|
||
|
Энциклопедия одного христианина.Избранные наставления из апостольских посланий (выпуск 3) |
"Воскресная школа". Сегодня почти при каждом храме открыты Воскресные школы, которые становятся местом общения православных прихожан, обучения детей, церковных и семейных праздников. В Воскресной школе формируется та здоровая приходская жизнь, которой так недостает всем нам сегодня. Перед преподавателями стоит задача научить приходящих мальчиков и девочек православному быту. И, конечно, перед ними стоит проблема отвлечь детей от современных душепагубных пристрастий к электронным игрушкам, вернуть их к здоровому общению, научить их живым играм, научить делать что-то своими руками. Как многому учится человек, когда что-то делает своими руками! Отныне в каждом номере газеты мы будем предлагать какие-нибудь интересные задания для детей, которые помогут им понять церковную жизнь. Рисование. Это, пожалуй, самое любимое детское занятие. Пусть дети как можно больше рисуют в школе. Рисуют себя, храм, родителей. Но вот необычное задание - нарисовать плохой и хороший поступок. Помните "Кроха сын пришел к отцу и спросила кроха...". А потом нужно попросить каждого ученика подготовить рассказ по сделанным рисункам. Интереснее, если рассказ будет смешным. Можно так же предложить ребятам разделить листок в тетрадке на два столбца - "хорошие поступки" и "плохие поступки". Преподаватель не должен излишне морализировать, но лишь направлять мысль ребят, помогать им осознать смысл побуждения поступка и его результаты. Наводя ребенка на моральное решение (используя сократовскую майевтику - метод наведения), вы поможете ему сформулировать свое жизненное кредо.
Например: ребенок говорит о курении. Вы спрашиваете его серьезно: "А когда же ты сам станешь курильщиком?" И дайте детям пофантазировать, кто же такой курильщик. Ну, наверное, это друг Змея Горыныча, у которого из ушей и изо рта идет дым. И снова повторите вопрос. Ребенок наверняка ответит: "Нет! Я не стану курильщиком!" Он сам формулирует свое отношение ко греху. Вы только помогаете ему смешными и интересными образами. А дети, они самые благодарные слушатели. Хотя, иногда встречаются и совсем запущенные случаи, когда ребенок лет десяти сознается, что все никак не может отвыкнуть от сигарет... Мастерим. Одно из замечательных средств развития у детей - это собирать затейливые фигурки из бумаги. В древней Японии было искусство складывания различных фигурок из бумажного квадрата - оригами. Сейчас в магазинах продаются сборники с объяснением методики оригами. Приобретите такую книжку, и, научив детей оригами, вы подарите им навык усидчивости, фантазии, пространственного мышления и любви к труду. И, конечно, в этой затее вы найдете множество поводов говорить о Церкви и о Боге. Складывая, например, бумажный цветок (его схему мы предложим в следующем номере), по аналогии, вы сможете дать детям представление о Боге-Творце, создающем всякую вещь. А, сложив цветы в букет, расскажете им о соборности в Церкви: каждый цветок отдельно прекрасен, но вместе они - прекрасный букет. (Цветы после урока подарить мамам!). Сегодня мы предлагаем вам схему японского журавлика. Он замечателен тем, что если его тянуть за голову и хвост, то он может махать крыльями. Журавлик не прост, учителю нужно сначала потренироваться в сборке дома. И еще одно задание. Преподавателю нужно подготовить для этого самому или с мальчиками из Воскресной школы заготовки: взять деревянный брусок (примерно 7см. на 7 см., или 10см. на 10 см.) и напилить из него "домики" (см. фото). На уроке предложить детям раскрасить домики, исходя из того, кто в этих домиках живет. Дети раскрашивают заготовки как домики и придумывают истории о том, кто живет в этих домиках. "Вот этот дом веселый - в нем живет клоун, здесь воздушные шары и огоньки". "А вот здесь живет плохой дядька - дом черный и мрачный". Конечно есть возможность поговорить здесь о многих духовных проблемах. Говорить, исходя из того, что предлагают сами дети. Вообще, нужно отметить, что "лобовое" преподавание Закона Божия современным детям крайне тяжело. Да и вряд ли нужно давать им зубрить вещи, сложные для их понимания. Но вот увлекательные занятия дадут массу поводов поговорить о храме, о послушании родителей, о любви, о грехе... В конце урока, когда дома готовы и истории рассказаны, учитель собирает все поделки на один стол - и все дети видят, что из их домиков получился целый город с улицами. "Каждый дом - это целый мир, но вместе дома образуют прекрасный город, в котором живем мы с вами. Вот так и мы, будучи храмами духа соединяемся в Единую соборную Апостольскую Церковь", - говорит преподаватель, который в первую очередь интересный рассказчик, друг, но уж, конечно, никак не скучный зануда. Бог вам в помощь, дорогие! Бакулин М. | |||||||||||||
Сибирская Православная газета, 2024 г. |