Поймали голубя со сломанным крылом и начали его, бедолагу, избивать. Прямо в луже, огромной чугунной цепью. С гиканьем и свистом. Под дружные крики, да еще и с радостью. Потом, спихнув мертвое тельце, ватага школьников направилась к подъезду, закурила…
Маты перемежались плевками. А мимо тащилась на концерт приезжей поп-дивы молодежь постарше, в мини-юбках, спортивных костюмах, обязательно с бутылками пива. У реки собиралась «тусовка», которая, болтая о том, что сегодня полнолуние, вероятнее всего потянется на ближайшее кладбище громить мраморные плиты…
* * *
А рядом восстанавливается церковь. Казалось когда-то, что она совсем безнадежна для воссозданияния, но сейчас не хватает только куполов. Она одинока среди этого экспрессивного мира. Здесь же возродился женский монастырь. В окна келлий льется тихий свет, и сестры во Христе воспитывают девчушек четырех-пяти лет. Это хозяйка монастыря, матушка Нина, решила устроить при монастыре детский приют.
Стоит Маришка, смотрит глазищами на икону, крестится, даже поет молитвы. Забавно так получается, тоненько, как у птички. Да и сама она как галчонок: в черном платье, башмаках, платок глухо повязан на голове, но из-под него выбиваются непослушные прядки волос. И она по-детски счастлива. Она счастлива жить с Богом, раз в этой жизни не довелось воспитываться у родителей.
Если бы Марина осталась жить с матерью-алкоголичкой, то несложно представить, что ожидало бы девочку. Она «в миру» такая же, как сотни ей подобных, не чужой, а всё-таки никому не нужный ребенок. Оказалась бы, как это обычно бывает, в детской комнате милиции… А что делать девчушке, прибившейся к запертым изнутри дверям собственной квартиры? Да и внутри ничего не ждет: в лучшем случае на кухне – завалявшийся кусок хлеба. В углу надрывается от плача младший братишка. И так хочется уйти отсюда куда глаза глядят! Хоть воровать, хоть прибиться к компании «своих», заночевавших на теплотрассе. А потом, когда оттуда достанут сотрудники милиции после очередного рейда, снова бежать из приюта, по привычке, лишь бы бежать…
Теперь же Маришке хорошо, спокойно. Более того, у нее нет злобы на родителей, на судьбу, на саму себя. Одним словом, девочка любит и будет любить жизнь, как пташка, на которую сейчас похожа. Она просто так берет незнакомого человека за руку, заглядывает в глаза и шепчет: «Что с тобой? Тебе плохо?». А посетитель на самом деле бледнеет от умиления. Марина уверена в том, что её любят сестры-монахини. И с чистыми слезами утешает свою ровесницу Иринку, у которой высокая температура. Немного картаво получается:
-Ты потерпи, всё пройдет. Это ничего, это бесенюки лезут. Матушка помолится, и всё пройдет. Совсем пройдет. Спи. – И тут же сама засыпает, едва успев добрести до своей кровати.
* * *
Девушка-послушница уносит ребенка на место и возвращается в келью. Там молится с сестрами, плачет от чистого сердца о своих грехах. Кажется, какие уж грехи могут быть у них, шестнадцати-, двадцатилетних, чтобы так вот лишить себя всех «земных радостей»? Нам, «светским», не понять. Но зато вряд ли кто будет спорить, что эти люди - духовные, высоконравственные. Они стремятся к идеалу и молятся за тех, кто Церковь рассматривает в лучшем случае как элемент нашей русской культуры.
* * *
Сегодня всё чаще люди обращают свой взор на Церковь, как помощницу в воспитании молодого поколения. Кто еще расскажет о заповедях так убедительно, как верующий преподаватель? А ведь детей и подростков надо призывать к порядку немедленно, сейчас каждое мгновение дорого. Очень уж давно было упущено нравственное воспитание. Естественно, средняя общеобразовательная школа до сих пор считается светской и не приемлет введения религиозного образования. Зная это, вопрос о преподавании православной религии как учебной дисциплины никто и не ставит. На то есть специальные Воскресные школы. Министерство образования в последнее время ратует за введение в средних учебных заведениях курса «Основы православной культуры». Этому вопросу были посвящены XI международные образовательные Рождественские чтения.
* * *
Знание основ православной культуры должно способствовать тому, чтобы молодежь по-новому посмотрела на свою страну, узнала о традициях, которые в ней были и есть. Так можно воспитать в человеке духовность. Сейчас нередки картины, когда на улице подвыпившие компании начинают орать американские песни. Молодежь требует баксов, чтобы ходить в найтклабы, шопы и дискаунтеры. Летом у здания областной администрации в невменяемом состоянии разгуливала девушка, на которой, кроме ботфортов и ковбойской шляпы, был только американский флаг.
