ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№7 2003 г.         

Обзор литературы - август 2003

   "Добротолюбие о страстях и борьбе с ними" / Москва, 2003

В Пятитомное «Добротолюбие», изданное в России в конце 19 века, являлось азбукой монашеской жизни, было излюбленным чтением многих христиан. Полный текст издания занимает большой объем, но сейчас появляются в печати извлечения из «Добротолюбия». Одно из них – «Добротолюбие о страстях и борьбе с ними» выпущено в свет православным братством св.ап. Иоанна Богослова (М., 2003). Оно написано современным русским языком. Краткие главы учат человека борьбе со своими страстями: «О ветвях зла», «О непрерывной духовной брани», «О помыслах», «О прощении обид», «О хранении уст», «Об искушениях», «О назначении человека» и т.д. Книга полезна не только монашествующим, но и всем христианам.

   "Христианская жизнь по Добротолюбию" / «Аксиос», 2002

Другой сборник – «Христианская жизнь по Добротолюбию» - может вообще стать карманной книгой мирянина, поскольку в этой небольшой книге собраны перлы святых отцов и учителей Церкви. Книга выпущена в свет издательством «Аксиос» в 2002 году. Приводятся краткие высказывания святых Максима Исповедника, Нила Синайского, Антония Великого, Исаака Сирина и других отцов Церкви на разные темы христианской жизни: «Страх Божий», «Любовь к ближним», «Терпение», «Болезни», «Молитва», «Подражание святым», «Соблазны» и др. «Если придет на тебя нечаянное искушение, не вини того, через кого оно пришло, а ищи, для чего оно пришло, и обретешь исправление», - советует преподобный Максим Исповедник. Из таких драгоценных жемчужин состоит эта книга.

   "Погружение во тьму" / М.: Спасо-Соловецкий монастырь и православное братство св. ап. Иоанна Богослова, 2002

27 лет тюрем, лагерей и ссылки – таким был советский багаж Олега Васильевича Волкова, дворянина, очевидца и жертвы трагических событий русской истории 20 века. Господь сохранил его в адской лагерной мясорубке, наверное, для того, чтобы он засвидетельствовал эти события, чтобы не пропала память о людях, которые гибли рядом с ним. Вот он вспоминает, как в Соловецком лагере в середине 30-х годов проходили… богослужения! «На небольшой полянке, укрытой соснами, собиралась кучка верующих. Приносились хранившиеся с великой опаской у надежных и бесстрашных людей антиминс и потребная для службы утварь. Отец Иоанн надевал епитрахиль и фелонь, мятую и вытертую, и начинал вполголоса. Возгласия и тихое пение нашего робкого хора уносились к пустому северному небу; их поглощала обступившая мшарину чаща…». Воспоминания Олега Волкова «Погружение во тьму» изданы Спасо-Соловецким монастырем и православным братством св. ап. Иоанна Богослова в Москве в 2002 году.

   "Дневник последнего духовника Оптиной пустыни» иеромонаха Никона (Беляева)" / Минск.: "Лучи Софии", 2002

Минским издательством «Лучи Софии» выпущен в свет «Дневник последнего духовника Оптиной пустыни» иеромонаха Никона (Беляева) (2002г.). Он умер совсем молодым в 1931 году в ссылке, от туберкулеза. Вся недолгая жизнь иеромонаха Никона была проникнута глубокой верой в Бога и непоколебимой преданностью Его воле при всех тяжких испытаниях – в монастыре, тюрьме, ссылке. Книга состоит из четырех частей: собственно дневника о.Никона, его писем и поучений, затем приводятся воспоминания о нем монахини Амвросии и житие оптинского старца.

   "Преподобный Алексий, старец Смоленской Зосимовой пустыни" / Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002

