Сибирская православная газета
  • О. Алексий Сидоренко
  • Анисин.А.Л.
  • Бакулин М.Ю.
  • Богомяков В.Г.
  • Дурыгин Д.Н.
  • Тихонов В.Е.
  • Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Бакулин Мирослав Юрьевич. Звонок с того света

  • Бакулин Мирослав Юрьевич. Где кончается христианство

  • Бакулин Мирослав Юрьевич. О духовном театре "Путник"

  • Господь рождается, славьте! Часть 2

  • Сын Божий рождается, славьте!

  • Дед мороз? Нет, Никола Угодник!

  • Разговор Василия Лукича и Ивана Абрамовича об образовании

  • Разговор Василия Лукича и Ивана Абрамовича о страдании

  • Повседневность чуда

  • Пасха должна быть в каждом нашем дыхании

  • Прорыв человеческий

  • Паломничество в музей

  • Смерть и ее уроки

  • Что нам навязывают?

  • Чудовища в ящике (Корпорация монстров)

  • Про ад и смерть

  • Подпирать государство там, где оно падает

  • Русские намеки к феноменологии русской сказки

  • Энциклопедия одного христианина.Избранные наставления из апостольских посланий (выпуск 3)

  • Энциклопедия православного христианина (выпуск 2)

  • Энциклопедия одного христианина

  • Про Васю Курицу

  • Как я к иеговистам ходил

  • Электорнные страницы

  • Школа

  • Христианский материализм

  • Тимофей Кузин

  • Счастье - это соучастие

  • Сретенье Господне

  • Слепец у ямы

  • св.Кирилл и Мефодий

  • Разговор об унынии

  • Про тамогочи

  • Про Бивиса и Батхеда

  • Побег к Богу

  • Он - в гуще жизни

  • О абортах

  • О любви

  • О кукле Барби

  • О дневниках

  • Крещение в Тюмени 2000

  • Калаверас

  • Динарий Кессаря

  • Всероссийский запой и проблема календарей

  • Верните нам нашу историю...

