Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Отмолили от смерти…

  • Обзор литературы - июнь 2005

  • Протоиерей Николай Агафонов. Победа над смертью

  • Обзор литературы - май 2005

  • Обзор литературы - апрель 2005

  • Иоанн Рутенин. Златокудрый инок

  • Протоиерей Николай Агафонов. Рассказы

  • Обзор литературы - март 2005

  • Обзор литературы - февраль 2005

  • Обзор литературы - январь 2005

  • Новогодняя сказка

  • Обзор литературы - декабрь 2004

  • Обзор литературы - ноябрь 2004

  • Протоиерей Вячеслав Тулупов. Добрый воин Иисуса Христа против Пауло Коэльо

  • Обзор литературы - октябрь 2004

  • Обзор литературы - сентябрь 2004

  • Простите меня!

  • Обзор литературы - август

  • Обзор литературы - июнь 2004

  • Обзор литературы - май-июнь 2004

  • Обзор литературы - май 2004

  • Обзор литературы - апрель 2004

  • Обзор литературы - март 2004

  • Обзор литературы - февраль 2004

  • Обзор литературы - январь 2004

  • Обзор литературы - декабрь 2003

  • Стих о телевизоре

  • Обзор литературы - ноябрь 2003

  • Обзор литературы - октябрь 2003

  • Кобзарь украинского сепаратизма

  • Обзор литературы - август 2003

  • Обзор литературы - июнь 2003

  • Нина Кондратьевна Бибеева. Божья благодать

  • Обзор литературы

  • Священник Ярослав Шипов. Неслучайность всего

  • Библиография - обзор литературы

  • Кронштадтский маяк (фрагменты из журнала, издававшегося в 1908 г.)

  • Pассказы священника Ярослава Шипова

  • Библиография - август

  • Книга Иова в упоминаниях Ивана Гончарова

  • Явления и чудеса пресвятой Богородицы

  • Обзор прессы. Октябрь

  • Протоирей Максим Козлов 400 Вопросов и ответов о вере, церкви и христианской жизни

  • В.Никифоров-Волгин "Черный пожар"

  • М.М.Дунаев : анализ романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

  • О Пушкине

  • Духовная трагедия Михаила Юрьевича Лермонтова

  • Иван Шмелев "Лето Господне". Замысел и воплощение

  • Гоголь

  • Рассказы священника Ярослава Шипова

    * * *

    Доктор философии

    * * *

         После службы - а дело происходило в Москве - отправился освящать квартиру. Пригласили две прихожанки. Незадолго до этого я же и крестил их: сорокалетнюю маму и тринадцатилетнюю дочку, и тогда еще они повели разговор об освящении своего жилища, страдающего от духов нечистых: по ночам кто-то там плакал, стенал, смеялся... А еще предупреждали меня, что бабушка у них - воинствующая безбожница, всю жизнь преподавала философию, профессор, доктор наук. Жили они втроем. Дед - партийный работник - давно умер, а отец девочки давно оставил семью. Приехали мы к массивному тяжеловесному дому, из тех, что именуются сталинскими, поднялись в просторную квартиру, и я занялся своим делом. Причем, пока совершались соответствующие приготовления и читались молитвы, бабушки видно не было, лишь потом, когда я пошел кропить пятикомнатные хоромы, она обнаружилась в рабочем кресле хозяина: высунувшись из за высокой спинки, сказала: "Здрасьте", - и снова исчезла. Завершив освящение, я выпил чашку крепкого чая, предложенного хозяйкой, и уже одевался в прихожей, когда появилась бабушка, чтобы, наверное, попрощаться со мною.

         Событие могло бы закончиться, не выходя за рамки рутинной обыденности, когда бы прихожанки мои не обратились к старухе с призывом принять крещение: мол, болеешь часто, да и годы преклонные... И тут произошел разговор, который можно посчитать просто забавным или анекдотическим даже. Однако по внимательном рассмотрении всякий желающий способен углядеть за словами старушки глубинный смысл. А то и вовсе - заглянуть в бездну...

    - Мы - духовные антиподы, - сказала старуха, указывая на меня, - то есть противники и даже враги...
    - Последние восемьдесят лет? - спросила девочка.
    - Последние две тысячи лет, - отвечала старуха с гордостью, - и я не буду изменять вере своих отцов.
    - В Маркса и Ленина? - насмешливо поинтересовалась внучка, намекая, наверное, на то, что и с верою своих предков - похоже, иудейскою - бабулька была не сильно знакома.
    - Это тоже наши люди, - спокойно возразила старуха.
    - А апостолы? - вежливо заметила ее дочь.
    - Они изменили крови: наши учат брать, а эти учили отдавать.
    - А Христос? - поинтересовалась девочка.
    - Ха! - махнула она рукой. - Этот нам вообще чужой. Он - Сын Божий.

