ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№9 2004 г.         

Перейти в раздел [Образование]

Разговор Василия Лукича и Ивана Абрамовича об образовании

И.А.: - Здравствуй, дорогой. Как твоя молитва?

В.Л.: - Рассеянна и необразованна.

-Рассеянна, это понятно, а что значит «необразованна»?

- Начал я молиться в юношеском возрасте и молился по молитвослову, в котором были ошибки, да к тому же не были поставлены ударения. С годами выработалась привычка, и вот теперь приходится перекраивать себя и свои греховные привычки.

- Это потому, что наше поколение не получило даже самого примитивного духовного образования. Все слова Лескова вспоминают: «Россия была крещена, да не была просвещена». Это про всех про нас.

- Тогда надо вспомнить, что слово «образование» означает в России восстановление в человеке поврежденного грехом образа Божия. А «воспитание» связано с правильным питанием духа, души и тела. Если не питать человека духовно, то и телесно от него здоровья ждать сложно.

- Ну, вот сейчас появились и Воскресные школы, и православные гимназии. Как ты думаешь, появится ли вскоре новое образованное поколение российских христиан?

- Сложно сказать. Видишь ли, перед человеком, преподающим Закон Божий, всегда стоит дилемма: знания о Боге не равны знанию Бога, живому и радостному предстоянию своему Творцу. Одно дело научить человека читать Евангелие, другое – жить святыми словами этой Вечной Книги. До революции тоже изучали Закон Божий в школе, и что мы пожали? Те же гимназисты били друг друга Библией по голове на переменах, потому что благочестие исчезло среди людей. Столько было храмов, столько священников, такие хоры пели на клиросе – но только вот никто не приступал к святым Тайнам. А без причастников зачем были нужны Господу храмы? Вот и были попущены русскому народу такие страшные испытания.

- Что же – из-за воспитания?

- В первую очередь. Свято место пусто не бывает. Если нет воспитания благочестия, значит, идет растление молодых. А сам же знаешь, что кто «соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18, 6).

- Вот для этого и открываются сегодня православные гимназии…

- Да, но у старшего поколения нет опыта преподавания духовных дисциплин, им самим впору садиться за парту. Да и благочестивых семей, живущих по-православному, не так много. Если муж постится и молится, жена Церковь не признает, и наоборот…

- Так было и во времена апостола Павла, который говорит: «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7, 14).

- Слава Богу, что у родителей хватает ума отдать свое чадо в православную гимназию. И в первую очередь отдают они его для охранения.

- От чего?

- От трех главных пороков современной школы: мата, курения и разврата. Православная гимназия в этом смысле – панацея, хотя и не от всех бед. Здесь и день, и каждый урок начинается с молитвы, здесь отмечаются главные церковные праздники, в столовой соблюдают постные дни, есть священник-духовник, с которым можно поговорить, поисповедаться. Вообще такая школа задает правильный ритм воспитания растущего христианина, ритм и основные ценности жизни. Самое главное, чтобы разница порядков в гимназии и в миру не развивала бы в ребенке лицемерного отношения в делах веры.

- Это когда в православной школе – пост, а родители дома колбасу едят?

- Это когда искренняя детская молитва превращается в обрядоверие.

- То есть главная проблема православных гимназий – это родители учеников?

- Я думаю, что главная проблема - это живой творческий преподавательский поиск: КАК сегодня научить школьника жить перед лицом Бога.

- Слушай, а вот дети священников тоже обязательно должны учиться в православных гимназиях?

- В случае со священническими семьями должно соблюдаться то, что я для себя называю «миссионерское равновесие». Церковь не должна превращаться в духовное гетто, мы должны просвещать мир верою Христовой. Вот представь, в семье священника и так соблюдаются все нормы христианской жизни, и дети из такой семьи оказываются в православной гимназии среди детей из «мирских» семей. «Мирские» тащат в гимназию все мирское: шутки, игры, слова и привычки, для них гимназия – мир защитный, мир альтернативный. Поповские дети им естественно начнут подражать, и для них строгие домашние устои начнут рушиться. Нет, все-таки мне кажется, что поповские дети должны учиться именно в светской школе. Для них тогда будет четкое разграничение: вот то, что дома – это правильно, а в школе у детей – это неправильные мирские привычки, у них это противопоставление разовьет замечательный иммунитет ко всему греховному. К тому же в этом случае священник станет частым гостем в школе, причем, в положении родителя ученика. Он запросто может общаться с учителями и родителями учеников своего класса. Может проводить классные часы, водить детей в храм на экскурсию. Приводить детей из Воскресной школы при храме для совместных вечеров. И он сам, и его дети, о которых весь класс знает, что их папа – священник, будут нести церковную миссию в школу.

- Послушать тебя, так складывается впечатление, что современная светская школа – это скопище пороков.