  • Вербное воскресенье

  • В Москву на поклон к Владимирской

  • Быть собой

  • Богоявление в Тобольске

  • Сладкая смерть, Или сахарные черепа в праздник Калаверас

         В продаже появились конфетки чупа-чупс в виде черепов. И все-таки планета Земля - на редкость маленький дом. Когда ты живешь в Тюмени и тебе попадается в руки чупа-чупс в форме черепа, не стоит смотреть на страну-производитель этой диковинки. Наверняка - Мексика. Дело в том, что концепции политкорректности и "New Age" - новое язычество захватывают все больше и больше бытовую сторону нашей жизни. И именно отсутствие религиозного и культурного воспитания позволяет процветать окружающей нас слепой всеядности. Нас ничем не удивишь. А тем не менее нет ни одного бытового предмета, который не был бы пронизан глубинными религиозными смыслами. Например, галстук - это бывшая удавка висельника, которую носили неофиты, посвящаемые в тайные масонские ордена, символизируя тем самым смерть в одном и рождение в другом качестве. Человеку свойственно эстетизировать все окружающее, и скоро пенька на шее сменяется шелком и атласом. Сейчас мы слабо помним жертвенную сущность галстука, но одеваем его в официозной среде, требующей от нас лояльности и законопослушности. Лишь жена, отправляющая мужа на работу, шутливо чрезмерно затягивает на супруге жертвенный узелок, слегка придушая его. А серьги в ушах значили рабскую принадлежность кому-то: "Пусть господин его приведет его перед богов ( т.е. пред судьями) и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и останется рабом его вечно" (Исход 21, 6). Теперь и этот символ рабства стал украшением. Что же значит сахарный череп?
         Перенесемся в Мексику, в октябрь месяц, когда кончается сельскохозяйственный сезон, наступает время пожинать плоды своих трудов и славить плодородие земли. Пора готовиться и к карнавалу мертвых - самому важному и любимому из мексиканских праздников. Его предвестники появляются на городских улицах 1 и 2 ноября (праздник Всех Святых и День поминовения усопших). Владельцы магазинов выставляют в витринах игрушечные скелеты, булочники продают традиционный "хлеб мертвых", украшенный берцовыми костями из муки и яиц. Повсюду можно купить игрушки, сладости и лакомства в виде загробной символики.
         В приложениях к газетам публикуются так называемые калаверас (черепа) - стихи с иллюстрациями, на которых известные общественные деятели изображаются усопшими или на том свете. Традиция сочинять и петь такие куплеты, представляющие собой либо карикатуру на политиков, либо комментарии на злобу дня, возникла еще в конце XIX в.
         Дети тоже принимают участие в празднестве. Они бегают по улицам, выпрашивая у взрослых деньги "на черепушку", и показывают вещицы, сделанные своими руками: обычно это либо искусно склеенный картонный гробик, из которого выскакивает пляшущий скелет, либо выдолбленная тыква с отверстиями в виде глаз, носа и большого зубастого рта, внутрь которой вставляют зажженную свечу. Другие придумывают страшные истории об обитателях загробного мира и, надевая страшные маски, пугают на улицах прохожих.
         Разнообразные игрушки с загробной символикой могут напугать кого угодно. Это калакас - прыгающие и пляшущие скелеты из глины и проволоки; скалящие зубы черепа; веселые наездники на остовах лошадей; игральные автоматы, в которых рукояткой приводятся в движение скелеты - акробаты, боксеры; тиликас - трясущиеся смешные скелетики без хребта. Многие молодые люди покупают эти игрушки в подарок возлюбленным. Другие предпочитают сахарные или шоколадные черепа с выведенными на лбу именами любимых: кондитеры делают их специально к этому празднику.
         Программа праздника чрезвычайно обширна. В больших городах устраивают выставки, посвященные культу смерти в доколумбовой Америке, в театрах идут "Калаверас де Посадас" или традиционная пьеса "Дон Хуан Тенорио" испанского писателя-романтика Хосе Соррилья-и-Мораль. В ночь на 2 ноября в городке Михкуик, неподалеку от Мехико, проходит конкурс деревянных или картонных игрушек-скелетов с подписями на злобу дня.
         В это время на улицах городов устраивают карнавалы, в деревнях организуют всевозможные соревнования; люди танцуют, объедаются и напиваются допьяна, всем своим видом показывая, что жизнь для них "не стоит ни гроша", тем самым бросая вызов смерти. Иной раз праздник принимает трагический оборот: стоит кому-нибудь среди шума и алкогольных паров припомнить старые обиды, как вспыхивает драка и один-два человека неожиданно оказываются в царстве мертвых.
         Но вся эта смесь торжества и коммерции на улицах - лишь фон для более сокровенных ритуалов культа мертвых. Основной смысл праздника повсюду один и тот же: живые ждут в гости мертвых и готовятся их встретить.
    В ожидании гостей
         1 ноября, в день анхелитос (ангелочков), "множество детских душ летит над полями, как будто их только что отпустили с уроков". Они проводят в родных домах целые сутки и покидают их на следующий день, когда на смену им являются души взрослых. В течение этих двух дней двери домов держат постоянно открытыми и гостеприимно впускают всех, кто пожелает: ведь "души любят приходить туда, где шумит праздник".
         Представим себе на минутку, что мы оказались свидетелями праздничной церемонии в захолустном мексиканском городке... Вот густая толпа женщин всех возрастов идет по булыжным мостовым. У некоторых за спиной завернутые в черные ребосос (шали) младенцы. Впереди вслед за оркестром, тихонько подпевая, шагают мужчины, а дети радостно носятся с одного конца процессии на другой. На кладбище все расходятся к могилам родственников, украшенным венками из ноготков и десятками горящих свечей. Вся сцена окутана мерцающим облаком благовоний, в котором смешаны запахи смолы, ладана и цветов.
         В полночь раздается звон церковного колокола, возвещающий пробуждение мертвых. В ту же минуту с треском взлетают ракеты и начинает играть оркестр. К этому приветственному гимну присоединяются все присутствующие.