         Тут дочка с внучкой натурально изумились тому, что воинствующая безбожница проявила вдруг некую религиозную убежденность. - Я всегда знала все то, что следует знать, но всегда говорила только то, что следует говорить, - внятно произнесла старуха.
    - А чего ж ты в своем Израиле не осталась, раз уж ты такая правоверная иудейка? - набросились на нее дочка с внучкой.
    - Там невозможно жить, - обратилась старуха ко мне, словно ища понимания, - там ведь одни евреи - это невыносимо...
    - Ну и логика у тебя, бабуль! - изумилась девочка. - И ты с такой логикой сорок лет студентов учила?!
    - Да - логика, да - профессор, да - доктор философских наук, а что?.. Что, я вас спрашиваю?.. Теперь будем уезжать не в Израиль, а в Америку.
    - Зачем еще? - спросила женщина.
    - Как - зачем? И она еще спрашивает - зачем? - старуха снова обратилась ко мне: - От погромов!

         Дочка с внучкой стали возмущаться, однако из множества возражений бабушка приняла лишь одно: "Да у них на погромы и денег нет".
    - Нет, - эхом согласилась она и тут же энергично воскликнула: - Наши дадут им денег, и начнутся погромы! Что мы будем делать тогда?
    - Спрячемся у батюшки, - отвечала дочь, утомившаяся от бесплодного разговора.
    - А вдруг места не хватит, у него ведь могут найтись люди и поближе нас.
    - Вот и крестись давай, чтобы оказаться поближе! - внучка рассмеялась.
    - А кто у него дома есть? Кто будет нас защищать? Кто...
    - Сам батюшка и будет, - оборвала ее женщина.
    - Но он же, - задумчиво проговорила старуха, - он же уйдет на погром...

         С тех пор покой этой квартиры не нарушался ни загадочным плачем, ни пугающим ночным хохотом. Бабушка, напротив, стала чувствовать себя крайне неважно: она жаловалась, что ее изнутри кто-то "крутит", "корежит", а однажды с ней случился припадок вроде эпилептического, хотя никаких намеков на падучую медики не обнаружили.

         В конце концов, она не выдержала и эмигрировала за океан.

    * * *

    Дикий Запад

    * * *

         Что уж так не везло Америке на прошлой неделе - не знаю. Сначала мой приятель отказался туда поехать. Его приглашали послужить год в одном из наших храмов, а он отказался:

    - Не люблю я, - говорит, - эту Америку. А ему:

    - И не люби - только служи: храм - он ведь везде Дом Божий: что здесь, что там...

    Батюшка повздыхал:
    - Насчет храма, конечно, правильно, но не могу: представил, что служба кончилась, вышел из храма, а вокруг - пустыня духовная...

    Его - дальше уговоривать: уламывали уламывали, пока он не впал в глубокую скорбь:
    - Вот представлю, что служба кончилась, вышел из храма, а вокруг - сплошная Америка... Удавиться хочется...

         Тут уж от него отстали: ну, действительно, если человек, коснувшийся этой страны одним лишь воображением, впадает в такую пагубу, лучше отстать.

         На другой день двое семинаристов, помогавших мне в алтаре, разговорились о каких то своих перспективах:
    - В Грецию или в Сербию наверняка не пошлют, но уж хоть бы в Европе оставили, а то отправят в какую-нибудь дыру, вроде Штатов.

         То есть по представлению и приятеля моего, и двоих семинаристов страна эта безнадежно пребывала в кромешной тьме как страна мертвого духа.

         А тут выхожу из алтаря после службы - забегают две девушки с рюкзачками: похоже - иностранки. Одна растерянно прижимается к стене, а другая, как положено, крестится, прикладывается к праздничной иконе, потом, после земных поклонов, к раке святого Василия Блаженного.
    - Откуда? - спрашиваю, когда она подошла под благословение.
    - Из Америки.
    - Как зовут?
    - Екатерина.
    По-русски Екатерина говорила чисто, и я решил, что она - дочь нынешних эмигрантов:
    - Русская?
    - Нет: у меня мама гречанка. Она считает, что спасти человечество может только Россия, и потому с детства обучает меня русскому языку: первой учительницей у меня была русская княгиня.
    - А папа - кто?
    - Папа - американец, - и махнула рукой, - дикие люди, очень к земному привязаны: деньги, слава, карьера, власть, - больше ничего не понимают.
    - А подружка?
    - Тоже американка: "Мы - самые сильные, самые умные, самые лучшие, самые богатые, самые самые". А в храм Божий вошла - и перепугалась. Я же говорю: дикие люди! Вместо души - калькулятор. Но меня одну не пускали, пришлось вместе с ней ехать. Мы уже были у преподобного Сергия, вечером отправляемся в Питер - к отцу Иоанну Кронштадтскому и блаженной Ксении, а потом - в Дивеево, к батюшке Серафиму.
    - И что же: ты знаешь их жития?
    - Конечно! Мы с мамой все больше русские книги и читаем. И каждый день молимся за Россию.
    - А за Америку?
    - Дерзновения нет.
    - Это как же?
    - Нет у нас дерзновения молиться за дом сатаны...
    Мы распрощались. И тут же на Красной площади подходит незнакомая женщина:
    - Батюшка! Что мне делать? Дочь вышла замуж за американца, уехала в Штаты, и теперь спивается.

         "Вот уж для этого, - думаю, - вовсе не обязательно было забираться так далеко...". Мы поговорили, я сколько мог, умягчил ее скорбь и пошел по родной земле восвояси.



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.