ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№1 2004 г.         

Перейти в раздел [ Литература ]

Обзор литературы - январь 2004

   Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли. Т.2. – М.: Московская Духовная академия и Введенская Оптина пустынь, 2003. – 575с.

Это издание осуществляется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В алфавитном порядке взяты различные богословские понятия и приводятся высказывания на эти темы святых отцов Церкви. Во второй том издания включены термины на буквы Б и В. Здесь говорится о богообщении, богоотступничестве, Богородице, болезнях, браке, вере, власти, вожделении, войне, воле Божией и воле человеческой, воскресении, высокоумии и других. «Конечно, не следует уклоняться от борьбы, но не следует и напрашиваться на нее; тогда и для нас победа будет славнее, и для диавола поражение унизительнее» - говорит, например, святитель Иоанн Златоуст о брани духовной. Книга может оказаться весьма полезной всем, кто занимается миссионерской работой.

   Протоиерей Вячеслав Резников. Полный круг проповедей на ежедневные апостольские и евангельские церковные чтения. – М.: Издательский совет Московского Патриархата, 2002. – 509с.

Протоиерей Вячеслав Резников окончил Литературный институт имени Горького, Духовную семинарию и Духовную академию, в священном сане 20 лет. Из глубокой древности дошло до нас разделение Евангелия и Апостола на так называемые «зачала» для чтения за церковным богослужением. Каждый день положено читать одно зачало из Евангелия и одно из Апостола. За год совершается полный круг. Начинается он от дня Святой Пасхи. В книге приведены проповеди на все дни церковного богослужебного года. Вот некоторые темы проповедей: «О пределах любви и о «религиозной нетерпимости», «О богатых, о ропщущих и о сомневающихся», «О прохождении сквозь стену», «О нашей родословной», «О видах лжи», «О социальном служении».

   Дунаев М.М. Православие и русская литература. Части I-II. – М.: «Христианская литература», 2001. – 734с. Часть III. – М.: Храм святой мученицы Татианы при МГУ, 2002. – 763с.

Это долгожданное издание курса лекций Михаила Михайловича Дунаева, прочитанных им в Московской Духовной академии. Знание русской литературы у большинства жителей нашего Отечества ограничивается курсом школьных наук, к тому же преподается литература до сих пор по советским атеистическим понятиям. Православный взгляд на литературу зачастую переворачивает полностью мировоззрение человека. Первая часть книги посвящена литературе 17-18 веков и начала 19 века. Разбирается творчество В.Жуковского, А.Грибоедова, И.Крылова. Отдельная глава посвящена Александру Пушкину. «Всего понамешано в нем: и хорошего, и дурного, и светлого, и темного. Чего больше и к чему направлены душевные стремления? – вот вопрос» - пишет М.Дунаев о Пушкине. Вторая часть книги посвящена творчеству М.Лермонтова, Н.Гоголя и литературе середины 19 столетия, спору западников и славянофилов. В третьей части речь идет о творчестве И.Тургенева, И.Гончарова, М.Салтыкова-Щедрина, Ф.Достоевского и других писателей. Предполагается, что «Православие и русская литература» будет издана в шести частях. Ее с огромным интересом могут прочитать все желающие, но особенную пользу издание принесет учителям русского языка и литературы.

   Жизнь, труды, мученическая кончина и прославление святого апостола Андрея Первозванного. Сост. магистр богословия протоиерей Сергий Петровский. – Санкт-Петербург: «Царское дело», 2003. – 415с.

В России глубоко почитается имя святого апостола Андрея Первозванного – русского апостола, поскольку он просветил светом Евангельского учения русские земли еще во «чреве истории» – когда русский народ даже не вышел на свет Божий! Его пророческое предсказание с вершины Киевской горы грядущей славы Божией в славянских землях стало известно уже в 11 столетии, почти сразу после Крещения Руси. Но как ни странно, литература о первом ученике Христовом достаточно скудна. Поэтому обширный труд Сергия Васильевича Петровского о жизни, трудах и мученической кончине апостола Андрея представляет собой большой интерес. Этот труд был написан автором в самые первые дни революции, но свет увидел только 80 лет спустя. В книге подробно рассказывается о жизни и смерти апостола Андрея, его святых мощах, чудесах и знамениях, а также о прославлении его в памятниках западноевропейской живописи и скульптуры. Последняя глава посвящена почитанию его памяти в России – храмам и монастырям святого апостола, памятникам русской иконографии, живописи, летописных сказаний. Говорится также о русском ордене апостола Андрея и русском Андреевском флаге.

