Октябрьские события в 2002 году в Москве на Дубровке отозвались всеобщей тревогой нашего народа за жизнь захваченных заложников. Все с большим нетерпением ожидали освобождения людей, оказавшихся в руках вооруженных захватчиков. 128 человек погибли. За что?
В последнее время страшные трагедии разыгрываются одна за другой. 23 августа 2000 года страна поминала 118 погибших на АПЛ "Курск", 5 июля 2001 года - 145 жертв катастрофы самолета Ту-154 под Иркутском; 22 августа 2002 года - 119 военных-пассажиров сбитого в Чечне Ми-26. 3-5 июля 2002 года Башкирия скорбела по жертвам катастрофы самолета Ту-154 в небе над Германией. 28 июня был траур на Ставрополье, Кубани и в Карачаево-Черкессии по 116 погибшим от наводнения. 10 августа на Кубани еще оплакивали жертвы очередного потопа. А 26 сентября в Северной Осетии ледник унес 17 человеческих жизней и 108 человек пропали без вести. Люди гибнут в бесконечных катастрофах: тонут корабли, сталкиваются автомашины и поезда, падают самолеты и вертолеты, взрываются здания. И происходит это во всем мире. Давно ли весь мир был потрясен чудовищным происшествием в Нью-Йорке?
Кажется, даже природа ополчилась на человечество. Большие и длительные наводнения, землетрясения, сход снежных лавин с гор, ужасные ураганы, извержения вулканов, лесные пожары. И все это с большими разрушениями и человеческими жертвами. Но это - явления природные, неожиданные и непредсказуемые. А вот войны. Их "делают" люди. Длительная Великая Отечественная война унесла миллионы людей. До нее - Финская, после нее - с Японией. Теперь вот Чеченская. Это только в нашей стране. Война в Корее, Афганистане, Вьетнаме, Югославии и т.д., и т.д. Людям мало места под солнцем, дерутся за власть, за богатство, за могущество. Гибнут люди и просто в мирной жизни среди бела дня и среди тихой ночи, просто так. Одному надо то, что есть у другого, и он отбирает это вместе с его жизнью. Или просто сильный забивает слабого.
Что же случилось в человеческом мире? Что происходит с нами, людьми? Люди отошли от веры в Бога, забыли Заповеди Господни: "Не убий", "Не укради". А ведь вся мировая религия, какая бы она ни была, учит добросердечию, миролюбию так же, как и Православная Церковь обращается к людям и заповедует: "Да любите друг друга", "По вере вашей да будет вам".
Россию издревле называли святою за то, что крепко держался народ за веру, за Православную Церковь. Человек рождался и рос с молитвой. С ней он ежедневно вставал ото сна, за стол садился с просьбой, чтоб Отец Небесный даровал ему хлеб насущный на каждый день. Начиная какое-либо дело, просил у Бога благословения. По окончании дела и отходя ко сну, благодарил Бога за день прошедший и просил прощения за грехи вольные и невольные. В супружеский брак вступал, венчаясь и благословляясь. И в последний земной путь провожали человека с молитвой.
Когда на Русь ополчились враги, стремясь захватить наши земли и поработить народ, люди молились со слезами и просили Господа и Пресвятую Богородицу помочь в одолении врагов и даровании победы. И много тому примеров, когда молитва помогала. Известно, что преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на великое сражение в 1380 году с ханом Мамаем и предсказал победу. С воинами на битву шла и икона Божией Матери. Священники, молясь, просили святую заступницу земли Русской о победе над врагом. В день Куликовской битвы икона находилась среди русских воинов. С тех пор её стали называть Донской. А в 1591 году крымский царевич Нурадин и его брат Мурат-Гирей подступили к Москве. С той же Донской иконой Божией Матери был совершен крестный ход, а в день битвы она находилась в походной церкви среди воинов. И опять русским воинством была одержана победа.
Православная Церковь совершает три раза в год празднование Владимирской иконе Божией Матери в благодарность за троекратное избавление Её помощью нашего Отечества от врагов: 26 августа по старому стилю - в память чудесного избавления Русской земли от полчищ Тамерлана на Кучковом поле в 1395 году; 23 июня - в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году; 21 мая праздник установлен в честь избавления Москвы в 1521 году от нападения хана Махмет-Гирея.
Казанскую икону чтут четыре раза в год: 6 июля, 8 июля, 11 сентября и 22 октября по старому стилю. Многочисленную помощь через эту икону даровала Пресвятая Богородица русскому народу. В 1612 году по Её предстательству русские войска избавили наше Отечество от нашествия поляков. В 1613 году через икону Тихвинскую Матерь Божия даровала спасение от нашествия шведов и разорения Тихвинской обители. Почаевской иконе празднование установлено в честь освобождения Почаевской лавры от турецкой осады 20-23 июля 1675 года. 12 октября отдают почести Калужской иконе в память избавления города Калуги в 1812 году от французов. Чудотворная икона Божией Матери была на поле битвы под Полтавой в 1709 г.
