Сибирская православная газета
  • О. Алексий Сидоренко
  • Анисин.А.Л.
  • Бакулин М.Ю.
  • Богомяков В.Г.
  • Дурыгин Д.Н.
  • Тихонов В.Е.
  • Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Бакулин Мирослав Юрьевич. Звонок с того света

  • Бакулин Мирослав Юрьевич. Где кончается христианство

  • Бакулин Мирослав Юрьевич. О духовном театре "Путник"

  • Господь рождается, славьте! Часть 2

  • Сын Божий рождается, славьте!

  • Дед мороз? Нет, Никола Угодник!

  • Разговор Василия Лукича и Ивана Абрамовича об образовании

  • Разговор Василия Лукича и Ивана Абрамовича о страдании

  • Повседневность чуда

  • Пасха должна быть в каждом нашем дыхании

  • Прорыв человеческий

  • Паломничество в музей

  • Смерть и ее уроки

  • Что нам навязывают?

  • Чудовища в ящике (Корпорация монстров)

  • Про ад и смерть

  • Подпирать государство там, где оно падает

  • Русские намеки к феноменологии русской сказки

  • Энциклопедия одного христианина.Избранные наставления из апостольских посланий (выпуск 3)

  • Энциклопедия православного христианина (выпуск 2)

  • Энциклопедия одного христианина

  • Про Васю Курицу

  • Как я к иеговистам ходил

  • Электорнные страницы

  • Школа

  • Христианский материализм

  • Тимофей Кузин

  • Счастье - это соучастие

  • Сретенье Господне

  • Слепец у ямы

  • св.Кирилл и Мефодий

  • Разговор об унынии

  • Про тамогочи

  • Про Бивиса и Батхеда

  • Побег к Богу

  • Он - в гуще жизни

  • О абортах

  • О любви

  • О кукле Барби

  • О дневниках

  • Крещение в Тюмени 2000

  • Калаверас

  • Динарий Кессаря

  • Всероссийский запой и проблема календарей

  • Верните нам нашу историю...

