|
||
|
Энциклопедия одного христианина.Избранные наставления из апостольских посланий (выпуск 3) |
Подпирать государство там, где оно падает
В этом году международные образовательные Рождественские чтения, ставшие традиционными, проходили десятый раз. К юбилею принято подводить итоги. Переоценить значение чтений просто невозможно. Государство в лице министерств и ведомств образования, академии образования за всю свою историю не смогло организовать ничего похожего. Да и не мудрено. Нет другого такого представительного педагогического форума в России, который бы собирал более 5 тысяч педагогов со всей умонепостигаемой и в географические рамки не втискиваемой России. Многие сегодня повторяют, что, мол, «Церковь больна», и прописывают ей разные рецепты к выздоровлению. Но мы-то знаем, что Церковь – Святая, в веке ушедшем подтвердившая свою святость сонмом святых новомучеников российских. Да, могут быть больны некоторые представители Церкви, но Церковь – Свята. И если уж можно называть больным объединение людей, то по-настоящему больно сегодня государство. Опять же не весь народ российский, а именно государственная власть как система, которая никак не может избавиться от неизжитых синдромов богоборческой империи, которая, по-видимому, была самым уродливым государством в истории человечества. Вот и приходится Церкви Святой подпирать больное государство там, где оно падает. Приходится создавать новую российскую педагогику и параллельную систему образования, не обделенную на духовный компонент, новую систему здравоохранения в лице монастырских больниц, лечебниц, аптек, придумывать новые методы работы с наркозависимыми и заключенными, поднимать воинский дух русской армии и флота. И при этом происходит то, что русская сказка метко назвала «битый небитого везет». Да, Церковь не больна, но она крайне слаба; обобранная, расстрелянная, разворованная, она бедна не святостью и не полнотой Богообщения, но бедна материально. Трудно заниматься педагогикой и здравоохранением за государство, когда и пол в храме сгнил и крышу не на что залатать. Но мы помним поговорку, что Церковь не в бревнах, а в ребрах, и что где двое или трое соберутся во имя Господне, там и Сам Бог будет пребывать с ними (Мф. 18, 20). И вот Храм Христа Спасителя собрал тысячи православных со всей матушки-России на общую литургию, открывая Юбилейные Рождественские чтения. Дивны дела Твои, Господи! На месте, где когда-то стоял такой-же великий храм, злодеи надругались над святыней и собирались построить грандиозного более чем стометрового идола – здание Дворца профсоюзов в виде памятника Ленину, а потом и вовсе вырыли яму и сделали бассейн «Москва». Но вот Господь вновь воздвиг храм Свой и собрал лучших педагогов страны для совместного богослужения. За литургией Святейший Патриарх Алексий II возводит руководителя отдела Московской Патриархии по катехизации и духовному образованию игумена Иоанна (Экономцева) в сан архимандрита. В прошлом году отдел о. Иоанна праздновал свое десятилетие. Как много успевают они сделать: и восстанавливают столичный Высокопетровский монастырь, окормляют расположившийся там Российский православный университет им. Св. Иоанна Богослова, организовывают столь грандиозный педагогический форум. Пленарное заседание началось в Кремлевском Дворце съездов. Каждый раз, когда семь тысяч человек поют «Царю небесный» в зале, где собирались когда-то партсъезды, где выступали Брежнев, Андропов, Горбачев, где клеймили религию как опиум, делается дивно на душе любого бывшего пионера и комсомольца, такими трудностями нашедшего дорогу к храму. Речь Святейшего Патриарха, и без того всегда яркая и глубокая, в этом году слушалась как суровое предупреждение. Вот уже столько лет существуют комиссии, объединяющие усилия министерства образования и Московской Патриархии, разработаны стандарты культурологической дисциплины «Основы православной культуры» и специальности «Теология» для школ и вузов, вот уже столько лет чиновники со всех трибун заявляют о своей лояльности Церкви, но дело духовного образования в России топчется на месте. Не стоит, наверно, говорить о том, в какой ситуации при этом находится Россия – около 4 млн. беспризорных, более 7,5% населения являются наркозависимыми (а это критическая социальная черта), до 60% всех браков распадается, смертность в стране давно превысила рождаемость при том, что в стране делается до 2 млн. абортов ежегодно. Поэтому непонимание важности духовного образования со стороны чиновников от образования делается просто преступным. Напротив, министерство образования, усугубляя социальное растление, неустанно способствует введению в школы уроков сексуального просвещения, валеологии. Поэтому страшно прозвучали из уст Святейшего слова Господа: “Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне; ибо таковых есть Царство Небесное" (Мф. 19. 14), что если «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф.18,6). Как всегда, на пленарном заседании было много представителей министерств и ведомств, рассказывающих о плодотворном сотрудничестве с Русской Церковью. Утомленный отчетами министров, я спросил протоиерея Димитрия Смирнова: «Батюшка, да что же это, мы все начальство Православию учим? » Отец Димитрий ответил: «А знаешь, как назывались люди на Руси, которые начальство Православию учили? Их называли преподобными!» Всего за дни работы чтений было сделано более тысячи докладов по самым насущным проблемам современной педагогики. Некоторые из них публикуются в этом номере газеты. М.Ю. Бакулин | |||||||||||||
Сибирская Православная газета, 2024 г. |