         Наконец, живые, сопровождаемые душами мертвых, расходятся по домам. А чтобы души не сбились с дороги, путь от порога до главной комнаты в доме устилают лепестками цветов. В самой укромной нише, украшенной венками из ноготков, устраивают алтарь и ставят на него все, что нужно после путешествия: стакан воды, аппетитные блюда вроде моле (индейка со специями), шоколад, атоле (напиток из кукурузной муки), "хлеб мертвых", крепкие напитки (бренди, текила, мескаль или пульке), сигары, игральные карты, а также сладости, приготовленные из тыквы и сладкого картофеля. В доме пахнет ладаном и горящими свечами, всю ночь освещающими изображения святых и фотографии умерших.
         Говорят, о приближении душ мертвых легко догадаться: "пламя свечей начинает сильно колебаться", а пища "совершенно теряет вкус". Тогда семья просит гостей из загробного мира остаться подольше и разделить с ними трапезу, "как в добрые старые времена".
    Возрождение индейских мифов
         Слово "фиеста" объединяет множество обрядов и празднеств, уходящих корнями как в мексиканскую, так и в испанскую культуру. Все связанные с ними мифы пытаются дать ответ на один и тот же вопрос: откуда мы и куда уйдем?
         Для народов доколумбовой Америки жизнь и смерть были как бы двумя сторонами одной медали. Умершие просто переходили в иное измерение, где с помощью богов возрождались к новой жизни. Таков смысл мифов о цикле пяти Солнц и о Кецалькоатле, который осмелился бросить вызов ацтекскому богу смерти, чтобы найти в подземном мире Миктлан кости для создания новых людей. Будучи сам чьим-то созданием, человек в свою очередь стал творцом, даруя жизнь богам и возобновляя круговращение космоса.
         После того как испанцы в 1521 г. захватили Теночтитлан, католическая церковь начала обращать индейцев в свою веру, вытесняя языческие обряды и мифы. Она учила, что человек создан для поклонения Богу и его загробная жизнь зависит от того, насколько успешно он выполнил эту задачу и насколько его поведение соответствовало требованиям церкви. Одним словом, все его деяния подлежат суду.
         Итак, потомки европейских завоевателей насаждали на континенте христианство, а тем временем у индейцев и метисов возникла новая религия, результат синкретизма. В ее основе лежали две мифологии, объединенные под эгидой могущественного божества - Гуадалупской Пресвятой Девы, повелительницы Мексики и всей Америки. Исконные обычаи индейцев попали под запрет, их хранили, скрывая от посторонних глаз.
         В XIX-XX вв. ситуация резко изменилась. После Мексиканской революции 1900-1917 гг. индейская культура была объявлена "национальным достоянием". Началось возрождение индейской мифологии. Теперь в подготовке и проведении карнавала мертвых принимает участие правительство страны.
    Калаверас в Сибири
         Дикие мексиканцы, скажете вы. Новые дикие варвары, неспособные различить христианское от языческого. Так почему черепо-чупсы появились у нас? Ответ на это вы сможете найти на любом кладбище, где могилки и по сей день украшены стопками с водкой и "ритуальными" конфетками и булочками, оставленными для покойников. Посмотрите на большинство похорон. В гробе с покойником лежат деньги, чтоб "откупил себе землю на том свете". На поминках заливают память об усопшем водкой, что является страшным кощунством. Сколько раз говорено, нельзя пить вино на похоронах. Все равно пьют. Из какого-то священного ужаса запрещают что-либо делать на похоронах родственникам усопшего, тогда как Церковь освобождает родню от работы, чтобы те могли молиться за умершего, читать о нем Псалтирь. Так кто же истинный варвар? Ведь у мексиканцев не было 1000 лет Православия, их вот крестили-то по историческим меркам недавно. Их язычество если не оправдать, то хоть понять можно. А наше варварство, наша неразборчивость - преступны. Воистину эти сладкие черепки - реальный показатель того, что Россия - это страна оккультизма и язычества. При подавляющем большинстве населения, крещенного в Православной Церкви, сколько процентов постится, ходит по воскресеньям в храм Божий? А сколько будет пьянствовать в языческий Новый год по католическому календарю в благословленный правительством всенародный запой с 28 декабря по 12 января? Все это шито белыми нитками, государству выгодно тупое, малограмотное население, которому можно пудрить мозги пиарами. Даже выборы у нас поставлены к пьяной дате: до 12 января все гуляют, потом новый год по старому календарю; а наутро с похмелья - идти на выборы губернатора Тюменской области. Вот это и есть настоящий Калаверас в Сибири. Когда пьяному и море по колено и смерть не страшна. В этот Калаверас в стране меняется власть, умирают от запоя, разрушаются семьи. Мертвецки пьяная, Россия всему миру показываем, что смерть ей не страшна. Даже если все вокруг будет напоминать об аде, о смерти о втором Страшном Христовом Пришествии, не откажутся от греха. Как и допотопные люди предпочли умереть, но не расставаться со грехом. Как сказано: "И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.(Лк. 17, 26-30) Даже если кругом будет один образ смерти: черепа и кости, кровь и трупы, все бесполезно. Вспомните, когда богач из ада вопиет к Аврааму, что если бы кто из мертвых к людямпришел, то покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк. 16, 30-31).
         Далекая страна Мексика, а проблемы-то похожие. Вот он - смех на палочке, вот она смерть на палочке. Заглянем в соседний ларек. Какую-то диковинку нам приготовили братья-язычники?

    Бакулин М.Ю.


    ИСКОМОЕ.ru
    православная
    поисковая
    система
    Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
    Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
    Современные сказки Религия и СМИ

    Официальный сайт Тобольской митрополии

    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

    Православный Сибирячок

    Сибирская Православная газета 2018 г.