И ни одна беда: нашествие ли это моровой болезни - чумы, холеры, оспы, или нападение врагов на нашу землю - не обходилась без заступления и покровительства Господа и его Пресвятой Матери по молитвам к их святым иконам.
Уже в первые дни Великой Отечественной войны к верующим и духовенству обратился митрополит Сергий, призвавший православный народ к защите Родины. Ежедневно во всех, оставшихся не закрытыми советской властью, храмах России звучали молитвы к Богу о даровании победы русскому воинству. В приходах проводился сбор средств на нужды обороны, на содержание госпиталей и детских сиротских домов. В 1942 году начался сбор средств на танковую колонну имени Дмитрия Донского. Было собрано 8 млн. рублей. Через год танки ушли на фронт. В нашем Тобольске тогда тоже шли молебны об одолении врага в двух храмах. С первого дня войны службы вели в храме Семи отроков Ефесских, а с 1943 года еще и в храме Свято-Покровского собора. Грозная опасность, нависшая над страной, побудила Сталина к изменению политики в отношении религии. Стали открываться закрытые приходы, действовало уже 75 монастырей. В невероятных условиях блокады выжил Ленинград. Прекрасный город на Неве не был захвачен фашистами. Тогда молебны перед чудотворным образом Казанской иконы служились не только в храмах, но и на передовых в Москве, на Курской дуге...
Вот сейчас восстанавливаются уцелевшие, но израненные и разграбленные старые храмы, воздвигаются новые. Теперь уже по телевидению можно увидеть в храме молящегося Президента. Выслушивают молебны и крестятся члены правительства. Некоторые государственные вопросы решаются с присутствием высших духовных православных и мусульманских лиц. Вера в Бога возвращается медленно и трудно.
25 декабря 1812 года Император Александр I издал манифест о постройке храма в честь победы России в войне с Наполеоном. Там говорилось: "В сохранение вечной памяти и того бессмертного усердия, верности и любви к вере и Отечеству, какими в сии времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа". Величественный храм строился более 40 лет, закладывался он дважды. В 1860 году наружные леса были сняты, и храм явил москвичам свое величие. Через двадцать только лет закончились работы по устройству площади возле храма и внутренние расписные работы. И вот, 26 мая 1883 года, в праздник Вознесения Господня с большим торжеством, в присутствии Императора Александра III, храм был освящен. Это и был Храм Христа Спасителя. Он был символом всей Православной России. А через 48 лет, 5 декабря 1931 года прозвучали взрывы, разрушившие его. Вот тогда и стали закрываться и разрушаться по всей России православные церкви. Пошатнулась вера во все святое, но не угасла. Христиане молились о возрождении Православия на Руси, в оставшихся не закрытыми храмах служились молебны, совершались крестные ходы. И вот - чудо! В конце 1980-го года родилось общественное движение за возрождение Храма Христа Спасителя. А в конце 1991 года в обращении к главам конфессий и верующим, в связи с 60-летием уничтожения Храма Христа Спасителя в Москве, президент Ельцин сказал: "Надеюсь, что при нашем принципиальном решении наши потомки в какой-либо форме восстановят память о Храме Христа Спасителя". И вот свершилось. В сентябрьские дни 1997 года столица наша Москва торжественно отмечала свое 850-летие. И центром празднования был Храм Христа Спасителя, восставший из небытия Главный Храм России, и освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Вот и у нас в Тобольске служба ведется уже в пяти храмах. Вера православная воскресает, а многие её и не утрачивали.
Но пока еще люди не все пришли к Богу и совершают свои дела, не оглядываясь на Него. Долго и упорно искореняли веру во все святое. Уже несколько поколений выросло, не зная никаких религий. Но человек без веры жить не может, а природа пустоты не выносит. Так и появилась вера, кто во что хотел: в богатство, в дикую силу, в "красивую жизнь", любыми способами достигнутую. Так и получилось: "По вере вашей да будет вам", и живем теперь так: кто кого. В годы Октябрьской революции и становления советской власти тоже была "вера" в светлое будущее человечества. За нее боролись, проливали кровь, отдавали свои жизни с сознанием своей правоты. А в годы Великой Отечественной войны все верующие и неверующие объединились в общей борьбе, встали грудью за свое Отечество - святую Русь. В своем стихотворении В. Дунаев пишет:
В бою за Н. погибли два Ивана:
Один Петров Иван, другой Иван Седой;
Напротив сердца маленькая рана
Была для каждого смертельною бедой.
Их в братскую могилу положили.
Над холмиком был дан тройной салют, -
Они его геройски заслужили
И обелиск отметил их приют.
А перед тем, как был салют отстрелян,
По взводам, ротам разнеслось окрест,
Что у Петрова партбилет прострелян,
А у Седого был пробит нательный крест.
