Сибирская православная газета
  • О. Алексий Сидоренко
  • Бакулин М.Ю.
  • Богомяков В.Г.
  • Дурыгин Д.Н.
  • Тихонов В.Е.
  • Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Бакулин Мирослав Юрьевич. Звонок с того света

  • Бакулин Мирослав Юрьевич. Где кончается христианство

  • Бакулин Мирослав Юрьевич. О духовном театре "Путник"

  • Господь рождается, славьте! Часть 2

  • Сын Божий рождается, славьте!

  • Дед мороз? Нет, Никола Угодник!

  • Разговор Василия Лукича и Ивана Абрамовича об образовании

  • Разговор Василия Лукича и Ивана Абрамовича о страдании

  • Повседневность чуда

  • Пасха должна быть в каждом нашем дыхании

  • Прорыв человеческий

  • Паломничество в музей

  • Смерть и ее уроки

  • Что нам навязывают?

  • Чудовища в ящике (Корпорация монстров)

  • Про ад и смерть

  • Подпирать государство там, где оно падает

  • Русские намеки к феноменологии русской сказки

  • Энциклопедия одного христианина.Избранные наставления из апостольских посланий (выпуск 3)

  • Энциклопедия православного христианина (выпуск 2)

  • Энциклопедия одного христианина

  • Про Васю Курицу

  • Как я к иеговистам ходил

  • Электорнные страницы

  • Школа

  • Христианский материализм

  • Тимофей Кузин

  • Счастье - это соучастие

  • Сретенье Господне

  • Слепец у ямы

  • св.Кирилл и Мефодий

  • Разговор об унынии

  • Про тамогочи

  • Про Бивиса и Батхеда

  • Побег к Богу

  • Он - в гуще жизни

  • О абортах

  • О любви

  • О кукле Барби

  • О дневниках

  • Крещение в Тюмени 2000

  • Калаверас

  • Динарий Кессаря

  • Всероссийский запой и проблема календарей

  • Верните нам нашу историю...

  • Вербное воскресенье

  • В Москву на поклон к Владимирской

  • Быть собой

  • Богоявление в Тобольске

  • Чудовища в ящике (Корпорация монстров)

    "ШРЕК" Dreamworks Pictures
    Выход: 18 мая 2001
    Сценарий: Уильям Стейг (книга), Тед Элиот
    Режиссер: Эндрю Адамсон, Викки Дженсон
    В ролях: Майк Майерс Shrek
    Эдди Мерфи The Donkey
    Кэмерон Диаз Princess Fiona
    Джон Литгоу Lord Farquaad
    Жанр: анимационная сказка
    Рейтинг: PG (за нехорошие слова и грубоватый юмор)
    "Оскар" за музыку к фильму.

    "КОРПОРАЦИЯ МОНСТРОВ" Walt Disney Pictures/Pixar
    Анимационная комедия, 92 мин.
    Режиссеры: Питер Доктер, Дэвид Силвермен
    Сценарий: Эндрю Стэнтон
    Исп. продюсеры: Джон Лессэтер , Эндрю Стэнтон
    Композитор: Рэнди Ньюмен. Бюджет: 100 млн. долларов

         Впервые монстра я увидел в первом классе. Он неправдоподобно выкатывал глаза, неистово кричал и бил моего соседа по парте линейкой по рукам. Моя старшая сестра утверждала, что этот монстр - моя первая учительница, и я должен запомнить ее на всю жизнь. Я запомнил.

         В детстве монстров было немного. Нет, мир, конечно, был таинственен и эпичен, он был полон героизма и отваги. Чего, например, стоило войти в темную комнату, в которой колыхались занавески, а из-под стола смотрел дикий глаз потерянной пуговицы. Нужен был обыкновенный героизм, чтобы на цыпочках пересечь комнату и достигнуть выключателя, расположенного почему-то не у порога. Взросление и свет просвещения должны бы были разогнать тьму, полную чудовищ, но просыпаясь с похмелья или разговаривая с женой через десять лет после женитьбы, ты понимаешь, что они никуда не исчезли, они просто приняли другие обличья.

         Как известно, впервые с монстрами мы встречаемся в снах. Наша душа бессмертна, в отличие от тела ей спать не нужно, и в долгих своих ночных странствиях она натыкается на духовный мир, причем в разных его полюсах. Падшие духовные существа, типа бесов, пугают нашу душу. Духи тела не имеют, но имеют искаженную духовную природу, почему и являются во сне в искаженном телесном виде. Поэтому, взявшись за рассмотрение всех монстров, изображенных художниками, поэтами, скульпторами и кинематографистами, мы всего лишь наткнемся на человеческое тело, искаженное гордостью, сребролюбием, блудом, гневом, чревоугодием, завистью и унынием, то есть качествами, приводящими к смерти, - грехами. Сребролюбие выкатывает глаза и растит волосы на ушах, чревоугодие уничтожает шею и вываливает чрево на колени.