  • Вербное воскресенье

  • В Москву на поклон к Владимирской

  • Быть собой

  • Богоявление в Тобольске

  • Вербное воскресенье
        
    Икона "Вход Господень в Иерусалим".
         Вход Господень в Иерусалим - это один из основных, двунадесятых праздников Православной Церкви, называемый в народе Вербным Воскресеньем, и проходит он в последнее воскресенье перед Страстной Седьмицей. Люди в этот день с утра тянутся в храм, где после Литургии батюшка будет освящать святою водой веточки вербы (вички), русского весеннего первоцвета, заменяющего традиционные пальмовые ветви. Веточками этими, бережно хранимыми весь год, православные освящали и свое жилище и больную скотинку. Икона этого праздника входит в праздничный ярус традиционного пятиярусного иконостаса православного храма.
         В день этот, день ветхозаветной пасхи, пришел час прославиться Сыну Человеческому , но прославление Его будет через смерть. Вместе с учениками Своими Христос въезжает в Иерусалим на осленке, и иудеи встречают его как царя, они восклицают: "Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!". Слово это "осанна" означает "спасение", употреблялось оно как восклицание, выражающее радость в торжественных случаях; "осанна в вышних" означает желание, чтобы крики радости были услышаны и на небесах. Теперь люди, руководимые Духом, вопиют к небесам, уподобляясь Ангелам, которые именно этими словами радостно возвещали Рождество Христово "Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение" (Лук. 2:14).
         Вход Господень в Иерусалим исполнен такой славы но и СТРАШНОГО НЕДОРАЗУМЕНИЯ: ожидают освобождения от политического гнета и когда окажется , что Спаситель пришел освободить людей от греха, отсутствия любви, от
    ненависти - отвернутся с горечью и разочарованием. "Осанна" обернется "Распни!" Икона приглашает предстоящего ей найти СВОЕ место в сумраке Страстной Седьмицы. Дети на дереве - это прообраз Христа восходящего на крестное древо. Люди, выходящие ему на встречу - прообраз тех, кто выйдет увлечь Его на смерть. На иконе справа - большой город и маленькая кучка апостолов - слева. Они изображены, как нечто единое, целостное, как "малое стадо" будущей Церкви. А сейчас их единит страх исполнения слов Учителя о грядущих Страстях и Воскресении.(Лишь один апостол Фома сказал тогда бесстрашно:" Пойдем и мы умрем с Ним!"(Ин.11:16))
         Вступание в Иерусалим - прообраз кеносиса (самоумаления) Божия, вхождение Его в Страсти. Восполнение всегдашнего Его изгнанничества. Скала позади Христа на осленке - разверстая так же, как и на иконе Крещения - предвестие Голгофы, которой еще предстоит быть разверзнутой.
    МЛАДЕНЦЫ.
         Икона наполнена младенцами: вон там ребятишки залезли на дерево, а вот другие радуются и машут ветками. Славен Господь, что "утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам (Мф.11:25).
         Младенчики восклицают "Осанна в вышних!" - может быть необычно для младенцев восклицать, но разве обычный это день? Помните:"пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им , ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия как дитя, тот не войдет в него" (Мр.10:14). Мы будем народом детей - и значит, пророков, нищих - и значит, царей, народом милосердия , и значит - веселия, народом убиваемым, и значит - прославленным, народом молитвы, света, хвалы - Его народом. Но внизу на иконе - двое опечаленных малышей: один достает занозу из ноги другому: дорога в Иерусалим, устланная цветами и ветвями на самом деле усыпана гвоздями и терниями , готовыми пройти руки и ноги. Да, сегодня путь Его весь усыпан цветами, но за каждым цветком - шипы, как гвозди, которые могут пробить руки и ноги.
         Обратите внимание на толпу у города, а в ней - на человека в зеленом плаще, закрывающего рот вопиющему младенчику. "И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют"(Лук.19:39). Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали:"из уст младенцев и грудных детей Ты устроишь хвалу"?(Мф.21:15, Псал.8,3) Блаженный Феофилакт Болгарский:" Если же, как сказал другой евангелист (Матф.21:15), и дети взывали:"осанна Сыну Давидову", то и они могут означать тот же самый новый народ, который, веруя в Иисуса, явившегося плотию от семени Давидова, воссылал славу Богу, по написанному:"поколение грядущее восхвалит Господа"(Псал.101:19). - Говоря, что все множество учеников хвалило Бога, Лука (гл.19) называет"учениками" всех вообще последователей Иисуса, не двенадцать только и не семьдесят, но весь народ, который, или нуждаясь в чудесах, или по временам увлекаясь учением, следовал за Иисусом. В том числе естественно замечались и дети, как передают и прочие евангелисты (Матф.21:15). Движимые Богом, дети исповедуют Иисуса Царем, грядущим "во имя Господне", то есть Богом, и говорят:" мир на небесах". Иначе: прежняя вражда, которую мы имели с Богом, прекращена. Ибо не было на земле Царя-Бога. А теперь, когда Бог грядет по земле, поистине мир на небеси, и посему "слава в вышних", так как ангелы прославляют то единодушие и примирение, которое даровал нам едущий на осле Царь и Бог. Ибо то самое, что на земле является истинный Бог и ходит в нашей стране, стране врагов Своих, показывает, что между Им и нами заключено примирение.
