ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№11 2004 г.         

Протоиерей Вячеслав Тулупов. Добрый воин Иисуса Христа против Пауло Коэльо

Книга протоиерея Вячеслава Тулупова «Добрый воин Иисуса Христа» - своеобразный ответ на произведения писателя Пауло Коэльо. Взяв жанровую форму «Книги воина света», прот. Вячеслав на основе святоотеческого наследия создал образ доброго воина Иисуса Христа. Приводим некоторые извлечения из этой книги.

Добрый воин Иисуса Христа выходит на брань против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6,12).

Воин Христов никогда не решился бы на такую битву, потому что он слабый человек. Слишком сильны его противники, и никто из человеческого рода не может сравниться с ними. Однако добрый воин твердо идет навстречу врагам и сердце его не трепещет от страха.

Кто вселил в душу слабого человека мужество и надежду на победу в неравной схватке? Кто руководит им в бою и наполняет силой его немощное естество? Тот, Кто победил диавола и низложил врата ада!

Христос облачил Своего воина в броню веры и любви и в шлем надежды спасения (1 Фее. 5,8). Поэтому он идет на битву слабый естеством, но сильный Богом.

***

Раньше редко, а со временем всё чаще и чаще, добрый воин слышит крики:

— Ты неправильно воюешь! Ты не знаешь тактики и стратегии! Цель твоей борьбы ложна!! Иди к нам, мы научим тебя всем тонкостям настоящего воинского искусства. Брось своего Царя и вставай под знамена нашего властителя, который приведет тебя к быстрой победе, и ты очень скоро будешь наслаждаться всеми благами своего триумфа!!

Эти призывы раздаются с разных сторон, и множатся уста, выкрикивающие их. Добрый воин Иисуса Христа не обращает внимания на крики. Ему нет до них дела! Сердце воина наполнено любовью к Иисусу Сладчайшему, и никакие приманки не могут отвлечь его от этой любви. В душе доброго воина нет места ни для чего постороннего.

— Какая скука быть таким верным! — зевая, восклицают отвергнутые обольстители. — Посмотрите, он находит наслаждение в рабстве! Если б он вкусил свободы, то понял бы, в какие цепи закован!!

—Я сделал свой выбор сознательно, — говорит добрый воин-христианин своим злопыхателям. — В рабстве Иисусу, Который распялся за меня, я обрел неизреченную любовь. Я связан путами любви. Вы хотите освободить меня от них? Значит, вы не знаете истинной свободы!

***

Иногда в схватке с беспощадным противником добрый воин Иисуса Христа изнемогает. Он становится беспомощным и видит перед собой смерть и клинок врага, нацеленный в его сердце для последнего удара. Израненный воин уже не имеет сил, чтобы поднять щит. Гибель неминуема. В предсмертный миг из его груди вырывается крик:

— Иисусе, Сыне Божий, помоги!

И вдруг враг обращается в бегство, и смерть скрывает свой страшный лик. Раны исцеляются, и руки наливаются силой. И слышит воин тишайший глас Иисуса:

— Вера твоя спасла тебя.

***

Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? (Иак. 2, 14)

— Нет, такая вера меня не спасет, — отвечает воин и принимается за добрые дела.

Помогая бедным, поддерживая слабых, посещая больных, он постоянно повторяет про себя:

— Не ослабевай в делах милосердия, ты совершил еще мало добра для своего спасения! Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 26).

Однако со временем воин Божий замечает, что множество добрых дел отнюдь не укрепляет его надежду на спасение. Тогда он принимается с еще большим рвением помогать ближним, умножая свои заслуги перед человечеством. Но, странная вещь, одновременно с пополнением сокровищницы добрых дел душу воина начинает волновать необъяснимое беспокойство. Иногда он даже впадает в уныние. Что происходит? Почему дела милосердия не приносят в его сердце небесную радость?

