, Горбачев – предатель и т.д. Это ясно.
И люди, которые говорят, что патриотизм есть последнее прибежище негодяев, сами являются негодяями, ибо они извращают суть вещей. В свете Бога все становится очевидно. Когда иудеи обвиняют Иисуса на суде в богохульстве, он говорит о том, что всегда учил явно, не учил тайно, выступал публично в синагогах: «Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18,23). Вот противопоставление аргумента силы первосвященника и аргумента света Истины. Далее Иисус говорит о том, что тот, кто делает добрые дела, выходит на свет, потому что ему нечего скрывать, он убежден в своей правоте.
Я тоже убежден в своей правоте и считаю, что все происходящее в России - это преступление. К сожалению, люди думают, что Бога нет, они не думают о том, что за все будет воздаяние, люди живут без страха Божьего. Как говорил Экклезиаст: «Делай все, что угодно, но помни, за все, что ты сделал, будешь отвечать перед Богом».
Как писал А.С. Фанарин, имя которого сегодня уже не раз упоминалось, нынешняя ситуация в XXI веке – это ситуация стратегической нестабильности. Причина этой нестабильности в безбожии и беспределе элиты, называйте их хоть их новыми русскими, хоть новыми американцами, которые рядятся в тогу святости и благотворительности. Это они беспредельщики, это они присвоили и монополизировали функции Бога. А с другой стороны - полная пассивность народа. Народ говорит: «Мы люди маленькие, ничего не можем сделать», но это не так. Один наступает, другой наступает, а самое главное - если мы понимаем этот свет, если мы вещи называем своими именами, то будут происходить изменения.
Я заканчиваю словами Аристотеля, он говорил о метафизике: «Самая бесполезная вещь с точки зрения жизненной практики - это метафизика, но лучше ее нет, ибо она причастна Богу». Теологическое образование причастно Богу, оно нам жизненно необходимо, лучше него нет.
|