Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Письмо осужденных ИР 99/11 г. Сургута – прихожан прихода во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных».

  • Игумен Петр (Мещеринов). О лубочном христианстве

  • Возвращаясь к напечатанному

  • Открытое письмо

  • Циничное оскорбление патриотических и религиозных чувств

  • Александр Леонидович Ерохин, преподаватель Воскресной школы для взрослых,г.Ноябрьск. Дух коммерциализации или дух молитвенный?

  • О создании туристического центра в Тобольске

  • О проблеме Курильских островов

  • Сколько стоит праздник?

  • Молчаливая революция

  • Тюмень - не Содом и Гамоара!

  • В.В. Абраменкова. Культурная интервенция в России и детство

  • Новые "проповедники истины"

  • Йоги и гадалки не выдерживают проверки

  • О громкой и непристойной музыке в общественном транспорте

  • Писательский агитпроп

  • Валентинов день - развращение молодежи

  • Разговор про самоубийц

  • Татуировки

  • Если бы не отец Григорий, половины этих детей не было бы сейчас в живых

  • Причины падения уровня образования в России

  • Я хоронил их всех...

  • Зачем нам уроки нравственной жизни

  • Трагедия в Красном Яру

  • Встретили Нагиева

  • "Методика высасывания из пальца...", или Как мне предлагали стать доносчицей

  • «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»

  • Еще раз о Божьих одуванчиках

  • Божьи одуванчики, Божьи ли?

  • Время покаяния. Открытое письмо в редакцию газеты "Тюменские известия"

  • Иеромонах Анатолий (Берестов).Духовные основы наркомании

  • Слепые вожди слепых

  • Взрыва страны не получилось. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

  • Трудности введения предмета "Основы православной культуры" в государственных и муниципальных образовательных учреждениях

  • От чистого сердца и помыслов добрых

  • Борьба (наркомания и нравственный выбор)

  • О гадании в святки

  • Сергианство, зарубежники, воссоединение...

  • Сладкие обещания

  • О демографической проблеме

  • Сказка не для всех

  • Российское образование и идолы атеизма

  • Эти прелестные игральные карты

  • Церковную школу строить придется всем миром

  • Проблема календарей

  • Правило возжигания свечей в храме

  • О церковной свече

  • О старом и новом стиле

  • Правило возжигания свечей в храме

         Возжигание свечей в храме - это особое действо, тесно связанное с песнопением и священнодействиями служб.
         В богослужения будничные, когда почти во всех молитвах выражается одно: покаяние, сокрушение и скорбь о грехах,- и освещение бывает самое малое: кое-где теплится одинокая свечка или лампада. В дни праздничные, - как например в воскресные дни, когда воспоминается победа Христа Спасителя над смертью и диаволом, или, например, когда прославляются особенно угодившие Богу люди, - церковь выражает свое торжество большим светом. Тут уже возжигаются п о л и к а н д и л а , или как у нас говорят п а н и к а д и л а, что в переводе с греческого языка значит "многосвещники". В величайший из христианских праздников - в светлое Христово Воскресение не только освещается вся церковь, но и все православные стоят с зажженными свечами. Итак, чем радостнее и торжественнее совершается в храме Богослужение, тем больше бывает света. Церковный Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать свечей более, и при менее торжественных, или же печальных, постных - менее. Поэтому на повечерии, полунощнице, часах горит меньше светильников, чем на вечерне, утрене, литургии.
         Во время чтения шестопсалмия свечи в храме гасятся. Это делается для того, чтобы псалмы, выражающие сознание своего греховного состояния, изображающие множество врагов, ищущих погубить душу и тело, слушались со вниманием и страхом, и, как писали святые Отцы, чтобы каждый, стоя в темноте, мог вздохнуть и прослезиться. Темнота во время чтения шестопсалмия особенно способствует сосредоточенности и обращению внутрь своей души.
         В середине шестопсалмия священник, как бы принимая на себя звание Ходатая и Искупителя всего рода человеческого, выходит на алтарь и пред царскими дверьми, как пред затворенным раем, приносит Богу молитву о всех людях, читая тайно молитвы светильничные. Одно из объяснений светильничных молитв указывает, что они называются так потому, что содержат благодарение Богу за ночной свет, даруемый нам в свечах, и моление, чтобы Господь, под видом вещественного света, наставил нас и научил ходить в истине. О таком благодарении и молении пишет Василий Великий: "Отцам нашим заблагорассудилось не с молчанием принимать благодать вечернего света, но благодарить, как только он явится ". В пророческом стихе "Бог Господь и явися нам" прославляются два пришествия Христова: первое - как бы утреннее, бывшее во плоти и в нищете, и второе - во славе, которое произойдет как бы ночью, в конце мира.
         Во время провозглашения мирной ектении зажигаются все свечи в храме, знаменуя, что их осияла слава Господня. На литургии, как на самом торжественном Богослужении, во все дни года (то есть будничные и праздничные), зажигается более свечей, чем на других службах. Первую свечу возжигают на том месте, где начинается Богослужение - на жертвеннике. Затем возжигают свечи на престоле. "Горящие свечи на престоле изображают несозданный троический Свет, ибо Господь живет в свете неприступном (1 Тим. 6), и огнь Божества, попаляющий нечестие и грехи наши" (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Эти свечи возжигает диакон или сам священник. Затем горящие свечи устанавливаются пред иконами Спасителя, Божией Матери, храмовой и святых. При начале же чтения св. Евангелия, свечи, как и в древние времена, возжигаются во всем храме, в изображение того, что свет Христов просвещает всю землю.
         Возжигание свечей в храме - это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу, или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому. Если хотите поставить свечку - приходите до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты Богослужения, когда все замирает в благодарение Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих. Если кто опоздал на службу - пусть дождется окончания Богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.
         Свечи и лампады возжигают не только в Храме, но и в домах благочестивых христиан.
    Преподобный Серафим, великий ходатай пред Богом за живых и усопших, так пояснил великое значение свеч и лампад: "Я имею... много особ, усердствующих ко мне и благотворящих мельничным сиротам моим. Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться за них. Вот, когда я читаю правило свое, той поминаю их сначала единожды. А так как, по множеству имен, я не смогу повторять их на каждом месте правила, где следует, тогда и времени мне не достало бы на совершение моего правила, то я и ставлю все эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече, за иных же постоянно теплю лампады; и где следует на правиле поминать их, говорю: "Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз убогий, сии свещи и кандила (то есть лампады)". А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или так, простое мое усердие, ни на чем Божественном не основанное, то приведу вам в подкрепление слова Божественного Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшему к нему: "Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандилы во дни и в нощи: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть". Так вот... почему святая Церковь Божия прияла в обычай возжигать в святых храмах и в домах верных христиан кандилы, или лампады, пред святыми иконами Господа, Божией Матери, святых ангелов и святых человек. Богу благоугодивших ".
         Как мы видим, церковная свеча - священное достояние православия. Она - символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью.


    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.