Добрый воин Иисуса Христа недолго остается в недоумении. Не прекращая совершать дела благочестия, он перестает возлагать на них какую-либо надежду и всё свое упование возлагает на веру, ибо верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность (Рим. 4, 5). И тогда тревога и уныние покидают сердце воина, а его надежда на спасение становится непоколебимой

***

В земной жизни, быстротекущей и зыбкой, человеку трудно найти твердую почву. Можно ли здесь с чем-либо связывать свои чаяния?

Много раз случалось, что добрый воин возлагал надежду на дорогих своему сердцу людей, на полезные вещи, мудрые идеи. Однако ничто не постоянно в этом мире: люди предавали, вещи ветшали, мудрость на поверку оказывалась глупостью.

От постоянных разочарований душа воина не знала покоя. Его сердце получило мир, лишь обретя веру. Теперь добрый воин живет надеждой на одного Господа своего Иисуса Христа. Вместе с пророком Давидом он часто восклицает: только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя (Пс. 61, 6).

***

Добрый воин Иисуса Христа всё время стремится быть непоколебимым в мужестве, но иногда проявляет малодушие. Он не всегда с готовностью подставляет другую щеку. А случается, у воина в сердце от гнева вдруг разжигается такой огонь, что он едва сдерживает себя, чтобы не ответить обидчику. Стыдно сказать — бывает, и отвечает ударом на удар, проявляя при этом малодушие, недостойное воина Иисуса Христа.

Добрый воин понимает, что каждому ратнику прежде всего нужно мужество, но дружиннику Иисуса Христа оно необходимо сугубо. Ведь не надо ума, твердости и особенной храбрости, чтобы ответить ударом на удар. Истинное мужество необходимо, чтобы подставить другую щеку!

***

Как-то раз добрый воин не подставил другую щеку и отвел от себя удар. Это удивило лукавого врага:

— Ты же — христианин! Подставь другую щеку!!

— Мне не трудно подставить щеку, но это сейчас не полезно для меня. Ведь ты искушаешь не меня, а Самого Бога, давшего заповедь. Устрашись своего зла и вспомни, что написано: не искушай Господа Бога твоего (Мф. 4, 7), — ответил воин.

***

— Воин, почему ты не терпишь зла? — не унимается лукавый. — Ведь тебе заповедано: не противься злому (Мф. 5, 39).

— Ты хорошо усвоил одно, но не заметил другого. Я не противлюсь злобному человеку и подставляю ему щеку потому, что не воюю против людей, даже погрязших в злобе. Однако разве ты забыл, что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6, 12). Не противясь злому, я тем не менее восстаю против зла, чтобы оно не поглотило землю.

***

Случается, люди говорят доброму воину:

— Мы вступили бы в твою дружину, но некоторые вопросы не дают нам покоя. Не получив на них ответ, мы не можем согласиться с учением, которого ты придерживаешься.

— Что же вас смущает? — спрашивает воин.

— Ты борешься со злом под знаменем истинного Бога. Зачем же Он сотворил это самое зло, с которым теперь тебе приходится бороться?

— Бог — добр и не творил никакого зла. Оно — противно Его природе, ибо Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8).

— Однако зло существует. Как оно произошло? Разве может что-то возникнуть без воли всемогущего Бога?

— Первое зло совершил диавол и ангелы, ставшие демонами, затем его стали творить люди, отпавшие от своего Творца. Зло, само по себе, не существует. Оно возникает и действует, пока его творят демоны и люди. Но они не будут творить его вечно. Всех делающих зло ожидает суд.

— Почему же Бог позволяет совершаться злу?

— Ангелам и людям Бог дал свободу выбора между добром и злом. Богу несложно все Свои творения сделать добрыми без их согласия, но это означало бы лишить разумные существа свободы и проявить над ними насилие. А этого Бог делать не желает, потому что свобода, если ей разумно пользоваться, — великое благо.

***

Не всегда мысли и чувства доброго воина были ясными и цельными. Бывали времена, когда его сознание затмевалось от постоянной борьбы и битв. Он начинал сожалеть, что появился на свет существом со свободной волей.

