Гонение
Православных всегда будут гнать и презирать, потому что мир слишком хорошо знает, что такое Православие, точнее, чем оно должно быть. Мир знает свое несоответствие Церкви и ищет этого несоответствия в христианах. Мир ищет идеала, мир ревнует о Боге в тех, кто хочет быть с Ним. Мир ревнует о Боге, потому что он - творение Божие.
Дело общее
Сегодня - день усекновения главы предтечи Христова - Иоанна. Батюшка на проповеди говорил об Иродиаде, как она истыкала иголками язык пророка. На литии я смотрел на распятие и подумал о главе Крестителя - как она то обреталась, то исчезала. Вспомнились слова св. Иоанна Дамаскина о том, что не столько Креститель крестил Христа, сколько Христос, возложив руку на главу Иоаннову, крестил его. И вот эта десница, лишь коснувшись главы, дала ей силу к нетлению и воскресению в истории людей. Какая сила жизни! Христос был с людьми вот так близко. Что, если бы он был вот так близко ко мне - какой покой и какое счастье. Этот покой был у меня. И тут же испуг: Его - одна лишь близость, присутствие Которого есть счастье - толпа, увлекаясь сама собою, тащит на смерть. Его - Самую Жизнь - ведут убивать, убивать Радость, Счастье, Любовь, Жизнь. Я вдруг ощутил ток этой толпы, которая тащит - или по злости, или по захваченности общим делом, или по случайности, или из любопытства. В том, что тащат - какая-то безысходность, другое дело - кто ты в этой толпе: сын, раб, разбойник, случайный прохожий? Каждую литургию мы идем за Ним и каждый раз нужно решать - кто я здесь?
Древнегреческая философия
Вся древнегреческая философия есть блуждание вокруг заповедей Божиих. Блуждание - еще блуд, но уже поиски счастья. Желание ясности, чистоты, основ, которых нельзя положить в карман, поиски субстанции - вода Фалеса, апейрон Апоксатора, пневма Анаксимена, огонь Гераклита - это поиски топлива, на которое рассчитан человек, поиски субстанции счастья, условий его. И поиски эти - в сфере языка, мы говорим: они вырабатывают язык абстракций, язык философских категорий для грамотного мышления. А ведь они ищут слово молитвы - слова еще не понятно к кому, но уже точно определяющие того, кто молится.
Крестить в младенчестве
Почему нужно крестить детей в младенчестве? Часто говорят: «Я не буду крестить дитя сейчас. Пусть он подрастет. Сам сделает выбор». Но выбор между чем и чем? Между добром и злом. Но разве родитель хочет, чтобы дитя выбрало зло? Нет. И потом сама ситуация выбора - уже следствие поврежденности грехом, результат нашего нездоровья. Поэтому нужна наша решимость на добро. В паримии перед Рождеством Христовым говорится о Христе пророчески, что раньше, чем Он сможет отличить доброе от злого, Он изберет доброе... Свобода - это соотношение совершенной любви между двумя существами, между Богом и нами. Поэтому свобода не заключается в том, что я могу выбрать добро или зло, а в том, что я вырос в такую меру взаимной любви с Богом, ибо я заранее избираю то, что Божие.
Культура коммунистическая
Интересно, что сейчас коммунисты как главнейшее свое завоевание и главную привлекательную сторону выдвигают культуру советской эпохи - культуру, выросшую на поисках в коммунизме чего-то другого - человеческого, духовного, семейного. Это культура, ностальгирующая по простой антисоциальной жизни внизу, здесь, в квартире семьи, в отношениях с женщиной... Она искала среди требований нового порядка разрешения на вечное и индивидуальное. И теперь эта культура, несомненно великая, потому что была ориентирована на человеческие поиски в среде мертвого работающего механизма, обречена представлять этот механизм. Убегающий от Тирана теперь завлекает к Тирану. Вся жизнь - в области идей. Вечность - это курилка для выбежавших на минутку из мудрости времени. Но таких скептических зануд, как я, там не терпят, я не курю. Вот Мамардашвили говорит, что культура - это бесцельное движение. Значит, невозможно ставить культуру как привлекающий момент к какой-либо цели, идеологической или иной. Может ли быть православная культура? Культура лишь воспроизводит ситуацию культуры. Воспроизводит лишь мысль - родную ситуацию, но не гарантирует мысль. В Православии есть Цель. А в культуре есть открытость этой Цели.
Молиться своими словами
Молиться своими словами? Не так ли молятся протестанты. Их лозунг: «Вы забыли Христа. Нужно открытое сердце и свои слова к Богу». Митрополит Антоний Сурожский советует перед началом молитв поисповедоваться Богу, рассказать о том, в чем ты пришел к Нему сегодня. Это очень хорошо - поисповедоваться, это очень прикипает, становится радостью. Но молитву не заменяет. Это дерзновение: дерзновение вот так коротко встать перед Богом. Но если ты действительно становишься перед Ним, то что и как ты скажешь Ему? Потому что свое нужно говорить из глубины. А эта глубина не проста. И потом - о себе всегда оправдание себя. Есть вот это требование понять себя: «Войди в мое положение». И вот здесь человек начинает подбирать слова. Он сочиняет молитву. Свою молитву Богу. Он ищет слова. И не находит их в себе. Но находит их в церковных молитвах, те слова, которые говорят о нем. Эта начальная исповедь есть на самом деле главное предуготовление к молитве церковной. Поиски ее. Влившись в глубокий строй ее, в ее глубокую раскаянность без самооправдания. Точнее - поиски в себе такой глубины, о которой бы говорила эта молитва, написанная святым, обращающимся к Богу из глубины своей грешности, познанной при встрече с Богом.
Новости
Четыре главные новости:
1. Мы все умрем.
2. Мы все воскреснем.
3. Мы будем судимы за каждый поступок, за каждое слово и помышление.
4. Мы будем судимы Богом, который по любви к нам принес Себя в жертву, распявшись на кресте. Вот так: родиться в грехе, чтоб быть судимым по Любви...
Родители
Родителям нужно рассказывать детям о себе, в словах собственных переживаний. Читая Писание, поясняйте те места, что трогают ваше сердце, от чего сердце приходит в движение. Это что-то очень тонкое - признание родителей. Какая-то родовая нить. Дети, еще не называющие пока свой жизненный опыт своим, пишут историю своей жизни словом родителей. Тем, как они говорят о жизни. Это радикальная экзегеза бытия, которое часто становится началом опыта ребенка. Потом он приобретает свой опыт, свои слова, и в какой-то момент рассказ родителей начинает казаться ему прозрачным, понятным: «А, и они так же, как я...» Может быть даже успокоительное разочарование. Но если человек рождается второй раз, то слова родителей снова становятся той Тайной, которая через него.
Уникальность
У каждого есть уникальные грехи, и жизнь - это поэзия подбора своих точных слов именно для твоих грехов. Их уникальность - в их чрезмерности по сравнению с другими людьми, они самые мерзкие и самые подлые. Каждый из нас приносит особую муку Христу, потому должны припасти и особое покаяние.
подготовил М.Ю.Бакулин