Стыдно должно быть от того, что сегодняшние школьники на просьбу преподавателя вспомнить русскую народную песню, теряются и говорят:
-Ой, Марь Иванна, разве можно петь русские песни? Их же только пьяные орут!
Многие проблемы в обществе появляются как раз от того, что многие забыли национальную культуру, основу нашей нравственности. Даже не забыли, а спутали её с бескультурьем. Нравственность спутали с безнравственностью. Духовные ценности поменяли на материальные. И всё это случилось за время, когда в школьном воспитании образовалась пустота, детям в один момент перестали говорить о духовных ценностях. В этом вакууме произошел скачок наркомании, алкоголизма, появилось больше трудных подростков.
* * *
На перемене на школьном крыльце стояли восьмиклассники и курили «травку». Уже зеленые, глаза светились неимоверно ярко и тупо, смеяться хотелось так, что не было сил идти на урок. И так, хохоча, Димка упал на бетон… Потом были машина скорой помощи, реанимационное отделение, заплаканная мать рядом с кроватью сына. А ребенок очнулся, отвернулся и пробормотал: «Чего приперлась?» Истерика, нашатырь, корвалол… Сколько раз уже эта медсестричка, суетящаяся около обиженной женщины, видела подобные картины? А сколько в этом отделении уже умерло молодых наркоманов?
Димке другу на этот раз повезло: «Это же всего лишь травка!» Однако деньги на очередной «косяк» достать захотелось. Пришлось вытащить из квартиры золотые украшения, украсть у одноклассницы Таньки кошелек.
-Эх, всего 50 рублей! – от злости Димка дал затрещину первокласснику, пробегавшему мимо.
* * *
Директора школ устали смотреть на всё это. Что делать? Как призвать к порядку разбушевавшееся «поколение next»? Что делать, если в современном обществе семья часто не несет тех воспитательных функций, которые на нее возлагались? Да и школа, надо сказать, забыла о воспитательных функциях, заменив их «в одно прекрасное время» только образовательными. Директора призадумались – и решились действовать. И опять некоторым чиновникам из отдела образования не угодили. Недавно от проверяющего чиновника пришел документ с жалобой: «Вместо портрета Ленина на стене в кабинете директора висит икона». Икону пришлось снять, поставить в шкаф. Но не далеко, на случай, если «власть снова сменится». Еще один чиновник отправил жалобу, потому что на уроке литературы услышал цитаты, приведенные из Библии. И это уже в 21 веке! И почему все так боятся, что обычный культурологический предмет «Основы православной культуры» превратится в религиозный «Закон Божий»?
«Граница между религиозным и культурологически-религиоведческим образованием проходит вот где, - отмечает диакон Андрей Кураев в своей книге «Основы православной культуры как лекарство от экстремизма», - если преподаватель считает, что ту информацию, которую он дал, дети должны принять личностно, перевести в свою жизнь, если на экзамене оценка будет зависеть от того, согласен ты с учителем или нет, как часто ты ходишь в храм - вот это будет религиозное образование. Культурологическое преподавание – это реконструкция мира, о котором свидетельствует тот или иной текст. Причем текст имеется в виду не только литературный, но и живописный, музыкальный, событийный…»
В Тюмени чиновники вздыхают: «Ох уж эти новые образовательные программы! Умудрились их и разработать, и в учебный процесс вставить». Программы как раз таки оказались светскими. Министр образования РФ одобрил, а все директора департаментов стояли и поддакивали, смотрели, как уверенно, с чувством собственного достоинства министр В. Филиппов жмет руку Патриарху Алексию. Сегодня, когда крепнет союз Церкви и государства, многие местные чиновники думают, что придется тащить школьников в храм. Но всё гораздо проще. Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий благословил светскую программу, которая никого не смутит: ни родителей, ни учителей. Ни чиновников, с которыми бороться сложнее всего.
Сидит в кабинете этакая строгая дама и, отвергая все доводы, повторяет: «Зачем нам рассказывать о Православии? Посмотрите, в каждом классе сидят по два-три татарина или армянина. Это же разжигание национальной вражды!» Такой даме не объяснишь, что она не права. Русские люди всегда были излишне добры и лояльны. В то время, как открывается все больше еврейских, мусульманских школ, в которых преподают специальные предметы, несмотря на то, что половина учеников – русские, мы боимся говорить о своем национальном у себя же дома. Это, по меньшей мере, странно. Мы, стараясь уважать чужую культуру, забываем напрочь о своей родной. О Библии можно рассказывать в культурологическом плане, а категории "любовь", "добро", "совесть" всегда остаются вполне светскими. Или уже даже об этом в нашем обществе стали забывать?
