|
||
|
Энциклопедия одного христианина.Избранные наставления из апостольских посланий (выпуск 3) |
Что нам навязывают?
В Социальной Концепции Церковь говорит о "непредпочтительности для Церкви какого-нибудь государственного строя". Но всякий, кто хоть немного слышал о политологии, знает, что монархия есть высшая форма государства. Как в теле человека правит одна голова, так и в государстве должен править царь, но не в том примитивном понимании, когда монархией называют даже диктатуру (согласно политологии, самый презренный строй), нет, истинная монархия предполагает определенное духовное состояние общества. Об этом твердили еще эллинские язычники Платон и Аристотель, им вторило и средневековье, и новое время, и последние времена не минуют этого. Причем, в истории политических учений монархия как идеал была представлена идеей "Полибиевой схемы", т.е. сочетанием элемента монархического, аристократического (элита общества) и демократического (свободное изъявление народной воли, самоуправление и проч.). На переломе эпох христиане устами Иоанна Златоустого и Амвросия Медиоланского преобразили Полибиеву схему в идеал "симфонии властей", символ которой - двуглавый орел, союз Православия и Самодержавия, - до сих пор украшает русские монеты. Но об идеале этом почти ничего не знает наше население, на долгие годы оторванное от Церкви. Студенты и школьники как на что-то древнее и отмершее смотрят на монархию, и с удивлением узнают, что на сегодняшний день в мире есть 20 монархий, и существуют они в самых развитых странах. Так что царство не есть пройденная ступень прогресса, многие государства, испытавшие на себе республиканское устройство, вернулись к монархии. Человек, приходящий сегодня в лоно Церкви, начинает отчетливо понимать слова святого праведного Иоанна Кронштадтского, что "демократия - в аду, а на небе - царство". Только иерархическое устройство государства, соединяющее под властью царя аристократию с демократическими началами, находит достойное место каждому члену общества. Именно государство, имеющее в себе главой царя - помазанника Божия, христианина, поставленного нести тяжелый крест управления государством, равноправного члена Церкви, соблюдающего Заповеди Господни, исповедующегося, причащающегося Святых Христовых Тайн, может соблюсти нравственное измерение власти. Как апостол Петр говорит: "Бога бойтесь, царя чтите. Рабы, повинуйтесь во всяком образе владыкам, не только благим и кротким, но и строптивым. Сие есть угодно пред Богом" (1Петр. 2, 17-19). Христианин, памятуя о промысле Божием в мире, понимает, что нет власти не от Бога, а это значит, что есть власть, Богом попущенная, а есть власть, Богом благословленная. И знает христианин различие между существом власти и лицом, ею облеченным: первое - от Бога, второе - от человека. И что подчинение властям есть дело не любви и милосердия, но - должное: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению" (Рим. 13. 1-2). Бог благословляет царство, как единственно правильное социальное устроение. Симфония властей - это созвучие одухотворенной власти светской - принудительной и власти церковной - нравственной. Церковь подчиняется здесь государству, стоит внутри государства, но царь, как сын Церкви, стоит внутри нее, а не над нею. Идея симфонии властей почти сразу после отпадения римо-католичества от вселенского Православия выродилась на Западе в концепцию "двух мечей", выраженную в трудах Иоанна Салисбюрийского и Вольфрама Наумбургского. По этой концепции, в государстве есть "два меча" - две власти (духовная и светская), которые находятся в руках Папы Римского, но один меч, светский, или "меч крови", Бог предписывает вложить в ножны, потому что священник, занятый богослужением, не должен использовать его сам. Этот меч передается императору, которого помазуют на царство. По концепции "двух мечей" только Папа Римский может назначать или свергать правителей. Более того, Иоанн Салисбюрийский, развивая это учение, впервые выразил идею о возможном насильственном свержении власти, если она принимает вид тирании. Понятно, от какого "рогатого революционера" шли эти "идеи". Христианством здесь уже и не пахло. И действительно, в спорах о первенстве власти Запад получил сильный иммунитет к папству, завершившийся протестантскими войнами, свержением монархий и демократическим хаосом, когда частные интересы стоят в обществе выше всего. Чем закончилось проникновение этих идеек в Русское Царство, мы знаем. Но мало того. Сегодня известные силы пытаются дискредитировать самую идею монархической власти в России. О том, что население забыло, что такое монархия, говорят хотя бы все те же наши монеты, на которых двуглавый орел лишен скипетра и державы - символов самодержавия, и трех корон - символа духовной власти Бога. Каким же образом оболванивают современного россиянина? Очень простыми и понятными методами.
Чтобы загубить идею национальной армии, было придумано РНЕ, которое возглавили Баркашевым, украсили свастикой и тут же объявили фашистским, чтобы ни в коем случае у русских не возникло желания создавать народное ополчение, казачества, которые в старые времена были опорой армии и государственной боеспособности. Чтобы уж совсем поставить армию на колени, нам стали прививать мысль, что только контрактная армия может заменить собой существующую. Но разве смогут наемники, служащие за деньги, стать христолюбивым воинством, сражающимся за Родину?
