ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

         С И Б И Р С К А Я    П Р А В О С Л А В Н А Я    Г А З Е Т А

№2 2003 г.         

Паломничество в музей

Доброго христианина всегда поджидают приятные и интересные открытия в дороге жизни. По традиции, посещая Москву, мы, как всегда, зашли помолиться, прочитать акафист Владимирской иконе Божией Матери, которая находится в храме-музее Государственной Третьяковской галереи. Тут же рядом – величественный Храм Христа Спасителя. А напротив – Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Гуляя по его залам, наткнулись на удивительные средневековые скульптуры. Одна из них изображает, как это видно на снимке, пару – мужчину и женщину. Но на самом деле это скульптурная аллегория отношений мира и диавола. Враг рода человеческого изображен в виде богатого вельможи с лукавым лицом. На голове его корона – символ власти над миром. Он многозначительно потирает большим и указательным пальцем правой руки, намекая на денежное вознаграждение улыбающейся ему женщине, символизирующей мир людей. Она уже готова пойти на сделку с диаволом, ласково ему улыбается и обнажает свою грудь. Но если мы обойдем и посмотрим на скульптуры сбоку, то увидим, что на спине у вельможи сидят три отвратительных жабы, две змеи и торчит огненный хвост, уходящий в пасть адскому левиафану. Такова истинная сущность лукавого вельможи.

Но очень порадовала скульптура улыбающегося ангела – сразу вспомнились слова апостола Павла «Всегда радуйтесь» (1 Фес.5,16)

Не менее интересной оказалась скульптура благочестивой жены. Эта радушная хозяйка совмещает в себе и веселость нрава, и христианскую сдержанность: она гостеприимно улыбается, но не до обнажения зубов (как о том говорит Антоний Великий в первом томе «Добротолюбия»). Ее взгляд весел и радостен, но она держит правой рукой шнурок от накидки, а левой держит складки плаща, стыдливо прикрывая свое тело. Хороши вместе радостное добродушие и стыдливость.

А вот надгробие христианина-рыцаря, на лице его скульптурного изображения покой, а на самом надгробии – монограмма имени Христа в круге. Именно из такой монограммы, сочетающей две первые буквы греческих слов Jesus Hristos, то есть I и X, святые солунские братья Кирилл и Мефодий создали славянскую букву «Ж». В греческом не было знаков для такого шипящего звука, поэтому братья воспользовались христианской символикой. Из-за этого высокого смысла буква «Ж» не имела, в отличие от других букв, числового значения.

А вот большие медные ворота. На них изображен момент, когда воины приводят Христа к Понтию Пилату, средневековый скульптор изобразил на плече Пилата диавола в виде страшного зверя, который нашептывает прокуратору что-то гадкое.

Как много всего интересного и благочестивого можно узнать, посещая музеи. Не об этом ли говорил и Василий Великий, советуя юношам знакомиться и со светскими литературой, музыкой и искусством, познавать многое, искать в нем благочестивые ответы на главные вопросы. При таком отношении к жизни паломничеством к Главным Смыслам может стать поход и в картинную галерею, и в музей, и просто выезд на природу. Ибо две великих Книги оставил нам Господь для спасения душ: Евангелие и Вселенную.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.