ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№4 2004 г.         

Перейти в раздел [ Литература ]

Обзор литературы - апрель 2004

   Святитель Филарет (Дроздов). Избранные труды. Письма. Воспоминания. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. – 987с. /Русская богословская библиотека/

Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский является одним из крупнейших церковных деятелей и богословов России. Он получил широчайшую известность еще при жизни своими гениальными проповедями, мудрым управлением епархией, участием в государственных делах в царствование трех русских императоров. Огромное и многообразное письменное наследие святителя до настоящего времени не освоено в полном объеме. Немалая часть его трудов все еще труднодоступна для читателей, не говоря уж о том, что в различных архивных собраниях России находится немало неизвестных произведений «московского Златоуста». Настоящий сборник – юбилейный, подготовленный в год 220-летия со дня рождения святителя Филарета. Основную часть его составляют избранные проповеди за 1806-1867 годы и малоизвестные богословские сочинения и фрагменты, отдельные церковно-административные документы, письма, а также воспоминания ряда современников о святителе, его завещание. К книге прилагаются отдельно «Избранные молитвословия» святителя Филарета.

   Архимандрит Софроний. Письма в Россию. – Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, изд-во «Паломник». – 2003. – 287с.

Архимандрит Софроний (Сахаров, 1896-1993) знаком русскому читателю в первую очередь по книге «Старец Силуан», которая, будучи переведена на 16 языков, известна сегодня всему христианскому миру. В новом сборнике приводятся его письма к сестрам Марии и Александре, биографические записки «Беседа с семьей». Членов семьи о.Софрония, живших в России, отличало разнообразие взглядов и мировоззрений, некоторые даже считали себя неверующими, но это не препятствовало его духовному слову к ним. В каждом письме о.Софрония содержатся глубокие мысли, высказывания на различные темы, например, о свободе выбора при принятии дара жизни, о подлинном смысле нашего явления в мир и т.д.

   Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). «Я полюбил страдание…». Автобиография. – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2003. – 208с.

Не чудеса и знамения, а крестоношение – признак духовности нашего времени. Святость ХХ века – это ежедневное мученичество. Автобиография архиепископа Луки – лучшее доказательство этого. Со страниц книги звучит живой голос светлого владыки, профессора хирургии, лауреата Сталинской премии. На его долю выпали поношения, тюрьмы, лагеря, ссылки, изгнания, пытки. Но вот что он говорил в одной из своих блестящих проповедей: «Вы спросите с недоумением, в ваше сердце, может быть, закрадется сомнение, легко ли иго Христово? А я скажу вам: «Да, да! Легко, и чрезвычайно легко». А почему легко? Почему легко идти за Ним по тернистому пути? Потому что будешь идти не один, выбиваясь из сил, а будет тебе сопутствовать Сам Христос: потому что Его безмерная благодать укрепляет силы, когда изнываешь под игом Его, под бременем Его; потому что Он Сам будет поддерживать тебя, помогать нести это бремя, этот крест… Ибо благодать Божия изливается преизобильно на всякого, кто несет бремя Христово».

   Преподобный Серафим, Царь и народ. Чудо прославления. Саров-Дивеево. 1903 год. – М.: Издат.совет Русской Православной Церкви, 2003. – 255с. с ил.

В год столетия прославления преподобного Серафима Саровского вышло много книг об одном из самых любимых и великих русских святых. Предлагаемая книга возвращает нас в 1903 год, когда вся православная Русь во главе с Царем сошлась (частью даже буквально – пешим ходом и за тысячу верст) у святых мощей чтимого и прославляемого святого. «Так напоминает оно наше старое доброе время, когда собралась наконец святая Русь под единую власть Царя православного, когда в ограде Церкви все чувствовали себя, как в дому Отца Небесного, когда не было этого печального разделения между народом и высшими слоями общества…, этого погибельного отделения интеллигенции от церкви, составляющего особо всеми чувствуемую злобу нашего времени», писал современник тех событий. В книге приводятся летопись Саровских торжеств, воспоминания паломников, случаи чудесных исцелений, слова проповедей, произнесенных в те незабываемые дни, фотографии.

   Царские дети. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2003. – 447с.

В наше время разрушения семейных ценностей воспитание детей в царских семьях являет для нас пример для подражания. Как они воспитывались? В роскоши, изнеженности, безделье? Ничего подобного. Маленький Романов должен был расти прежде всего как русский человек, знающий суровость жизни, закаленный перед лицом трудностей и испытаний. Даже ужасов войны не скрывали от детей. Великие княжны, дочери Николая II, исполняли обязанности хирургических сестер в военных госпиталях. А фундаментом воспитания царских детей была вера в Бога, православная церковность. Именно в христианской вере – корни крепкой семейственности последних Романовых. В первой части книги рассказывается о детстве императора Николая II, во второй – воспоминания о его семье. В третьей части книги приводятся выдержки из записей Императрицы Александры Федоровны о семейной жизни и воспитании детей.

   Священник Дмитрий Дудко. Начало нашей жизни. - М.: «Фавор-ХХI», 2003. – 158с. – Православная народная книга.

Книга известного священника Дмитрия Дудко необычна. Это не проповеди, а заметки – живые, яркие, интересные, жизненные. Он пишет о своем детстве, детстве своих детей, о своей семье. Нет никаких нравоучений, но из картинок жизни, бесед с детьми, внуками рассказывается о православной вере в советское безбожное время. «Создаю книгу семейную, пишу воспоминания, делаю заметки. Все хаотично и разорвано: ну что ж, такой мой стиль. Такой мой талант… Родимый хаос, как говорит Тютчев. Это наша русская черта, а я плоть от плоти русский».

   Данчук В. Книга живота. – Н.Новгород: «Духовный сад», 2003. – 319с.

Еще одна необычная книга. Своего рода записки, воспоминания, дневник, но не какого-то известного исторического лица, а просто современного человека. Из этих записок на примере одной «малой церкви, семьи» воссоздается картина эпохи, в которой все знакомо и в то же время все ново – по причине возрождения забытых традиций милого прошлого. «Лизанька опять начала плакать перед сном – без причины и подолгу, но так настойчиво, что нам чудится в этом что-то мистическое. «Плохие мы молитвенники», - с горечью говорит Олечка, и я невольно соглашаюсь с нею. Более того, с того дня, как Лизанька явилась на свет, всегда, делая что-то недолжное, думаю о ней, а вначале просто боялся приближаться к ней с нечистой совестью: чуть ли не физически ощущал то мощное излучение младенческой чистоты, от которого не оставалось во мне ни одной тени, ни одного укромного уголка».

   Михайлова В.В, Никулин В.Н, Пущина Т.С. Практические советы юриста православным. – М.: Трифонов Печенгский монастырь, «Ковчег», 2003. – 249с.

Православный человек в житейских неурядицах, конечно, в первую очередь уповает на помощь Божию, молитву, благословение священника, и батюшке нередко приходится разрешать самые разные житейские проблемы – педагогические, медицинские, юридические и другие. Но все же верующему человеку не мешает знать, как надо действовать в тех или иных обстоятельствах нашего «цивилизованного» мира. Сборник построен как ответы на вопросы. Они касаются разнообразных сфер жизни – обращений в прокуратуру и в милицию, прав беременных, многодетных женщин, покупки и продажи жилья, качественного медицинского лечения, проблем пенсионеров, советы православным автолюбителям и т.д.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.