В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был причислен к лику святых иеросхимонах Алексий, зосимовский затворник (1846-1928). Его жизнеописание и воспоминания о нем его духовных чад приводятся в книге протоиерея Ильи Четверухина и Евгении Четверухиной «Преподобный Алексий, старец Смоленской Зосимовой пустыни» (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002). Много лет Федор Алексеевич Соловьев (в монашестве о.Алексий) служил диаконом в Николо-Толмачевской церкви. На пятом году супружества в его дом вошло горе – умерла любимая жена Анна Павловна. В 1895 году отец Федор был рукоположен во пресвитера и определен в штат кремлевского Успенского собора – главного собора России. После того, как сын о.Федора Михаил закончил учебу, женился, а также устроились другие обстоятельства его жизни, он смог осуществить свое давнее желание – уйти в монастырь. 30 ноября 1898 года он был пострижен игуменом Зосимовой пустыни отцом Германом в иеромонаха с именем Алексий, в честь святителя Алексия. После того, как к отцу Алексию стало приходить много людей, игумен отменил все другие послушания, назначив ему только старчество и духовничество. Это стало главным делом монашеской жизни старца. К нему, как к свету, стремились и государственные деятели, митрополиты и архиепископы, и простые монахи, военные, врачи, чиновники, крестьяне. Все искали у него совета и утешения. Среди духовных чад старца была и Великая княгиня Елизавета Федоровна, основательница Марфо-Мариинской обители. Здоровье о.Алексия было плохим, беспокоило сердце, и в июне 1916 года он уходит в полный затвор. Но началась революция. Отец Алексий участвовал во Всероссийском соборе, ему выпал высокий жребий вынуть из-за иконы Владимирской Божией Матери бумажку с именем Патриарха Русской Православной Церкви. Скончался о.Алексий в 1928 году в Сергиевом Посаде. Помимо жизнеописания старца и воспоминаний о нем, в книге приводятся беседы, изречения и наставления о.Алексия.

   "Подвижник Панагуды. Воспоминания о старце Паисии" / Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002

12 июля 1994 года почил в Бозе отец Паисий, один из величайших старцев Афона, известный всему православному миру. Вышло немало книг с поучениями старца Паисия, имеющими большое значение для современного мира, изнеженного комфортом и измученного неверием. Издательством Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в 2002 году выпущена в свет еще одна книга о старце – «Подвижник Панагуды. Воспоминания о старце Паисии». Ее автор – священник Дионисий Тацис. В книге рассказывается о видениях старца Паисия, приводится 16 его неопубликованных писем, а также различные случаи из жизни.

   "Проблемы современной православной семьи" / Санкт-Петербург, 2002

Семья – великий дар Божий. Господь соединяет в Таинстве венчания двух людей – им предстоит вместе пройти путь земной жизни, вырастить детей и вместе вступить в жизнь вечную. Немало трудностей и препятствий встречается на пути двух людей, решивших соединить свои жизни. В издательстве «Сатис» (Санкт-Петербург, 2002) вышла книга «Проблемы современной православной семьи». С помощью святых отцов прошлого и современных священнослужителей даются ответы на многие вопросы, возникающие у современных молодых людей.

   "Глубь-трясина" / Атлас-пресс, 2002

Имя писателя Николая Блохина хорошо известно православным людям. В советское время он занимался изданием и распространением запрещенной тогда православной литературы, за что в 1986 году был арестован и осужден на три года тяжелых работ в лагерях для заключенных. Срок лишения свободы был продлен за религиозную пропаганду. В следственном изоляторе Лефортово Николай Блохин написал свою первую повесть «Бабушкины стекла», которую чудом ему удалось переправить на волю. Потом были другие повести для детей, а также повесть для взрослых «Глубь-трясина». Эта повесть вместе с другими произведениями для взрослого читателя («Владимирская», «Татьяна», «Спецпродотряд имени товарища Диоклетиана», «Талант») переизданы издательством «Атлас-пресс» в 2002 году. Как во всех произведениях Н.Блохина, реальность перемежается с чудесным, необъяснимым в жизни. «Глубь-трясина» повествует о временах гражданской войны, когда в тылу у красных на острове посреди болотной топи оказался монастырь, для большинства людей невидимый, а для некоторых избранных (отнюдь не безгрешных) людей видимый. Как всегда, главное в повести Блохина – взаимоотношения человека и Бога, прорыв человека к Богу.

   "Сборник воспоминаний о старце протоиерее Николае (Гурьянове)" / Москва, 2003

Вышел из печати новый сборник воспоминаний о старце протоиерее Николае (Гурьянове), изданный Трифоновым Печенегским монастырем (М., 2003). «Хотелось служить ему келейником, просфорником – кем угодно, потому что была в нем великая любовь, неземная, Божественная. Она жила и живет в этом святом старце. Живет Бог, который есть Любовь», - пишет один из знавших батюшку Николая. Из воспоминаний предстает перед нами образ старца – кроткого, любвеобильного, доброго, никогда никого не осуждавшего, настоящего угодника Божьего.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.