В то тяжелое для наших солдат время, когда человек знает, что в любой час он может погибнуть, вера в Бога сама собой возвращалась к нему и, как яркая звезда, зажигалась в душе его. В одном из боев был убит русский солдат Александр Зайцев. В его гимнастерке нашли стихотворение, написанное им накануне боя:
Послушай, Бог, еще ни разу в жизни
С Тобой не говорил я, но сегодня
Мне хочется приветствовать Тебя.
Ты знаешь, с детских лет
всегда мне говорили,
Что нет Тебя, а я, дурак, поверил.
Твоих я никогда не созерцал творений,
И вот сегодня ночью я смотрел
На небо звездное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуюсь их мерцаньем,
Каким жестоким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку?
Но я Тебе скажу, и Ты меня поймешь.
Не странно ли, что средь ужаснейшего ада
Мне вдруг открылся свет, и я узрел Тебя?
А кроме этого мне нечего сказать.
Еще хочу сказать, что, как Ты знаешь,
Битва будет злая, и, быть может,
Ночью же к Тебе я постучусь.
И вот, хоть до сих пор
я не был Твоим другом,
Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?
Но, кажется, я плачу, Боже мой,
Ты видишь, что со мной случилось,
Что ныне я прозрел?
Прощай, мой Бог! Иду и вряд ли уж вернусь,
Как странно, что теперь я смерти не боюсь!
Это была его первая и последняя молитва к Богу. Он прозрел и почувствовал, что будет убит. И не просил он Бога о сохранении ему жизни в этом бою, нет, он просил о другом - чтобы если сегодня ночью он придет к Богу, Бог не отринул его.
Теперь в церкви можно видеть много молодых мужчин и парней. Каким путем они пришли туда, что их привело в Божий храм? Они прошли Афганистан, Чечню, они прошли через кровь и ужасы войны, через человеческие страдания и остались, Слава Богу, живы. Святая вера медленно, но возвращается к людям. Только жить по-христиански мы еще не научились. О чем мы просим Бога в своих молитвах? Второй раз на глаза мне попадает стихотворение Героя России В. Шарпатова:
Спаси нас, Боже, от ненастья,
Спаси от смерча и пурги,
Спаси от краденого счастья
И от несчастья сбереги!
Спаси от хилого здоровья,
Спаси от силушки дурной,
Спаси от гадкого злословья
Не впереди, а за спиной.
Спаси от нищеты духовной,
Спаси от зависти глухой,
Спаси от алчности греховной
И от компании дурной.
Спаси от труса в лихолетье,
Спаси от пьянства напролет,
Спаси от войн на этом свете
И распрям всем закончи счет.
Спаси от жадности и лени,
Спаси от черствости людской,
Спаси от рабства на коленях
И от привычки воровской.
Спаси во всем! Спаси нас, Боже!
Спаси на весь мой грешный век...
Но и спроси: "А сам-то все же
Чего ты стоишь, человек"?
Действительно, что мы делаем миротворческого, что делаем хотя бы для того, чтоб вернулся в наши семьи здоровый образ жизни, чтоб молодежь наша, выросшая в совершенном неведении о Боге, могла обрести веру в Него. Во времена общей раскованности для молодежи допустили бесконтрольную вседозволенность, а получили распущенность, нравственную опустошенность. Это привело к физическому нездоровью, к психическим заболеваниям. Какие "богатыри" земли русской идут теперь в армию? Какие матери получаются из 12-14-летних девочек, уже женщин? Какие дети рождаются от нездоровых родителей? Позаботиться о детях и внуках наших надо теперь же, ни на кого не надеясь.
Сергей Камышников это понимает так:
"Господи, истины дай мне и силы
В городе гулком и в сельской глуши.
И помоги сохранить до могилы
Твой отпечаток в сознанье души.
Господи, милости дай и спасенья,
Толикой малой Тебя повторить.
От понедельника до воскресенья
Нужное людям творить и творить.
Господи, смилуйся, каюсь я, каюсь:
Храмы не строил, ризы не шил.
Нет, я от смерти не отрекаюсь,
Просто не все я свое совершил.
Господи, смилуйся, каюсь я, каюсь,
Сколько Ты дал мне - столько несу.
Нет, я от жизни не отрекаюсь,
Буду спасенным и тоже спасу".
А Борис Комаров говорит так:
"На жизнь мне обижаться просто грех:
Я делал то, к чему тянулись руки,
И не имел понятия о скуке,
Карабкаясь упрямо между вех.
А рядом вздох о правде без прикрас,
Про волю и про тягостную долю.
Я никого на свете не неволю,
Но видит Бог, Он каждому воздаст".
Пусть не все сразу обретут веру в Бога, пусть каждый останется при своем взгляде на мироздание. Атеисты были всегда и будут. Но верить в добродетельность, в сострадание к живому миру и знать, что всякое зло поражает зло еще большее, обязан каждый человек. А звоны, колокольные звоны несутся уже по всей нашей стране.
"Пасхальные песни, весенние песни
И звон колокольный идет от Кремля,
Несется с призывом: "Ты духом воскресни,
Восстань и воскресни, Святая земля!"
Антонина Васильевна Гринько,
Г. Тобольск
|