ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№2 2005 г.         

Перейти в раздел [ Проблемы насущные ]

Александр Леонидович Ерохин, преподаватель Воскресной школы для взрослых,г.Ноябрьск. Дух коммерциализации или дух молитвенный?


Здравствуйте, уважаемая редакция!

В первом номере «Сибирской православной газеты» за 2005 год опубликован доклад Патриарха Алексия II на ежегодном Епархиальном собрании г.Москвы, одно место в котором меня очень заинтересовало: «Тревожным признаком обмирщения православного сознания, умаления церковности, духовного ослепления является все усиливающаяся коммерциализация многих сторон приходской жизни… Материальная заинтересованность все чаще выходит на первое место, заслоняя и убивая собой все живое и духовное. Нередко храмы, подобно коммерческим фирмам, торгуют «церковными услугами»…»

Возникает вопрос, который наверняка появляется у многих постоянных прихожан, привыкших к сосредоточенной, внимательной молитве во время богослужений. В храме по правилам Церкви не полагается ходить, разговаривать и молиться своей личной молитвой во время общехрамового богослужения. Церковная молитва объединяет верующих в единое тело – Церковь. Особенно важна Божественная литургия – главнейшая часть суточного богослужения. Но что происходит в храмах во время любых служб, а особенно литургии, знают все прихожане. Постоянное хождение по храму и верующих, и неверующих, и клира, и случайно зашедших. У каждого своя причина протиснуться сквозь ряды скромно молящихся людей, но все эти причины приводят к единому результату – суете и отвлечению от общецерковной молитвы. И все же основная масса ходящих по храму – это те, кто ставит свои свечи во время богослужения. Человек зашел в храм, купил свечи и – естественно – расставил их по подсвечникам. Но что происходит в этот момент в храме – мало кого из этих людей волнует, главная цель – поставить СВОЮ свечу, высказать Богу свои пожелания и просьбы. Но ведь при зажигании свечи мы молимся своей личной молитвой и, значит, не молимся общецерковной, человек в этот момент отделяет себя от всей Церкви, от единства со всеми молящимися. Угодна ли Богу такая молитва – не знаю, но расталкиванием людей этот «захожанин» отвлекает от молитвы, от сосредоточенности, от единения всех присутствующих. Получается, что такие люди не просто мешают молиться, но они расстраивают тело церковное. Хотя и есть правила, запреты, увещевания (в некоторых храмах висят объявления «Разговаривающим посылаются скорби»), но на них обращают внимание только по-настоящему верующие люди.

И мой вопрос заключается вот в чем – не пора ли в свете замечания Святейшего Патриарха привести приходскую жизнь в норму? Если люди покупают свечи во время службы, то ради достижения большей сосредоточенности и внимания молящихся прекратить торговлю именно во время богослужений. И тогда опоздавшие тихо встанут сзади и спокойно помолятся со всеми до окончания службы. Хотя есть и другие причины хождения по храму (пономари и церковные служители, выполняя послушания, постоянно снуют взад и вперед), но вышеуказанная причина – основная. Станет намного спокойнее молиться тем, кто именно ради молитвы и пришел. И настоятелям посоветовать не посылать пономарей за всякой мелочью во время службы, а сделать это заранее. Тогда и продавцам свечных ящиков откроется возможность спокойно постоять на литургии. Я спрашивал – они редко на ней бывают, у них послушание выше, чем… Неужели послушание торговать во время литургии стоит выше молитвы – самой важной в жизни христианина? Несколько продавцов, нередко очень верующих, лишаются соединения со всей Церковью, разве это нормально?


«Дух коммерциализации» явно мешает духу молитвенному. Конечно, храмы могут потерять значительную часть доходов. Я, член ревизионной комиссии, знаю это хорошо. Но неужели мы так и будем терпеть явно ненормальную молитву на богослужении? Духовность растет, людей все больше в храмы ходит, так не пора ли «количеству перерасти в качество»? Не забывать «разъяснение и напоминание» о финансовой стороне жизни приходов, но приводить молитвенный дух в христианские нормы? Храмов уже много, людей верующих – тоже, но общий уровень христианской духовности очень низок. Может, мое предложение хоть как-то поможет росту нашей воцерковленности.

И еще – во время пения «Отче наш» во многих храмах ходят с тарелкой для сбора денег. О чем нужно верующему думать в этот момент – где у него деньги лежат и сколько дать, или смысле молитвы Господней? И таких примеров довольно много. Что вы думаете по этому поводу? Пора или еще не пора коммерциализацию постепенно сводить на третьи роли?

Мы предлагаем нашим читателям поразмышлять над этим письмом, оно ставит весьма серьезные вопросы нашей общей приходской жизни.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.