         Фарисеи роптали на то, что народ называл Иисуса Царем и восхвалял Его как Бога; ибо (по их мнению) торжественное усвоение Ему имени Царя было знаком возмущения и хулы на Господа< за "богохульство" позже и осуждаем Спаситель на распятие>. Но Иисус говорит: "если умолкнут, камни возопиют". Или: люди говорят сие не из угождения Мне, но произносят это славословие, потому что их убеждают к сему и побуждают все те знамения и силы, какие они видели.
    ИЕРУСАЛИМ.
         Почему на иконе Христос отвернулся от Иерусалима? Спускаясь с горы Елеонской, Спаситель прозревает Иерусалим уже разрушенным, окруженным, а жителей его избиенными, уводимыми в плен. (Лук.19:41) И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: О,если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит миру твоему! но это ныне сокрыто от глаз твоих ; ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отвсюду. И разорят тебя и побъют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего". 36 лет спустя пророчество это исполнилось: Иерусалим был осажден и разрушен римскими войсками, погибло более миллиона людей. Этот город отныне станет средоточием разрушения и войны: варвары, мусульмане, крестоносцы, снова муслимы и далее - война, и не видно ей конца и поныне.
         Блаженный Феофилакт Болгарский толкует:" Господь, как человеколюбивый, плачет о городе; ибо не желая погибели жителей онаго за дерзкий против Него поступок. Итак, плачем Он обнаруживает сострадательное сердце. А что Он жалел их и не только прежде распятия, но и после распятия, жаждал их обращения, это видно из того, что Он предал их римлянам спустя столько лет, ибо протекло тридцать пять лет. Без сомнения, Он отлагал наказание не по другому чему, как по сильному желанию их обращения. Итак, Он плачет о бесчувственности Иерусалима и говорит:" о если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему". То есть, о если бы ты хотя ныне узнал, что служит твоей пользе и ведет к миру и спокойствию, именно - что нужно уверовать в Меня и удалиться от злого умысла против Меня! А теперь сокрыто от очей твоих то, что на тебя придут нестерпимые бедствия за твое отвержение Меня и что ты потерпишь вот то и то за то, что не уразумел времени "посещения" своего, то есть Моего явления, когда Я пришел посетить тебя и спасти. Итак, тебе должно было узнать, что служит к твоему благосостоянию, то есть уверовать в Меня, и ты был бы безопасен со стороны римлян и свободен от всякого повреждения. Ибо все уверовавшие во Христа остались свободными от плена, так что если бы все уверовали, то никто и не попался бы в плен".(С.206)
         Христос отвернулся - он оплакивает Иерусалим, не принявший Его как Сына Божия:"Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете "благословен Грядый во имя Господне!" (Мф.23:37)
         Время пришло: Своим Входом Господь показывает окончание ветхозаветной пасхи. Он - новозаветнай Агнец, новозаветная Пасха.
    СМОКОВНИЦА.
         Народ иудейский не принявший Христа как сына Божия символизирует также та самая смоковница, на которорую на иконе забрались, приветствующие Спасителя дети. Вспомним евангельскую притчу о бесплодной смоковнице, которая наглядно изображает веру избранного народа, бесплодную покаянием. Спаситель подходит к смоковнице, листвой своей резко выделяющейся среди других деревьев, еще нагих весною. Между смоковниц Палестины есть разновидность, сохраняющая до весны как листья, так и поздно поспевающие плоды. Евангелист Марк хотя и го- ворит , что время поспевания плодов еще не настало, но смоковница, которую увидел Иисус, была покрыта листьями, внешний вид предпола- гал,что на ней могут быть плоды : (Мр.11:13) И, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями пошел: не найдет ли чего на ней; но, пришедши к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не было время собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода во-век! И слышали то ученики Его. И смоковница тотчас засохла."(Листья - добрые дела, но "не обрящем бо дел отнюдь оправдающих нас: но та ВЕРА да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя" (8-я утр. молитва)) Время сбирания плодов - Суд Страшный: на народе иудейском в Божьем винограднике исполняется реченное Иоанном Предтечей - древо не приносящее доброго плода срубают и бросают в огонь.(Мф.3:10))
         Господь входит в Иерусалим, чтобы очистить храм Свой: "И вошед во храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих, говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников(Исайя 56:7, Иерем.7:11) И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, и не находили, что бы сделать с Ним, потому что весь народ неотступно слушал Его".(Лук.19:46-48).
         Приближающаяся Пасха - это весна Господня, и поздняя зелень смоковницы, это то следование закону, которым служил Богу народ Израилев. Но Господь не жертвы хочет, но милости. И единственное, что может дать Богу народ Его в этот праздничный день - лишь несколько детских сердец, в чистоте своей способных узреть в путнике, спускающемся с горы на ослике - Самого Бога. Дети, в простоте радости своей залезшие на древо, показывают ту глубину Любви, Которая возведет Сына Человеческого на древо крестное.