Пошли они тремя путями. Первый путь - самый простой и броский. Нам пытаются привить известный в истории "иудейский комплекс" убийц своего Царя. Нам пытаются внушить, что мы "убили своего царя, что кровь его лежит на нас и наших детях". Разве не напоминает это знаменитое иудейское признание перед Пилатом - "кровь Его на нас и на детях наших" (Мф.27,25)? Теперь хотят, чтобы и мы чувствовали такую же вину перед своим убиенным царем, какую иудеи должны бы чувствовать перед Христом. Нам настойчиво навязывают покаяние в цареубийстве. Но простите, во-первых, русский народ не убивал своего царя. Это сделали люди другой веры, другой национальности. Да, наш народ, долго смущаемый революционерами, молчаливо наблюдал за казнью, но не убивал. Мы можем покаяться, что в детстве и юности были пионерами и комсомольцами, что не уважали царя и самую монархию, надсмехались над нею. Но каяться в цареубийстве? Во-вторых, не стоит каяться, потому что последний русский царь не был ни преподобным, ни великомучеником, ни, тем более, "соспасителем России", как это поспешили возвестить многие кликуши. Он героически принял смерть истинного христианина и в сонме святых страстотерпцев предстоит пред Престолом Божиим и молится обо всех нас. Но он не был "соспасителем", нас спасал, и спасает, и будет спасать во веки Господь Христос. Называть царя "соспасителем" значит не понимать существа его подвига, а призывать других каяться в цареубийстве значит ставить их в один ряд с безбожниками-революционерами. Не успела еще Синодальная богословская комиссия составить службу царственным страстотерпцам, а уж иные ретивые батюшки служат неизвестно откуда взявшиеся молебны "царственным мученикам". При этом все, кто пытается сопротивляться подобной самодеятельности, тут же объявляются "безбожниками и еретиками". А как же священноначалие, как же тот самый основной принцип, на котором держится и Церковь, и монархия? Вроде бы и уловка-то простая, а вот уж и священники, и миряне ни Священного Синода, ни Патриарха не слушают.
Но и этого мало, сторонники привития на Руси иммунитета к монархии объявляют о своих поисках нового престолонаследника, роясь в западных остатках Романовых, давно уж потерявших и корни, и родной язык, и понимание русских проблем. С такой же периодичностью достают и выживших "цесаревичей алексеев" и "анастасий", привозя их на поклон к лжемощам царской семьи в Петербурге. Дальше - больше. Объявив самое царское престолонаследие делом изначально святым, в святые норовят записать многих царей русских. Вспомнили про Павла I, что он-де "от престола-то не отказался, когда его подушкой задушили. Значит и он - страстотерпец?" Он, великий мастер масонского Мальтийского ордена, он - нарушивший запрет Вселенских Соборов после объявления себя "главой Российской Православной Церкви"? Но самым невероятным глумлением над идеей святости стала последняя новость на фронтах борьбы с монархической идеей в России. До нас она дошла в виде челябинского издания "Собор Святой Троицы", высоко именующего себя "журналом для тех, кто от Бога". На обложке его можно обнаружить икону "благоверного царя Иоанна IV, Грозного". Сначала подумалось, что это - шутка, но, просмотрев содержание выпуска, стало понятно, что авторы на полном серьезе уверяют читателя в святости царя, виновного в смерти множества людей, и в личной и общественной жизни далеко отстоящего от идеалов Христовых. Да что же это? Неужто вам, братия, не надоело на грабли наступать? Неужто в вас нет ни капли Страха Божия? Неужто не чувствуете вы, куда клонят вас ищущие стереть грань между святым и греховным? Вас заставят каяться в цареубийстве, чтобы вы забыли о своей гордыне, сребролюбии и пьянстве. Сегодня вы будете носиться с самопальными иконами и службами, чтобы завтра ваши дети возненавидели все церковное. Сегодня вам Патриарх говорит не то, что вы хотели бы услышать, а завтра - раскол церковный. А Патриарх вот что говорит о прославлении Ивана Грозного: "Нельзя прославлять одновременно и убиенных, и их убийц. В противном случае пришлось бы деканонизировать святителя Филиппа, митрополита Московского, который был задушен Малютой Скуратовым по приказу Иоанна Грозного. Это очередная попытка внести смущение в среду православных верующих. В стенах Успенского собора митрополит Филипп, исполняя первосвятительский долг печалования о неправедно казненных людях, обличал Иоанна Грозного и отказал ему в благословении. Опричники изгнали святителя из собора, сорвали с него архиерейское облачение. Но ни пытки, ни заточение, ни мученическая кончина не заставили святителя отречься от Царя Небесного ради царя земного. Он не поколебался в своей верности Господу". 350 лет назад мощи мученика за правду Христову были перенесены с Соловков в Москву, и это событие Патриарх назвал торжеством истины. Что назовут сегодня торжеством истины "борцы за монархическое дело"? Три пути уготовали они монархической идее в России: прославление сомнительных царей, прославление сомнительных "старцев", поиски "престолонаследника Романова". Неужто нет иного пути? Напомню, христианин знает различие между существом власти и лицом, ею облеченным: первое - от Бога, второе - от человека. И чтобы монархия могла появиться в России, нужно, чтобы монархическим сознанием и опытом внутрицерковной жизни обладала большая часть населения. Пусть сначала в нашем сердце истинным Царем воссядет Христос, а не мирские страсти, а затем уж (даст Бог!) появится добрый христианин, способный поднять на себя великий крест Царства Российского. М.Ю.Бакулин | |||||||||||||
Сибирская Православная газета, 2024 г. |