Тема старого и молодого поколения в церкви оказалась неожиданно очень животрепещущей. Сначала на статью Вероники Петрук
«Божьи одуванчики" 11 за 2002г.) пришли отклики, защищающие молодежь и ругающие приходских старушек. Один из таких откликов, написанный ярко и с чувством, мы опубликовали в №3 нашей газеты за 2003 год
(«Божьи одуванчики. Божьи ли?»). И снова в редакцию были звонки, пришли письма (возможно, не последние) от людей, не согласных теперь уже с автором последней статьи - Н.Власовой.
Но кажется, что этот спор ушел совсем не в ту плоскость – возрастную. В мировой литературе немало произведений посвящено конфликту поколений, но есть ли (вернее, должен ли быть) такой конфликт в Церкви? Конечно, нет. Главная черта христиан – любовь друг к другу, неважно, молодых или старых, мужчин или женщин. К сожалению, мы в Церковь приходим каждый со своими недостатками, каждый находится на какой-то своей ступеньке духовного роста, и все это совершенно не зависит от того, сколько нам лет. Почтенный возраст вовсе не означает, что человек автоматически стал хорошим христианином и ему можно поучать всех и вся вокруг. А молодому начинающему прихожанину стоит, наверное, оставить за порогом церкви свою самонадеянность, самовлюбленность, узнать хоть немного, прежде чем идти в церковь, как себя там нужно вести, как одеваться. Мы же не ходим в купальниках на званый вечер, каждое место диктует свои определенные правила. И вот дело-то в том, что мне (как и всем прочим прихожанам) встречались в жизни и «приходские ведьмы», и глубоко, искренне верующие пожилые женщины (а вот интересно, почему весь спор касается только женского пола?). То же относится и к молодежи. Посмотришь на воспитанников Воскресных школ или православных гимназий: у одних есть в храме чувство предстояния перед лицом Божиим, а другие не отличают церкви от иного общественного заведения. Главное здесь – состояние души.
В принципе, об этом и письмо прихожанки храма Всех Святых г.Тюмени Марины Богдановой (похоже, молодой женщины).
"Сегодня в храмах можно встретить разных бабушек, дедушек, женщин, молодых людей и девушек. Некоторые из нас несут на себе следы не только физических, но и психических, социальных травм. И с этим ничего не поделаешь, ведь прежде всего не здоровые нуждаются в лекаре, а больные. В храме довольно легко можно идентифицировать тех, кто несет там послушание, и тех, кто стремится использовать сообщество прихожан для собственной сублимации, нужно только чуть-чуть внимательности.
В храме Всех Святых, о котором рассказывает Н.Власова, я, как ни старалась, не смогла обнаружить следов оккупации его шестидесятилетними, посткоммунистическими старушками. Среди прихожан есть люди разных возрастов: сорокалетние, тридцатилетние, студенты как вузов, так и колледжей, школьники, старушки и старички.
Мне показалось, что, обрушивая на старушек разоблачительные тирады, Н.Власова вольно или невольно проявила одну очень важную для нашего понимания тему, связанную с осмыслением того, почему наша вера называется православной, то есть правильной славой Богу. В "Сибирской Православной газете" эта тема поднималась неоднократно. Мне хотелось бы обратить внимание лишь на одну ее сторону: православные богослужения имеют свои особенности. Например, если нам захочется во время литургии подпеть с клиросом "Херувимскую песнь", то наверняка нас попытаются остановить. Или если захочется во время чтения Евангелия поставить свечи и приложиться к иконам, нас также попытаются остановить. И порой мы, не осознавая, а может быть, и не зная важности момента, чувствуем себя оскорбленными и обрушиваем мысленные тирады на тех, кто не дал нам продлить минуты нашего духовного блаженства. И как-то не всегда приходит в этот момент на ум мысль о том, что, может быть, я действительно что-то делаю не так, и уж тем более не хочется подойти к этой «злой женщине», сделавшей мне резкое замечание, и спросить: "Почему нельзя петь?". И уходим мы с обидой на людей, храм, и при случае непременно расскажем о том, как нас обидели, посетуем на то, как грешницы-старушки, работающие в храмах, не дают приходить молодежи к Богу. Конечно, жаль, что наши родные бабушки и мамы не передали нам знание того, как нужно правильно возносить славу Богу, но на это были не только субъективные причины, но и объективные обстоятельства.
Пересматривая старые номера "Сибирской Православной газеты", я еще раз убедилась в том, что о многом, например, связанном с поведением в храме, особенностями богослужения, уже было написано. Может быть, стоит напомнить об этом читателям? В суете повседневности для нас часто именно газета является тем путеводителем, который показывает знаки, задающие нужное направление продвижения к вере, к Богу".
И еще одно письмо, на этот раз из колонии, от раба Божия Александра Бармина, осужденного ИК-1 г.Тюмени.
"Мир вашему дому!Низкий поклон братии и сестрам!
Я ваш постоянный читатель, по моей просьбе бабушка мне постоянно посылает вашу газету. Она очень познавательная, в ней затрагиваются практически все основные аспекты нашей жизни. В последнем номере мне особенно понравились статья диакона Петра Овсянникова и интервью с диаконом Андреем Кураевым. Спаси вас Господи за ваш благородный труд!
Прочитал я в мартовском номере статью Н.Власовой "Божьи одуванчики. Божьи ли?" и невольно у меня появился дух противоречия. Как можно разделять прихожан православных храмов на категории старушек и молодежь, давать им обобщенные характеристики? Наверное, не стоит поднимать извечный конфликт "отцов и детей" в неспокойное время, когда мы должны думать в первую очередь о своем спасении! О возрождении Православия! Отечества! И многих других немаловажных проблемах.
Поэтому надо помнить: "Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы" (Еккл. 7,20). Не стоит делать выводы о всех без исключения старушках и бросаться в крайности, если одна-две ответили вам некорректно. Равносильно и с молодежью. Не стоит никого осуждать и брать лишний грех на себя, нарушая заповедь о любви к ближнему. Бог им судья!
Надо следить в первую очередь за собой! Не будем же мы на Страшном Суде отвечать Господу: "Вот-де они такие-сякие, а мы лучше". Так давайте же разберемся в себе, лучше ли мы их? "Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь". И будем молить Господа, чтобы он нам даровал единство в нашей Православной, Соборной и Апостольской Церкви!
Простите меня ради Христа за дерзость! Прошу ваших молитв".
|