    ОСЛЕНОК.
         Икона показывает нам исполнение пророчеств: Господь входит в Иерусалим, как Мессия. Людям нужно только принять Его, но не как политического лидера, а как Искупителя грехов. Они же видят лишь скромного всадника, спускающегося с горы. А ведь сбылось реченное через пророка за 400 с лишним лет (Захария 9:9) "Ликуй от радости дщерь Сиона! торжествуй, дщерь Иерусалима! се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий,кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной".
         Стоит отметить, что осел - домашнее животное, весьма часто поминаемое в Священном Писании (Быт.22:3,Числ.22:21), составлял предмет богатства у иудеев. У Иова было 500 ослиц (Иов 1:3). На ослицах белого цвета, во времена Судей, ездили преимущественно люди почетные (Суд.5:10). Ослы оставались в употреблении у Израильтян и после того, как были введены в употребление Соломоном лошади, даже до плена Вавилонского и после. Слова книги Бытия (49:11):"Он привязывает к виноградной лозе осленка своего, и к лозе лучшего винограда своего сына ослицы своей", указывают на непрестающее плодородие и обилие в колене Иудовом. Запрещение в книге Второзакония (22:10) "не пахать на воле и на осле вместе" символически означало отделение Иудеев от окружающих народов.
         Т.о. осленок на иконе - еще один символ народа Иудейского. Спаситель, сидя на осленке, указывает десницей на свиток Завета - это образ Сеятеля. Сеяли иудеи (Ис.32:20 "блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла") перебросив дыроватый мешок с семенами через спину осла, и зерно падало в землю, а при переводе с одной пашни на другую - и на камни и в терние (Мф.13:3). То, как Господь забирает осленка - символ того, что благодать Божия оставляет народ Израиля "и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их" (Мф.21:3). Увести осла у сироты: ((Иов 24:3) "У сирот водят осла, у вдовы берут в залог вола") означало бы все равно то же, что и отнять последнюю корову у бедняка в наше время. Тем более, что осел привязан к своему хозяну подобно собаке. Уведенный осел - это знак отнимаемого у иудеев первородства: сыновство передается народам языческим.
         А вот как толкует это место Писания блаженный Феофилакт Болгарский: "Господь садится на осленка для двух, в одно и то же время, целей: во-первых, чтоб исполнить пророчество, глаголющее: се Царь твой грядет, всед на осла подъяремника(Зах.9:9); а во-вторых, дабы образно дать нам знать, что Он покорит Себе новый, неочищенный и необузданнный народ язычников. Судя по расстоянию пути, Господь, без сомнения, не нуждался в подъяремнике. Ибо, обошед пешком всю Галилею и Иудею, как Он возъимел нужду в осленке на переходе из Вифании в Иерусалим, где расстояние, как всем известно, незначительное? Итак, Он делает это, как я сказал, с таинственным смыслом. Осленок был привязан и имел много хозяев, но посланными, то есть "апостолами", отвязывается. Это имеет такой смысл: Вифания, по толкованию, означает "дом послушания", а Виффагия - "дом челюстей", место приличное священникам. Ибо священникам давались челюсти, как предписано в законе (Второз.18:3). Челюстями обозначается учительское слово, которое растирают и утончают душевныя челюсти. Итак, где дом учительского слова и покорности сему слову, туда посылаются ученики Господа и разрешают людей, связанных греховными сетями и многими житейскими заботами, и из рабов многих господ и богов делают их почитателями одного Господа Иисуса и одного Бога Отца. А где нет ни дома послушания, ни слово учительское не принимается, там ничего подобного не бывает, и осленок не отвязывается. Посланных "двое". Сим означается, что приведению язычников ко Христу и покорности Ему служат два чина, пророки и апостолы. Приводят осленка из некоторого "селения" (деревни), дабы мы знали, что народ языческий был в большой простоте и невежестве. Ибо он никогда не подчинялся ни Моисееву учению, ни пророческому, но он был необученный осленок".
         В изображении осленка, несущего Спасителя, на праздничной иконе есть любопытная деталь: задние копыта его как-бы зависли в воздухе. Они нарисованы на фоне одежд Апостолов, и это бросается в глаза. Господь не просто спускается с горы Елеонской, Он спускается с Небес, эта графическая неправильность, неправдоподобность говорит нам о встрече Бога и человека. Этот зазор между землей и задними копытами осленка продолжает смысл постилания одежд под ноги осленка.
         ПОСТИЛАНИЕ ОДЕЖД, говорят святые отцы, кажется то означает, что достойные воспевать Иисуса, совлекаясь ветхого человека, подстилают и подчиняют его Иисусу, дабы наступив на него <на "кожанные ризы">, освятил его и дабы плоть не восставала против духа, так чтобы и сами они могли сказать : повинухся Господеви и умолих Его (Псал.36:7)
    ГОРА ЕЛЕОНСКАЯ (Масличная).