         Но в последние времена монстрами принято разбавлять скуку в кинематографе. Главным апостолом монструозности является Тим Бартон, эстетизирующий героями Хэллоуина свои мрачные творения. Он начал с «Руки-ножницы» и «Бэтмена -2», продолжил в «Эд Вуде», «Рождественском кошмаре» и завершил формирование эстетики в «Сонной лощине»: потоки крови на фоне осеннего разложения и сырости. Мизантропам рекомендуется.

         Но сегодня я буду говорить не о нем. Сегодня меня интересуют монстры милые, те, кого хочется почесать за ушком и, вытягивая губы трубочкой, сказать в милую мордашку: «у-тю-тю-тю-тю!».


         Милые монстры – не оксюморон. Самыми популярными среди детей и подростков на сегодня являются мультфильмы «Шрек» и «Корпорация монстров». И тот, и другой про отвратительных для приличного человека уродов, но уродов с непростою судьбой. Шрек - это отшельник-чудовище зеленого цвета, живущий на болоте, к которому в друзья набивается болтливый осел, а сказочные чудовища, бегущие от злобного короля, лишают его спокойствия, заселяясь в его вонючей низине. Чтобы вернуть себе утерянный покой и радость поедания глаз и червей на ужин, Шрек вынужден отправиться на поиски плененной принцессы. Принцесса оказывается на поверку таким же, как и Шрек, монстром, счастливый конец со свадьбою уродов предопределен, и мы должны умиляться от счастья болотных чудовищ.

         «Корпорация монстров» демонстрирует нам целый мир чудовищ, которые, пугая детей, превращают энергию их криков в электричество. Но вот, в Монстртаун попадает маленькая девочка, и мы видим, как «на лицо ужасные» становятся «добрыми внутри». Теперь они извлекают электричество, смеша детей непотребными шутками. История крайне сентиментальная, слезливая и сопливая, и именно этим и имеет оглушительный успех.

         Теперь разберемся, с чего это именно монстры, а не робин гуды, зорры и мальчиши-кибальчиши стали главными героями мультфильмов.

         Причины две – фрейдистская теория психичекого развития и социальная концепция «политической корректности».

         Фрейда на Западе любят, а он считает, что человек преодолевает оральную, анальную и генитальную фазы психического развития. Проще говоря, он считает, что дети и подростки сосредоточены на всяких физиологических непотребствах: каканьях, пуканьях, плеваньях и т.п. Все шутки этого возраста именно про это. Поэтому, выбирая целевую группу своих чудовищных шедевров, творцы современной западной культуры разрабатывают шутки унитаза, романтику ночного горшка. Именно поэтому туалетный юмор становится главным действующим «лицом» монструозных мультфильмов.

         Добрые монстры появляются также благодаря «политической корректности». Ее очень просто на заре Перестройки сформулировал Горбачев: «Все, что не запрещено законом, все разрешено». К чему эти разрешения генсека привели, мы сегодня знаем. Но не о русских бедах речь. Вот в Америке конституция не меняется 250 лет, а 250 лет назад не было там ни гомосексуализма, ни волны наркомании, ни нравственного растления. А это все не запрещено.

         Простой пример, русская студентка попадает учиться в американский университет и в качестве шутки пишет на двери свой комнаты в общежитии, что «мужчинам с волосатой грудью и педикам вход воспрещен». На следующий день собирается совет гомосексуалистов этого университета и отчисляет русскую студентку, так как она нарушает свободы, защищаемые конституцией США. В Америке нельзя назвать негра «негром», потому что ему это обидно, и он может подать на вас в суд. Его нужно звать «черный афроамериканец».

         Политическая корректность предполагает корректное отношение к любым меньшинствам в обществе: сексуальным, религиозным, национальным и т.д. Если ваш сосед пьет кровь и насилует дворняжек, при этом не нарушая закона, вы должны уважать его точку зрения на мир. Вы должны уважать точку зрения тех, кто не думает, как вы, даже если эти немногие – полные чудовища. Они, конечно, - чудовища, но присмотритесь к ним глазами конституции, вдруг они «добрые внутри».

         Вот откуда берутся милые монстрики. По мнению западных педагогов, детки должны привыкнуть, что чудовище с рогами – оно доброе, у него тоже есть мама и папа, оно любимо своими детками, которым носит на ужин пальчики и ушки из близлежащего детского сада.

         Мы все больше забываем, что закон писанный есть лишь часть Закона Божия, причем часть, толкующая великие Заповеди. Мы уже плохо помним, что не терпимость спасает человека, а вера, надежда и любовь. И что не к монстру в ближнем нашем мы должны терпеливо привыкать, а к необходимости видеть в нем каждый день образ Божий.

         Сегодняшние дети привыкают видеть милых монстров и сопереживать им, когда же придет настоящий Монстр в конце времен, его встретят с сочувствием и примут его точку зрения на мир, как возможную. Когда же придет Грозный Судия Страшного Суда, низвергнет Монстра, чтобы судить живых и мертвых за каждое слово, дело и помышление, большинство человечества, привыкшее ко злу, как к отвлеченной фантазии, просто захочет переключить канал на что-нибудь более веселое. На «Шрека» или «Корпорацию монстров».

    М.Ю.Бакулин



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.