   Архимандрит Симеон (Холмогоров). Един от древних. – М.: «Паломникъ», 2003. - 541с.

Книга архимандрита Симеона, впервые увидевшая свет еще в 1916 году, посвящена одному из великих старцев дореволюционной России – схиархимандриту Гавриилу (Зырянову), старцу Седмиезерской и Спасо-Елеазаровой пустыней. Старец Гавриил был прославлен в лике местночтимых святых Казанской епархии в 1996 году. Его честные мощи в настоящее время почивают в Казанской Седмиезерской Богородичной пустыни. В жизни старца Гавриила, словно в зеркале, отразились духовные искания, взлеты и падения всего русского боголюбивого народа. С каждой страницы жития старца веет на читателя дивная непередаваемая теплота подлинной христианской любви, завоеванной в тяжком повседневном, терпеливом несении креста скорбей, постоянной людской злобы и собственной немощи. Впервые в книге вместе с житием опубликованы творения старца и его письма к духовным детям.

   Преподобный Варсонофий Оптинский. Жизнеописание схимонаха отца Николая. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. – 126с.

Книга преподобного Варсонофия Оптинского о схимонахе Николае публикуется впервые. Об этом оптинском монахе, уроженце Турции, претерпевшем на родине мучения и гонения и сподобившемся перед кончиной видения райских обителей, прежде было известно лишь по книге С.Нилуса «Великое в малом» и по «Жизнеописаниям почивших скитян» преподобного Никона (Беляева). Впервые будущий схимонах Николай попал в Россию в 1854 году вместе с партией пленных турок. Тогда он ходил ко многим церковным службам, изучал русский язык и основы Православия, но Святое Крещение не принял. Потом он вернулся в Турцию, где его посадили в тюрьму за желание принять христианскую веру. Много злоключений испытал будущий монах, прежде чем вновь попал в полюбившуюся ему Россию, где он принял православную веру. В 1891 году он вступает в число братии Оптиной пустыни, ему шел тогда уже 72 год. Перед смертью схимонах Николай сподобился видеть райские обители, это видение с его слов было записано преподобным Варсонофием.

   Богомолова Р.Т. Лечит Бог и природа. – М.: Православное братство св.ап.Иоанна Богослова, 2003. – 541с.

Р.Т. Богомолова известна православным читателям полюбившейся многим книгой «Огород во славу Божию». Кандидат биологических наук, знающая травы «в лицо». Новая книга рассказывает, как избавиться от алкоголизма, наркомании, табакокурения, не растлиться сексом и не стать зомби в секте. Это самые болевые точки современности. Табак отнимает у человека 10-15 лет жизни, алкоголики не доживают и до 50-ти, наркоманы после принятия первой наркотической дозы живут в среднем не более 4-5 лет. Но разве человек живет для того, чтобы разрушить себя? Нет. Человек – создание Божие, Его подобие, и земная жизнь ему нужна, чтобы подготовиться к вечности. Господь спасает, помогает человеку, но только при одном условии – когда человек сам хочет исцеления, когда он в него верит. Только излечив душу, можно приниматься за излечение тела. Книга Р.Богомоловой написана популярно, с привлечением большого научного материала и будет интересна всем читателям.

   Чудеса и явления святого Архангела Михаила. – М.: «Паломник», «Русскiй хронографъ», 2003. – 191с.

Эта небольшая книга посвящена тому, «кто, как Бог», вождю воинства Господня, главному борцу против диавола и всякого беззакония среди людей. Его церковное именование – «архистратиг», т.е. старший воин, вождь. На иконах Архангел Михаил изображается с огненным мечом в руке или копьем. С давних пор Архангел Михаил очень любим и почитаем верующими людьми. Строилось много храмов в его честь. В Византии даже чеканились монеты с его изображением. Считается, что Архангел Михаил присутствует при смерти человека и своим мечом по повелению Божию разлучает душу с телом усопшего.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.