         Гора Елеонская - символ порога, открывает нам важные антропологические акции: входа, вхождения в некое пространство и, напротив, исхода, выхода, ухода."Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и во век" (Пс.120:8). "Какая-то особая значимость сокрыта в словах человека, который, войдя в дом, был чем-то озадачен и говорит: "Подождите, я только-только вошел в дом",-замечает отец Борис Нечипоров- "В христианском календаре есть по крайней мере два праздника, которые обозначают это особое деяние: Вход Господень в Иерусалим и Введение Божией Матери во храм (начало Страстей и посвящение Девы Марии Богу)".
         Дойдя до горы Елеонской, скрывавшей от путников священный город, Иисус остановился; остановилась, конечно, и вся сопровождавшая Его толпа. Здесь Он посылает за осленком. Знаменательно означен в ветхозаветной культуре ПОРОГ. У пророка Софония (Соф.1:9) есть слова :"Посещу в тот день всех, которые перепрыгивают через порог, которые дом Господа своего наполняют насилием и обманом". Выражение "перепрыгивать через порог" понимается как дерзость, отсутствие благоговения перед святыней Храма. Известен обычай у древних филистимлян - не наступать на порог. Этот обычай вошел в употребление после того, как на порог идольского капища упала статуя Дагона в присутствии израильского Ковчега Господня. Этот обычай был усвоен и иудеями во времена царствования Манасии. Вообще, порог - это предел, черта, которую нужно преступить, чтобы войти в новое пространство (здесь - преодолеть ветхий закон). Существует обычай не здороваться через порог, так как порог как бы разделяет сферы.
         Смотри, Господь останавливается на пороге Страстей. Преддверие Пасхи уподобляется ветхозаветному образу окровавленной двери, ограждающей карающую силу Божию. У иудеев Пасха праздновалась в память освобождения их из Египта и избавления первенца от смерти. Смерть, согласно 13 главе книги Исхода, миновала тех ("прошла мимо", что и означает слово "Пасха" - от евр. passah -"переходить"), кто принес в жертву агнца и окропил его кровью косяки и перекладины дверей. "Потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает" (Лев.17:11). Образ кроваво-красных дверей - емкий символ спасения. Великий переход иудеев из царства рабства на землю обетованную в богослужебеном контексте означает не что иное, как утрату и обретение человеком Рая, переход из грешного мира в Царство Отца. (Ин.13:11)
         В пророчестве Иезекиилевом именно порог или ворота храма служили местом ожидания херувимами облака Славы Божией :"и стали у входа в восточные врата Дома Господня и Слава Бога Израилева вверху над ними".(Иез.10:19), " и отошла Слава Господня от порога Дома и стала под херувимами"(Иез.10:18). Вообще видение пророком Иезекиилем Славы Божией, которая, согласно ему, и есть Господь Бог, почти всегда происходило у ворот храма или города:" и поднял меня Дух и привел меня к восточным воротам Дома Господня, которые обращены к востоку"(11:1) Гора Елеонская (Масличная) - это как раз восточные врата Иерусалима! "И слава Господа вошла в храм путем ворот, обращенных к востоку".(47:7) Порог храма - как его начало и граница вследствие вхождения в него Бога - не должен был попираться ногой человеческой.Еще и поэтому Гоподь не входит, но в ъ е з ж а е т в Иерусалим, не попирая порога человеческой ногой.
         Въезжая через восточные врата Иерусалима, Спаситель как бы образно вступает из алтаря в храм, но Он вступает и как Творец всей Вселенной на одну маленькую, уготованную Его Славе и Страданиям планету, свершается космическая встреча людей и Бога. Все столицы мира и маленький Иерусалим как бесконечная вселенная и крошечная Земля; избраны народ, страна, город, год, месяц и день Пасхи, когда люди МОГУТ встретить Бога. Но они встречают то, что уже готовы встретить, что-то свое, они по-человечески неспособны встретить небывалое, для этого нужно быть ребенком.
    РАДОСТНОЕ НЕДОУМЕВАНИЕ.
         Икона "Вход Господень в Иерусалим" - образ человеческого недоумения, недоразумения. Мы смотрим и удивляемся - за каждым образом здесь стоит боль и страдание. Но Церковь говорит нам - это воистинну праздник, ибо даже радость ваша по Христу недостойна Его, как недостойны Отца слова блудного сына, как недостойны Его те , что поют на иконе "Осанну", а завтра закричат "Распни Его!", как недостойны Его небеса, нечистые пред Его чистотой.
         Это праздник, потому что мы можем стать в толпе радующихся, но недоразумевающих людей, и по-детски, от всего сердца, восславить Того, восхвалением Кого должна стать каждая минута нашей жизни. Да, это радость по Богу, за которой стоит страдание и боль. Детская радость за родителя, когда ребенок недоуменно, но всем сердцем радуется делу взрослому, непостижимому. Радость сердеч- ного недоросля величию открывшейся истины о нем. Это праздник возможности радоваться из детства сердца моего высоте Божьего замысла.
         Это икона ч е л о в е ч е с к о г о восхваления Бога. И от внешнего восславления Бога по чудесам Его ( а самое "ближнее" чудо - это чудо самоей жизни) должно возрастать к восхвалению внутреннему, сердечному, когда сердце становится престолом Его, а душа - Иерусалимом, куда входит Он в этот праздник, и где Он распинается грехом нашим.

    Конец и Богу слава!


    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.