В первом классе преподаватель нового предмета «Уроки нравственной жизни» спросил ребят о том, что такое совесть. Все школьники затихли, некоторые смотрели на учителя, наклонив головы набок от удивления.
- Ребята, неужели вам никогда родители не говорили, что такое совесть и есть ли она у вас?
- Не-ет, - тихо пронеслось по аудитории к ужасу учительницы Марины Фоминой, которая разработала программу по духовно-нравственному воспитанию для начальных классов государственных общеобразовательных учреждений.
Марина Викторовна много лет проработала в советской школе, сейчас – директор приюта для девочек при Свято-Ильинском женском монастыре. Повидала детей самых разных, поняла на практике, что проблем с ребятишками из верующих семей нет никаких, поэтому решила помочь воспитывать «светских» детей, донести и до них «хорошее, доброе, вечное». Методическую программу «Уроки нравственной жизни», над которой она и ее помощница Светлана Антипина работали в течение года, приняли на ура и городской информационно-методический центр Тюмени, и Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, и отдел образования и катехизации Тобольско-Тюменской епархии.
Директор ГИМЦ А.В.Христель в отзыве на программу отметил, что содержание программного материала является средством побуждения к саморазвитию, стремлению к истине, красоте, добру. (Городской информационно-методический центр, 16 декабря 2002 года, №154). Ректор ТОГИРРО Н.Ф.Гольцов в рецензии на программу подтвердил, что она отражает современный гуманистический, личностно-ориентированный подход к образованию младших школьников и является частью проекта программы «Основы нравственного воспитания детей от 3 до 18 лет» (документ от 3 февраля 2003 года).
Тюменские школы крепко ухватились за эту программу. В этом году новый предмет ведется в 22 школе. Появится он и в других, например, в средних школах №7, №89. Как показывает опыт, темы, которые предлагают разработчики, и детям нравятся, и родителей интересуют. Всем хочется, чтобы было меньше ситуаций, похожих на эту:
- Ребята, скажите, зачем вам нужны родители?
- Чтобы игрушки покупали!
- Чтобы кормили! Вот я захожу на кухню, открываю один холодильник – там мясо и колбаса. Открываю другой – там молоко и пирожное.
- Чтобы мультики показывали!
И только один мальчик в классе почти шепотом сказал: «Чтобы мама меня любила…». И учительница не сдержалась, заплакала: "Что сегодня сделали с нашими детьми, у которых всё подменили материальными ценностями, любовь и ласку заменили красивой одеждой?". Сегодня дети редко видят родителей, которые заняты погоней за материальными благами. А ведь любому педагогу ясно, что духовное воспитание возможно только благодаря тесному общению учителя и родителей.
Воспитание родителей было упущено. Кто же будет преподавать основы нравственности детям? Учителя, которых надо учить самих. Но процесс уже идет. Главное, у взрослых есть желание учиться. В этом году на традиционный семинар для учителей школ «Основы Православия», который проходил в Тобольске, приехало около трехсот человек со всей Тюменской области.
Сегодня мало осознать, что проблема воспитания существует, недостаточно и приказа о ее решении. Надо находить действенные способы и энтузиастов, которые это будут делать. Владимир Путин, приехав в Тобольск, прошелся по Кремлю, побывал в Покровской церкви и Софийско-Успенском соборе, в Духовных школах и, по словам владыки Димитрия, удостоверился в том, что есть благодать на Российской земле, есть силы справиться с проблемами. Именно о воспитании молодежи Президент разговаривал с архиепископом Тобольским и Тюменским, ректором Духовной семинарии.
Конечно, единицы молодых людей будут верить в Бога, учиться в гимназии, семинарии, на регентском отделении и в иконописной школе, благоговейно молиться и воспитывать своих детей в нравственных православных традициях. В «светской» школе всё будет (да и должно быть) гораздо проще. Никто не будет с яростью обрушиваться на бездуховность, безвкусицу, алчность и безнравственность. Но об основах нравственного становления человека говорить все-таки стоит хотя бы для того, чтобы ребенок мог почувствовать полную сопричастность к тому, что происходит вокруг, и понять, что наша культура связана с Православием и нравственностью.
И тогда не придется забеливать на стенах церквей слова, написанные беспутной пьяной компанией, никто не будет показывать пальцем на человека, который помогает нищему хромому перейти через дорогу. Все признают, что когда у молодых людей будет понятие о семье, долге, чувстве ответственности перед людьми, тогда жить будет легче. Если дети поймут, что такое человечность, миролюбие, музыка родной природы, будут гордиться своим родным краем Сибирским (это лишь некоторые темы из учебной программы), тогда наверняка жизнь станет солнечнее.
Александра Бучинская, студентка ТюмГУ
|