- Я так не считаю. Три самые святые профессии: священник, врач и учитель. И каждый подвизающийся на педагогическом поприще имеет дар от Бога. Только вот вопрос - наполняет ли он свой дар духовным содержанием? До сих пор в школах преподаются пресловутые «сексуальное просвещение», «валеология», «граждановедение» и еще множество сомнительных предметов, серьезно ранящих несозревшую душу. То мы слышим, как в одной школе учитель на уроках МХК заставляет учеников на коленях учить языческие заклинания, то кабинеты другой школы занимают адепты тоталитарной секты, то презервативы школьникам раздают, то еще что-нибудь. Скажу так - школу лихорадит.

- Но это не меняет статуса преподавателя. Профессия учителя - свята. И я бы даже сказал, что современные учителя – истинные христиане, потому что и душу, и сердце отдают своим ученикам за ничтожные гроши от государства.

- Согласен. Но для подлинной святости дела им не хватает только одного шага – говорить детям о Христе. Потому что много правд не бывает, истина одна – это Христос.

- Так что же, всем сделаться богословами?

- Ни в коем случае. Более того я вообще против прямого преподавания катехизиса и Закона Божия в школе. Гораздо лучше будет, если учителя будут преподавать свои предметы по-православному.

- Это как так? Например, литература и математика.

- Современный литератор стоит перед нелегкой проблемой – воспитывать учащихся на примерах классической русской литературы, которая, за редчайшим исключением, не оставила нам положительных примеров. Литература наполнена лицемерами-чичиковыми, циниками-базаровыми, прелюбодеями и самоубийцами – катеринами из «Грозы» и аннами карениными, и тому подобное. Но этот материал поможет понять ученикам, что такое грех, как он развивается в человеке и начинает властвовать в нем. Учитель литературы, давая духовно-нравственный анализ персонажей, научает разбираться в страстях и пороках, беречься от них. А учитель математики как никто близок к Богу, пусть он вместе с Лейбницем и Декартом покажет ученикам красоту богосозданного мироздания, проверит божественную гармонию алгеброй и геометрией. А учитель физики вслед за о. Павлом Флоренским может во втором законе термодинамики увеличить скорость выше скорости света, и тогда появятся отрицательные величины, через которые отец Павел доказывал бытие ангелов.

- Хорошо, а такие далекие предметы как биология, труды или даже английский язык. Как их преподавать по-православному?

- Биология показывает нам вторую Книгу после Библии, в которой видна рука Творца, – Книгу природы. Можно поймать бабочку, приколоть на булавку, просистематизировать ее вид и класс, а можно любоваться бабочкой как дивным Божьим творением. Тогда организмы не будут выглядеть механизмами со своими функциями, а Божьим чудом. Тогда ребенок научится удивляться мирозданию, созерцать его, мир наполнится Божественной тайной, которую захочется бесконечно постигать и любоваться.

- Одна учительница, 25 лет преподававшая биологию в школе, когда мы говорили с ней об эволюционизме и креационизме, вдруг задумчиво сказала: «Я столько лет учила детей по Дарвину. И при этом сама ходила в храм и молилась. Так что же, все 25 лет я боролась с Богом?»

- Это, конечно, неприятное открытие. Но главное, что оно произошло. Вернемся к преподаванию трудов и английскому. Труды – это вообще кладезь для православного учителя, здесь он может научить главным национальным навыкам. Девочки могут учиться шить и вышивать русские костюмы с национальными вышивками. Здесь можно научить их готовить постную и праздничную пищу. Уча мальчиков делать табуреты или полочки для икон, можно научить их уважать чужой труд, научить их трудиться с молитвою.

И даже изучая иностранный язык, вы можете воспитывать добрых христиан. Покажите им молитву «Отче наш», как она звучит по-русски и по-английски. Переведите с английского житие Бэды Досточтимого или благоверного принца Эдуарда – английских православных святых. Возьмите для перевода статьи замечательного пастыря митрополита Сурожского Антония, выдающегося богослова 20 века. Много лет он возглавлял епархию в Великобритании.

Да любой предмет: физика, химия, физкультура, не говоря уже об истории или обществоведении, откроет ученикам красоту мироздания, если в нем появится Божественная доминанта, делающая мир прекрасным и живым.

- Значит не важно что преподавать: катехизис или любой школьный предмет? Главное – учить детей по-православному?

- Да, в этом случае появится много вопросов для ищущей истины детской души. И везде она будет видеть руку Создателя, который стал Человеком и пострадал на Кресте за наши грехи. Она будет видеть любящего их Бога, который приготовил для ее жизни прекрасный мир, наполненный тайной. Это научит ее благодарить и быть счастливой.

- А если дети по-простому спросят: «А зачем вообще быть христианином?»

- Ответ прост: «Быть христианином нужно, чтобы быть счастливым».

Записал М.Ю.Бакулин

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.