В трудные минуты своей жизни воин спрашивал себя:

— В чем состоит благо свободы? Не лучше ли было бы, если бы свободы выбора не существовало? Ведь именно она дает возможность существовать греху, злу и страданиям. Как хорошо быть существом ограниченным и лишенным права выбирать между добром и злом!

Со временем добрый воин закалился в битвах и твердо осознал, что только свобода может привести человека к святости. Свобода и святость — два крыла совершенства! Если у людей отнять свободу выбора, чтобы они не совершали зла, то это лишит праведников возможности достижения духовного совершенства и блаженства. А ведь это и является подлинной целью бытия человека. Уничтожить свободу выбора — значит признать победу зла над добром.

Теперь воин Иисуса Христа со смирением и любовью думает: если я сам не воспользуюсь свободой выбора и не достигну святости или даже не спасусь, то пусть другие люди воспользуются благами свободы. Я согласен быть хотя бы соломой, которая поддерживает огонь их ревности ко спасению.

***

— Чем же ты наслаждаешься на земле? — с изумлением обращаются к доброму воину любители поесть и попить. — У тебя во всем только воздержание и запреты!

— Во-первых, всё мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6, 12). Во-вторых, то, что доставляет мне удовольствие, доставляет его несравнимо в большей степени, чем все доступные вам наслаждения. Воздержание же от запретных плодов оберегает меня от неприятностей и страданий, которые непременно следуют за вкушением запретного. Например, ради духовной пользы я воздерживаюсь в пище. Однако Бог награждает меня за мои труды не только в будущей, но и в настоящей жизни. Через воздержание Он дает мне возможность лучше ощущать вкус пищи. Между тем ваше чревоугодие притупляет у вас вкус яств и порождает множество болезней, — говорит добрый воин Иисуса Христа. — К тому же утром после ночного возлияния трудно идти в поход и с полным чревом опасно биться с опытным врагом.

***

Недовольство по поводу появления на свет не посетит человека, наслаждающегося вечным блаженством в Царстве Небесном. Но и на земле тот, кто познал смысл жизни, не задает вопросов о цели своего появления на свет.

Страдания порождают ропот. Но тем, кто знает смысл земных страданий, они доставляют пользу.

Воин уже на земле вкусил плоды духовной жизни, реально ощутил их божественный вкус. Он понял, что путь к вечному наслаждению проходит через временные страдания.

Когда человек наслаждается Божественными благами, ему настолько хорошо, что он несказанно рад, что Бог сподобил его появиться на свет. Только человек, отлученный от этих благ, начинает стонать по поводу своего существования. Младенец, сосущий материнскую грудь, радуется, а отнятый от нее — кричит.

— Человек рожден для наслаждения Божественными благами. Вкуси их уже на земле — и ты получишь самый убедительный ответ на вопрос, для чего ты получил бытие, — говорит добрый воин своему собрату, приунывшему от тягот тяжелых битв и дальних походов.

***

Светловолосый оруженосец снимает с доброго воина доспехи, осматривает следы от вражеских стрел и задумчиво спрашивает:

— Но мог же Бог сотворить только тех, кто достигнет святости и вечного блаженства, и не творить тех, кому уготованы вечные муки? Ведь Бог всё предвидит и знает судьбу каждого человека.

— Дело в том, что всё человечество происходит от одного человека — Адама. Часто от злого отца рождается добрый сын. Не дать рождаться злым — значит отказать в праве на жизнь и добрым, — отвечает воин юноше.

— Нельзя ли было сделать так, чтобы от добрых рождались только добрые и не было среди потомков Адама места для злых? — вновь интересуется оруженосец.

— Сделать так — значит отнять у людей свободу выбора. А это, в свою очередь, лишит их права на божественное блаженство, так как только свобода приводит к нему. Во всемирном Адаме ветви поколений взаимосвязаны и пересекаются. Удаление почки отнимает у дерева ветвь. Даже один не родившийся человек лишает человечество целых поколений людей, среди которых могло бы появиться немало праведников. А разве они не имеют права на существование из-за того, что кто-то из их предков был нечестив?

