Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Письмо осужденных ИР 99/11 г. Сургута – прихожан прихода во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных».

  • Игумен Петр (Мещеринов). О лубочном христианстве

  • Возвращаясь к напечатанному

  • Открытое письмо

  • Циничное оскорбление патриотических и религиозных чувств

  • Александр Леонидович Ерохин, преподаватель Воскресной школы для взрослых,г.Ноябрьск. Дух коммерциализации или дух молитвенный?

  • О создании туристического центра в Тобольске

  • О проблеме Курильских островов

  • Сколько стоит праздник?

  • Молчаливая революция

  • Тюмень - не Содом и Гамоара!

  • В.В. Абраменкова. Культурная интервенция в России и детство

  • Новые "проповедники истины"

  • Йоги и гадалки не выдерживают проверки

  • О громкой и непристойной музыке в общественном транспорте

  • Писательский агитпроп

  • Валентинов день - развращение молодежи

  • Разговор про самоубийц

  • Татуировки

  • Если бы не отец Григорий, половины этих детей не было бы сейчас в живых

  • Причины падения уровня образования в России

  • Я хоронил их всех...

  • Зачем нам уроки нравственной жизни

  • Трагедия в Красном Яру

  • Встретили Нагиева

  • "Методика высасывания из пальца...", или Как мне предлагали стать доносчицей

  • «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»

  • Еще раз о Божьих одуванчиках

  • Божьи одуванчики, Божьи ли?

  • Время покаяния. Открытое письмо в редакцию газеты "Тюменские известия"

  • Иеромонах Анатолий (Берестов).Духовные основы наркомании

  • Слепые вожди слепых

  • Взрыва страны не получилось. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

  • Трудности введения предмета "Основы православной культуры" в государственных и муниципальных образовательных учреждениях

  • От чистого сердца и помыслов добрых

  • Борьба (наркомания и нравственный выбор)

  • О гадании в святки

  • Сергианство, зарубежники, воссоединение...

  • Сладкие обещания

  • О демографической проблеме

  • Сказка не для всех

  • Российское образование и идолы атеизма

  • Эти прелестные игральные карты

  • Церковную школу строить придется всем миром

  • Проблема календарей

  • Правило возжигания свечей в храме

  • О церковной свече

  • О старом и новом стиле



  • О гадании в святки

         Приближается светлый праздник Рождества Христова, а с ним и святки. Значит, народ российский, в том числе и те, кто считает себя православными, кинется гадать, ворожить, не обращая никакого внимания на предостережения Церкви. И как обычно, различные СМИ будут с оживлением рассказывать о том, как гадали наши бабушки, как поддерживают этот "древний христианский обычай" в современных городах и весях. Обычай-то это древний, спорить не буду. Но христианский ли?

         Церковь издавна запрещала любые гадания в среде христиан. Так, в 61 правиле VI Вселенского собора говорится: "предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисанов и колдунов. Закосневающих же в сем и не отвергающихся от таковых пагубных языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священныя правила повелевают".

         Священнослужители неустанно предупреждают свою паству о пагубности подобных деяний. И это не голословные утверждения. Еще в Ветхом Завете предупреждает Господь народ Свой, что "не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим" (Втор. 18, 10-13).

         Святые отцы Церкви также говорят о недопустимости таких увлечений. Преп. Григорий Нисский учит: "У плотолюбца в настоящей жизни есть желание заглянуть в будущее, чтобы избежать бед или достигнуть желаемого. Потому, чтобы люди не обращали взор к Богу, исполненное обманом демонское естество изобрело многие способы узнать будущее: например, гадание, толкование знамений, прорицания, вызывание мертвых, исступления, наития божеств, вдохновения, карты и многое другое. И если какой-либо род предвидения, вследствие какого-либо обмана, признан истинным, демон представляет его обольщенному в оправдание лживого предложения. И на всякую ложную примету демонское ухищрение указывает обольщаемым, чтобы люди, отступив от Бога, обратились к служению демонам". А св. Иоанн Златоуст говорит, что "гадатель - это злой демон..." - и предупреждает людей, внимающих гадателям, что они будут недостойны расположения и милости Божией и этим приготовят для себя многочисленные бедствия. Гадание - это добровольное сотрудничество с диаволом, наивное желание узнать правду у лжеца. Нет никакой разницы, гадаете ли вы из серьезных побуждений или же просто ради развлечения, баловства, шутки. Современные святочные гадания хотя и начинаются иногда шуткою, но оканчиваются всегда вредом для души. А использование для этой цели церковных свечей и икон является ничем иным, как осквернением святыни.

         Что же касается древности сего обычая, на которую так любят ссылаться "ревнители старины", то древность еще не является признаком святости и богоугодности. До крещения Руси предки наши были язычниками и, к большому сожалению, до сих пор не смогли избавиться от многих языческих традиций и обрядов. Так может быть стоит, оставшись наедине со своей совестью, дать ответ самим себе, кто мы: христиане или же язычники, лишь по большим праздникам надевающие на себя маску христианства?

         Святки - это время молитвы, святое время, когда мир торжествует о Рождестве Спасителя. Зачем же омрачать это торжество погибелью душ человеческих, если именно "нас ради человек и нашего ради спасения" пришел в этот грешный мир Господь наш Иисус Христос? В эти святые дни должно стараться не отвлекать ума и сердца от святых помыслов. Лишь утешающая душу благодать Божия делает праздник Рождества Христова радостным и приятным. А дается эта благодать лишь тем, кто удаляет от себя все то, чем оскорбляется Божия любовь к нам, чем бесчестится святое имя Христово, чем нарушается святость праздника.

    Вера Шишкова



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.