***

Существование ада не колеблет веру доброго воина в любовь и милосердие Божии. Наоборот, он считает, что наличие ада подтверждает любовь Бога к Своим творениям.

Бог мог бы уничтожить разумные существа, которые стали злыми. Тем не менее Он сохраняет им бытие и даже дает возможность существовать в определенном месте, то есть в аду. Бог не нарушает свободу их выбора.

Однако зло не может терпеть добро и постоянно воюет с ним. Творец же навечно сохраняет право выбора не только за грешниками, но и за праведниками. Поэтому, когда Господь навечно заключит злые существа в ад, Он оградит непреступной стеной от их нападений добро и святых. Таким образом, Бог защитит право выбора Своих творений, пожелавших стать навечно добрыми.

Будучи по Своей природе любовью, Бог не творит адские мучения. Их творцами являются сами злые существа. Геенна соответствует сущности грешников и является естественной средой их обитания.

***

Доброго воина поразили слова, прочитанные им в сочинении преподобного Исаака Сирина: «Мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение большее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания».

Воин долго размышлял над этими словами, и теперь его самым мощным оружием является любовь. Под ударами этого бича не может устоять ни один даже самый неумолимый недруг.

***

Иногда добрый воин думает: стоит ли бороться? Борьба тяжела, и не видно ей конца. Не лучше ли быть сторонним наблюдателем, и пусть жизнь течет, как течет?

Однако такие малодушные мысли воин быстро отгоняет. Ибо он знает, что земная жизнь — борьба и наслаждаться покоем ему здесь не суждено.

— Ну, как же так? — спрашивают расслабленные любители покоя.— Если Бог нас любит, то трудно ли Ему дать нам вечные блага без борьбы? Ведь Бог видит нашу немощь и знает о нашей неспособности к жестокой борьбе с лютым противником. Зачем Он требует от нас непосильных подвигов?

Эти вопросы не смущают воина. Так уж устроен земной мир, лежащий во зле, что за добро необходимо упорно сражаться и войти в Царство Небесное можно только благодаря борьбе за него.

Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11,12).

***

Плоть всегда посягает на многое, но воин старается уделять ей малое. Он знает, что радости плоти редко полезны духу.

Однако случается, плоть превозмогает. Воин кидает ей лишний кусок, она проглатывает его на лету, словно вечно голодный пес, и тотчас требует новой порции. Воин кидает еще и еще, чтобы плоть отстала от него. Наконец, пресытившись, она сворачивается клубком у ног хозяина и засыпает. Воин грустно смотрит на свою сытую, довольную плоть и чувствует, что ее шумный сонный храп почти полностью заглушает тихое дыхание духа.

***

Иногда враги предлагают доброму воину Иисуса Христа перемирие.

— Мы поняли, — говорят воины зла, — что ты искусный и мужественный боец. Однако ты всё равно не сможешь одолеть нас. Да и зачем тебе победа над нами? Не лучше ли нам договориться друг с другом? Прекрати воевать с нами, и мы, в свою очередь, перестанем тревожить тебя.

— Вы удивляете меня, — отвечает добрый воин. — Что может быть общего между добром и злом? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор. 6, 15). Если добро договорится со злом, оно перестанет быть добром.

Воин не поддается на уловки врага.

***

Воин Христов перестал удивляться тому, что воины зла любят порассуждать о добре и любви.

Готовясь убить безвинного, воители зла говорят ему о милосердии. Уничтожая города и народы, они кричат о всемирном счастье. Своими сладкими речами они могут обмануть простаков, но не доброго воина Иисуса Христа.

***

Всякое доброе дело воин Христов совершает с усердием. Вместе с тем он всегда хочет знать, угодно ли его дело Богу и совершается ли оно по воле Творца. Это для него является главным во всех поступках.

Как воин узнает, угодны ли его дела Богу? Во-первых, по добрым плодам, которые они приносят. Во-вторых, по безусловному успеху, сопутствующему всем богоугодным делам. Ведь Господь Сам помогает совершать благие дела, потому что желает, чтобы Его воины постоянно совершенствовались.

Если воин, несмотря на все усилия, не может достичь успеха в благом деле, то делает вывод, что помощь Божия не сопутствует ему в этом предприятии, и перестает напрасно тратить силы.

Когда новобранцы не знают, как отнестись к какому-нибудь непростому делу или событию, добрый воин напоминает им совет мудрого Гамалиила: если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками (Деян. 5, 38-39).

***

Добрый воин не проходит мимо людей, находящихся в беде. Он протягивает руку помощи всем без различия. Видя, как воин благотворит недостойным людям, некоторые возмущаются:

— Зачем он помогает этим негодяям?!

Добрый воин отвечает:

— Наш Спаситель Иисус Христос не делил людей на хороших и плохих. Он благотворил всем. Господь говорил: Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию (Лк. 5, 31-32). Если Сам Бог пришел на землю спасти грешников, то мы, обратившись от греховной жизни, не должны ли помочь в этом другим?

Критики доброго воина замолкают и со временем становятся свидетелями справедливости его слов и действий. Они видят, как грешники и злодеи, получив помощь от воина, обращаются к духовной жизни и встают на путь истины.

***

Ученик доброго воина спросил своего учителя:

— Мудрецы восхваляют золотой путь и меру во всем. Скажи, как определять эту меру?

— Мера, или золотая середина, определяется смущением и миром, — ответил добрый воин.

— Каким образом? — не понял ученик.

Добрый воин пояснил:

— Когда ты соблюдаешь во всем меру, твоя душа наслаждается миром. Когда же ты нарушаешь меру, душу охватывает смущение. Будь внимателен к своей душе, и ты сможешь всегда и во всем соблюдать меру.

***

— Как ты добился того, что стал столь воздержанным? — спросил ученик доброго воина. — Я удивляюсь тому, как ты легко побеждаешь страсти и в жизни обходишься только самым необходимым. С чего надо начинать, чтобы научиться побеждать влечения сердца и плоти? Добрый воин ответил:

— Первым делом ты должен добиться того, чтобы твое слово для тебя самого приобрело безусловное значение. Если что-то увлекает твое сердце, а ты не хочешь этого, скажи себе: «Я не желаю этого!», и пусть твое слово будет для тебя незыблемым законом. Если же, наоборот, ты желаешь чего-либо достичь, говори себе: «Я обязательно достигну этого!» — и со всем жаром души, призывая помощь Божию, стремись к своей цели. Каждый раз, когда ты будешь следовать своему слову, оно будет приобретать для тебя всё большую и большую значимость. Слово может многое. Весь мир Бог создал словом. Человек сотворен по образу и подобию Божию. Он тоже творец и свою внутреннюю сущность создает словом.

***

У доброго воина Иисуса Христа есть неприступная крепость — Церковь. Много раз враги пытались взять ее приступом, но безрезультатно. Рыли подкопы, но сами же в них погибали. Старались разбить ее стены ядрами, и сами же получали раны от их осколков.

Штурм крепости продолжается уже не одно столетие. Однако враг мало преуспел. Твердыня поныне стоит и будет стоять несокрушимо до скончания века, ибо даже врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18).

Доброму воину постоянно нашептывают, что его крепость стала ветхой и скоро развалится, что ему пора перебраться в новую величественную крепость, построенную в соответствии с духом времени и с использованием современных технологий. На все подобные предложения добрый воин только снисходительно улыбается и говорит:

— Разве может какая-либо крепость быть более непреступной, чем та, которая утверждена на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем (Еф. 2, 20)? За две тысячи лет ее существования развалилось в прах множество великих замков, она же стоит незыблемо. Наша Церковь-крепость ветха не стенами и башнями, а годами. Но эта ветхость только доказывает ее несокрушимость. Ваши же новые замки простоят ли до конца вашей жизни?

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.